Неоценимый опыт в порту Пригородное

Морские порты
Неоценимый опыт в порту Пригородное

Порт Пригородное – первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтеналивных танкеров. О том, как обеспечивается безопасность мореплавания при транспортировке опасных грузов, журналу «Морские порты» рассказал капитан порта Сергей Яковлев.

Наталья Примака, Сахалин

 

Самый южный

Морской порт Пригородное расположен на юге Сахалина на берегу залива Анива (восточнее устья реки Мерея между мысами Томари-Анива и Юноны) вблизи бывшего поселка Пригородное, в честь которого получил название. Порт был создан для отгрузки сырой нефти и СПГ на экспорт и открыт 25 декабря 2008 года распоряжением правительства РФ. Оператором порта является компания «Сахалин Энерджи».

Сырая нефть из порта стала отгружаться в конце 2008 года. 18 февраля 2009 года в Пригородном была запущена первая линия завода по производству СПГ, а 5 марта 2009-го – выпущена первая продукция. Уже 31 мая того же года состоялся запуск второй очереди завода.

Порт работает круглосуточно. Навигация осуществляется в любое время года, часто в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся резкой сменой направлений ветров, постоянными приливо-отливными и переменными ветровыми течениями, появлением на акватории в зимний и весенний периоды дрейфующих льдов из Охотского моря.

Площадь акватории составляет 57,8 кв. км. Порт имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ и четыре причала длиной 951,31 п.м., он принимает суда с осадкой до 17,5 метра длиной до 300 метров и шириной до 50 метров. Пропускная способность порта – 19,6 млн тонн в год.

В 2013 году через Пригородное было перегружено 5,4 млн тонн нефти марки «Витязь» (приблизительно 42,3 млн баррелей). Ее покупателями стали 11 компаний из четырех стран. Нефть поставлялась в 16 транзитных портов и портов назначения в Японии, Китае, Корее и на Филиппинах. СПГ было отгружено 10,8 млн тонн (что эквивалентно 14,9 млрд кубометров природного газа), газ экспортировался также в Японию, Китай и Корею танкерами покупателей или судами под управлением «Сахалин Энерджи».

 

Становление и открытие

– Опыт, полученный в процессе становления порта Пригородное и соответствующей службы капитана порта, достаточно интересен, – говорит Сергей Яковлев. – До его официального открытия для контроля за безопасностью мореплавания в районе строительства завода СПГ и терминалов отгрузки нефти и газа будущая акватория порта была приписана к морскому порту Корсаков. Все терминалы и причалы были включены в Обязательные постановления по морскому порту Корсаков, так же как и производственно-добывающий комплекс (ПДК) «Витязь», с которого производилась отгрузка нефти на танкеры.

Как рассказал капитан порта Пригородное, любые суда в акваторию будущего порта заходили по планам морских операций с согласования АМП Сахалина и под контролем службы капитана порта Корсаков. Суда под иностранными флагами с импортными грузами для строительства порта следовали в Корсаков на якорную стоянку для иностранных судов, оформлялись там и только затем под контролем службы капитана порта Корсаков и под проводкой лоцманов Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» следовали в район Пригородного. Отход осуществлялся в обратном порядке. Район расположения ПДК «Витязь» также считался внешним рейдом Корсаковского порта.

– За полгода до открытия порта Пригородное началась разработка Обязательных постановлений, но до выхода новых Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним их не могли утвердить, – продолжает С. Яковлев. – Для выхода из правового тупика проект Обязательных постановлений по порту Пригородное был переработан во Временные рекомендации, утвержденные капитаном порта. Временные рекомендации работали как основной документ, регулирующий безопасность и порядок в порту, до утверждения Обязательных постановлений, которые вступили в силу в сентябре 2011 года.

Капитан порта Пригородное также рассказал, что одновременно с разработкой Обязательных постановлений по порту были подняты вопросы об установлении специальных путей движения для танкеров и газовозов в заливе Анива и на подходах к порту, об издании новых карт по порту, об оборудовании системы управления движением судов в заливе. Новые рекомендованные пути и фарватеры на подходах к порту Пригородное были объявлены в мае 2009 года. Первые карты были изданы 15 мая 2010 года – через год после опубликования в извещениях мореплавателям информации о вновь установленных рекомендованных путях для судов и через три года после выполнения промеров – под контролем комиссии Совета Федерации РФ по национальной морской политике.

– С тех пор мы можем требовать от судовладельцев их наличие на борту заходящих в порт судов, – поясниет С.Яковлев.

 

Контроль за движением

Вопрос о контроле за движением судов в порту и на подходах к нему был поставлен перед Федеральным агентством морского и речного транспорта в июле 2008 года. Еще раньше он поднимался капитаном порта Корсаков. По этому поводу было несколько проектов компании «НОРФЕС».

– Изначально предполагалось, что контролировать перемещение судов будет система управления движением судов (СУДС) в заливе Анива. Однако для ее оборудования требовались существенные материальные затраты. Платить и выступать заказчиком никто не хотел, – вспоминает С. Яковлев.

Для обеспечения безопасности мореплавания руководитель ФГУ «АМП Сахалина» принял решение о самостоятельном оборудовании необходимой техникой поста дежурного инспектора ИГПК порта Пригородное.

К открытию порта инспекторы уже были обеспечены УКВ-радио и телефонной связью. А в январе 2009 года по заказу АМП Сахалина начался монтаж закупленного оборудования: стационарных УКВ-радиостанций, приемника погоды, метеостанции, АИС. И с марта 2009 года осуществляется контроль безопасности движения всех судов, оборудованных АИС, на акватории порта и на подходах к нему, практически от входа в залив Анива и до швартовки к причалу или постановки на якорь.

По словам С.Яковлева, сегодня приемопередатчиками АИС оборудованы все суда, посещающие порт, и 4 постоянно работающих в порту буксира-кантовщика. В АИС ИГПК интегрирована электронная карта акватории порта и залива Анива, специально разработанная на основе площадных обследований акватории. На карту нанесены границы акватории, якорные стоянки порта, точки стоянок с номерами, подходные фарватеры и рекомендованные курсы, что позволяет отслеживать правильность передвижения судов и предупреждать их о какой-либо опасности.

Монтаж оборудования СУДС начался в августе 2009. И к концу года первая очередь системы была запущена. С этих пор мониторы в помещении ИГПК порта представляют более полную картину навигационной обстановки в заливе с учетом радиолокационных данных. С 1 декабря 2010 года СУДС залива Анива официально введена в эксплуатацию.

 

Лоцманская проводка

Как рассказал капитан порта Пригородное, в морском порту осуществляется буксирное обеспечение и обязательная лоцманская проводка судов. По его словам, некоторую проблему составил поиск лоцманских организаций. Согласно Федеральному закону «О морских портах в РФ» государство должно обеспечить равные условия для работы и равный доступ к услугам в морском порту. Но как обеспечить равные условия для деятельности и равный доступ к лоцманским проводкам всех желающих и при этом соблюсти максимальный уровень безопасности?

Компания-оператор, управляющая портом Пригородное в рамках проекта «Сахалин-2», создана «Сахалин Энерджи» совместно с ОАО «Совкомфлот». Соглашение об этом было подписано в декабре 2007 года. «Сахалин Энерджи» – собственник завода СПГ, трубопроводов и терминалов, отправитель груза и оператор порта. Морские суда, подаваемые под погрузку, буксиры-кантовщики зафрахтованы «Сахалин Энерджи».

Тем не менее, определенная работа по обеспечению относительно равных условий была проведена. Организаций, желающих выполнять лоцманскую проводку в порту, было две: подразделения Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» и ЗАО «Порт Пригородное», созданное для оказания услуг по требованию «Сахалин Энерджи», в том числе по агентированию, диспетчеризации, швартовным операциям судов и лоцманским проводкам. Выбирались наиболее подготовленные и имеющие опыт проводок и швартовок типовых судов в условиях аналогичных порту Пригородное.

 

Аварийно-спасательная готовность

Одна из составных частей обеспечения безопасности мореплавания – аварийно-спасательная готовность в порту. По договору между «Сахалин Энерджи» и Сахалинским бассейновым аварийно-спасательным управлением (СахБАСУ) постоянную вахту на акватории порта Пригородное несло судно-спасатель «Агат», оборудованное средствами ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

В настоящее время аварийно-спасательную готовность в порту обеспечивает судно «Нефтегаз-55» (ООО «Экошельф»), имеющее на борту специалистов и оборудование ЛАРН.

– Зимой, когда есть риск выхода дрейфующих ледовых полей из Охотского моря в залив Анива, в порту ежегодно около 50 дней, как правило, с 1 февраля по 22 марта, несет дежурство ледокол «Капитан Хлебников». В это время в акваторию порта могут заходить суда ледового класса не ниже Ice-2, – продолжает капитан порта. – На производственном комплексе «Пригородное» создано нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) из числа работников и вспомогательного персонала ведомственной пожарной охраны, которые прошли соответствующую аттестацию. Оно оснащено спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Задачи НАСФ – предотвращение, ликвидация (локализация) аварий и их последствий, в том числе проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

По словам С.Яковлева, в порту находится морская база АСФ «Экошельф». На регулярной основе проводятся аварийно-спасательные учения: антитеррористические (совместно с ФСБ), по ликвидации аварийных разливов нефти, внутренние учения. Система транспортных трубопроводов на Сахалине, завод СПГ и порт Пригородное находятся под постоянным пристальным вниманием и контролем экологических организаций. За период эксплуатации порта случаев загрязнения акватории зафиксировано не было.

 

Морские порты №5 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом В воскресенье в 10:00 в Севастополе возобновились гонки II этапа Национальной парусной Лиги, которые...

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы Московская городская межведомственная комиссия по наименованиям одобрила переименование восьми улиц ...

Российская экономика

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области Губернатор Астраханской области, вице-президент по гражданскому судостроению ОСК и директор «Ассоциа...

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2»

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG подписала с Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании про...

Транспортная политика

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск»

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск» 21 апреля председатель правительства России Дмитрий Медведев в рамках рабочего визита в Мурманск про...

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Морские порты

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка Власти Санкт-Петербурга Петербурга рассматривают возможность создания портовой особой экономической ...

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн Грузооборот портов Китая по итогам марта 2017 года вырос к аналогичному периоду 2016 года на 8,5%...




Морской транспорт

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток «Евросиб-Логистика» доставила из Китая на Восточную верфь во Владивосток более 100 тонн комплектующи...

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали Министерство обороны США сообщило об учащении случаев нападений пиратов у берегов Сомали и предупред...

Речной транспорт

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства Грузовая навигация Волжского пароходства открывается на Верхней Волге 25 апреля, сообщает пресс-служ...

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске 20 апреля заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк принял участие в совместном заседании ...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа»

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа» РЖД подписали соглашение с представителями железнодорожных компаний Китая, Беларуси, Германии, Казах...

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию Акционеры крупнейшего российского частного оператора грузовых вагонов и локомотивов - Globaltrans - ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...