CMA CGM: в плену неутихающих бурь

Морской транспорт
CMA CGM: в плену неутихающих бурь

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании СМА CGM.

Третий мировой морской перевозчик переживает сейчас не лучшие времена. Заказав перед самым кризисом большое количество новых судов и набрав под них кредитов, компания чуть не обанкротилась под давлением огромного долга. Но при участии правительства Франции ее удалось спасти. Только дела стали налаживаться – новая неприятность: лидеры контейнерных перевозок образуют альянс, а СМА CGM не берут. Компании нужно срочно искать партнеров и создавать альтернативный союз, пока могущественные конкуренты не перекроили рынок в свою пользу.

Александра Васильцева, спецкор

 

Текущее положение

CMA CGM стала третьим в мире контейнерным перевозчиком в 2006 году. Флот ее насчитывает 428 судов, способных перевезти 11,4 млн TEU в год. Компания работает с 400 из 521 мировых торговых портов, имеет 650 представительств в 150 странах. На CMA CGM приходится 9% мировых контейнерных мощностей.

Компания состоит из шести структурных единиц, каждая из которых обслуживает определенную часть света: MacAndrews – в Европе, US Lines – в Океании и на западном побережье Америки, ANL – в Океании, CNS – в Азии, Delmas и Comanav – в Африке.

Помимо этого существуют: CMA Ships, обслуживающая флот; CMA CGM Logistics; CMA Link & CMA Terminals, владеющая портами. У компании 26 терминалов, из которых 12 находятся в Европе. Суммарно в 2013 году через порты было перевалено 14 млн TEU. CMA Link принадлежит материнской структуре на 51%, остальные 49% у китайской China Merchants Holdings International.

Сейчас CMA CGM собирается (пополам с местными компаниями) строить крупнейший в Индии контейнерный терминал. Проектная мощность – 1,3 млн TEU в год. Работы на объекте начнутся в ближайшее время, завершить их планируют через два года. Представители французской компании говорят, что имеют сильные амбиции по части Индии.

Выручка CMA CGM в 2013 году составила $15,9 млрд, а чистая прибыль – $0,4 млрд. В структуре дохода $14,7 млрд пришлось на контейнерные перевозки, $1,15 – на прочую деятельность. В текущем году картина вряд ли сильно изменится. Оборот в первом квартале – около $4 млрд, прибыль – $103 млн.

Компания, по сути являющаяся холдингом, до сих пор остается семейным предприятием, принадлежащим основателю Жаку Сааде. Штаб-квартира расположена в Марселе. В России компанию с 1997 года представляет CMA CGM Rus LLC, главный офис находится в Москве, еще 11 – по всей стране.

Французская компания владеет крупнейшим в мире контейнеровозом CMA CGM Marco Polo, длина которого 396 метров, оно способно вместить 16 тыс. TEU. Судно обслуживает FAL – линию, соединяющую Северную Европу с Азией, однако берет на борт и пассажиров. Любителям необычного туризма предлагается новый вид отдыха – круиз на самом большом в мире контейнеровозе. В 2013 году его опробовали 874 человека.

 

Контейнер как идея

Жак Сааде родился в Бейруте, в семье сирийца и ливанки. Идею будущего бизнеса он почерпнул в Нью-Йорке, но не в школе судоходства, где обучался, а из телевизора. Шла война во Вьетнаме. Сааде обратил внимание на емкости – контейнеры, в которых американским солдатам доставляли одежду, еду и сигареты. Объемом 1 кубический метр, они легко подвешивались к вертолетам и перевозили груз на военные базы. «Я подумал, что контейнер – прекрасная идея для транспортировки чего-либо: закрытый, простой, быстрый», – позже воспоминал бизнесмен в одном из интервью.

Однако вернувшись на родину, Сааде продолжил семейный бизнес – производство табака и оливкового масла. В 1978 году война в Ливане вынудила предпринимателя уехать во Францию, в Марсель, где он и создал Compagnie Maritime d’Affretement (CMA). Компания располагала одним-единственным судном, следовавшим между Марселем, Ливорно, Латакией и Бейрутом, а персонал офиса составлял четыре человека.

Главной бизнес-удачей Сааде стало продление в 1986 году линии Северная Европа – Красное море до Азии. В 1992-м появился первый офис в Китае, в городе Шанхай. А уже через два года линия FAL (French Asia Line) стала важнейшим направлением бизнеса – по количеству судов и перевозимых объемов.

Другим важным событием стала приватизация в 1996 году госпредприятия Compagnie Generale Maritime (CGM). История этой компании, точнее, одной из ее частей, восходит аж к 1851 году. CGM случалось совершать пассажирские перевозки, но к моменту приватизации она полностью сосредоточилась на грузовых. Предприятие управлялось не очень эффективно, начиная с 1986 года происходило постоянное падение прибыли. Чиновники пытались исправить ситуацию, но потом решили просто выставить компанию на торги. Лучший бизнес-план предложила СМА. Так и образовалась CMA CGM. Официально слияние было завершено в 1999 году, новая компания стала 12-м в мире контейнерным перевозчиком.

Конец 90-х и начало нулевых вообще оказались периодом больших покупок. В 1998 году была приобретена Australian National Line, что позволило европейской компании выйти в Тихий океан. Тогда же она запустила линию Европа – Азия – западное побережье Северной Америки. Вскоре, решив связать еще и восточное побережье США с Азией, CMA CGM стала активно использовать Суэцкий канал, через несколько лет превратившись в одного из крупнейших пользователей этой артерии.

В 2002-м СМА CGM купила компанию MacAndrews (европейские каботажные перевозки), а уже через год стала пятым по величине перевозчиком в мире. Флот насчитывал 153 судна общей вместимостью 304 тыс. TEU, а в листе заказов значилось еще 21. И главное – компания быстро наращивала обороты.

Собственно, интенсивный рост – главная характеристика СМА CGM на протяжении всех нулевых годов, вплоть до кризиса. В 2006-м она стала третьим мировым морским контейнерным перевозчиком и сохраняет эту позицию до сих пор.

В 2004 году Жак Сааде добавил в свою транспортную империю новый актив. За несколько лет до этого компания перенесла перевалочные мощности из города Думъята в Египте на Мальту. Власти островного государства оказались рады новому инвестору. Они передали СМА CGM контейнерный терминал в 30-летнюю концессию, затем продлили ее до 65 лет.

Еще один важный шаг, предпринятый компанией в середине нулевых, – создание контейнерного поезда прямой погрузки. 60 вагонов, способных перевезти 120 контейнеров, приехали из Гавра в Марсель, где немедленно были перегружены и отправлены в Алжир. В СМА CGM утверждают, что это сэкономило грузоотправителям целую неделю времени.

 

Лист заказов подвел

В кризис стремление СМА CGM к наращиванию флота сыграло злую шутку. В 2008 году в листе заказов компании значилось 77 судов (флот на тот момент составлял около 400 единиц). Потом грузоперевозки рухнули, а за суда нужно было рассчитываться. Если в 2007 году прибыль СМА CGM приближалась к $1 млрд, то в 2008-м она сработала фактически «в ноль», а в 2009-м получила $1,4 млрд убытка.

В том же году компания сформировала антикризисный комитет, куда вошли представители европейских и азиатских банков. Французская компания пыталась добиться изменения условий поставок судов, а также отказа от некоторых судостроительных заказов. От кредиторов просили реструктуризации долга размером $5,6 млрд. Большая часть заемных средств предназначалась для оплаты 45 контейнеровозов.

Завершить процесс реструктуризации удалось только в начале 2013 года. Компании помогло французское правительство, дав возможность заключить соглашение с Фондом стратегических инвестиций. Последний выкупил облигации СМА CGM на $150 млн, причем компания может расплачиваться не деньгами, а собственными акциями (предусмотрена конвертация облигаций в 6% акций СМА CGM).

Другим покупателем облигаций стала турецкая Yildirim: она приобрела ценные бумаги на $100 млн с возможностью конвертации в 4% акций. Компания занимается производством удобрений, а также добычей угля и хрома и имеет собственное морское подразделение.

Результатом кризиса также стала продажа 49% дочерней Terminal Link китайской компании China Merchants Holdings International. Ранее вся СМА CGM и «дочки» принадлежали только семье Сааде.

К 2012 году «дно» кризиса было пройдено: компания получила $330 млн прибыли. В следующем году показатель еще улучшился.

 

Альянс для двоих

В середине прошлого года три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk Line, MSC и СМА CGM – договорились о создании долгосрочного оперативного альянса. Будущую сеть назвали P3 Network, в ней должно быть задействовано 225 судов суммарной вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозками будет заниматься единый центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами останутся у каждой компании.

Антимонопольные органы различных государств сначала настороженно встретили эту идею, хотя участники альянса уверяли, что объединение операционной деятельности не приведет к повышению цен. И в США, и в Европе начались расследования. Но в итоге и там, и там пришли к выводу, что P3 Network, наоборот, окажется выгодной для клиентов. К отчетности альянса ввели дополнительные требования, на этом дело и закончилось.

А несколько месяцев назад морской рынок всколыхнул новый факт. Maersk Line и MSC решили избавиться от третьего участника и создают альянс на двоих. Он будет называться 2М, располагать 185 судами, по прогнозам, на него будет приходиться 35% морского товарооборота между Азией и Европой.

В Maersk Line объясняют свой демарш проблемами с китайскими регуляторами. «P3 предполагал создание операционной компании, это основная причина, почему китайские регуляторы трактовали альянс как слияние», – объясняет глава Maersk Line Сорен Скоу. В то же время M2 предполагает лишь объединение флота без единой операционной компании.

Аналитик Sealntel Ларс Дженсен полагает, что новый союз не будет раздражать китайскую сторону из-за исключения СМА CGM – и это подлинная причина происходящего. Вступление французской компании в Р3 означало бы разрыв действующих соглашений с United Arab Shipping Co (UASC) и China Shipping Container Lines по обмену судами.

«Поскольку СМА CGM в итоге не вступила в альянс, соглашение с UASC и China Shipping Container Lines будет действовать дальше. Поэтому и давление на китайских контейнерных перевозчиков окажется меньше, чем в случае создания Р3», – объясняет Ларс Дженсен.

Правда, теперь проблемы возникают у самой СМА CGM, ведь ей придется конкурировать с могущественным альянсом. «СМА CGM не сможет в одиночку соперничать с объединенной мощью Maersk и MSC, поэтому она ищет партнеров для формирования аналогичного альянса, особенно по направлению Азия – Европа», – рассказывает источник The Wall Street Journal.

Другой источник говорит, что переговоры с европейским, ближневосточными и азиатскими перевозчиками уже идут, и о сделке может быть объявлено уже в ближайшие месяцы. Наиболее вероятные партнеры те самые China Shipping Container Lines и United Arab Shipping Co.

Аналитики Alphaliner оценивают долю потенциального альянса этих трех компаний в 4-19% на рынке перевозок между Азией и Европой и более 20% – между Азией и Средиземноморьем.

 

СМА CGM: основные цифры

Флот: 428 судов (81 судно в собственности).

Максимальная мощность: 11,4 млн TEU в год.

Число контейнерных линий: 170.

Персонал: более 18 000 человек.

Выручка в 2013 году: $15,9 млрд.

 

Враг Израиля

В 2011 году принадлежащее СМА CGM судно «Виктория» было задержано ВМС Израиля. Военные обнаружили на нем 50-тонный груз оружия. Судно направлялось из турецкого Мерсина в египетскую Александрию, но опасный груз, вероятно, появился после захода в сирийскую Латакию (напомним, порт, очень близкий самому Жаку Сааде).

Представители Израиля сочли, что оружие имеет иранское происхождение и предназначено для террористической организации ХАМАС. Таким образом, Жак Сааде, хотя и является респектабельным европейским бизнесменом, вероятно, сохраняет довольно сомнительные связи в родном Ливане.

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...