Неоценимый опыт в порту Пригородное

Морские порты
Неоценимый опыт в порту Пригородное

Порт Пригородное – первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтеналивных танкеров. О том, как обеспечивается безопасность мореплавания при транспортировке опасных грузов, журналу «Морские порты» рассказал капитан порта Сергей Яковлев.

Наталья Примака, Сахалин

 

Самый южный

Морской порт Пригородное расположен на юге Сахалина на берегу залива Анива (восточнее устья реки Мерея между мысами Томари-Анива и Юноны) вблизи бывшего поселка Пригородное, в честь которого получил название. Порт был создан для отгрузки сырой нефти и СПГ на экспорт и открыт 25 декабря 2008 года распоряжением правительства РФ. Оператором порта является компания «Сахалин Энерджи».

Сырая нефть из порта стала отгружаться в конце 2008 года. 18 февраля 2009 года в Пригородном была запущена первая линия завода по производству СПГ, а 5 марта 2009-го – выпущена первая продукция. Уже 31 мая того же года состоялся запуск второй очереди завода.

Порт работает круглосуточно. Навигация осуществляется в любое время года, часто в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся резкой сменой направлений ветров, постоянными приливо-отливными и переменными ветровыми течениями, появлением на акватории в зимний и весенний периоды дрейфующих льдов из Охотского моря.

Площадь акватории составляет 57,8 кв. км. Порт имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ и четыре причала длиной 951,31 п.м., он принимает суда с осадкой до 17,5 метра длиной до 300 метров и шириной до 50 метров. Пропускная способность порта – 19,6 млн тонн в год.

В 2013 году через Пригородное было перегружено 5,4 млн тонн нефти марки «Витязь» (приблизительно 42,3 млн баррелей). Ее покупателями стали 11 компаний из четырех стран. Нефть поставлялась в 16 транзитных портов и портов назначения в Японии, Китае, Корее и на Филиппинах. СПГ было отгружено 10,8 млн тонн (что эквивалентно 14,9 млрд кубометров природного газа), газ экспортировался также в Японию, Китай и Корею танкерами покупателей или судами под управлением «Сахалин Энерджи».

 

Становление и открытие

– Опыт, полученный в процессе становления порта Пригородное и соответствующей службы капитана порта, достаточно интересен, – говорит Сергей Яковлев. – До его официального открытия для контроля за безопасностью мореплавания в районе строительства завода СПГ и терминалов отгрузки нефти и газа будущая акватория порта была приписана к морскому порту Корсаков. Все терминалы и причалы были включены в Обязательные постановления по морскому порту Корсаков, так же как и производственно-добывающий комплекс (ПДК) «Витязь», с которого производилась отгрузка нефти на танкеры.

Как рассказал капитан порта Пригородное, любые суда в акваторию будущего порта заходили по планам морских операций с согласования АМП Сахалина и под контролем службы капитана порта Корсаков. Суда под иностранными флагами с импортными грузами для строительства порта следовали в Корсаков на якорную стоянку для иностранных судов, оформлялись там и только затем под контролем службы капитана порта Корсаков и под проводкой лоцманов Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» следовали в район Пригородного. Отход осуществлялся в обратном порядке. Район расположения ПДК «Витязь» также считался внешним рейдом Корсаковского порта.

– За полгода до открытия порта Пригородное началась разработка Обязательных постановлений, но до выхода новых Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним их не могли утвердить, – продолжает С. Яковлев. – Для выхода из правового тупика проект Обязательных постановлений по порту Пригородное был переработан во Временные рекомендации, утвержденные капитаном порта. Временные рекомендации работали как основной документ, регулирующий безопасность и порядок в порту, до утверждения Обязательных постановлений, которые вступили в силу в сентябре 2011 года.

Капитан порта Пригородное также рассказал, что одновременно с разработкой Обязательных постановлений по порту были подняты вопросы об установлении специальных путей движения для танкеров и газовозов в заливе Анива и на подходах к порту, об издании новых карт по порту, об оборудовании системы управления движением судов в заливе. Новые рекомендованные пути и фарватеры на подходах к порту Пригородное были объявлены в мае 2009 года. Первые карты были изданы 15 мая 2010 года – через год после опубликования в извещениях мореплавателям информации о вновь установленных рекомендованных путях для судов и через три года после выполнения промеров – под контролем комиссии Совета Федерации РФ по национальной морской политике.

– С тех пор мы можем требовать от судовладельцев их наличие на борту заходящих в порт судов, – поясниет С.Яковлев.

 

Контроль за движением

Вопрос о контроле за движением судов в порту и на подходах к нему был поставлен перед Федеральным агентством морского и речного транспорта в июле 2008 года. Еще раньше он поднимался капитаном порта Корсаков. По этому поводу было несколько проектов компании «НОРФЕС».

– Изначально предполагалось, что контролировать перемещение судов будет система управления движением судов (СУДС) в заливе Анива. Однако для ее оборудования требовались существенные материальные затраты. Платить и выступать заказчиком никто не хотел, – вспоминает С. Яковлев.

Для обеспечения безопасности мореплавания руководитель ФГУ «АМП Сахалина» принял решение о самостоятельном оборудовании необходимой техникой поста дежурного инспектора ИГПК порта Пригородное.

К открытию порта инспекторы уже были обеспечены УКВ-радио и телефонной связью. А в январе 2009 года по заказу АМП Сахалина начался монтаж закупленного оборудования: стационарных УКВ-радиостанций, приемника погоды, метеостанции, АИС. И с марта 2009 года осуществляется контроль безопасности движения всех судов, оборудованных АИС, на акватории порта и на подходах к нему, практически от входа в залив Анива и до швартовки к причалу или постановки на якорь.

По словам С.Яковлева, сегодня приемопередатчиками АИС оборудованы все суда, посещающие порт, и 4 постоянно работающих в порту буксира-кантовщика. В АИС ИГПК интегрирована электронная карта акватории порта и залива Анива, специально разработанная на основе площадных обследований акватории. На карту нанесены границы акватории, якорные стоянки порта, точки стоянок с номерами, подходные фарватеры и рекомендованные курсы, что позволяет отслеживать правильность передвижения судов и предупреждать их о какой-либо опасности.

Монтаж оборудования СУДС начался в августе 2009. И к концу года первая очередь системы была запущена. С этих пор мониторы в помещении ИГПК порта представляют более полную картину навигационной обстановки в заливе с учетом радиолокационных данных. С 1 декабря 2010 года СУДС залива Анива официально введена в эксплуатацию.

 

Лоцманская проводка

Как рассказал капитан порта Пригородное, в морском порту осуществляется буксирное обеспечение и обязательная лоцманская проводка судов. По его словам, некоторую проблему составил поиск лоцманских организаций. Согласно Федеральному закону «О морских портах в РФ» государство должно обеспечить равные условия для работы и равный доступ к услугам в морском порту. Но как обеспечить равные условия для деятельности и равный доступ к лоцманским проводкам всех желающих и при этом соблюсти максимальный уровень безопасности?

Компания-оператор, управляющая портом Пригородное в рамках проекта «Сахалин-2», создана «Сахалин Энерджи» совместно с ОАО «Совкомфлот». Соглашение об этом было подписано в декабре 2007 года. «Сахалин Энерджи» – собственник завода СПГ, трубопроводов и терминалов, отправитель груза и оператор порта. Морские суда, подаваемые под погрузку, буксиры-кантовщики зафрахтованы «Сахалин Энерджи».

Тем не менее, определенная работа по обеспечению относительно равных условий была проведена. Организаций, желающих выполнять лоцманскую проводку в порту, было две: подразделения Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» и ЗАО «Порт Пригородное», созданное для оказания услуг по требованию «Сахалин Энерджи», в том числе по агентированию, диспетчеризации, швартовным операциям судов и лоцманским проводкам. Выбирались наиболее подготовленные и имеющие опыт проводок и швартовок типовых судов в условиях аналогичных порту Пригородное.

 

Аварийно-спасательная готовность

Одна из составных частей обеспечения безопасности мореплавания – аварийно-спасательная готовность в порту. По договору между «Сахалин Энерджи» и Сахалинским бассейновым аварийно-спасательным управлением (СахБАСУ) постоянную вахту на акватории порта Пригородное несло судно-спасатель «Агат», оборудованное средствами ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

В настоящее время аварийно-спасательную готовность в порту обеспечивает судно «Нефтегаз-55» (ООО «Экошельф»), имеющее на борту специалистов и оборудование ЛАРН.

– Зимой, когда есть риск выхода дрейфующих ледовых полей из Охотского моря в залив Анива, в порту ежегодно около 50 дней, как правило, с 1 февраля по 22 марта, несет дежурство ледокол «Капитан Хлебников». В это время в акваторию порта могут заходить суда ледового класса не ниже Ice-2, – продолжает капитан порта. – На производственном комплексе «Пригородное» создано нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) из числа работников и вспомогательного персонала ведомственной пожарной охраны, которые прошли соответствующую аттестацию. Оно оснащено спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Задачи НАСФ – предотвращение, ликвидация (локализация) аварий и их последствий, в том числе проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

По словам С.Яковлева, в порту находится морская база АСФ «Экошельф». На регулярной основе проводятся аварийно-спасательные учения: антитеррористические (совместно с ФСБ), по ликвидации аварийных разливов нефти, внутренние учения. Система транспортных трубопроводов на Сахалине, завод СПГ и порт Пригородное находятся под постоянным пристальным вниманием и контролем экологических организаций. За период эксплуатации порта случаев загрязнения акватории зафиксировано не было.

 

Морские порты №5 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт»

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт» 15 сентября на АО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялась торжественная церемония поднятия флага ...

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Российская экономика

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко Российские компании «Газпром» и «НОВАТЭК» готовы участвовать в реализации крупных проектов в Марокко...

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ Зеленодольский судостроительный завод 23 сентября проведет церемонию спуска на воду скоростного пасс...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский Министерство транспорта РФ запросит стивидоров на предмет структуры долговых обязательств в валюте и...

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2017 года выполнил установку 26 плавучих предосте...




Морской транспорт

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации Альтернативой приватизации крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлота» в условиях ухудше...

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн Датская компания A.P. Moeller-Maersk заключила соглашение с APMH Invest («дочка» A.P. Moller Hol...

Речной транспорт

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной В Волжском государственном университете водного транспорта ученые ВУЗов-партнеров проекта Русского г...

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху Технический флот «Мосводостока» за пять месяцев 2017 года выловил в Москве-реке более 2 тыс. кубомет...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...