Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Причины низкой эффективности логистики в России

Транспортная политика
Причины низкой эффективности логистики в России

По данным The McKinsey Global Institute (MGI), объем глобальных мировых потоков (мировой торговли товарами и услугами, включая финансовые потоки) достиг $26 трлн в 2012 году, что составляет более трети мирового ВВП. В 1990 году эта доля составляла около 20%. Это говорит об увеличении роли логистики и коммуникаций в мировой экономике, что стало возможно благодаря активному развитию транспортных систем разных стран и формированию систем современной логистики, направленных на повышение эффективности в процессе торговли и предоставлении услуг.

Для России логистика слово уже не новое, но явление по-прежнему мало анализируемое экономистами. При этом для нашей страны логистика совершенно исключительный сектор, хотя бы из-за протяженности территории, и это ключевой фактор конкурентоспособности экономики.

Кирилл Никода, Старший аналитик Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк»

 

Логистика в России: рейтинги и индексы

Для межстрановых сравнений эффективности логистики можно рассматривать различные рейтинги и индексы, связанные с транспортными услугами. Одним из наиболее интересных является Logistics Performance Index (Индекс эффективности логистики), публикуемый Всемирным Банком. По этому индексу Россия в 2014 году заняла скромное 90-е место (из 160-ти) в ряду таких стран, как Уругвай, Армения, Шри-Ланка.

Этот сводный индекс характеризует общий уровень развития логистики, поскольку формируется из ряда ключевых показателей: эффективность таможенной администрации, качество инфраструктуры и своевременность отгрузки товаров, по которым оценивается общий рейтинг страны. Наиболее низкие позиции Россия занимает по таможенным услугам и качеству инфраструктуры. При этом с 2007 года Россия в рейтинге поднялась с 99-й позиции.

Конкурентоспособность экономики в современном глобализованном пространстве не в последнюю очередь связывается с уровнем развития транспортной инфраструктуры. В рейтинге Global Competitiveness Index (Глобальный индекс конкурентоспособности) Россия занимает 53 место. Если обратиться к транспортной инфраструктуре – Transport Infrastructure, – то здесь мы на 44-м, то есть уровень развития собственно основных фондов транспорта оценивается удовлетворительно. Но по такому показателю, как Quality Оf Оverall Infrastructure (Общее качество инфраструктуры) – на 74-м месте (в 2011-2012 гг.: 101 место), в том числе по качеству автомобильных дорог – 124, воздушной инфраструктуры – 79, портов – 81, железных дорог – 26.

 

Логистические издержки

Но индексы индексами, а наиболее объективным критерием оценки развития транспортного сектора страны и эффективности его работы служит показатель транспортной составляющей в общей себестоимости товаров.

Доля логистических издержек в ВВП России остается непомерно высокой: около 15-20% против 7-10% в западных странах, что связано, прежде всего, с неэффективной организацией внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы России в целом.

 

Рис. 1. Составляющие индекса «Эффективности логистики» по странам БРИКС. 2014 г.

Источник: The World Bank, Logistics Performance Index, 2014.

Примечание: После названия страны (через запятую) указан общий рейтинг страны в 2014 г.

 

Конечно, ситуация не одинакова во всех сегментах рынка транспортных услуг. В частности, рост цен в большинстве отраслей промышленности, по данным ОАО «РЖД», опережает рост железнодорожных тарифов, что приводит к снижению транспортной составляющей в цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом. Однако само по себе это не является следствием улучшения эффективности железнодорожного транспорта, а является отражением политики сдерживания тарифов.

Рынок грузовых перевозок функционирует асинхронно, что проявляется в степени развития отдельных видов транспорта, а также с точки зрения особенностей внутриотраслевого взаимодействия. Если говорить о концентрации услуг по перевозкам, то, например, рынок грузовых авиаперевозок обладает высокой концентрацией – на 5 компаний приходится 80% перевозок.

Рынок железнодорожных перевозок в основном уже сформирован, но текущая неутешительная рыночная ситуация создает дополнительные условия для увеличения консолидации. При этом кэптивные1 операторы оказывают все меньшее влияние на рынке перевозок, аутсорсинг услуг преобладает. В дальнейшем рынок будет насыщаться интегрированными перевозчиками, способными предоставить весь спектр услуг производителям.

Рынок автомобильных перевозок наиболее конкурентен и представлен в три раза большим количеством компаний, чем в железнодорожных перевозках. Здесь фактически отсутствует консолидация рынка. При этом в отличие от железнодорожной отрасли положение кэптивных перевозчиков усиливается, особенно если говорить о сегменте ритейла.

Вследствие высокой конкуренции, а следовательно по законам экономики, большей эффективности, перевозки автотранспортом занимают большую долю в логистическом секторе, чем целесообразно для логистической системы в целом. В частности, известно, что перевозка автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным наиболее эффективно осуществляется на расстояниях до 700 км, у нас же эта граница сдвинута до 1000 км, а по некоторым грузам и более!

 

Состояние инфраструктуры

Традиционно причинами низкой эффективности логистики называют состояние инфраструктуры, в частности, износ железнодорожного и дорожного полотна, портовых мощностей, а также старый подвижной состав и флот. Отношение объема инвестиций в транспортную инфраструктуру (без учета трубопроводного транспорта), по нашим оценкам, составляет 2,4% ВВП, что в целом для поддержания текущего функционирования и с учетом среднемирового уровня представляется достаточным (опять же вспомним, что во всех рейтингах по показателям обеспеченности самими объектами транспортной инфраструктуры Россия занимает довольно высокие места).

Обновленная недавно Государственная программа развития транспортной системы России предполагает сокращение бюджетного финансирования на 6% до 2020 года (до 6,8 трлн рублей), рост финансирования планируется обеспечивать лишь за счет внебюджетных источников, выделение средств из которых никак не гарантировано в долгосрочной перспективе. Даже если планы прибавки внебюджетных инвестиций реализуются, это уравновесит соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования инвестиций в инфраструктуру. Для сравнения: доля государственных вложений в мировой практике составляет около 30%2.

 

Рис. 2. Динамика объемов перевозок всеми видами транспорта и ВВП России (%, 2008-2018 гг.)

Источник: Росстат, Минтранс России, расчеты ЦЭП.

Примечание: без учета трубопроводного транспорта.

 

Проблемы обновления фондов наиболее очевидны и бросаются в глаза в секторе автомобильных перевозок. Ключевой проблемой остается состояние дорожного покрытия. Согласно Госпрограмме 85% федеральной дорожной сети планируется привести к нормативному состоянию в 2020 году.

Возможно, уже с конца следующего года проезд для грузового транспорта будет платным, это создаст дополнительный денежный поток, который будет направлен в федеральный дорожный фонд и станет еще одним источником финансирования инвестиций в обновление дорог. С региональными автодорогами все сложнее, поскольку их протяженность в 10 раз превышает федеральные трассы, а объемы финансирования сопоставимы. Очевидно, что для более активного развития регионов такие объемы финансирования представляются недостаточными.

С точки зрения железнодорожного сообщения, главной тенденцией в грузовых перевозках можно назвать развитие отправок в восточном направлении. Восточный вектор подразумевает активное освоение ресурсов в восточной части страны и расширение провозных возможностей за счет модернизации Транссиба и БАМа, а также увеличение перевалки в портах с преобладанием насыпных грузов. Успешная реализация поставленных задач на этом направлении поможет реализовывать экспортный потенциал российской экономики в объеме, который, по нашим оценкам, составляет порядка 70 млн тонн. При этом основным местом назначения перевозимых грузов станут страны АТР.

Таким образом, в долгосрочной перспективе, во-первых, необходимо удовлетворить растущий спрос на перевозки со стороны экспортных отраслей, во-вторых, адаптироваться к смене направления самих перевозок (Восточный вектор), в-третьих, качественно изменить логистику перевозок (внедрение IT-инфраструктуры, систем управления, служб «одного» окна), что потребует значительных капитальных вложений.

 

Выводы

В ближайшие три года по прогнозу Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк» ожидается стагнация в транспортной отрасли. Это будет проявляться в небольшом падении объемов перевозок (за исключением перевалки в портах), снижении производства и закупок в транспортном машиностроении, отсутствии серьезного роста инвестиций.

Основными качественными изменениями в течение ближайших пяти лет должны стать такие процессы, как консолидация участников перевозочного процесса параллельно с диверсификацией услуг у лидеров отрасли, интеграция и моделирование процессов с помощью IT-инфраструктуры (предпроектная подготовка, мониторинг выполнения, операционный контроль во время функционирования).

Определенные выгоды в условиях снижения роста экономики принесет курс на повышение эффективности с учетом более тесного взаимодействия между видами транспорта.

 

1. Кэптивный оператор – компания, принадлежащая материнской структуре, обслуживающая только ее грузовые потоки.

2. Совместный доклад The Boston Consulting Group и Комитета по логистике ТПП России. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. Апрель 2014 г.

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...