Обоснованное беспокойство - Морские вести России

Обоснованное беспокойство

24.02.2015

Морские порты

В целях улучшения экологической ситуации в регионах Российской Федерации, в том числе в тех, где происходит перевалка угля, депутаты Законодательного собрания Приморского края на основании права законодательной инициативы внесли в Государственную Думу РФ законопроект Федерального закона №330573-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха» в части совершенствования правового регулирования осуществления производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Авторы обосновывают свое предложение по изменению действующего законодательства тем обстоятельством, что «... в результате открытой перегрузки пылящих навалочных грузов в морских портах, не приспособленных для работы с данными видами грузов и расположенных в черте населенных пунктов, происходит загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами».

По данному законопроекту Ассоциация морских торговых портов (АСОП) провела анализ и представила в Комитет по транспорту Государственной Думы РФ свою позицию, отражающую консолидированное мнение стивидорного бизнеса, занимающегося в России переработкой навалочных («пылящих») грузов.

Серик Жусупов, исполнительный директор АСОП

Ассоциация морских торговых портов (АСОП), рассмотрев проект Федерального закона №330573-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам атмосферного воздуха» (далее – Законопроект), обсудив его со стивидорами и проработав на заседании Рабочего комитета по технологиям и механизации АСОП, пришла к следующим выводам.

1. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в ст.14 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». Согласно ч.1 ст.30 данного закона юридические лица обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов. Мероприятия производственного контроля для хозяйствующих субъектов входят в состав нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Выполнение мероприятий по производственному контролю за соблюдением нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является обязательным, а отчеты о результатах контроля проверяются контролирующими органами.

Таким образом, указанное предложение дублирует требования, уже содержащиеся в действующем законе.

2. Законопроектом предлагается внесение изменений в ст.26 Федерального закона №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусматривается осуществление перевалки навалочных грузов в морских портах с использованием специализированных перегрузочных комплексов, оснащенных герметизированным грузовым оборудованием, крытыми грузовыми складами.

В связи с этим АСОП сообщает следующее.

По данным статистической отчетности за 2013 год в российских морских портах осуществлена перевалка 127,4 млн тонн навалочных грузов, в том числе угля 101,1 млн тонн. Кроме того, 38,4 млн тонн навалочных грузов российских грузоотправителей перевалено в портах Прибалтики и Украины. В общем объеме перевалки сухих грузов в морских портах России навалочные грузы составляют 49,8%.

Наибольший удельный вес навалочных грузов, в основном угля, в общем объеме грузопереработки приходится на Арктический и Дальневосточный бассейны, в Арктическом бассейне их доля составляет 84,2%, в Дальневосточном – 66,8%. Примерно такой же удельный вес навалочных грузов в объеме переработки сухих грузов сохранится в 2014-м и в последующие годы. Из вышеприведенных цифр следует, что от экспорта навалочных грузов, прежде всего угля, зависит не только загрузка российских морских портов, но и предприятий угольной отрасли.

В настоящее время перевалка угля с железнодорожного на морской транспорт осуществляется либо грейферным способом, либо на специализированных угольных терминалах с помощью вагоноопрокидывателей. Накопление судовых партий угля для дальнейшей отправки морем происходит на открытых складских площадях, расположенных на территории морских портов в границах санитарно-защитных зон.

Операторы морских терминалов, оказывающие услуги по перевалке угля и других навалочных грузов, соблюдают требования действующего экологического и санитарного законодательства. Согласно требованиям законодательства операторы морских терминалов – члены АСОП имеют всю разрешительную документацию на производство работ с навалочными грузами, согласованные в установленном порядке, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу.

В последние годы в портах Усть-Луга, Ванино (бухта Мучке), Посьет построены специализированные терминалы по перевалке угля, на которых применены современные технологии, предусматривающие реализацию мер по устранению пыления угля при выгрузке из вагонов, штабелированию угля на складских площадках, погрузке угля в трюм судна. На специализированных терминалах за счет устройства крытых систем перегрузки и транспортировки угля в зданиях вагоноопрокидывателя, на транспортерах, а также за счет применения систем пылеподавления с использованием воды в летнее время и снегообразования в зимнее время обеспечивается существенно более низкий уровень пыления и загрязнения воздуха. Все реализованные проекты получили положительные заключения Государственной экологической экспертизы.

Таким образом, требования действующего законодательства об охране атмосферного воздуха соблюдаются при перевалке угля в морских портах Российской Федерации. Кроме того, операторами морских терминалов принимаются меры по модернизации портового оборудования и внедрению новых технологий, способствующих уменьшению вредных выбросов в атмосферу.

Если предложенные изменения в ст.26 Закона о морских портах №261-ФЗ вступят в силу, то перевалка угля и других навалочных грузов в российских морских портах будет полностью прекращена, так как существующие в большинстве портов технологии не предусматривают использование полностью герметизированного перегрузочного оборудования и крытых грузовых складов. Требование о применении такой технологии может быть предусмотрено в законопроекте лишь для проектируемых и вновь строящихся портов и терминалов.

АСОП считает принятие законопроекта в представленной редакции преждевременным.

 

Ответ на запрос редакции «МП» Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в ответ на запрос редакции журнала «Морские порты» о ситуации в сфере законодательного регулирования перевалки пылящих грузов в морских портах России и принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности портов и прилегающих территорий сообщил следующее.

В Комитете на рассмотрении находится проект Федерального закона №330573-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха» (в части совершенствования правового регулирования осуществления производственного контроля за охраной атмосферного воздуха), внесенный Законодательным Собранием Приморского края 10.08.2013 г.

Решением Комитета от 17.01.2014 г. №60.9 авторам было рекомендовано изменить текст законопроекта до первого чтения (п. 6 ст. 12 Регламента Государственной Думы) с учетом замечаний и предложений в соответствии с Заключением Комитета.

Во исполнение названного решения Комитета Законодательным Собранием Приморского края 10 мая 2014 года в Государственную Думу был направлен измененный текст законопроекта.

Решением Комитета от 15.05.2014 г. №70.8 новая редакция законопроекта направлена в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту и Правительству РФ, в Совет Федерации, Счетную палату и Общественную палату РФ, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Совету Государственной Думы было предложено включить законопроект в примерную программу законодательной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2014 года (сентябрь).

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона №330573-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха», внесенный Законодательным Собранием Приморского края.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект Федерального закона №330573-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха», внесенный Законодательным Собранием Приморского края.

Названным законопроектом предлагается внести изменения в статьи 14 и 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также статью 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пояснительной записке, предлагаемые изменения направлены на улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации, а также обеспечение эффективного производственного контроля за охраной атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами.

Пунктом 1 статьи 1 рассматриваемого законопроекта предлагается закрепить в статье 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обязательность ведения производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предоставления отчета о результатах данного контроля в сроки, определенные

разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ, как условия, устанавливаемого разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

В этой связи Комитет отмечает следующее.

Требование осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух закреплено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». При этом пунктом 3 названной статьи устанавливается требование о предоставлении в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор, результатов производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Кроме того, обязанность субъектов хозяйственной деятельности предоставлять результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора закреплена пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В этой связи обязательность ведения производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предоставление отчета о результатах данного контроля не могут рассматриваться как условия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку являются обязанностью хозяйствующих субъектов, имеющих источники вредных воздействий на атмосферный воздух.

Кроме того, определение сроков предоставления отчета о результатах производственного контроля не является предметом правового регулирования статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», поскольку данные вопросы регулируются статьей 25 данного Федерального закона.

Также следует обратить внимание на то, что 7 октября 2011 года Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (далее - проект Федерального закона №584587-5), предусматривающий, в том числе, признание статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» утратившей силу.

Учитывая изложенное, рассматриваемая норма проекта федерального закона видится излишней.

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта авторы предлагают дополнить статью 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» положением, обязывающим юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к объектам первого и второго класса, вести производственный контроль с использованием средств измерений, обеспечивающих непрерывные автоматические замеры выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ.

Концептуально предложение авторов оснастить стационарные источники выбросов автоматическими средствами измерения и учета объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также средствами передачи информации в государственную автоматизированную систему экологического контроля было поддержано депутатами Государственной Думы при рассмотрении в первом чтении проекта Федерального закона №584587-5.

Тем не менее, Комитет обращает внимание авторов законопроекта на явную недостаточность предложенных рассматриваемым законопроектом изменений. В целях обеспечения комплексного правового регулирования данного вопроса видится необходимым согласование положений рассматриваемого законопроекта и проекта Федерального закона №584587-5.

Кроме того, реализация рассматриваемого положения законопроекта приведет к существенному увеличению финансовых затрат хозяйствующих субъектов, имеющих источники вредных воздействий на атмосферный воздух, тем более без определения источников и перечня контролируемых веществ.

Статья 2 рассматриваемого проекта Федерального закона предусматривает дополнение статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новым пунктом 5, определяющим особые требования к осуществлению перевалки опасных пылящих грузов в морских портах, а также контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в период проведения погрузо-разгрузочных работ.

При этом Комитет обращает внимание на положения статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данной статье технологические процессы перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов регулируются правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту. Данные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В связи с тем, что авторами законопроекта не представлено подтверждений отсутствия возможности реализовать рассматриваемые положения посредством подзаконных актов, Комитет данные изменения не поддерживает.

Кроме того, из текста законопроекта не ясно, что следует понимать под термином «опасные пылящие грузы». Не раскрыты термины «средства измерения», «приземный слой атмосферы», «селитебная зона» и «герметизированное погрузочно-разгрузочное оборудование». Это может привести к закреплению правовой неопределенности и в значительной степени осложнить правоприменительную практику.

Статьей 3 рассматриваемого законопроекта устанавливается срок вступления его в силу со дня официального опубликования. Учитывая, что реализация пункта 2 статьи 1 и статьи 2 законопроекта потребует от хозяйствующих субъектов не только существенных финансовых, но и временных затрат, рассматриваемая норма видится необоснованной.

Кроме того, в отношении законопроекта целесообразно провести оценку регулирующего воздействия, поскольку его положения направлены на регулирование отношений в области установления требований к оказанию услуг.

В связи с тем, что предусмотренные законопроектом изменения представляются явно недостаточными и требуют более комплексного правового регулирования, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает целесообразным предложить авторам законодательной инициативы доработать проект Федерального закона №330573-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха» до первого чтения с учетом указанных в настоящем заключении замечаний.

 

Председатель Комитета
В.И.Кашин

 

Морские порты №4 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика