Причины низкой эффективности логистики в России

Транспортная политика
Причины низкой эффективности логистики в России

По данным The McKinsey Global Institute (MGI), объем глобальных мировых потоков (мировой торговли товарами и услугами, включая финансовые потоки) достиг $26 трлн в 2012 году, что составляет более трети мирового ВВП. В 1990 году эта доля составляла около 20%. Это говорит об увеличении роли логистики и коммуникаций в мировой экономике, что стало возможно благодаря активному развитию транспортных систем разных стран и формированию систем современной логистики, направленных на повышение эффективности в процессе торговли и предоставлении услуг.

Для России логистика слово уже не новое, но явление по-прежнему мало анализируемое экономистами. При этом для нашей страны логистика совершенно исключительный сектор, хотя бы из-за протяженности территории, и это ключевой фактор конкурентоспособности экономики.

Кирилл Никода, Старший аналитик Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк»

 

Логистика в России: рейтинги и индексы

Для межстрановых сравнений эффективности логистики можно рассматривать различные рейтинги и индексы, связанные с транспортными услугами. Одним из наиболее интересных является Logistics Performance Index (Индекс эффективности логистики), публикуемый Всемирным Банком. По этому индексу Россия в 2014 году заняла скромное 90-е место (из 160-ти) в ряду таких стран, как Уругвай, Армения, Шри-Ланка.

Этот сводный индекс характеризует общий уровень развития логистики, поскольку формируется из ряда ключевых показателей: эффективность таможенной администрации, качество инфраструктуры и своевременность отгрузки товаров, по которым оценивается общий рейтинг страны. Наиболее низкие позиции Россия занимает по таможенным услугам и качеству инфраструктуры. При этом с 2007 года Россия в рейтинге поднялась с 99-й позиции.

Конкурентоспособность экономики в современном глобализованном пространстве не в последнюю очередь связывается с уровнем развития транспортной инфраструктуры. В рейтинге Global Competitiveness Index (Глобальный индекс конкурентоспособности) Россия занимает 53 место. Если обратиться к транспортной инфраструктуре – Transport Infrastructure, – то здесь мы на 44-м, то есть уровень развития собственно основных фондов транспорта оценивается удовлетворительно. Но по такому показателю, как Quality Оf Оverall Infrastructure (Общее качество инфраструктуры) – на 74-м месте (в 2011-2012 гг.: 101 место), в том числе по качеству автомобильных дорог – 124, воздушной инфраструктуры – 79, портов – 81, железных дорог – 26.

 

Логистические издержки

Но индексы индексами, а наиболее объективным критерием оценки развития транспортного сектора страны и эффективности его работы служит показатель транспортной составляющей в общей себестоимости товаров.

Доля логистических издержек в ВВП России остается непомерно высокой: около 15-20% против 7-10% в западных странах, что связано, прежде всего, с неэффективной организацией внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы России в целом.

 

Рис. 1. Составляющие индекса «Эффективности логистики» по странам БРИКС. 2014 г.

Источник: The World Bank, Logistics Performance Index, 2014.

Примечание: После названия страны (через запятую) указан общий рейтинг страны в 2014 г.

 

Конечно, ситуация не одинакова во всех сегментах рынка транспортных услуг. В частности, рост цен в большинстве отраслей промышленности, по данным ОАО «РЖД», опережает рост железнодорожных тарифов, что приводит к снижению транспортной составляющей в цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом. Однако само по себе это не является следствием улучшения эффективности железнодорожного транспорта, а является отражением политики сдерживания тарифов.

Рынок грузовых перевозок функционирует асинхронно, что проявляется в степени развития отдельных видов транспорта, а также с точки зрения особенностей внутриотраслевого взаимодействия. Если говорить о концентрации услуг по перевозкам, то, например, рынок грузовых авиаперевозок обладает высокой концентрацией – на 5 компаний приходится 80% перевозок.

Рынок железнодорожных перевозок в основном уже сформирован, но текущая неутешительная рыночная ситуация создает дополнительные условия для увеличения консолидации. При этом кэптивные1 операторы оказывают все меньшее влияние на рынке перевозок, аутсорсинг услуг преобладает. В дальнейшем рынок будет насыщаться интегрированными перевозчиками, способными предоставить весь спектр услуг производителям.

Рынок автомобильных перевозок наиболее конкурентен и представлен в три раза большим количеством компаний, чем в железнодорожных перевозках. Здесь фактически отсутствует консолидация рынка. При этом в отличие от железнодорожной отрасли положение кэптивных перевозчиков усиливается, особенно если говорить о сегменте ритейла.

Вследствие высокой конкуренции, а следовательно по законам экономики, большей эффективности, перевозки автотранспортом занимают большую долю в логистическом секторе, чем целесообразно для логистической системы в целом. В частности, известно, что перевозка автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным наиболее эффективно осуществляется на расстояниях до 700 км, у нас же эта граница сдвинута до 1000 км, а по некоторым грузам и более!

 

Состояние инфраструктуры

Традиционно причинами низкой эффективности логистики называют состояние инфраструктуры, в частности, износ железнодорожного и дорожного полотна, портовых мощностей, а также старый подвижной состав и флот. Отношение объема инвестиций в транспортную инфраструктуру (без учета трубопроводного транспорта), по нашим оценкам, составляет 2,4% ВВП, что в целом для поддержания текущего функционирования и с учетом среднемирового уровня представляется достаточным (опять же вспомним, что во всех рейтингах по показателям обеспеченности самими объектами транспортной инфраструктуры Россия занимает довольно высокие места).

Обновленная недавно Государственная программа развития транспортной системы России предполагает сокращение бюджетного финансирования на 6% до 2020 года (до 6,8 трлн рублей), рост финансирования планируется обеспечивать лишь за счет внебюджетных источников, выделение средств из которых никак не гарантировано в долгосрочной перспективе. Даже если планы прибавки внебюджетных инвестиций реализуются, это уравновесит соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования инвестиций в инфраструктуру. Для сравнения: доля государственных вложений в мировой практике составляет около 30%2.

 

Рис. 2. Динамика объемов перевозок всеми видами транспорта и ВВП России (%, 2008-2018 гг.)

Источник: Росстат, Минтранс России, расчеты ЦЭП.

Примечание: без учета трубопроводного транспорта.

 

Проблемы обновления фондов наиболее очевидны и бросаются в глаза в секторе автомобильных перевозок. Ключевой проблемой остается состояние дорожного покрытия. Согласно Госпрограмме 85% федеральной дорожной сети планируется привести к нормативному состоянию в 2020 году.

Возможно, уже с конца следующего года проезд для грузового транспорта будет платным, это создаст дополнительный денежный поток, который будет направлен в федеральный дорожный фонд и станет еще одним источником финансирования инвестиций в обновление дорог. С региональными автодорогами все сложнее, поскольку их протяженность в 10 раз превышает федеральные трассы, а объемы финансирования сопоставимы. Очевидно, что для более активного развития регионов такие объемы финансирования представляются недостаточными.

С точки зрения железнодорожного сообщения, главной тенденцией в грузовых перевозках можно назвать развитие отправок в восточном направлении. Восточный вектор подразумевает активное освоение ресурсов в восточной части страны и расширение провозных возможностей за счет модернизации Транссиба и БАМа, а также увеличение перевалки в портах с преобладанием насыпных грузов. Успешная реализация поставленных задач на этом направлении поможет реализовывать экспортный потенциал российской экономики в объеме, который, по нашим оценкам, составляет порядка 70 млн тонн. При этом основным местом назначения перевозимых грузов станут страны АТР.

Таким образом, в долгосрочной перспективе, во-первых, необходимо удовлетворить растущий спрос на перевозки со стороны экспортных отраслей, во-вторых, адаптироваться к смене направления самих перевозок (Восточный вектор), в-третьих, качественно изменить логистику перевозок (внедрение IT-инфраструктуры, систем управления, служб «одного» окна), что потребует значительных капитальных вложений.

 

Выводы

В ближайшие три года по прогнозу Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк» ожидается стагнация в транспортной отрасли. Это будет проявляться в небольшом падении объемов перевозок (за исключением перевалки в портах), снижении производства и закупок в транспортном машиностроении, отсутствии серьезного роста инвестиций.

Основными качественными изменениями в течение ближайших пяти лет должны стать такие процессы, как консолидация участников перевозочного процесса параллельно с диверсификацией услуг у лидеров отрасли, интеграция и моделирование процессов с помощью IT-инфраструктуры (предпроектная подготовка, мониторинг выполнения, операционный контроль во время функционирования).

Определенные выгоды в условиях снижения роста экономики принесет курс на повышение эффективности с учетом более тесного взаимодействия между видами транспорта.

 

1. Кэптивный оператор – компания, принадлежащая материнской структуре, обслуживающая только ее грузовые потоки.

2. Совместный доклад The Boston Consulting Group и Комитета по логистике ТПП России. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. Апрель 2014 г.

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...