Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Причины низкой эффективности логистики в России

Транспортная политика
Причины низкой эффективности логистики в России

По данным The McKinsey Global Institute (MGI), объем глобальных мировых потоков (мировой торговли товарами и услугами, включая финансовые потоки) достиг $26 трлн в 2012 году, что составляет более трети мирового ВВП. В 1990 году эта доля составляла около 20%. Это говорит об увеличении роли логистики и коммуникаций в мировой экономике, что стало возможно благодаря активному развитию транспортных систем разных стран и формированию систем современной логистики, направленных на повышение эффективности в процессе торговли и предоставлении услуг.

Для России логистика слово уже не новое, но явление по-прежнему мало анализируемое экономистами. При этом для нашей страны логистика совершенно исключительный сектор, хотя бы из-за протяженности территории, и это ключевой фактор конкурентоспособности экономики.

Кирилл Никода, Старший аналитик Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк»

 

Логистика в России: рейтинги и индексы

Для межстрановых сравнений эффективности логистики можно рассматривать различные рейтинги и индексы, связанные с транспортными услугами. Одним из наиболее интересных является Logistics Performance Index (Индекс эффективности логистики), публикуемый Всемирным Банком. По этому индексу Россия в 2014 году заняла скромное 90-е место (из 160-ти) в ряду таких стран, как Уругвай, Армения, Шри-Ланка.

Этот сводный индекс характеризует общий уровень развития логистики, поскольку формируется из ряда ключевых показателей: эффективность таможенной администрации, качество инфраструктуры и своевременность отгрузки товаров, по которым оценивается общий рейтинг страны. Наиболее низкие позиции Россия занимает по таможенным услугам и качеству инфраструктуры. При этом с 2007 года Россия в рейтинге поднялась с 99-й позиции.

Конкурентоспособность экономики в современном глобализованном пространстве не в последнюю очередь связывается с уровнем развития транспортной инфраструктуры. В рейтинге Global Competitiveness Index (Глобальный индекс конкурентоспособности) Россия занимает 53 место. Если обратиться к транспортной инфраструктуре – Transport Infrastructure, – то здесь мы на 44-м, то есть уровень развития собственно основных фондов транспорта оценивается удовлетворительно. Но по такому показателю, как Quality Оf Оverall Infrastructure (Общее качество инфраструктуры) – на 74-м месте (в 2011-2012 гг.: 101 место), в том числе по качеству автомобильных дорог – 124, воздушной инфраструктуры – 79, портов – 81, железных дорог – 26.

 

Логистические издержки

Но индексы индексами, а наиболее объективным критерием оценки развития транспортного сектора страны и эффективности его работы служит показатель транспортной составляющей в общей себестоимости товаров.

Доля логистических издержек в ВВП России остается непомерно высокой: около 15-20% против 7-10% в западных странах, что связано, прежде всего, с неэффективной организацией внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы России в целом.

 

Рис. 1. Составляющие индекса «Эффективности логистики» по странам БРИКС. 2014 г.

Источник: The World Bank, Logistics Performance Index, 2014.

Примечание: После названия страны (через запятую) указан общий рейтинг страны в 2014 г.

 

Конечно, ситуация не одинакова во всех сегментах рынка транспортных услуг. В частности, рост цен в большинстве отраслей промышленности, по данным ОАО «РЖД», опережает рост железнодорожных тарифов, что приводит к снижению транспортной составляющей в цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом. Однако само по себе это не является следствием улучшения эффективности железнодорожного транспорта, а является отражением политики сдерживания тарифов.

Рынок грузовых перевозок функционирует асинхронно, что проявляется в степени развития отдельных видов транспорта, а также с точки зрения особенностей внутриотраслевого взаимодействия. Если говорить о концентрации услуг по перевозкам, то, например, рынок грузовых авиаперевозок обладает высокой концентрацией – на 5 компаний приходится 80% перевозок.

Рынок железнодорожных перевозок в основном уже сформирован, но текущая неутешительная рыночная ситуация создает дополнительные условия для увеличения консолидации. При этом кэптивные1 операторы оказывают все меньшее влияние на рынке перевозок, аутсорсинг услуг преобладает. В дальнейшем рынок будет насыщаться интегрированными перевозчиками, способными предоставить весь спектр услуг производителям.

Рынок автомобильных перевозок наиболее конкурентен и представлен в три раза большим количеством компаний, чем в железнодорожных перевозках. Здесь фактически отсутствует консолидация рынка. При этом в отличие от железнодорожной отрасли положение кэптивных перевозчиков усиливается, особенно если говорить о сегменте ритейла.

Вследствие высокой конкуренции, а следовательно по законам экономики, большей эффективности, перевозки автотранспортом занимают большую долю в логистическом секторе, чем целесообразно для логистической системы в целом. В частности, известно, что перевозка автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным наиболее эффективно осуществляется на расстояниях до 700 км, у нас же эта граница сдвинута до 1000 км, а по некоторым грузам и более!

 

Состояние инфраструктуры

Традиционно причинами низкой эффективности логистики называют состояние инфраструктуры, в частности, износ железнодорожного и дорожного полотна, портовых мощностей, а также старый подвижной состав и флот. Отношение объема инвестиций в транспортную инфраструктуру (без учета трубопроводного транспорта), по нашим оценкам, составляет 2,4% ВВП, что в целом для поддержания текущего функционирования и с учетом среднемирового уровня представляется достаточным (опять же вспомним, что во всех рейтингах по показателям обеспеченности самими объектами транспортной инфраструктуры Россия занимает довольно высокие места).

Обновленная недавно Государственная программа развития транспортной системы России предполагает сокращение бюджетного финансирования на 6% до 2020 года (до 6,8 трлн рублей), рост финансирования планируется обеспечивать лишь за счет внебюджетных источников, выделение средств из которых никак не гарантировано в долгосрочной перспективе. Даже если планы прибавки внебюджетных инвестиций реализуются, это уравновесит соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования инвестиций в инфраструктуру. Для сравнения: доля государственных вложений в мировой практике составляет около 30%2.

 

Рис. 2. Динамика объемов перевозок всеми видами транспорта и ВВП России (%, 2008-2018 гг.)

Источник: Росстат, Минтранс России, расчеты ЦЭП.

Примечание: без учета трубопроводного транспорта.

 

Проблемы обновления фондов наиболее очевидны и бросаются в глаза в секторе автомобильных перевозок. Ключевой проблемой остается состояние дорожного покрытия. Согласно Госпрограмме 85% федеральной дорожной сети планируется привести к нормативному состоянию в 2020 году.

Возможно, уже с конца следующего года проезд для грузового транспорта будет платным, это создаст дополнительный денежный поток, который будет направлен в федеральный дорожный фонд и станет еще одним источником финансирования инвестиций в обновление дорог. С региональными автодорогами все сложнее, поскольку их протяженность в 10 раз превышает федеральные трассы, а объемы финансирования сопоставимы. Очевидно, что для более активного развития регионов такие объемы финансирования представляются недостаточными.

С точки зрения железнодорожного сообщения, главной тенденцией в грузовых перевозках можно назвать развитие отправок в восточном направлении. Восточный вектор подразумевает активное освоение ресурсов в восточной части страны и расширение провозных возможностей за счет модернизации Транссиба и БАМа, а также увеличение перевалки в портах с преобладанием насыпных грузов. Успешная реализация поставленных задач на этом направлении поможет реализовывать экспортный потенциал российской экономики в объеме, который, по нашим оценкам, составляет порядка 70 млн тонн. При этом основным местом назначения перевозимых грузов станут страны АТР.

Таким образом, в долгосрочной перспективе, во-первых, необходимо удовлетворить растущий спрос на перевозки со стороны экспортных отраслей, во-вторых, адаптироваться к смене направления самих перевозок (Восточный вектор), в-третьих, качественно изменить логистику перевозок (внедрение IT-инфраструктуры, систем управления, служб «одного» окна), что потребует значительных капитальных вложений.

 

Выводы

В ближайшие три года по прогнозу Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк» ожидается стагнация в транспортной отрасли. Это будет проявляться в небольшом падении объемов перевозок (за исключением перевалки в портах), снижении производства и закупок в транспортном машиностроении, отсутствии серьезного роста инвестиций.

Основными качественными изменениями в течение ближайших пяти лет должны стать такие процессы, как консолидация участников перевозочного процесса параллельно с диверсификацией услуг у лидеров отрасли, интеграция и моделирование процессов с помощью IT-инфраструктуры (предпроектная подготовка, мониторинг выполнения, операционный контроль во время функционирования).

Определенные выгоды в условиях снижения роста экономики принесет курс на повышение эффективности с учетом более тесного взаимодействия между видами транспорта.

 

1. Кэптивный оператор – компания, принадлежащая материнской структуре, обслуживающая только ее грузовые потоки.

2. Совместный доклад The Boston Consulting Group и Комитета по логистике ТПП России. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. Апрель 2014 г.

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...