Транзитный рынок РФ: перспективы и проблематика развития - Морские вести России

Транзитный рынок РФ: перспективы и проблематика развития

04.02.2015

Транспортная политика

Уникальное геополитическое положение России открывает перед нами исключительные перспективы транспортного развития в свете экономических процессов последних десятилетий. Россия является естественным мостом между Европой – историческим центром деловой активности и притяжения капиталов – и Азиатско-Тихоокеанским регионом, демонстрирующим феноменальные показатели экономического развития в последние годы.

Транзитные перевозки по территории России по международному транспортному коридору «Восток – Запад», основу которого составляет Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), в свете этих тенденций имеют довольно позитивные перспективы.

Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП)

Центральное место в АТР как в новом глобальном промышленном и предпринимательском центре занимает Китай, чьи показатели экономического роста последние годы остаются одними из самых высоких, что достигается, среди прочего, за счёт как стремительного роста китайских промышленных компаний, так и активного вывода в Китай своих производств крупными корпорациями.

В центральных и северо-западных провинциях Китая, грузовая база которых тяготеет к Транссибу, рост промышленности и сложных видов производства превышает 13% в год. Кроме того, увеличивается доля товаров с высокой прибавочной стоимостью, срок доставки для которых имеет приоритетное значение по сравнению со стоимостью перевозки. При этом отмечается перегруженность транспортной инфраструктуры Китая, обеспечивающей экспорт товаров – как портов, так и железных дорог.

Транзитные перевозки по территории России по международному транспортному коридору «Восток – Запад», основу которого составляет Транссиб, в свете этих тенденций имеют довольно позитивные перспективы.

Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку и общий спад на транспортном рынке по большинству ключевых позиций грузовой номенклатуры, транзитные перевозки по Транссибу в этом году, как и в прошлом, продолжают расти: в период с января по март 2014 года объём транзитных грузоперевозок по Транссибирской магистрали превысил 30 тыс. ДФЭ, рост по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 22,5%.

Если посмотреть на крупнейшие страны АТР, то темпы роста грузооборота в этом направлении ещё выше. По абсолютным показателям лидирует Китай: в транзитном сообщении за январь-март 2014-го перевезено 7418 ДФЭ, что на 75% выше показателя 2013 года. В транзитном сообщении с Республикой Корея перевезено 23596 ДФЭ (+24%), а с Японией – 378 ДФЭ (+278%).

Однако в целом железные дороги обслуживают всего около 1% грузопотоков в сообщении Европа – Азия. Это говорит о громадном нереализованном потенциале железнодорожных транзитных перевозок по территории России в сообщении восток – запад.

 

Причины сдерживания транзита

Реализация транспортного потенциала России и развитие конкурентоспособных транзитных сервисов представляют собой комплексную проблему, имеющую несколько взаимосвязанных причин, решение которых по отдельности, в отрыве от единой картины транспортной системы и смежных сфер деятельности, не представляется возможным.

Постоянно взаимодействуя с ведущими транспортно-логистическими компаниями России и евро-азиатского пространства и многими другими участниками перевозочного процесса, многие из которых являются нашими членами, мы в КСТП имеем чёткое представление о том, что именно стоит сегодня на пути роста объёмов транзитных перевозок по России, соответствующего имеющимся потенциальным возможностям.

Наиболее очевидный фактор сдерживания роста транзита – острая конкуренция с судоходными компаниями. Железнодорожные перевозки в настоящее время серьёзно проигрывают морским по себестоимости, особенно после ввода в эксплуатацию сверхбольших морских контейнеровозов.

Поэтому, несмотря на то, что сроки доставки грузов по морю при расстоянии в 21 тыс. км составляют 30-35 суток, стоимость таких перевозок значительно дешевле, чем по Транссибу, 10 тыс. км которого преодолевается контейнерными поездами втрое быстрее.

Также на пространстве евро-азиатских перевозок отсутствует единый инструмент, который мог бы обеспечивать оптимальное взаимодействие грузовладельцев, железных дорог, смежных видов транспорта, экспедиторов и других участников логистической цепочки. Грузоотправитель не имеет возможности оформить перевозку через «единое окно» и осуществлять перевозку по единому документу.

Как следствие, возникают задержки в движении груза по маршруту при передаче груза внутри мультимодальной логистической цепочки. Кроме того, конечная стоимость доставки груза для клиента остаётся непрозрачной и непредсказуемой. Как известно, сложность обеспечения прозрачности ставок обусловлена тем, что в формировании тарифных условий участвует множество игроков рынка, каждый из которых стремится получить максимальную выгоду.

В результате тарифные ставки становятся неконкурентоспособными и, как следствие, клиенты уходят на альтернативные виды транспорта и маршруты для перевозки грузов из Азии в Европу.

Нельзя не отметить и наличие инфраструктурных проблем на Транссибе – узкие места, недостаточная развитость инфраструктуры «последней мили», недостаточные станционные мощности и несоответствие инфраструктуры мировым стандартам скорости объективно уменьшают возможности грузоперевозчиков по реализации транзитного потенциала. Однако эта проблема отчасти находится в стадии решения: так, в прошлом году правительство РФ согласовало РЖД Программу модернизации БАМа и Транссиба до 2020 года стоимостью 562 млрд рублей, из которых РЖД на эти цели направит 302 млрд рублей, а 260 млрд рублей будет предоставлено государством.

Если рассматривать инфраструктурный аспект проблемы увеличения объёмов транзита в РФ более глобально, то нельзя не сказать о неравномерности развития железнодорожной сети в географическом отношении: большинство наших транспортных мощностей сосредоточено в европейской части страны. Решение этой задачи займёт не одно десятилетие.

Также нуждается в развитии и инвестициях инфраструктура приграничных станций, являющаяся серьёзным препятствием на пути роста транзитных грузопотоков. В целом это объясняется низкой инвестиционной привлекательностью транспортно-инфраструктурных проектов, что связано с наличием инвестиционных рисков на ближайшие 3-5 лет и волатильностью финансовых рынков.

Это объективные факторы сдерживания роста транзита, с которыми рынок самостоятельно справиться не в состоянии и для снижения воздействия которых требуется поддержка государства – как финансовая, так и регуляторная.

 

Правовые и организационные барьеры

Пересечение границ является сдерживающим фактором не только из-за ограниченных инфраструктурных возможностей, но и по причинам правового характера. В настоящий момент действующие таможенные процедуры в РФ, по мнению ведущих игроков транспортного рынка, являются чрезмерно затратными по времени и нуждаются в серьёзном пересмотре и упрощении. Многие участники логистических цепочек высказывают претензии и по документальному обеспечению процесса таможенной очистки грузов – по темпам перехода на электронный документооборот мы отстаём как от растущих требований клиентов, так и от глобальных стандартов.

Важным аспектом этой проблемы является сдерживание грузопотоков за счёт ошибок в документации. Известно, что более чем в половине случаев задержка грузов на границах является следствием неправильного оформления перевозочных и сопроводительных документов на перевозимые грузовые отправки, а именно предоставление неполной или недостоверной информации.

Для устранения этой причины необходимо наращивать темпы перехода на безбумажные технологии с использованием электронных перевозочных и сопроводительных документов. Внедрение таких технологий возможно только в рамках единого информационного пространства евро-азиатских железнодорожных и интермодальных грузоперевозок.

Таким образом, мы сталкиваемся с острой необходимостью комплексной оптимизации пограничного контроля и эффективности взаимодействия пограничных и таможенных органов с участниками перевозки.

Не соответствуют мировым стандартам и показатели качества логистических услуг, особенно в части сроков доставки и их предсказуемости, что во многом является следствием вышеперечисленных факторов. При этом на пространстве евро-азиатских перевозок отсутствуют чёткие и отработанные системы взаимодействия участников рынка транспортно-логистических услуг, которые отчасти могли бы компенсировать негативное влияние государственно-правовых и рыночных факторов.

Вместе с тем, многих клиентов, рассматривающих возможность перехода на железнодорожный маршрут для перевозки, в частности, сезонных грузов, отпугивает слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить быстрый и экономичный обмен информацией между экономическими агентами. Обмен такого рода имеет в ряде случаев решающее значение, особенно при организации перевозки грузов, чувствительных к срокам доставки.

Слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры имеет следствием также несогласованность действий железнодорожных и морских перевозчиков, стивидорных компаний и портовых администраций. Несогласованные действия – частая причина простоя подвижного состава на припортовых путях в ожидании погрузки или разгрузки и неэффективного использования портовых мощностей, а также и без того загруженной инфраструктуры «последней мили».

Также многие потенциальные клиенты российских транзитных сервисов отмечают нехватку компетенций и недостаточный масштаб бизнеса логистических компаний. Многие грузоотправители, таким образом, вынуждены развивать собственную базу активов, так как не могут найти внешнего логистического оператора для качественного решения своих задач при приемлемом уровне тарифов, качества, гарантий своевременной доставки товара.

Расхождение норм национального и международного транспортного права, существование двух равновеликих правовых сред – «восточной» и «западной» – представляет собой ещё одну серьёзную проблему, сдерживающую развитие экономически эффективных транзитных транспортных продуктов в России. Актуальность проблемы становится ещё более очевидной на фоне уровня интеграции правовых сред конкурирующих видов транспорта – морского и воздушного.

Так как в свете тенденций рынка, обозначенных в начале статьи, российский железнодорожный транспорт в развитии транзитных перевозок в значительной мере будет ориентироваться на ценные и высокотехнологичные грузы, необходимо также упомянуть о проблеме несоответствия транзитных железнодорожных и интермодальных транспортных продуктов международным стандартам сохранности грузов и безопасности. В том случае, если участники логистической цепочки не в состоянии обеспечить уровень сохранности груза, предъявляемый к транспортному продукту производителями дорогостоящих и высокотехнологичных товаров, железнодорожный транспорт теряет одно из своих конкурентных преимуществ относительно морского.

 

Деятельность КСТП по устранению негативных факторов

В связи с тем, что обозначенные сдерживающие факторы тесно связаны друг с другом и вместе составляют мозаику современной транспортной конъюнктуры, уменьшение их воздействия представляется нам комплексной задачей, для решения которой, особенно на начальных этапах, должен использоваться максимально широкий инструментарий, включающий как правовые, так и организационные средства.

КСТП ведёт всестороннюю работу, направленную на устранение факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность Транссиба и предлагаемых на ТСМ транспортных продуктов. Нишевая работа по конкретным вопросам, таким как оптимизация временных и материальных издержек, согласование действий участников логистических цепочек, тарифное регулирование и другим, ведётся в рамках деятельности рабочих групп КСТП, заседаний экспертов и в сотрудничестве с международными транспортными организациями. Используя возможности Координационного совета как международной площадки, участники перевозочного процесса находят взаимовыгодные решения по актуальным вопросам конкурентоспособности транссибирских сервисов. Об эффективности данной работы свидетельствует ряд успешных проектов контейнерных поездов в сообщении Азия – Европа, запущенных при участии КСТП.

Однако работа в данном направлении могла бы выйти на качественно новый уровень, если бы мы получили доступ к многогранным инструментам устранения факторов сдерживания конкурентного роста транссибирских транзитных перевозок, позволяющих решить наиболее глобальные проблемы в этой сфере. Такими инструментами, на мой взгляд, могли бы стать федеральный закон о транзите, способный устранить фрагментарность соответствующего законодательства (перспективы введения закона не первый год активно обсуждаются экспертным сообществом), и система «единого окна», позволяющая комплексно решать проблемы организации логистических цепочек с упором на удовлетворение потребностей клиента. Как генеральный секретарь КСТП, могу заявить, что эти инициативы максимально отвечают интересам всех, без исключения, участников транссибирских перево-зок – как поставщиков транспортных, логистических и смежных услуг, так и клиентов.

Развитие транзитных грузоперевозок по железным дорогам по территории России не является для нас самоцелью. Напротив, наращивание объёмов транзита выступит катализатором комплексного социально-экономического развития нашей страны как во внутренней, так и во внешней экономической деятельности.

Развитие железнодорожного транзита может стать важным компонентом регионального развития РФ, ведь обеспечение бесперебойного функционирования растущих грузопотоков включает работу множества компаний и организаций, обслуживающих инфраструктуру, обеспечивающих безопасность перевозок, оказывающих логистические и смежные услуги и др. Всё это – тысячи рабочих мест, рост экономической и деловой активности, благосостояния населения, что в целом внесёт значительный вклад в темпы развития субъектов РФ, прилегающих к Транссибу и БАМу.

Несомненен вклад транзита, который он может также внести и в укрепление позиций России на мировой экономической арене. Клиентами транзитных сервисов являются в значительной степени международные промышленные гиганты – производители высокотехнологичной потребительской и профессиональной электроники, автомобилей, промышленного оборудования, деятельность которых охватывает десятки стран. Вовлечённость России в глобальные логистические, технологические и экономические цепочки за счёт масштабного роста конкурентоспособных транзитных услуг не только позволит придать импульс внешнеэкономической предпринимательской деятельности, но также станет серьёзным шагом на пути к уходу от ориентированности на экспорт углеводородных полезных ископаемых и началу диверсификации сырьевых сегментов российской экономики.

 

Морские порты №3 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика