Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Проблемы известны и меры названы. Когда ждать результата?

Транспортная политика
Проблемы известны и меры названы. Когда ждать результата?

В октябре в Москве состоялось совещание членов президиума Морской коллегии при Правительстве РФ. В центре внимания участников было три вопроса: о мерах стимулирования модернизации существующего и строительства нового рыбопромыслового флота, о маршрутах и продукции отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне и о проекте строительства международного порта Печенга в Мурманской области.

Юлия Орлова, спецкор

 

Киль под квоту

Обсуждая первый вопрос, участники заседания согласились, что он приобрел особую злободневность в геополитических обстоятельствах, сложившихся в последнее время в России и во всем мире. Эти обстоятельства будут иметь долголетние последствия для отечественного рынка – вот почему необходимо работать над программой развития рыбохозяйственного комплекса, которая призвана внести вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, учесть риски и защитить российского потребителя. Производство собственной рыбопродукции должно в разы вырасти, а способствовать этому должен рыбопромысловый флот.

По словам председателя Морской коллегии Сергея Шишкарёва, наш рыбопромысловый флот практически полностью принадлежит частным компаниям и насчитывает около 2,5 тыс. судов различного назначения. Их средний возраст зашкаливает за 30 лет, это запредельный возраст, что не соответствует современным требованиям безопасности. Пополнение флота осуществляется за счет импорта рыболовецких судов, и его нельзя назвать полноценным. Потребность в рыбопромысловых судах в России оценивается примерно в 180 крупных и средних судов и 220 – мелких сейнеров. Причем, как сказал С. Шишкарёв, отечественные судостроители имеют возможность полностью удовлетворить спрос на средние и малые суда и на 60% – спрос на океанские. Вывод очевиден: нужны меры, которые могут стимулировать модернизацию существующего рыбопромыслового флота и строительство новых судов.

По мнению руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, приобретение старых судов за границей не решает задачу повышения эффективности рыбопромыслового флота. Более того, с учетом прогрессирующего старения флота можно прогнозировать снижение его потенциала. Между тем в последние годы частные компании, которым принадлежит основная доля рыболовецких судов, из экономических соображений предпочитают приобретать именно бывшие в эксплуатации зарубежные суда. «Это не выход», – акцентировал глава ведомства.

Более выгодной выглядит модернизация флота, но лишь при условии, что окупается за последующий срок эксплуатации судна.

– Модернизация может быть эффективной только на ближайшую перспективу сроком 7-10 лет и не решает вопрос обновления флота в целом, – констатировал И. Шестаков.

При этом, основная проблема для модернизации – обеспечение комплектующим и судовым оборудованием, так как у нас в стране оно не производится. Разрешение этого вопроса уже могло бы стать стимулом.

Нужны стимулы и для строительства на своих верфях. Пока же, как сказал И. Шестаков, необходимо признать, что строительство рыбопромыслового флота у нас несущественно. Стоимость и сроки его несопоставимы с аналогами, выполняемыми за рубежом.

Подчеркнув крайнюю заинтересованность Росрыболовства в обновлении своего флота на предприятиях отечественного судостроения, глава ведомства предложил увеличить порог ежегодного освоения промышленных квот на добычу с 50 до 70% в течение двух лет подряд, что позволит рыболовецким компаниям наращивать мощности. Нужно также ввести новые основания для лишения квот, чтобы избавляться от так называемых «квотных рантье». Например, если держатель квоты осваивает менее 70% от нее в течение двух лет – квота отбирается.

Среди других мер – освобождение от налогообложения модернизированных и капитально отремонтированных за рубежом и построенных за пределами Таможенного союза судов промыслового флота («налоговая амнистия» для незаходных судов), а также введение обязательной таможенной очистки для построенных или модернизированных за рубежом судов, добывающих рыбу в российских водах.

Освобождение от налогообложения для таких судов предусматривается до 1 января 2019 года. После проведения «амнистии» предлагается лишать права добывать рыбу на судах, не прошедших таможенное оформление после ремонта или модернизации на зарубежных верфях. Мера, как предполагается, будет способствовать развитию судоремонтных заводов, а также появлению дополнительных конкурентных преимуществ для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Предложения Росрыболовства поддержали представители Минпромторга и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Свое выступление глава ОСК начал с полемики. Он остановился на принципиальном, с его точки зрения, моменте, а именно, почему наши суда дороже построенных за рубежом.

– У нас заказ – одно-два судна и почти нет серий. В результате стоимость судна на 15 или 20% дороже, – отметил Рахманов. Он предложил заказчикам судов комплектовать портфель заказов таким образом, чтобы на отечественных верфях суда строились сериями. Это удешевляет стоимость судна, даже если в серии будет построено всего 4 единицы.

– Траулер без квоты – это кусок железа, – заметил президент ОСК.

По его мнению, надо возродить принцип «киль под квоту», при котором конкретная квота привязывается на долгий срок к конкретному рыболовецкому судну так, чтобы оно успело окупиться. В этом случае закрепленная за ним квота может выступать в том числе и залогом для банковского кредита.

Так же необходимо разбить все рыболовные суда на три группы, определиться с типоразмером судов. Тогда будет достаточно разработать три проекта, и уже внутри них осуществлять более узкую специализацию. И тогда появится эффект серии.

Для внедрения программы стимулирования строительства рыбопромысловых судов также необходимо провести анализ потребности в рыбопромысловых, научно-исследовательских и учебных судах, разработать программу загрузки предприятий и конструкторских бюро заказами на строительство, выработать обеспечительные меры государственной поддержки строительства рыбопромысловых судов.

– Обновление рыбопромыслового флота России, – подвел итог обсуждению председатель президиума Сергей Шишкарёв, – это комплексная задача, решать которую нужно всеми способами: и созданием условий доступности кредитования, и предоставлением квот на более продолжительный срок, и использованием инструментов лизинговых программ. Анализ, сделанный со временем, покажет, какая из стимулирующих мер дает наибольший эффект.

 

В Крым – на скоростном пароме

Актуальным на сегодняшний день представляется и вопрос организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне.

Минтранс первоначальным этапом его решения видит реконструкцию и восстановление портовой инфраструктуры. Так, в планах реконструкция терминалов в портах Алупка, Алушта, Семеиз, Мисхор, Малореченское, Судак. Работы должны завершиться до 2020 года.

В порту Феодосия планируется завершить реконструкцию причала №2 для увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек. Однако акватория этого порта не защищена от ветровых и волновых нагрузок. Поэтому реконструкция порта потребует строительства дорогостоящих волнозащитных сооружений. В порту Севастополь также планируется реализовать мероприятия по реконструкции объектов портовой инфраструктуры, включая пассажирские причалы, для обеспечения внутригородского пассажирского сообщения с увеличением пассажирооборота до 600 тыс. человек в год. В портах Евпатория и Ялта предлагается осуществить реконструкцию объектов портовой инфраструктуры, в том числе с целью приема пассажирских судов и увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек в год.

Что касается дня сегодняшнего, то, по словам директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Константина Пальникова, ситуацию с организацией скоростного сообщения в бассейне осложняет отсутствие в Республике Крым крупных судоходных компаний, занимающихся пассажирским и круизным бизнесом, которые могли бы стать заказчиками скоростных пассажирских судов. Требуют проработки и такие вопросы, как точное определение маршрутов перевозок, выбор проектов судов и расчет их экономической эффективности. Однако пути выхода из существующего положения есть. Их подсказала в том числе и летняя навигация этого года, выявившая наиболее востребованные суда: пассажирские и грузопассажирские паромы.

– Один из путей развития скоростного пассажирского сообщения – создание структуры, подобной Единой транспортной дирекции Керченской паромной переправы, которая полностью обеспечивает паромное сообщение между Крымом и Кавказом, – отметил К. Пальников.

Критически оценил ситуацию президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. – Все очевидно, – заметил он. – Как только будет сдан мост, все паромы можно будет отправлять на Сахалин.

Глава ОСК подчеркнул, что он не против паромов, но считает необходимым все проекты скоростного пассажирского сообщения обосновывать на принципах экономической целесообразности.

– Мы собрали проекты различных скоростных паромов, как требующих оборудованных причалов, так и способных выходить на необорудованный берег. На своих верфях ОСК может построить от 10 до 15 таких судов, – поделился А. Рахманов. – Но прежде нужно собраться и обсудить, что именно строить, какие экономические параметры должны быть у того или иного парома. Предлагаю создать вместе с Минтрансом оперативную рабочую группу, которая занялась бы оценкой проектов. А затем уже дать задание проектному бюро, – сказал глава ОСК.

Предложение было поддержано участниками заседания.

 

Морской порт Печенга: быть или не быть?

О проекте строительства международного порта Печенга в Мурманской области на совещании сообщил генеральный директор ОАО «Международный морской порт Печенга» Василий Тараканов.

По замыслу авторов проекта, порт на севере России должен стать международным хабом с развитой промышленной и социальной инфраструктурой и обслуживать экспортно-импортные перевозки. По словам В. Тараканова, он станет единственным портом в России, который сможет обслуживать суда дедвейтом более 300 тонн, а его грузооборот составит от 20 до 34 млн тонн в год. Генеральный директор попросил поддержать проект на отраслевом уровне, а в будущем – включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России».

Однако проект не вызвал особенной заинтересованности у собравшихся на совещании. К примеру, первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин сказал, что не разделяет оптимизма генерального директора порта Печенга. В Мурманской области уже есть трудный опыт реализации проекта Мурманского морского транспортного узла. Только спустя семь лет он перешел в стадию практической реализации и до сих пор подвергается попыткам ревизии.

Участники совещания сошлись во мнении, что пока видят только декларации и намерения. Нет никакой базы, прежде всего грузовой, что при реализации таких проектов является основополагающим фактором.

 

Вместо заключения

Обсуждаемые президиумом Морколлегии проблемы давно и хорошо известны. Обновление рыбопромыслового флота неоднократно становилось главной темой совещаний на самом высоком уровне. Оно и понятно: сильного флота уже нет, его остатки раздроблены и поделены между множеством частных, в основном мелких, компаний.

Однако говорить говорили, а никаких существенных шагов предпринято не было. На этом, кстати, акцентировал внимание участников президиума президент ОСК, напомнив, что последнее совещание на правительственном уровне, посвященное поддержке и развитию рыбопромыслового флота, состоялось в конце апреля, и «все признали, что тема работает, но ничего на самом деле в итоге не получили». Будет ли толк на этот раз?

Остается надеется, что все, сказанное участниками нынешнего совещания, не окажется пустым звуком.

Что касается отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне, то сама жизнь и сложившиеся обстоятельства не позволяют и не позволят топтаться на месте. Здесь время и вовсе не ждет.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...