Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

CMA CGM: в плену неутихающих бурь

Морской транспорт
CMA CGM: в плену неутихающих бурь

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании СМА CGM.

Третий мировой морской перевозчик переживает сейчас не лучшие времена. Заказав перед самым кризисом большое количество новых судов и набрав под них кредитов, компания чуть не обанкротилась под давлением огромного долга. Но при участии правительства Франции ее удалось спасти. Только дела стали налаживаться – новая неприятность: лидеры контейнерных перевозок образуют альянс, а СМА CGM не берут. Компании нужно срочно искать партнеров и создавать альтернативный союз, пока могущественные конкуренты не перекроили рынок в свою пользу.

Александра Васильцева, спецкор

 

Текущее положение

CMA CGM стала третьим в мире контейнерным перевозчиком в 2006 году. Флот ее насчитывает 428 судов, способных перевезти 11,4 млн TEU в год. Компания работает с 400 из 521 мировых торговых портов, имеет 650 представительств в 150 странах. На CMA CGM приходится 9% мировых контейнерных мощностей.

Компания состоит из шести структурных единиц, каждая из которых обслуживает определенную часть света: MacAndrews – в Европе, US Lines – в Океании и на западном побережье Америки, ANL – в Океании, CNS – в Азии, Delmas и Comanav – в Африке.

Помимо этого существуют: CMA Ships, обслуживающая флот; CMA CGM Logistics; CMA Link & CMA Terminals, владеющая портами. У компании 26 терминалов, из которых 12 находятся в Европе. Суммарно в 2013 году через порты было перевалено 14 млн TEU. CMA Link принадлежит материнской структуре на 51%, остальные 49% у китайской China Merchants Holdings International.

Сейчас CMA CGM собирается (пополам с местными компаниями) строить крупнейший в Индии контейнерный терминал. Проектная мощность – 1,3 млн TEU в год. Работы на объекте начнутся в ближайшее время, завершить их планируют через два года. Представители французской компании говорят, что имеют сильные амбиции по части Индии.

Выручка CMA CGM в 2013 году составила $15,9 млрд, а чистая прибыль – $0,4 млрд. В структуре дохода $14,7 млрд пришлось на контейнерные перевозки, $1,15 – на прочую деятельность. В текущем году картина вряд ли сильно изменится. Оборот в первом квартале – около $4 млрд, прибыль – $103 млн.

Компания, по сути являющаяся холдингом, до сих пор остается семейным предприятием, принадлежащим основателю Жаку Сааде. Штаб-квартира расположена в Марселе. В России компанию с 1997 года представляет CMA CGM Rus LLC, главный офис находится в Москве, еще 11 – по всей стране.

Французская компания владеет крупнейшим в мире контейнеровозом CMA CGM Marco Polo, длина которого 396 метров, оно способно вместить 16 тыс. TEU. Судно обслуживает FAL – линию, соединяющую Северную Европу с Азией, однако берет на борт и пассажиров. Любителям необычного туризма предлагается новый вид отдыха – круиз на самом большом в мире контейнеровозе. В 2013 году его опробовали 874 человека.

 

Контейнер как идея

Жак Сааде родился в Бейруте, в семье сирийца и ливанки. Идею будущего бизнеса он почерпнул в Нью-Йорке, но не в школе судоходства, где обучался, а из телевизора. Шла война во Вьетнаме. Сааде обратил внимание на емкости – контейнеры, в которых американским солдатам доставляли одежду, еду и сигареты. Объемом 1 кубический метр, они легко подвешивались к вертолетам и перевозили груз на военные базы. «Я подумал, что контейнер – прекрасная идея для транспортировки чего-либо: закрытый, простой, быстрый», – позже воспоминал бизнесмен в одном из интервью.

Однако вернувшись на родину, Сааде продолжил семейный бизнес – производство табака и оливкового масла. В 1978 году война в Ливане вынудила предпринимателя уехать во Францию, в Марсель, где он и создал Compagnie Maritime d’Affretement (CMA). Компания располагала одним-единственным судном, следовавшим между Марселем, Ливорно, Латакией и Бейрутом, а персонал офиса составлял четыре человека.

Главной бизнес-удачей Сааде стало продление в 1986 году линии Северная Европа – Красное море до Азии. В 1992-м появился первый офис в Китае, в городе Шанхай. А уже через два года линия FAL (French Asia Line) стала важнейшим направлением бизнеса – по количеству судов и перевозимых объемов.

Другим важным событием стала приватизация в 1996 году госпредприятия Compagnie Generale Maritime (CGM). История этой компании, точнее, одной из ее частей, восходит аж к 1851 году. CGM случалось совершать пассажирские перевозки, но к моменту приватизации она полностью сосредоточилась на грузовых. Предприятие управлялось не очень эффективно, начиная с 1986 года происходило постоянное падение прибыли. Чиновники пытались исправить ситуацию, но потом решили просто выставить компанию на торги. Лучший бизнес-план предложила СМА. Так и образовалась CMA CGM. Официально слияние было завершено в 1999 году, новая компания стала 12-м в мире контейнерным перевозчиком.

Конец 90-х и начало нулевых вообще оказались периодом больших покупок. В 1998 году была приобретена Australian National Line, что позволило европейской компании выйти в Тихий океан. Тогда же она запустила линию Европа – Азия – западное побережье Северной Америки. Вскоре, решив связать еще и восточное побережье США с Азией, CMA CGM стала активно использовать Суэцкий канал, через несколько лет превратившись в одного из крупнейших пользователей этой артерии.

В 2002-м СМА CGM купила компанию MacAndrews (европейские каботажные перевозки), а уже через год стала пятым по величине перевозчиком в мире. Флот насчитывал 153 судна общей вместимостью 304 тыс. TEU, а в листе заказов значилось еще 21. И главное – компания быстро наращивала обороты.

Собственно, интенсивный рост – главная характеристика СМА CGM на протяжении всех нулевых годов, вплоть до кризиса. В 2006-м она стала третьим мировым морским контейнерным перевозчиком и сохраняет эту позицию до сих пор.

В 2004 году Жак Сааде добавил в свою транспортную империю новый актив. За несколько лет до этого компания перенесла перевалочные мощности из города Думъята в Египте на Мальту. Власти островного государства оказались рады новому инвестору. Они передали СМА CGM контейнерный терминал в 30-летнюю концессию, затем продлили ее до 65 лет.

Еще один важный шаг, предпринятый компанией в середине нулевых, – создание контейнерного поезда прямой погрузки. 60 вагонов, способных перевезти 120 контейнеров, приехали из Гавра в Марсель, где немедленно были перегружены и отправлены в Алжир. В СМА CGM утверждают, что это сэкономило грузоотправителям целую неделю времени.

 

Лист заказов подвел

В кризис стремление СМА CGM к наращиванию флота сыграло злую шутку. В 2008 году в листе заказов компании значилось 77 судов (флот на тот момент составлял около 400 единиц). Потом грузоперевозки рухнули, а за суда нужно было рассчитываться. Если в 2007 году прибыль СМА CGM приближалась к $1 млрд, то в 2008-м она сработала фактически «в ноль», а в 2009-м получила $1,4 млрд убытка.

В том же году компания сформировала антикризисный комитет, куда вошли представители европейских и азиатских банков. Французская компания пыталась добиться изменения условий поставок судов, а также отказа от некоторых судостроительных заказов. От кредиторов просили реструктуризации долга размером $5,6 млрд. Большая часть заемных средств предназначалась для оплаты 45 контейнеровозов.

Завершить процесс реструктуризации удалось только в начале 2013 года. Компании помогло французское правительство, дав возможность заключить соглашение с Фондом стратегических инвестиций. Последний выкупил облигации СМА CGM на $150 млн, причем компания может расплачиваться не деньгами, а собственными акциями (предусмотрена конвертация облигаций в 6% акций СМА CGM).

Другим покупателем облигаций стала турецкая Yildirim: она приобрела ценные бумаги на $100 млн с возможностью конвертации в 4% акций. Компания занимается производством удобрений, а также добычей угля и хрома и имеет собственное морское подразделение.

Результатом кризиса также стала продажа 49% дочерней Terminal Link китайской компании China Merchants Holdings International. Ранее вся СМА CGM и «дочки» принадлежали только семье Сааде.

К 2012 году «дно» кризиса было пройдено: компания получила $330 млн прибыли. В следующем году показатель еще улучшился.

 

Альянс для двоих

В середине прошлого года три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk Line, MSC и СМА CGM – договорились о создании долгосрочного оперативного альянса. Будущую сеть назвали P3 Network, в ней должно быть задействовано 225 судов суммарной вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозками будет заниматься единый центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами останутся у каждой компании.

Антимонопольные органы различных государств сначала настороженно встретили эту идею, хотя участники альянса уверяли, что объединение операционной деятельности не приведет к повышению цен. И в США, и в Европе начались расследования. Но в итоге и там, и там пришли к выводу, что P3 Network, наоборот, окажется выгодной для клиентов. К отчетности альянса ввели дополнительные требования, на этом дело и закончилось.

А несколько месяцев назад морской рынок всколыхнул новый факт. Maersk Line и MSC решили избавиться от третьего участника и создают альянс на двоих. Он будет называться 2М, располагать 185 судами, по прогнозам, на него будет приходиться 35% морского товарооборота между Азией и Европой.

В Maersk Line объясняют свой демарш проблемами с китайскими регуляторами. «P3 предполагал создание операционной компании, это основная причина, почему китайские регуляторы трактовали альянс как слияние», – объясняет глава Maersk Line Сорен Скоу. В то же время M2 предполагает лишь объединение флота без единой операционной компании.

Аналитик Sealntel Ларс Дженсен полагает, что новый союз не будет раздражать китайскую сторону из-за исключения СМА CGM – и это подлинная причина происходящего. Вступление французской компании в Р3 означало бы разрыв действующих соглашений с United Arab Shipping Co (UASC) и China Shipping Container Lines по обмену судами.

«Поскольку СМА CGM в итоге не вступила в альянс, соглашение с UASC и China Shipping Container Lines будет действовать дальше. Поэтому и давление на китайских контейнерных перевозчиков окажется меньше, чем в случае создания Р3», – объясняет Ларс Дженсен.

Правда, теперь проблемы возникают у самой СМА CGM, ведь ей придется конкурировать с могущественным альянсом. «СМА CGM не сможет в одиночку соперничать с объединенной мощью Maersk и MSC, поэтому она ищет партнеров для формирования аналогичного альянса, особенно по направлению Азия – Европа», – рассказывает источник The Wall Street Journal.

Другой источник говорит, что переговоры с европейским, ближневосточными и азиатскими перевозчиками уже идут, и о сделке может быть объявлено уже в ближайшие месяцы. Наиболее вероятные партнеры те самые China Shipping Container Lines и United Arab Shipping Co.

Аналитики Alphaliner оценивают долю потенциального альянса этих трех компаний в 4-19% на рынке перевозок между Азией и Европой и более 20% – между Азией и Средиземноморьем.

 

СМА CGM: основные цифры

Флот: 428 судов (81 судно в собственности).

Максимальная мощность: 11,4 млн TEU в год.

Число контейнерных линий: 170.

Персонал: более 18 000 человек.

Выручка в 2013 году: $15,9 млрд.

 

Враг Израиля

В 2011 году принадлежащее СМА CGM судно «Виктория» было задержано ВМС Израиля. Военные обнаружили на нем 50-тонный груз оружия. Судно направлялось из турецкого Мерсина в египетскую Александрию, но опасный груз, вероятно, появился после захода в сирийскую Латакию (напомним, порт, очень близкий самому Жаку Сааде).

Представители Израиля сочли, что оружие имеет иранское происхождение и предназначено для террористической организации ХАМАС. Таким образом, Жак Сааде, хотя и является респектабельным европейским бизнесменом, вероятно, сохраняет довольно сомнительные связи в родном Ливане.

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Баржебуксирный состав сел на мель на Волго-Балтийском канале

Баржебуксирный состав сел на мель на Волго-Балтийском канале На Волго-Балтийском канале 579,5 км р. Шексна состав из буксира «Ветар» и баржи № 7689 с грузом щебн...

Похищенный в Нигерии экипаж нидерландского судна с гражданином России освобожден – МИД РФ

Похищенный в Нигерии экипаж нидерландского судна с гражданином России освобожден – МИД РФ Похищенный у берегов Нигерии экипаж нидерландского судна FWN Rapide, включая капитана - российского ...

Российская экономика

Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» потребует 1,5 трлн рублей –

Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» потребует 1,5 трлн рублей – Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» на все российские региональные центры потребуе...

Бюджетный маневр позволит к 2024 г. увеличить финансирование транспорта до 3% ВВП - ЦСР

Бюджетный маневр позволит к 2024 г. увеличить финансирование транспорта до 3% ВВП - ЦСР Предлагаемый Центром стратегических разработок (ЦСР) бюджетный маневр (включает в себя р...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...

Воздух в защитной зоне порта Туапсе соответствует санитарным нормам

Воздух в защитной зоне порта Туапсе соответствует санитарным нормам В соответствии с программой производственного экологического контроля проведены ежеквартальные иссле...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

РЖД планируют до 2025 г. вложить в развитие инфраструктуры 7,2 трлн рублей

РЖД планируют до 2025 г. вложить в развитие инфраструктуры 7,2 трлн рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) планирует до 2025 года вложить в развитие инфраструкт...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...




Темы

Инфраструктура / Образование

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Школа элитных кадров

Школа элитных кадров Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...