Добыча и экспорт каменного угля. Восточный вектор

Транспортная политика
Добыча и экспорт каменного угля. Восточный вектор

Добыча каменного угля в России в последние годы растет, причем добычу наращивает не только основной угледобывающий регион – Кемеровская область, но и Восточносибирские и Дальневосточные регионы, вклад которых в объемы экспорта становится всё весомее. Восточный вектор стал приоритетным и в экспорте угля: отправка его в Китай и другие страны АТР растет гораздо быстрее, чем в западном направлении.

Эксперты прогнозируют, что эти тенденции сохранятся в ближайшие годы, в результате чего произойдет заметное смещение основных центров угледобычи на восток страны и трансформация структуры экспорта в пользу государств Азии. Оценки перспектив угледобывающей отрасли в целом оптимистичны, но эксперты предупреждают о возможном возникновении новых рисков в функционировании отрасли.

Галина Музлова

 

Динамика роста

По данным Росстата, в 2007-2013 годах добыча каменного угля в России выросла почти на 40 млн тонн и достигла уровня 280 млн тонн. В последние годы на каменный уголь приходится около 77-80% всей угледобычи страны (352,1 млн тонн в 2013 году). Некоторое снижение добычи каменного угля в течение рассматриваемого периода наблюдалось в 2009 году, что было связано с мировым кризисом, в 2011 году докризисные объемы добычи были восстановлены.

С максимального уровня 1988 года потребление угля в России в основных сегментах рынка снизилось в 1,4 раза. Основной причиной падения спроса на внутреннем рынке стала конкуренция с газом, цены на который регулируются, и, как следствие, постепенное замещение угля газом (так называемая «газовая пауза»).

В условиях стагнации внутреннего потребления угля основным стимулом наращивания добычи для угольных компаний стало увеличение экспорта. Эта тенденция проявляется на протяжении нескольких лет. Не был исключением и прошлый год, когда произошло падение объема поставок угля на внутренний рынок на 5,1%, которое было компенсировано ростом экспорта на 12,6%.

Общий объем товарного экспорта каменного угля с 2007 по 2013 год вырос почти на 40% и в прошлом году обновил исторический максимум – 140 млн тонн. Существенную долю в объеме экспорта (более 90%) занимает энергетический уголь, объемы поставок коксующихся углей в последние три года достаточно стабильны и сохраняются на уровне 12-16 млн тонн.

По экспорту угля в последние годы Россия уверенно занимает третье место в мире, но при этом сильно проигрывает лидерам – Индонезии (в 3 раза) и Австралии (в 2,5 раза). Россия также выступает импортёром угля: из Украины ввозится антрацит, а из Казахстана – каменный уголь.

 

Смещение добычи на восток

Уголь в России добывается в пределах нескольких бассейнов, рассредоточенных по всей стране. Крупнейшим бассейном по добыче каменного угля является Кузбасс. Кроме того, добыча каменного угля ведется в пределах Печорского, Иркутского, Южно-Якутского, Минусинского угольных бассейнов. Наименее освоенным считается Улуг-Хемский угольный бассейн в Туве.

Основные мощности по добыче угля сконцентрированы в пределах нескольких компаний: на 8 компаний – СУЭК, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), «СДС-Уголь», «Востсибуголь», «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел»), «Южкузбассуголь» (входит в Evraz), ХК «Якутуголь» и «Распадская» (на 82% принадлежит Evraz) – в 2013 году пришлось порядка 65% суммарной угледобычи в стране. Практически все крупные производители одновременно выступают и экспортерами угля. Исключение составляет «Северстальресурс» – производитель, который, являясь частью структуры «Северстали», в основном обеспечивает свои внутренние потребности.

Отличительной особенностью отечественной угольной отрасли является избыточное количество разведанных угольных запасов, в связи с чем есть возможность выбора, какому угольному региону отдавать предпочтение в развитии на данном этапе.

Наиболее приоритетными для государства в плане наращивания производственного потенциала сегодня выступают районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегесткое, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и др. месторождения), Республика Саха (Якутия) (Эльгинское, Чульмаканское и др. месторождения) и Забайкальский край (Апсатское месторождение).

Одновременно в Кузбассе продолжают осваиваться перспективные месторождения Ерунаковского угленосного района, а также ведется или предполагается новое строительство на Караканском, Менчерепском, Жерновском, Уропско-Караканском, Новоказанском, Солоновском месторождениях. В республике Коми намечено новое строительство на Усинском месторождении.

По заявлению министра энергетики Александра Новака, Минэнерго в первую очередь намерено поддерживать инвестиции в новые центры угледобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке за счет адресной господдержки, инвестиционных налоговых льгот, и даже использования накопительной части пенсионных фондов и Фонда национального благосостояния. Предполагается, что новыми центрами угледобычи станут Эльгинское (Якутия), Межэгейское (Тыва), Элегестское (Тыва) и Апсатское (Забайкальский край) месторождения.

Что касается самых ближайших планов, то в 2014 году ожидается ввод пяти значимых угольных объектов, в том числе трех в Кемеровской области общей мощностью добычи 8,3 млн тонн (шахтоуправление «Карагайлинское» мощностью 2 млн тонн, разрез «Тайбинский» мощностью 1,8 млн тонн и разрез «Кийзасский» мощностью 4,5 млн тонн) и двух обогатительных фабрик – «Карагайлинская» мощностью 2,5 млн тонн в Кемеровской области и «Садкинская» мощностью 3,5 млн тонн в Ростовской области.

 

Экспорт с китайским акцентом

Главными направлениями вывоза российского угля традиционно являются Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), второстепенными – Ближний Восток и страны СНГ. Объемы экспорта каменного угля в страны дальнего зарубежья с каждым годом увеличиваются, тогда как объемы экспорта в страны СНГ остаются приблизительно на одном уровне (11-12 млн тонн в год).

Лидером среди стран-импортеров российского угля на протяжении многих лет была Великобритания, а с 2009 года им стал Китай. Помимо этих стран уголь из России покупают Республика Корея, Япония, Германия, Украина.

Самыми стремительными темпами растет экспорт в КНР: только за 2007-2012 годы объемы поставок в эту страну выросли более чем в 30 раз! Значительный рост экспорта в Китай стал возможен в первую очередь за счет использования мощностей угольного терминала «Дальтрансуголь» (принадлежит ОАО «СУЭК»). Крупными поставщиками угольной продукции в Поднебесную выступают «Кузбассразрезуголь» и «Мечел», в распоряжении которых находятся также портовые мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке.

Отметим, что сейчас прирост объемов экспорта угля на китайском направлении достигается не только за счет роста перевалки через порты, но и за счет увеличения поставок железнодорожным транспортом. В частности, в августе 2013 года был открыт новый пограничный переход Махалино – Хуньчунь, по которому «Мечел» уже начал поставки угля. На начальном этапе планируется ввозить в Китай до 2 млн тонн каменного угля в год, а в долгосрочной перспективе грузопоток может быть увеличен до 8-12 млн тонн. Руководство «Мечела» полагает, что открытие данного железнодорожного маршрута позволит компании диверсифицировать логистические направления и сократить сроки доставки угля.

Что касается других главных импортеров российского угля, то после провала в кризисные годы постепенно восстанавливает закупки Великобритания, которые, впрочем, пока далеки от прежних максимумов. В последнее время также существенно расширились отгрузки в Нидерланды, Японию, Украину и Турцию, при этом экспорт в Японию достиг рекордной величины. Одновременно значительно снизились поставки в Польшу.

Соотношение объемов экспорта в западном (атлантический рынок и ближнее зарубежье) и восточном направлениях составляют примерно 60% и 40% соответственно, при этом восточный экспортный грузопоток угля характеризуется гораздо более высокими темпами роста, что во многом связано с состоянием рынков Европы и Азии.

На европейском рынке в последнее время существенно обострилась конкуренция в связи с ростом импорта угля из США. Последнее, в свою очередь, вызвано «сланцевой революцией» в Америке, которая началась со второй половины 2000-х годов и позволила перейти от угольной генерации электроэнергии к газовой, а высвободившийся объем угля перенаправить на экспорт. Если в 2009 году США экспортировали в ЕС 28,5 млн тонн угля, то в 2013 году – уже 65 млн тонн.

Спрос на американский уголь в Европе поддерживается «ренессансом» угольной генерации в странах ЕС, а относительно низкие цены на него позволили Штатам занять существенную долю европейского рынка и потеснить других поставщиков энергоресурсов, в первую очередь Россию. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на уголь в Европе сейчас близок к пиковым показателям, к 2017 году он снизится до уровня 2011 года, но показатели будут оставаться высокими.

Goldman Sachs ожидает снижение спроса на уголь к 2014 году на 3,5% – до 191 млн тонн. В 2020 году, по мнению аналитиков СУЭК, спрос вырастет до 206 млн тонн. Иными словами, европейский рынок угля не содержит в себе существенного потенциала роста даже с учетом наблюдаемого повышения потребления угля в электроэнергетике.

На восточном рынке конкуренция тоже растет. Происходит это главным образом из-за увеличения поставок угля из Австралии и Индонезии, а также из США. Так, недавно Америка начала поставки в Юго-Восточную Азию, куда раньше никогда его не возила. А в перспективе США заявляют о возможных поставках на экспорт до 200 млн тонн угля, причем и в Европу, и в АТР.

Вместе с тем, АТР остается более привлекательным рынком для российских экспортеров, поскольку его емкость и перспективы роста намного выше по сравнению с рынком Европы. Хорошую иллюстрацию емкости дают цифры по Китаю: сейчас эта страна потребляет 3,52 млрд тонн угля в год, что соответствует половине мирового потребления, а к 2020 году эта цифра, по прогнозу Китайской национальной угольной ассоциации, вырастет до 4,8 млрд тонн.

Одним из крупных, динамичных и выгодных для России рынков в этом регионе также является Индия: по оценкам аналитиков McCloskey, к 2017 году страна увеличит импорт коксующегося угля вдвое по сравнению с 2011 годом, а в 2020 году импортные поставки возрастут до 90 млн тонн.

 

Ложка дегтя

Вместе с тем, всё чаще говорится о негативных последствиях роста отгрузок угля в КНР и росте рисков. Связаны они в первую очередь с изменчивой стоимостью угля на мировом рынке. Существенные падения цен отмечались уже не раз, в результате чего угледобывающие компании, возможности которых в ведении ценовой войны сильно ограничены, были вынуждены работать практически без прибыли и не снижать объемов экспорта (в противном случае они потеряли бы рынки сбыта на будущее).

При этом с ростом экспорта зависимость от конъюнктуры внешних рынков становится всё сильнее. Можно предположить, что при более существенном снижении цен Россия будет вынуждена отказаться от части объемов экспорта и ее место на рынке АТР начнут занимать конкуренты с существенно меньшим транспортным плечом, которые получают льготы на перевозку от государства (Австралия, Индонезия, Колумбия и ЮАР).

Интересно также отметить, что Китай, растущие аппетиты которого в отношении российского угля сейчас воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, в долгосрочной перспективе может превратиться в нетто-экспортера угля и отказаться от поставок из России. Такой прогноз основан на наблюдаемом бурном развитии китайской угольной промышленности и планами КНР на обеспечение своей экономики собственным углем.

С другой стороны, как отмечают аналитики МЭА, одной из мер, применяемых Китаем сейчас, является развитие проектов, позволяющих перерабатывать уголь в жидкое топливо и синтетический натуральный газ. Это может поддерживать стабильный спрос на уголь.

Ещё один негативный фактор – перегруженность транспортной инфраструктуры. Из-за недостаточной мощности железной дороги, недостаточной приемной способности портов, а также отсутствия системы управления логическими потоками на Транссибе постоянно возникают «пробки». По оценке портала expert.ru, совокупная пропускная способность железнодорожных переходов Сибири и Дальнего Востока сейчас составляет около 60 млн тонн в год (при перспективной потребности не менее 130-150 млн тонн). Если в ближайшее время экспорт вырастет хотя бы на 10-20 млн тонн, то железнодорожная сеть в буквальном смысле встанет.

Эксперты отмечают, что сегодняшние темпы строительства железных дорог явно не отвечают существующим (а тем более растущим) потребностям угледобывающей отрасли, причем быстрого и эффективного решения этой проблемы не предвидится. В связи с этим «пробки» на железнодорожных путях могут стать ограничивающим фактором для реализации экспортного потенциала отрасли на ближайшие годы.

 

Перспективы угольной отрасли

Долгосрочная программа развития угольной отрасли России на период до 2030 года была принята в 2012 году, но впоследствии в нее были внесены существенные корректировки, связанные в первую очередь с более масштабным перемещением центра угледобычи из Западной Сибири (Кузбасса) в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. По новым прогнозам к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 410-460 млн тонн (325-430 млн тонн в прежнем варианте), а экспорт может увеличиться до 170-205 млн тонн (против 170 млн тонн), в том числе в страны АТР – с 85 до 120 млн тонн. Поставки в западном направлении либо сохранятся на нынешнем уровне (84 млн тонн), либо сократятся до 60 млн тонн. При этом доля Дальневосточного ФО и Байкальского региона в общей добыче российского угля увеличена с 26% до 40%.

Основная тенденция развития угольной отрасли последних лет – устойчивый рост экспортных поставок при сокращении объемов внутреннего потребления – в ближайшее время должна переломиться. В долгосрочной программе развития отрасли поставлены задачи постепенного расширения внутреннего рынка угля за счет угольной генерации в энергетике и ЖКХ при сокращении потребления природного газа внутри страны. Вместе с тем, в скорректированном варианте оценки роста внутреннего рынка более скромные: 199-210 млн тонн (220 млн тонн ранее). Иными словами, внутренний рынок, даже при условии возобновления роста, вряд ли станет локомотивом развития угольной отрасли.

Двигателем роста угольной промышленности России по-прежнему будет экспорт, и в этом плане прогнозы развития мирового рынка для нашей страны вполне благоприятны. Так, по прогнозу агентства Wood Mackenzie, к 2020 году потребление угля в мире достигнет 4,5 млрд тонн нефтяного эквивалента и опередит объемы потребления нефти (4,4 млрд тонн). Основную роль в повышении спроса на уголь в будущем, по мнению исследовательского агентства, сыграют Китай и Индия, причем на Китай будет приходиться две трети роста потребления угля.

Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», три четверти экспортных поставок угля из России осуществляется через российские порты, 1/4 – через порты Украины и стран Балтии. Основные объемы перевалки угля в России сейчас приходятся на четыре порта: Восточный – 21,8 млн тонн (24%), Усть-Луга – 15,7 млн тонн (17%), Ванино – 13,5 млн тонн (15%), Мурманск – 11,7 млн тонн (13%).

К 2030 году объем российского угля, отправляемого на экспорт морским путем, по инновационному варианту Стратегии, составит 166 млн тонн – то есть, по сравнению с уровнем 2012 года, вырастет почти в 2 раза. Наибольшие темпы прироста будут характерны для Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов, наименьшие – для Балтийского и Арктического бассейнов.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...