Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

Транспортная политика
Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

С 2013 года Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации осуществляет свою деятельность в несколько измененной организационной структуре. Созданная при Правительстве в 2001 году по прямому указанию президента страны, Морская коллегия координирует работу федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению положений Морской доктрины России до 2020 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, к.э.н.

 

Наши задачи

С момента создания и до сегодняшнего дня Морская коллегия, несмотря на неоднократные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, не прекращала деятельности и является одним из немногих коллегиальных органов, работающих на постоянной и регулярной основе.

Вместе с тем функциональные направления коллегии расширялись и дополнялись новыми задачами, соответствовавшими возникающим вызовам национальной безопасности государства в области морской деятельности. Так было, например, в 2008 году, когда президент РФ в качестве основных для коллегии определил задачи по освоению Арктики и Антарктики, а также развитию морских и речных портов.

В 2013 году решениями президента страны по вопросам модернизации гражданского судостроения были даны конкретные указания, потребовавшие усиления роли Морской коллегии в деле координации деятельности основных производителей судов и морской техники и их главных заказчиков.

Предложения по изменению состава, положения и самого формата деятельности коллегии были рассмотрены и одобрены на заседании под руководством председателя Правительства России Д.А. Медведева 13 июня 2013 г. В состав коллегии вошли представители стратегических партнеров судостроительных предприятий – заказчиков судов и морской техники: ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Совкомфлот». Существенно расширился состав коллегии и за счет вхождения в него представителей науки, бизнеса, общественных объединений судовладельцев и структур, обеспечивающих работу флота. В ее составе образован президиум во главе с первым заместителем председателя Морской коллегии С.Н. Шишкаревым.

Следует отметить, что президиум является не представительным, а рабочим органом коллегии, призванным в постоянном режиме (не реже одного раза в месяц) осуществлять мониторинг исполнения поручений президента и правительства РФ в области модернизации гражданского судостроения, а также решать текущие вопросы, связанные с техническим переоснащением судостроительного комплекса страны. Примером первого серьезного задела в деятельности президиума вполне можно считать проделанную под его руководством серьезную организаторскую работу по подготовке окончательной редакции стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» до 2030 года.

Возложение на Морскую коллегию задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области модернизации судостроения существенно расширило географию ее работы. Только за прошедший год члены коллегии изучили состояние дел на судостроительных и судоремонтных предприятиях Дальневосточного (Приморский, Камчатский и Хабаровский края) и Сибирского (Республика Бурятия) федеральных округов. При этом тема транспортной доступности и развития транспортной инфраструктуры в целях осуществления внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров и грузов неоднократно поднималась в выступлениях как членов Морской коллегии, так и представителей регионов страны. Это и понятно.

 

Происхождение проблем

От степени развитости в регионе отрасли транспорта, транспортной инфраструктуры, уровня транспортной доступности и обеспеченности зависит и объем его валового регионального продукта. Регионы с более развитой транспортной сетью, как правило, имеют большие доли в совокупном валовом внутреннем продукте страны. Более того, повышение уровня транспортной доступности для такой страны, как Россия, с ее размерами и значительным количеством малоосвоенных территорий, кроме экономического имеет еще и социально-политический аспект, поскольку именно эффективно действующий и доступный транспорт способствует созданию единого социально-экономического пространства. Проблеме транспортной доступности были посвящены отдельные заседания (совещания) коллегии. Например, в 2006 году в Нижнем Новгороде коллегия рассмотрела тему «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов»; в 2010 году в Воронеже тему «О ходе реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации и мерах по развитию внутренних пассажирских перевозок с использованием судов отечественной постройки»; в 2014 году в Улан-Удэ тему «О состоянии и перспективах развития внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока».

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (до 2013 года)

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (с 2013 года)

 

Проблема обеспечения транспортной доступности приморских регионов сформировалась на постсоветском пространстве под влиянием нескольких сугубо экономических факторов. При этом замечу, что понятие приморских регионов в условиях России целесообразно расширить, включив в него сообщение и по внутренним водным путям, поскольку жизнедеятельность большого числа населенных пунктов в северных и восточных регионах России в значительной мере зависит от функционирования внутренних водных путей, где речной транспорт является практически единственным средством сообщения. Несмотря на это, объемы пассажирских перевозок морским и речным транспортом из года в год снижаются. 

Так, перевозки пассажиров морским транспортом сократились с 9 млн человек в 1992 году до 0,5 млн человек в 2013 году, то есть в 18 раз. За это же время перевозки пассажиров по внутренним водным путям снизились с 44 млн до 13 млн человек, то есть более чем в 3 раза.

Экономические факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, ясны. Это - потеря Россией в результате приватизации государственного имущества морского круизного флота и закрытие большинства пассажирских линий в акваториях Черного и Балтийского морей, на Дальнем Востоке. Замещение на внутреннем рынке страны отечественных предложений в области зарубежного морского туризма исключительно иностранными. Ярко выраженная сезонность использования пассажирского морского и речного транспорта.

Если для морского транспорта сезонность использования связана с выраженной сезонностью пассажиропотока, обусловленной использованием туристической и санаторно-курортной инфраструктуры приморских регионов, отсутствием отечественного круизного морского флота и недостаточно развитой системой сервисных услуг на морском транспорте, то для основной массы речного транспорта причина кроется в ограниченности навигационного периода на реках России. Отсюда – достаточно высокая стоимость услуг пассажирских перевозок, делающая морской и речной транспорт неконкурентоспособным по сравнению с иными видами транспорта.

Здесь же нельзя не упомянуть и о зависимости речного пассажирского транспорта от природных и погодных условий, обеспечивающих наличие на внутренних водных путях гарантированных судовых ходов, что привело, например, в текущем году к большим убыткам речных круизных компаний из-за недостаточных глубин в районе Нижнего Новгорода. В связи с этим отдельной проблемой, требующей постоянного внимания Минтранса России, является состояние гидротехнических сооружений, существенно ограничивающих интенсивность судоходства на отдельных участках внутренних водных путей.

Низкая рентабельность, а во многих случаях и прямая убыточность речного пассажирского транспорта – причина резкого сокращения численности речного флота, его сверхнормативного старения.

Безусловно, судовладельцам нужен новый, современный, экономичный флот, построенный на отечественных предприятиях по прозрачным и доступным схемам финансирования. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» создал необходимые предпосылки для этого. Применение заложенных в закон финансовых механизмов позволяет осуществлять строительство серий судов. Есть ли для этого соответствующий потенциал?

 

Инструменты и решения

По мнению Минпромторга России, хороший «проектный потенциал» в области скоростного пассажирского флота сохранен ООО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород), ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» в части судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой), ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург) в части проектов судов глиссирующего типа на основе автоматически управляемых интерцепторов. Спроектированные последним суда проектов А-45 (речное) и А-145 (морское) строятся на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького). Всего построено 4 судна проекта А-145 пассажировместимостью до 150 человек.

Понятно, что ни одна из перечисленных проблем не может быть решена регионами самостоятельно, без поддержки федерального центра. Однако такая поддержка должна носить адресный, целевой характер, учитывать приоритеты в развитии регионов и их насущные потребности. Вместе с тем при разработке государственных программ развития регионов вопросам обеспечения транспортной доступности уделяется порой недостаточное внимание, необходимые меры с соответствующим финансированием в госпрограммы не включаются. Регионы пытаются их решать путем обращений в федеральный центр за дополнительным финансированием. Такой подход себя не оправдывает.

Качественное изменение ситуации предусматривается в двух основных программных документах: в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на этот же период, проект которой был одобрен год назад на заседании правительства страны.

Инструментом реализации этих актов на современном этапе является подпрограмма «Внутренний водный транспорт» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Актуальность скорейшего решения задачи обеспечения транспортной доступности регионов была подтверждена президентом России В.В. Путиным 1 сентября сего года в Якутске на совещании по вопросам господдержки приоритетных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. В числе первых приоритетов «повышение транспортной доступности региона, снятие инфраструктурных ограничений как на внутреннем рынке, так и для развития экспорта», – отметил президент страны.

В качестве конкретных направлений решения обозначенных проблем допустимо сослаться на поручения, данные Морской коллегией на совещании в Улан-Удэ 4 августа сего года. В частности, было решено поддержать предложения Минтранса России и Росморречфлота о целесообразности принятия в 2014 году Правительством РФ решения об утверждении нормативов на содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, предусматривающего поэтапный переход до 2017 года на полное финансирование их за счет федерального бюджета.

Минвостокразвития России и другим федеральным органам исполнительной власти поручено рассмотреть предложения по разработке и введению в действие нормативного правового акта, определяющего предоставление субсидий из федерального бюджета организациям водного транспорта на осуществление межрегиональных перевозок пассажиров; Минтрансу России, Росморречфлоту совместно с территориальными органами и органами исполнительной власти регионов – предложения по:

-         формированию программы лизинга судов, перегрузочного оборудования и других технических средств при поддержке федерального бюджета;

-         созданию региональных центров автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации, отвечающих за создание и поддержание в актуализированном состоянии цифровых электронных карт внутренних водных путей, а также за своевременное доведение их до судовладельцев.

Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено в текущем году изыскать возможность господдержки судоходных компаний в виде выделения им утилизационного гранта, предусматривающего утилизацию старого судна с одновременным размещением на отечественной судоверфи заказа на постройку нового судна, отвечающего современным экологическим требованиям. Также предлагается проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. № 383, предусматривающих продление срока его действия и уточнение применяемых расчетных параметров (ставки по расчету размера субсидий, процентных ставок по кредиту в российской и иностранных валютах и других).

В протоколе совещания Морской коллегии определены сроки исполнения поручений и ответственные исполнители. Секретариат Морской коллегии обеспечивает контроль выполнения этих поручений. 

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...