Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

Транспортная политика
Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

С 2013 года Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации осуществляет свою деятельность в несколько измененной организационной структуре. Созданная при Правительстве в 2001 году по прямому указанию президента страны, Морская коллегия координирует работу федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению положений Морской доктрины России до 2020 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, к.э.н.

 

Наши задачи

С момента создания и до сегодняшнего дня Морская коллегия, несмотря на неоднократные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, не прекращала деятельности и является одним из немногих коллегиальных органов, работающих на постоянной и регулярной основе.

Вместе с тем функциональные направления коллегии расширялись и дополнялись новыми задачами, соответствовавшими возникающим вызовам национальной безопасности государства в области морской деятельности. Так было, например, в 2008 году, когда президент РФ в качестве основных для коллегии определил задачи по освоению Арктики и Антарктики, а также развитию морских и речных портов.

В 2013 году решениями президента страны по вопросам модернизации гражданского судостроения были даны конкретные указания, потребовавшие усиления роли Морской коллегии в деле координации деятельности основных производителей судов и морской техники и их главных заказчиков.

Предложения по изменению состава, положения и самого формата деятельности коллегии были рассмотрены и одобрены на заседании под руководством председателя Правительства России Д.А. Медведева 13 июня 2013 г. В состав коллегии вошли представители стратегических партнеров судостроительных предприятий – заказчиков судов и морской техники: ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Совкомфлот». Существенно расширился состав коллегии и за счет вхождения в него представителей науки, бизнеса, общественных объединений судовладельцев и структур, обеспечивающих работу флота. В ее составе образован президиум во главе с первым заместителем председателя Морской коллегии С.Н. Шишкаревым.

Следует отметить, что президиум является не представительным, а рабочим органом коллегии, призванным в постоянном режиме (не реже одного раза в месяц) осуществлять мониторинг исполнения поручений президента и правительства РФ в области модернизации гражданского судостроения, а также решать текущие вопросы, связанные с техническим переоснащением судостроительного комплекса страны. Примером первого серьезного задела в деятельности президиума вполне можно считать проделанную под его руководством серьезную организаторскую работу по подготовке окончательной редакции стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» до 2030 года.

Возложение на Морскую коллегию задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области модернизации судостроения существенно расширило географию ее работы. Только за прошедший год члены коллегии изучили состояние дел на судостроительных и судоремонтных предприятиях Дальневосточного (Приморский, Камчатский и Хабаровский края) и Сибирского (Республика Бурятия) федеральных округов. При этом тема транспортной доступности и развития транспортной инфраструктуры в целях осуществления внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров и грузов неоднократно поднималась в выступлениях как членов Морской коллегии, так и представителей регионов страны. Это и понятно.

 

Происхождение проблем

От степени развитости в регионе отрасли транспорта, транспортной инфраструктуры, уровня транспортной доступности и обеспеченности зависит и объем его валового регионального продукта. Регионы с более развитой транспортной сетью, как правило, имеют большие доли в совокупном валовом внутреннем продукте страны. Более того, повышение уровня транспортной доступности для такой страны, как Россия, с ее размерами и значительным количеством малоосвоенных территорий, кроме экономического имеет еще и социально-политический аспект, поскольку именно эффективно действующий и доступный транспорт способствует созданию единого социально-экономического пространства. Проблеме транспортной доступности были посвящены отдельные заседания (совещания) коллегии. Например, в 2006 году в Нижнем Новгороде коллегия рассмотрела тему «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов»; в 2010 году в Воронеже тему «О ходе реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации и мерах по развитию внутренних пассажирских перевозок с использованием судов отечественной постройки»; в 2014 году в Улан-Удэ тему «О состоянии и перспективах развития внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока».

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (до 2013 года)

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (с 2013 года)

 

Проблема обеспечения транспортной доступности приморских регионов сформировалась на постсоветском пространстве под влиянием нескольких сугубо экономических факторов. При этом замечу, что понятие приморских регионов в условиях России целесообразно расширить, включив в него сообщение и по внутренним водным путям, поскольку жизнедеятельность большого числа населенных пунктов в северных и восточных регионах России в значительной мере зависит от функционирования внутренних водных путей, где речной транспорт является практически единственным средством сообщения. Несмотря на это, объемы пассажирских перевозок морским и речным транспортом из года в год снижаются. 

Так, перевозки пассажиров морским транспортом сократились с 9 млн человек в 1992 году до 0,5 млн человек в 2013 году, то есть в 18 раз. За это же время перевозки пассажиров по внутренним водным путям снизились с 44 млн до 13 млн человек, то есть более чем в 3 раза.

Экономические факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, ясны. Это - потеря Россией в результате приватизации государственного имущества морского круизного флота и закрытие большинства пассажирских линий в акваториях Черного и Балтийского морей, на Дальнем Востоке. Замещение на внутреннем рынке страны отечественных предложений в области зарубежного морского туризма исключительно иностранными. Ярко выраженная сезонность использования пассажирского морского и речного транспорта.

Если для морского транспорта сезонность использования связана с выраженной сезонностью пассажиропотока, обусловленной использованием туристической и санаторно-курортной инфраструктуры приморских регионов, отсутствием отечественного круизного морского флота и недостаточно развитой системой сервисных услуг на морском транспорте, то для основной массы речного транспорта причина кроется в ограниченности навигационного периода на реках России. Отсюда – достаточно высокая стоимость услуг пассажирских перевозок, делающая морской и речной транспорт неконкурентоспособным по сравнению с иными видами транспорта.

Здесь же нельзя не упомянуть и о зависимости речного пассажирского транспорта от природных и погодных условий, обеспечивающих наличие на внутренних водных путях гарантированных судовых ходов, что привело, например, в текущем году к большим убыткам речных круизных компаний из-за недостаточных глубин в районе Нижнего Новгорода. В связи с этим отдельной проблемой, требующей постоянного внимания Минтранса России, является состояние гидротехнических сооружений, существенно ограничивающих интенсивность судоходства на отдельных участках внутренних водных путей.

Низкая рентабельность, а во многих случаях и прямая убыточность речного пассажирского транспорта – причина резкого сокращения численности речного флота, его сверхнормативного старения.

Безусловно, судовладельцам нужен новый, современный, экономичный флот, построенный на отечественных предприятиях по прозрачным и доступным схемам финансирования. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» создал необходимые предпосылки для этого. Применение заложенных в закон финансовых механизмов позволяет осуществлять строительство серий судов. Есть ли для этого соответствующий потенциал?

 

Инструменты и решения

По мнению Минпромторга России, хороший «проектный потенциал» в области скоростного пассажирского флота сохранен ООО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород), ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» в части судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой), ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург) в части проектов судов глиссирующего типа на основе автоматически управляемых интерцепторов. Спроектированные последним суда проектов А-45 (речное) и А-145 (морское) строятся на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького). Всего построено 4 судна проекта А-145 пассажировместимостью до 150 человек.

Понятно, что ни одна из перечисленных проблем не может быть решена регионами самостоятельно, без поддержки федерального центра. Однако такая поддержка должна носить адресный, целевой характер, учитывать приоритеты в развитии регионов и их насущные потребности. Вместе с тем при разработке государственных программ развития регионов вопросам обеспечения транспортной доступности уделяется порой недостаточное внимание, необходимые меры с соответствующим финансированием в госпрограммы не включаются. Регионы пытаются их решать путем обращений в федеральный центр за дополнительным финансированием. Такой подход себя не оправдывает.

Качественное изменение ситуации предусматривается в двух основных программных документах: в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на этот же период, проект которой был одобрен год назад на заседании правительства страны.

Инструментом реализации этих актов на современном этапе является подпрограмма «Внутренний водный транспорт» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Актуальность скорейшего решения задачи обеспечения транспортной доступности регионов была подтверждена президентом России В.В. Путиным 1 сентября сего года в Якутске на совещании по вопросам господдержки приоритетных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. В числе первых приоритетов «повышение транспортной доступности региона, снятие инфраструктурных ограничений как на внутреннем рынке, так и для развития экспорта», – отметил президент страны.

В качестве конкретных направлений решения обозначенных проблем допустимо сослаться на поручения, данные Морской коллегией на совещании в Улан-Удэ 4 августа сего года. В частности, было решено поддержать предложения Минтранса России и Росморречфлота о целесообразности принятия в 2014 году Правительством РФ решения об утверждении нормативов на содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, предусматривающего поэтапный переход до 2017 года на полное финансирование их за счет федерального бюджета.

Минвостокразвития России и другим федеральным органам исполнительной власти поручено рассмотреть предложения по разработке и введению в действие нормативного правового акта, определяющего предоставление субсидий из федерального бюджета организациям водного транспорта на осуществление межрегиональных перевозок пассажиров; Минтрансу России, Росморречфлоту совместно с территориальными органами и органами исполнительной власти регионов – предложения по:

-         формированию программы лизинга судов, перегрузочного оборудования и других технических средств при поддержке федерального бюджета;

-         созданию региональных центров автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации, отвечающих за создание и поддержание в актуализированном состоянии цифровых электронных карт внутренних водных путей, а также за своевременное доведение их до судовладельцев.

Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено в текущем году изыскать возможность господдержки судоходных компаний в виде выделения им утилизационного гранта, предусматривающего утилизацию старого судна с одновременным размещением на отечественной судоверфи заказа на постройку нового судна, отвечающего современным экологическим требованиям. Также предлагается проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. № 383, предусматривающих продление срока его действия и уточнение применяемых расчетных параметров (ставки по расчету размера субсидий, процентных ставок по кредиту в российской и иностранных валютах и других).

В протоколе совещания Морской коллегии определены сроки исполнения поручений и ответственные исполнители. Секретариат Морской коллегии обеспечивает контроль выполнения этих поручений. 

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...