Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

Транспортная политика
Транспортная доступность приморских регионов: проблемы и решения

С 2013 года Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации осуществляет свою деятельность в несколько измененной организационной структуре. Созданная при Правительстве в 2001 году по прямому указанию президента страны, Морская коллегия координирует работу федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению положений Морской доктрины России до 2020 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, к.э.н.

 

Наши задачи

С момента создания и до сегодняшнего дня Морская коллегия, несмотря на неоднократные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, не прекращала деятельности и является одним из немногих коллегиальных органов, работающих на постоянной и регулярной основе.

Вместе с тем функциональные направления коллегии расширялись и дополнялись новыми задачами, соответствовавшими возникающим вызовам национальной безопасности государства в области морской деятельности. Так было, например, в 2008 году, когда президент РФ в качестве основных для коллегии определил задачи по освоению Арктики и Антарктики, а также развитию морских и речных портов.

В 2013 году решениями президента страны по вопросам модернизации гражданского судостроения были даны конкретные указания, потребовавшие усиления роли Морской коллегии в деле координации деятельности основных производителей судов и морской техники и их главных заказчиков.

Предложения по изменению состава, положения и самого формата деятельности коллегии были рассмотрены и одобрены на заседании под руководством председателя Правительства России Д.А. Медведева 13 июня 2013 г. В состав коллегии вошли представители стратегических партнеров судостроительных предприятий – заказчиков судов и морской техники: ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Совкомфлот». Существенно расширился состав коллегии и за счет вхождения в него представителей науки, бизнеса, общественных объединений судовладельцев и структур, обеспечивающих работу флота. В ее составе образован президиум во главе с первым заместителем председателя Морской коллегии С.Н. Шишкаревым.

Следует отметить, что президиум является не представительным, а рабочим органом коллегии, призванным в постоянном режиме (не реже одного раза в месяц) осуществлять мониторинг исполнения поручений президента и правительства РФ в области модернизации гражданского судостроения, а также решать текущие вопросы, связанные с техническим переоснащением судостроительного комплекса страны. Примером первого серьезного задела в деятельности президиума вполне можно считать проделанную под его руководством серьезную организаторскую работу по подготовке окончательной редакции стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» до 2030 года.

Возложение на Морскую коллегию задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области модернизации судостроения существенно расширило географию ее работы. Только за прошедший год члены коллегии изучили состояние дел на судостроительных и судоремонтных предприятиях Дальневосточного (Приморский, Камчатский и Хабаровский края) и Сибирского (Республика Бурятия) федеральных округов. При этом тема транспортной доступности и развития транспортной инфраструктуры в целях осуществления внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров и грузов неоднократно поднималась в выступлениях как членов Морской коллегии, так и представителей регионов страны. Это и понятно.

 

Происхождение проблем

От степени развитости в регионе отрасли транспорта, транспортной инфраструктуры, уровня транспортной доступности и обеспеченности зависит и объем его валового регионального продукта. Регионы с более развитой транспортной сетью, как правило, имеют большие доли в совокупном валовом внутреннем продукте страны. Более того, повышение уровня транспортной доступности для такой страны, как Россия, с ее размерами и значительным количеством малоосвоенных территорий, кроме экономического имеет еще и социально-политический аспект, поскольку именно эффективно действующий и доступный транспорт способствует созданию единого социально-экономического пространства. Проблеме транспортной доступности были посвящены отдельные заседания (совещания) коллегии. Например, в 2006 году в Нижнем Новгороде коллегия рассмотрела тему «О мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов скегового типа на воздушной подушке и экранопланов»; в 2010 году в Воронеже тему «О ходе реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации и мерах по развитию внутренних пассажирских перевозок с использованием судов отечественной постройки»; в 2014 году в Улан-Удэ тему «О состоянии и перспективах развития внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока».

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (до 2013 года)

 

Схема функционирования Морской коллегии при Правительстве РФ (с 2013 года)

 

Проблема обеспечения транспортной доступности приморских регионов сформировалась на постсоветском пространстве под влиянием нескольких сугубо экономических факторов. При этом замечу, что понятие приморских регионов в условиях России целесообразно расширить, включив в него сообщение и по внутренним водным путям, поскольку жизнедеятельность большого числа населенных пунктов в северных и восточных регионах России в значительной мере зависит от функционирования внутренних водных путей, где речной транспорт является практически единственным средством сообщения. Несмотря на это, объемы пассажирских перевозок морским и речным транспортом из года в год снижаются. 

Так, перевозки пассажиров морским транспортом сократились с 9 млн человек в 1992 году до 0,5 млн человек в 2013 году, то есть в 18 раз. За это же время перевозки пассажиров по внутренним водным путям снизились с 44 млн до 13 млн человек, то есть более чем в 3 раза.

Экономические факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, ясны. Это - потеря Россией в результате приватизации государственного имущества морского круизного флота и закрытие большинства пассажирских линий в акваториях Черного и Балтийского морей, на Дальнем Востоке. Замещение на внутреннем рынке страны отечественных предложений в области зарубежного морского туризма исключительно иностранными. Ярко выраженная сезонность использования пассажирского морского и речного транспорта.

Если для морского транспорта сезонность использования связана с выраженной сезонностью пассажиропотока, обусловленной использованием туристической и санаторно-курортной инфраструктуры приморских регионов, отсутствием отечественного круизного морского флота и недостаточно развитой системой сервисных услуг на морском транспорте, то для основной массы речного транспорта причина кроется в ограниченности навигационного периода на реках России. Отсюда – достаточно высокая стоимость услуг пассажирских перевозок, делающая морской и речной транспорт неконкурентоспособным по сравнению с иными видами транспорта.

Здесь же нельзя не упомянуть и о зависимости речного пассажирского транспорта от природных и погодных условий, обеспечивающих наличие на внутренних водных путях гарантированных судовых ходов, что привело, например, в текущем году к большим убыткам речных круизных компаний из-за недостаточных глубин в районе Нижнего Новгорода. В связи с этим отдельной проблемой, требующей постоянного внимания Минтранса России, является состояние гидротехнических сооружений, существенно ограничивающих интенсивность судоходства на отдельных участках внутренних водных путей.

Низкая рентабельность, а во многих случаях и прямая убыточность речного пассажирского транспорта – причина резкого сокращения численности речного флота, его сверхнормативного старения.

Безусловно, судовладельцам нужен новый, современный, экономичный флот, построенный на отечественных предприятиях по прозрачным и доступным схемам финансирования. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» создал необходимые предпосылки для этого. Применение заложенных в закон финансовых механизмов позволяет осуществлять строительство серий судов. Есть ли для этого соответствующий потенциал?

 

Инструменты и решения

По мнению Минпромторга России, хороший «проектный потенциал» в области скоростного пассажирского флота сохранен ООО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород), ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» в части судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой), ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург) в части проектов судов глиссирующего типа на основе автоматически управляемых интерцепторов. Спроектированные последним суда проектов А-45 (речное) и А-145 (морское) строятся на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького). Всего построено 4 судна проекта А-145 пассажировместимостью до 150 человек.

Понятно, что ни одна из перечисленных проблем не может быть решена регионами самостоятельно, без поддержки федерального центра. Однако такая поддержка должна носить адресный, целевой характер, учитывать приоритеты в развитии регионов и их насущные потребности. Вместе с тем при разработке государственных программ развития регионов вопросам обеспечения транспортной доступности уделяется порой недостаточное внимание, необходимые меры с соответствующим финансированием в госпрограммы не включаются. Регионы пытаются их решать путем обращений в федеральный центр за дополнительным финансированием. Такой подход себя не оправдывает.

Качественное изменение ситуации предусматривается в двух основных программных документах: в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на этот же период, проект которой был одобрен год назад на заседании правительства страны.

Инструментом реализации этих актов на современном этапе является подпрограмма «Внутренний водный транспорт» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Актуальность скорейшего решения задачи обеспечения транспортной доступности регионов была подтверждена президентом России В.В. Путиным 1 сентября сего года в Якутске на совещании по вопросам господдержки приоритетных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. В числе первых приоритетов «повышение транспортной доступности региона, снятие инфраструктурных ограничений как на внутреннем рынке, так и для развития экспорта», – отметил президент страны.

В качестве конкретных направлений решения обозначенных проблем допустимо сослаться на поручения, данные Морской коллегией на совещании в Улан-Удэ 4 августа сего года. В частности, было решено поддержать предложения Минтранса России и Росморречфлота о целесообразности принятия в 2014 году Правительством РФ решения об утверждении нормативов на содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, предусматривающего поэтапный переход до 2017 года на полное финансирование их за счет федерального бюджета.

Минвостокразвития России и другим федеральным органам исполнительной власти поручено рассмотреть предложения по разработке и введению в действие нормативного правового акта, определяющего предоставление субсидий из федерального бюджета организациям водного транспорта на осуществление межрегиональных перевозок пассажиров; Минтрансу России, Росморречфлоту совместно с территориальными органами и органами исполнительной власти регионов – предложения по:

-         формированию программы лизинга судов, перегрузочного оборудования и других технических средств при поддержке федерального бюджета;

-         созданию региональных центров автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации, отвечающих за создание и поддержание в актуализированном состоянии цифровых электронных карт внутренних водных путей, а также за своевременное доведение их до судовладельцев.

Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено в текущем году изыскать возможность господдержки судоходных компаний в виде выделения им утилизационного гранта, предусматривающего утилизацию старого судна с одновременным размещением на отечественной судоверфи заказа на постройку нового судна, отвечающего современным экологическим требованиям. Также предлагается проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. № 383, предусматривающих продление срока его действия и уточнение применяемых расчетных параметров (ставки по расчету размера субсидий, процентных ставок по кредиту в российской и иностранных валютах и других).

В протоколе совещания Морской коллегии определены сроки исполнения поручений и ответственные исполнители. Секретариат Морской коллегии обеспечивает контроль выполнения этих поручений. 

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...