Проблемы известны и меры названы. Когда ждать результата?

Транспортная политика
Проблемы известны и меры названы. Когда ждать результата?

В октябре в Москве состоялось совещание членов президиума Морской коллегии при Правительстве РФ. В центре внимания участников было три вопроса: о мерах стимулирования модернизации существующего и строительства нового рыбопромыслового флота, о маршрутах и продукции отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне и о проекте строительства международного порта Печенга в Мурманской области.

Юлия Орлова, спецкор

 

Киль под квоту

Обсуждая первый вопрос, участники заседания согласились, что он приобрел особую злободневность в геополитических обстоятельствах, сложившихся в последнее время в России и во всем мире. Эти обстоятельства будут иметь долголетние последствия для отечественного рынка – вот почему необходимо работать над программой развития рыбохозяйственного комплекса, которая призвана внести вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, учесть риски и защитить российского потребителя. Производство собственной рыбопродукции должно в разы вырасти, а способствовать этому должен рыбопромысловый флот.

По словам председателя Морской коллегии Сергея Шишкарёва, наш рыбопромысловый флот практически полностью принадлежит частным компаниям и насчитывает около 2,5 тыс. судов различного назначения. Их средний возраст зашкаливает за 30 лет, это запредельный возраст, что не соответствует современным требованиям безопасности. Пополнение флота осуществляется за счет импорта рыболовецких судов, и его нельзя назвать полноценным. Потребность в рыбопромысловых судах в России оценивается примерно в 180 крупных и средних судов и 220 – мелких сейнеров. Причем, как сказал С. Шишкарёв, отечественные судостроители имеют возможность полностью удовлетворить спрос на средние и малые суда и на 60% – спрос на океанские. Вывод очевиден: нужны меры, которые могут стимулировать модернизацию существующего рыбопромыслового флота и строительство новых судов.

По мнению руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, приобретение старых судов за границей не решает задачу повышения эффективности рыбопромыслового флота. Более того, с учетом прогрессирующего старения флота можно прогнозировать снижение его потенциала. Между тем в последние годы частные компании, которым принадлежит основная доля рыболовецких судов, из экономических соображений предпочитают приобретать именно бывшие в эксплуатации зарубежные суда. «Это не выход», – акцентировал глава ведомства.

Более выгодной выглядит модернизация флота, но лишь при условии, что окупается за последующий срок эксплуатации судна.

– Модернизация может быть эффективной только на ближайшую перспективу сроком 7-10 лет и не решает вопрос обновления флота в целом, – констатировал И. Шестаков.

При этом, основная проблема для модернизации – обеспечение комплектующим и судовым оборудованием, так как у нас в стране оно не производится. Разрешение этого вопроса уже могло бы стать стимулом.

Нужны стимулы и для строительства на своих верфях. Пока же, как сказал И. Шестаков, необходимо признать, что строительство рыбопромыслового флота у нас несущественно. Стоимость и сроки его несопоставимы с аналогами, выполняемыми за рубежом.

Подчеркнув крайнюю заинтересованность Росрыболовства в обновлении своего флота на предприятиях отечественного судостроения, глава ведомства предложил увеличить порог ежегодного освоения промышленных квот на добычу с 50 до 70% в течение двух лет подряд, что позволит рыболовецким компаниям наращивать мощности. Нужно также ввести новые основания для лишения квот, чтобы избавляться от так называемых «квотных рантье». Например, если держатель квоты осваивает менее 70% от нее в течение двух лет – квота отбирается.

Среди других мер – освобождение от налогообложения модернизированных и капитально отремонтированных за рубежом и построенных за пределами Таможенного союза судов промыслового флота («налоговая амнистия» для незаходных судов), а также введение обязательной таможенной очистки для построенных или модернизированных за рубежом судов, добывающих рыбу в российских водах.

Освобождение от налогообложения для таких судов предусматривается до 1 января 2019 года. После проведения «амнистии» предлагается лишать права добывать рыбу на судах, не прошедших таможенное оформление после ремонта или модернизации на зарубежных верфях. Мера, как предполагается, будет способствовать развитию судоремонтных заводов, а также появлению дополнительных конкурентных преимуществ для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Предложения Росрыболовства поддержали представители Минпромторга и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Свое выступление глава ОСК начал с полемики. Он остановился на принципиальном, с его точки зрения, моменте, а именно, почему наши суда дороже построенных за рубежом.

– У нас заказ – одно-два судна и почти нет серий. В результате стоимость судна на 15 или 20% дороже, – отметил Рахманов. Он предложил заказчикам судов комплектовать портфель заказов таким образом, чтобы на отечественных верфях суда строились сериями. Это удешевляет стоимость судна, даже если в серии будет построено всего 4 единицы.

– Траулер без квоты – это кусок железа, – заметил президент ОСК.

По его мнению, надо возродить принцип «киль под квоту», при котором конкретная квота привязывается на долгий срок к конкретному рыболовецкому судну так, чтобы оно успело окупиться. В этом случае закрепленная за ним квота может выступать в том числе и залогом для банковского кредита.

Так же необходимо разбить все рыболовные суда на три группы, определиться с типоразмером судов. Тогда будет достаточно разработать три проекта, и уже внутри них осуществлять более узкую специализацию. И тогда появится эффект серии.

Для внедрения программы стимулирования строительства рыбопромысловых судов также необходимо провести анализ потребности в рыбопромысловых, научно-исследовательских и учебных судах, разработать программу загрузки предприятий и конструкторских бюро заказами на строительство, выработать обеспечительные меры государственной поддержки строительства рыбопромысловых судов.

– Обновление рыбопромыслового флота России, – подвел итог обсуждению председатель президиума Сергей Шишкарёв, – это комплексная задача, решать которую нужно всеми способами: и созданием условий доступности кредитования, и предоставлением квот на более продолжительный срок, и использованием инструментов лизинговых программ. Анализ, сделанный со временем, покажет, какая из стимулирующих мер дает наибольший эффект.

 

В Крым – на скоростном пароме

Актуальным на сегодняшний день представляется и вопрос организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне.

Минтранс первоначальным этапом его решения видит реконструкцию и восстановление портовой инфраструктуры. Так, в планах реконструкция терминалов в портах Алупка, Алушта, Семеиз, Мисхор, Малореченское, Судак. Работы должны завершиться до 2020 года.

В порту Феодосия планируется завершить реконструкцию причала №2 для увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек. Однако акватория этого порта не защищена от ветровых и волновых нагрузок. Поэтому реконструкция порта потребует строительства дорогостоящих волнозащитных сооружений. В порту Севастополь также планируется реализовать мероприятия по реконструкции объектов портовой инфраструктуры, включая пассажирские причалы, для обеспечения внутригородского пассажирского сообщения с увеличением пассажирооборота до 600 тыс. человек в год. В портах Евпатория и Ялта предлагается осуществить реконструкцию объектов портовой инфраструктуры, в том числе с целью приема пассажирских судов и увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек в год.

Что касается дня сегодняшнего, то, по словам директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Константина Пальникова, ситуацию с организацией скоростного сообщения в бассейне осложняет отсутствие в Республике Крым крупных судоходных компаний, занимающихся пассажирским и круизным бизнесом, которые могли бы стать заказчиками скоростных пассажирских судов. Требуют проработки и такие вопросы, как точное определение маршрутов перевозок, выбор проектов судов и расчет их экономической эффективности. Однако пути выхода из существующего положения есть. Их подсказала в том числе и летняя навигация этого года, выявившая наиболее востребованные суда: пассажирские и грузопассажирские паромы.

– Один из путей развития скоростного пассажирского сообщения – создание структуры, подобной Единой транспортной дирекции Керченской паромной переправы, которая полностью обеспечивает паромное сообщение между Крымом и Кавказом, – отметил К. Пальников.

Критически оценил ситуацию президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. – Все очевидно, – заметил он. – Как только будет сдан мост, все паромы можно будет отправлять на Сахалин.

Глава ОСК подчеркнул, что он не против паромов, но считает необходимым все проекты скоростного пассажирского сообщения обосновывать на принципах экономической целесообразности.

– Мы собрали проекты различных скоростных паромов, как требующих оборудованных причалов, так и способных выходить на необорудованный берег. На своих верфях ОСК может построить от 10 до 15 таких судов, – поделился А. Рахманов. – Но прежде нужно собраться и обсудить, что именно строить, какие экономические параметры должны быть у того или иного парома. Предлагаю создать вместе с Минтрансом оперативную рабочую группу, которая занялась бы оценкой проектов. А затем уже дать задание проектному бюро, – сказал глава ОСК.

Предложение было поддержано участниками заседания.

 

Морской порт Печенга: быть или не быть?

О проекте строительства международного порта Печенга в Мурманской области на совещании сообщил генеральный директор ОАО «Международный морской порт Печенга» Василий Тараканов.

По замыслу авторов проекта, порт на севере России должен стать международным хабом с развитой промышленной и социальной инфраструктурой и обслуживать экспортно-импортные перевозки. По словам В. Тараканова, он станет единственным портом в России, который сможет обслуживать суда дедвейтом более 300 тонн, а его грузооборот составит от 20 до 34 млн тонн в год. Генеральный директор попросил поддержать проект на отраслевом уровне, а в будущем – включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России».

Однако проект не вызвал особенной заинтересованности у собравшихся на совещании. К примеру, первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин сказал, что не разделяет оптимизма генерального директора порта Печенга. В Мурманской области уже есть трудный опыт реализации проекта Мурманского морского транспортного узла. Только спустя семь лет он перешел в стадию практической реализации и до сих пор подвергается попыткам ревизии.

Участники совещания сошлись во мнении, что пока видят только декларации и намерения. Нет никакой базы, прежде всего грузовой, что при реализации таких проектов является основополагающим фактором.

 

Вместо заключения

Обсуждаемые президиумом Морколлегии проблемы давно и хорошо известны. Обновление рыбопромыслового флота неоднократно становилось главной темой совещаний на самом высоком уровне. Оно и понятно: сильного флота уже нет, его остатки раздроблены и поделены между множеством частных, в основном мелких, компаний.

Однако говорить говорили, а никаких существенных шагов предпринято не было. На этом, кстати, акцентировал внимание участников президиума президент ОСК, напомнив, что последнее совещание на правительственном уровне, посвященное поддержке и развитию рыбопромыслового флота, состоялось в конце апреля, и «все признали, что тема работает, но ничего на самом деле в итоге не получили». Будет ли толк на этот раз?

Остается надеется, что все, сказанное участниками нынешнего совещания, не окажется пустым звуком.

Что касается отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне, то сама жизнь и сложившиеся обстоятельства не позволяют и не позволят топтаться на месте. Здесь время и вовсе не ждет.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...