Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

Транспортная политика
Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

С 2013 года Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации осуществляет свою деятельность в несколько измененной организационной структуре. Созданная при Правительстве в 2001 году по прямому указанию президента страны, Морская коллегия координирует работу федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению положений Морской доктрины России до 2020 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, к.э.н.

 

Наши задачи

С момента создания и до сегодняшнего дня Морская коллегия, несмотря на неоднократные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, не прекращала деятельности и является одним из немногих коллегиальных органов, работающих на постоянной и регулярной основе.

Вместе с тем функциональные направления коллегии расширялись и дополнялись новыми задачами, соответствовавшими возникающим вызовам национальной безопасности государства в области морской деятельности. Так было, например, в 2008 году, когда президент РФ в качестве основных для коллегии определил задачи по освоению Арктики и Антарктики, а также развитию морских и речных портов.

В 2013 году решениями президента страны по вопросам модернизации гражданского судостроения были даны конкретные указания, потребовавшие усиления роли Морской коллегии в деле координации деятельности основных производителей судов и морской техники и их главных заказчиков.

Предложения по изменению состава, положения и самого формата деятельности коллегии были рассмотрены и одобрены на заседании под руководством председателя Правительства России Д.А. Медведева 13 июня 2013 г. В состав коллегии вошли представители стратегических партнеров судостроительных предприятий – заказчиков судов и морской техники: ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Совкомфлот». Существенно расширился состав коллегии и за счет вхождения в него представителей науки, бизнеса, общественных объединений судовладельцев и структур, обеспечивающих работу флота. В ее составе образован президиум во главе с первым заместителем председателя Морской коллегии С.Н. Шишкаревым.

Следует отметить, что президиум является не представительным, а рабочим органом коллегии, призванным в постоянном режиме (не реже одного раза в месяц) осуществлять мониторинг исполнения поручений президента и правительства РФ в области модернизации гражданского судостроения, а также решать текущие вопросы, связанные с техническим переоснащением судостроительного комплекса страны. Примером первого серьезного задела в деятельности президиума вполне можно считать проделанную под его руководством серьезную организаторскую работу по подготовке окончательной редакции стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» до 2030 года.

Возложение на Морскую коллегию задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области модернизации судостроения существенно расширило географию ее работы. Только за прошедший год члены коллегии изучили состояние дел на судостроительных и судоремонтных предприятиях Дальневосточного (Приморский, Камчатский и Хабаровский края) и Сибирского (Республика Бурятия) федеральных округов. При этом тема транспортной доступности и развития транспортной инфраструктуры в целях осуществления внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров и грузов неоднократно поднималась в выступлениях как членов Морской коллегии, так и представителей регионов страны. Это и понятно.

 

Происхождение проблем

От степени развитости в регионе отрасли транспорта, транспортной инфраструктуры, уровня транспортной доступности и обеспеченности зависит и объем его валового регионального продукта. Регионы с более развитой транспортной сетью, как правило, имеют большие доли в совокупном валовом внутреннем продукте страны. Более того, повышение уровня транспортной доступности для такой страны, как Россия, с ее размерами и значительным количеством малоосвоенных территорий, кроме экономического имеет еще и социально-политический аспект, поскольку именно эффективно действующий и доступный транспорт способствует созданию единого социально-экономического пространства. Проблеме транспортной доступности были посвящены отдельные заседания (совещания) коллегии. Например, в 2006 году в Нижнем Новгороде коллегия рассмотрела тему «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов»; в 2010 году в Воронеже тему «О ходе реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации и мерах по развитию внутренних пассажирских перевозок с использованием судов отечественной постройки»; в 2014 году в Улан-Удэ тему «О состоянии и перспективах развития внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока».

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (до 2013 года)

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (с 2013 года)

 

Проблема обеспечения транспортной доступности приморских регионов сформировалась на постсоветском пространстве под влиянием нескольких сугубо экономических факторов. При этом замечу, что понятие приморских регионов в условиях России целесообразно расширить, включив в него сообщение и по внутренним водным путям, поскольку жизнедеятельность большого числа населенных пунктов в северных и восточных регионах России в значительной мере зависит от функционирования внутренних водных путей, где речной транспорт является практически единственным средством сообщения. Несмотря на это, объемы пассажирских перевозок морским и речным транспортом из года в год снижаются. 

Так, перевозки пассажиров морским транспортом сократились с 9 млн человек в 1992 году до 0,5 млн человек в 2013 году, то есть в 18 раз. За это же время перевозки пассажиров по внутренним водным путям снизились с 44 млн до 13 млн человек, то есть более чем в 3 раза.

Экономические факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, ясны. Это - потеря Россией в результате приватизации государственного имущества морского круизного флота и закрытие большинства пассажирских линий в акваториях Черного и Балтийского морей, на Дальнем Востоке. Замещение на внутреннем рынке страны отечественных предложений в области зарубежного морского туризма исключительно иностранными. Ярко выраженная сезонность использования пассажирского морского и речного транспорта.

Если для морского транспорта сезонность использования связана с выраженной сезонностью пассажиропотока, обусловленной использованием туристической и санаторно-курортной инфраструктуры приморских регионов, отсутствием отечественного круизного морского флота и недостаточно развитой системой сервисных услуг на морском транспорте, то для основной массы речного транспорта причина кроется в ограниченности навигационного периода на реках России. Отсюда – достаточно высокая стоимость услуг пассажирских перевозок, делающая морской и речной транспорт неконкурентоспособным по сравнению с иными видами транспорта.

Здесь же нельзя не упомянуть и о зависимости речного пассажирского транспорта от природных и погодных условий, обеспечивающих наличие на внутренних водных путях гарантированных судовых ходов, что привело, например, в текущем году к большим убыткам речных круизных компаний из-за недостаточных глубин в районе Нижнего Новгорода. В связи с этим отдельной проблемой, требующей постоянного внимания Минтранса России, является состояние гидротехнических сооружений, существенно ограничивающих интенсивность судоходства на отдельных участках внутренних водных путей.

Низкая рентабельность, а во многих случаях и прямая убыточность речного пассажирского транспорта – причина резкого сокращения численности речного флота, его сверхнормативного старения.

Безусловно, судовладельцам нужен новый, современный, экономичный флот, построенный на отечественных предприятиях по прозрачным и доступным схемам финансирования. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» создал необходимые предпосылки для этого. Применение заложенных в закон финансовых механизмов позволяет осуществлять строительство серий судов. Есть ли для этого соответствующий потенциал?

 

Инструменты и решения

По мнению Минпромторга России, хороший «проектный потенциал» в области скоростного пассажирского флота сохранен ООО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород), ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» в части судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой), ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург) в части проектов судов глиссирующего типа на основе автоматически управляемых интерцепторов. Спроектированные последним суда проектов А-45 (речное) и А-145 (морское) строятся на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького). Всего построено 4 судна проекта А-145 пассажировместимостью до 150 человек.

Понятно, что ни одна из перечисленных проблем не может быть решена регионами самостоятельно, без поддержки федерального центра. Однако такая поддержка должна носить адресный, целевой характер, учитывать приоритеты в развитии регионов и их насущные потребности. Вместе с тем при разработке государственных программ развития регионов вопросам обеспечения транспортной доступности уделяется порой недостаточное внимание, необходимые меры с соответствующим финансированием в госпрограммы не включаются. Регионы пытаются их решать путем обращений в федеральный центр за дополнительным финансированием. Такой подход себя не оправдывает.

Качественное изменение ситуации предусматривается в двух основных программных документах: в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на этот же период, проект которой был одобрен год назад на заседании правительства страны.

Инструментом реализации этих актов на современном этапе является подпрограмма «Внутренний водный транспорт» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Актуальность скорейшего решения задачи обеспечения транспортной доступности регионов была подтверждена президентом России В.В. Путиным 1 сентября сего года в Якутске на совещании по вопросам господдержки приоритетных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. В числе первых приоритетов «повышение транспортной доступности региона, снятие инфраструктурных ограничений как на внутреннем рынке, так и для развития экспорта», – отметил президент страны.

В качестве конкретных направлений решения обозначенных проблем допустимо сослаться на поручения, данные Морской коллегией на совещании в Улан-Удэ 4 августа сего года. В частности, было решено поддержать предложения Минтранса России и Росморречфлота о целесообразности принятия в 2014 году Правительством РФ решения об утверждении нормативов на содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, предусматривающего поэтапный переход до 2017 года на полное финансирование их за счет федерального бюджета.

Минвостокразвития России и другим федеральным органам исполнительной власти поручено рассмотреть предложения по разработке и введению в действие нормативного правового акта, определяющего предоставление субсидий из федерального бюджета организациям водного транспорта на осуществление межрегиональных перевозок пассажиров; Минтрансу России, Росморречфлоту совместно с территориальными органами и органами исполнительной власти регионов – предложения по:

-         формированию программы лизинга судов, перегрузочного оборудования и других технических средств при поддержке федерального бюджета;

-         созданию региональных центров автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации, отвечающих за создание и поддержание в актуализированном состоянии цифровых электронных карт внутренних водных путей, а также за своевременное доведение их до судовладельцев.

Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено в текущем году изыскать возможность господдержки судоходных компаний в виде выделения им утилизационного гранта, предусматривающего утилизацию старого судна с одновременным размещением на отечественной судоверфи заказа на постройку нового судна, отвечающего современным экологическим требованиям. Также предлагается проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. № 383, предусматривающих продление срока его действия и уточнение применяемых расчетных параметров (ставки по расчету размера субсидий, процентных ставок по кредиту в российской и иностранных валютах и других).

В протоколе совещания Морской коллегии определены сроки исполнения поручений и ответственные исполнители. Секретариат Морской коллегии обеспечивает контроль выполнения этих поручений. 

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ Четыре моста в Санкт-Петербурге – Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Литейный – впервые развели п...

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком Экспедиция Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского успешно завершила ...

Российская экономика

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока «Новатэк» планирует ввести в эксплуатацию вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ&#...

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн Грузооборот порта Хельсинки (Финляндия) в январе-июне 2017 года вырос на 11% относительн...

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года Капитальное восстановление четвертого причала в Магаданском морском торговом порту идет по графику и...




Морской транспорт

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514 20 июля 2017 года входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации АО «Судостроительный за...

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27 ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - АО «ОСК») ...

Речной транспорт

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15%

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15% Недостаточность дноуглубительных работ в устьях арктических рек Якутии может угрожать выполнению пла...

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

Ж/Д транспорт

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17%

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17% АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в первом полугодии ув...

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург ПАО «ТрансКонтейнер» успешно развивает перевозки из Китая в Екатеринбург через Забайкальск. Объем пе...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...