Проблемы известны и меры названы. Когда ждать результата?

Транспортная политика
Проблемы известны и меры названы. Когда ждать результата?

В октябре в Москве состоялось совещание членов президиума Морской коллегии при Правительстве РФ. В центре внимания участников было три вопроса: о мерах стимулирования модернизации существующего и строительства нового рыбопромыслового флота, о маршрутах и продукции отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне и о проекте строительства международного порта Печенга в Мурманской области.

Юлия Орлова, спецкор

 

Киль под квоту

Обсуждая первый вопрос, участники заседания согласились, что он приобрел особую злободневность в геополитических обстоятельствах, сложившихся в последнее время в России и во всем мире. Эти обстоятельства будут иметь долголетние последствия для отечественного рынка – вот почему необходимо работать над программой развития рыбохозяйственного комплекса, которая призвана внести вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, учесть риски и защитить российского потребителя. Производство собственной рыбопродукции должно в разы вырасти, а способствовать этому должен рыбопромысловый флот.

По словам председателя Морской коллегии Сергея Шишкарёва, наш рыбопромысловый флот практически полностью принадлежит частным компаниям и насчитывает около 2,5 тыс. судов различного назначения. Их средний возраст зашкаливает за 30 лет, это запредельный возраст, что не соответствует современным требованиям безопасности. Пополнение флота осуществляется за счет импорта рыболовецких судов, и его нельзя назвать полноценным. Потребность в рыбопромысловых судах в России оценивается примерно в 180 крупных и средних судов и 220 – мелких сейнеров. Причем, как сказал С. Шишкарёв, отечественные судостроители имеют возможность полностью удовлетворить спрос на средние и малые суда и на 60% – спрос на океанские. Вывод очевиден: нужны меры, которые могут стимулировать модернизацию существующего рыбопромыслового флота и строительство новых судов.

По мнению руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, приобретение старых судов за границей не решает задачу повышения эффективности рыбопромыслового флота. Более того, с учетом прогрессирующего старения флота можно прогнозировать снижение его потенциала. Между тем в последние годы частные компании, которым принадлежит основная доля рыболовецких судов, из экономических соображений предпочитают приобретать именно бывшие в эксплуатации зарубежные суда. «Это не выход», – акцентировал глава ведомства.

Более выгодной выглядит модернизация флота, но лишь при условии, что окупается за последующий срок эксплуатации судна.

– Модернизация может быть эффективной только на ближайшую перспективу сроком 7-10 лет и не решает вопрос обновления флота в целом, – констатировал И. Шестаков.

При этом, основная проблема для модернизации – обеспечение комплектующим и судовым оборудованием, так как у нас в стране оно не производится. Разрешение этого вопроса уже могло бы стать стимулом.

Нужны стимулы и для строительства на своих верфях. Пока же, как сказал И. Шестаков, необходимо признать, что строительство рыбопромыслового флота у нас несущественно. Стоимость и сроки его несопоставимы с аналогами, выполняемыми за рубежом.

Подчеркнув крайнюю заинтересованность Росрыболовства в обновлении своего флота на предприятиях отечественного судостроения, глава ведомства предложил увеличить порог ежегодного освоения промышленных квот на добычу с 50 до 70% в течение двух лет подряд, что позволит рыболовецким компаниям наращивать мощности. Нужно также ввести новые основания для лишения квот, чтобы избавляться от так называемых «квотных рантье». Например, если держатель квоты осваивает менее 70% от нее в течение двух лет – квота отбирается.

Среди других мер – освобождение от налогообложения модернизированных и капитально отремонтированных за рубежом и построенных за пределами Таможенного союза судов промыслового флота («налоговая амнистия» для незаходных судов), а также введение обязательной таможенной очистки для построенных или модернизированных за рубежом судов, добывающих рыбу в российских водах.

Освобождение от налогообложения для таких судов предусматривается до 1 января 2019 года. После проведения «амнистии» предлагается лишать права добывать рыбу на судах, не прошедших таможенное оформление после ремонта или модернизации на зарубежных верфях. Мера, как предполагается, будет способствовать развитию судоремонтных заводов, а также появлению дополнительных конкурентных преимуществ для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Предложения Росрыболовства поддержали представители Минпромторга и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Свое выступление глава ОСК начал с полемики. Он остановился на принципиальном, с его точки зрения, моменте, а именно, почему наши суда дороже построенных за рубежом.

– У нас заказ – одно-два судна и почти нет серий. В результате стоимость судна на 15 или 20% дороже, – отметил Рахманов. Он предложил заказчикам судов комплектовать портфель заказов таким образом, чтобы на отечественных верфях суда строились сериями. Это удешевляет стоимость судна, даже если в серии будет построено всего 4 единицы.

– Траулер без квоты – это кусок железа, – заметил президент ОСК.

По его мнению, надо возродить принцип «киль под квоту», при котором конкретная квота привязывается на долгий срок к конкретному рыболовецкому судну так, чтобы оно успело окупиться. В этом случае закрепленная за ним квота может выступать в том числе и залогом для банковского кредита.

Так же необходимо разбить все рыболовные суда на три группы, определиться с типоразмером судов. Тогда будет достаточно разработать три проекта, и уже внутри них осуществлять более узкую специализацию. И тогда появится эффект серии.

Для внедрения программы стимулирования строительства рыбопромысловых судов также необходимо провести анализ потребности в рыбопромысловых, научно-исследовательских и учебных судах, разработать программу загрузки предприятий и конструкторских бюро заказами на строительство, выработать обеспечительные меры государственной поддержки строительства рыбопромысловых судов.

– Обновление рыбопромыслового флота России, – подвел итог обсуждению председатель президиума Сергей Шишкарёв, – это комплексная задача, решать которую нужно всеми способами: и созданием условий доступности кредитования, и предоставлением квот на более продолжительный срок, и использованием инструментов лизинговых программ. Анализ, сделанный со временем, покажет, какая из стимулирующих мер дает наибольший эффект.

 

В Крым – на скоростном пароме

Актуальным на сегодняшний день представляется и вопрос организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне.

Минтранс первоначальным этапом его решения видит реконструкцию и восстановление портовой инфраструктуры. Так, в планах реконструкция терминалов в портах Алупка, Алушта, Семеиз, Мисхор, Малореченское, Судак. Работы должны завершиться до 2020 года.

В порту Феодосия планируется завершить реконструкцию причала №2 для увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек. Однако акватория этого порта не защищена от ветровых и волновых нагрузок. Поэтому реконструкция порта потребует строительства дорогостоящих волнозащитных сооружений. В порту Севастополь также планируется реализовать мероприятия по реконструкции объектов портовой инфраструктуры, включая пассажирские причалы, для обеспечения внутригородского пассажирского сообщения с увеличением пассажирооборота до 600 тыс. человек в год. В портах Евпатория и Ялта предлагается осуществить реконструкцию объектов портовой инфраструктуры, в том числе с целью приема пассажирских судов и увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек в год.

Что касается дня сегодняшнего, то, по словам директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Константина Пальникова, ситуацию с организацией скоростного сообщения в бассейне осложняет отсутствие в Республике Крым крупных судоходных компаний, занимающихся пассажирским и круизным бизнесом, которые могли бы стать заказчиками скоростных пассажирских судов. Требуют проработки и такие вопросы, как точное определение маршрутов перевозок, выбор проектов судов и расчет их экономической эффективности. Однако пути выхода из существующего положения есть. Их подсказала в том числе и летняя навигация этого года, выявившая наиболее востребованные суда: пассажирские и грузопассажирские паромы.

– Один из путей развития скоростного пассажирского сообщения – создание структуры, подобной Единой транспортной дирекции Керченской паромной переправы, которая полностью обеспечивает паромное сообщение между Крымом и Кавказом, – отметил К. Пальников.

Критически оценил ситуацию президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. – Все очевидно, – заметил он. – Как только будет сдан мост, все паромы можно будет отправлять на Сахалин.

Глава ОСК подчеркнул, что он не против паромов, но считает необходимым все проекты скоростного пассажирского сообщения обосновывать на принципах экономической целесообразности.

– Мы собрали проекты различных скоростных паромов, как требующих оборудованных причалов, так и способных выходить на необорудованный берег. На своих верфях ОСК может построить от 10 до 15 таких судов, – поделился А. Рахманов. – Но прежде нужно собраться и обсудить, что именно строить, какие экономические параметры должны быть у того или иного парома. Предлагаю создать вместе с Минтрансом оперативную рабочую группу, которая занялась бы оценкой проектов. А затем уже дать задание проектному бюро, – сказал глава ОСК.

Предложение было поддержано участниками заседания.

 

Морской порт Печенга: быть или не быть?

О проекте строительства международного порта Печенга в Мурманской области на совещании сообщил генеральный директор ОАО «Международный морской порт Печенга» Василий Тараканов.

По замыслу авторов проекта, порт на севере России должен стать международным хабом с развитой промышленной и социальной инфраструктурой и обслуживать экспортно-импортные перевозки. По словам В. Тараканова, он станет единственным портом в России, который сможет обслуживать суда дедвейтом более 300 тонн, а его грузооборот составит от 20 до 34 млн тонн в год. Генеральный директор попросил поддержать проект на отраслевом уровне, а в будущем – включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России».

Однако проект не вызвал особенной заинтересованности у собравшихся на совещании. К примеру, первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин сказал, что не разделяет оптимизма генерального директора порта Печенга. В Мурманской области уже есть трудный опыт реализации проекта Мурманского морского транспортного узла. Только спустя семь лет он перешел в стадию практической реализации и до сих пор подвергается попыткам ревизии.

Участники совещания сошлись во мнении, что пока видят только декларации и намерения. Нет никакой базы, прежде всего грузовой, что при реализации таких проектов является основополагающим фактором.

 

Вместо заключения

Обсуждаемые президиумом Морколлегии проблемы давно и хорошо известны. Обновление рыбопромыслового флота неоднократно становилось главной темой совещаний на самом высоком уровне. Оно и понятно: сильного флота уже нет, его остатки раздроблены и поделены между множеством частных, в основном мелких, компаний.

Однако говорить говорили, а никаких существенных шагов предпринято не было. На этом, кстати, акцентировал внимание участников президиума президент ОСК, напомнив, что последнее совещание на правительственном уровне, посвященное поддержке и развитию рыбопромыслового флота, состоялось в конце апреля, и «все признали, что тема работает, но ничего на самом деле в итоге не получили». Будет ли толк на этот раз?

Остается надеется, что все, сказанное участниками нынешнего совещания, не окажется пустым звуком.

Что касается отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне, то сама жизнь и сложившиеся обстоятельства не позволяют и не позволят топтаться на месте. Здесь время и вовсе не ждет.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась Период «сланцевой революции» в США подходит к концу, поскольку в последнее время наблюдается резкое ...

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси 18 октября состоялась рабочая встреча вр.и.о. губернатора Приморского края Андрея Тарасенко с членам...

Российская экономика

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании Строительство железной дороги «Белкомур», которая пройдет от Белого моря через Республику Коми до Ур...

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) ликвидирует два из четырех региональных цен...

Транспортная политика

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота Выпущено Постановление Правительства РФ от 13.10.2017 N 1247 «О внесении изменений в некоторые акты ...

Глава Минприроды предложил создать комитет по экологии при администрации президента РФ

Глава Минприроды предложил создать комитет по экологии при администрации президента РФ Глава Минприроды РФ Сергей Донской предложил спецпредставителю президента по вопросам экологии, тран...

Морские порты

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах Главгосэкспертиза одолбрила сметную стоимость строительства объекта (грузопассажирского пирса и ...

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск За ФГУП «Росморпорт» закреплено на праве хозяйственного ведения и передано Архангельскому филиалу ги...




Морской транспорт

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг Решение о строительстве атомного ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. Об этом в четверг со...

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича»

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича» Большой гидрографический катер проекта 19920, построенный на АО «ССЗ «Вымпел» и принятый в состав фл...

Речной транспорт

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям Как сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) несмотря на довольно холодное...

Ж/Д транспорт

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс Группа «Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». Об этом ТАСС в кулуарах Всемирного ф...

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале Совет директоров РЖД планирует в IV квартале 2017 года рассмотреть стратегию цифровизации компании, ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...