Добыча и экспорт каменного угля. Восточный вектор

Транспортная политика
Добыча и экспорт каменного угля. Восточный вектор

Добыча каменного угля в России в последние годы растет, причем добычу наращивает не только основной угледобывающий регион – Кемеровская область, но и Восточносибирские и Дальневосточные регионы, вклад которых в объемы экспорта становится всё весомее. Восточный вектор стал приоритетным и в экспорте угля: отправка его в Китай и другие страны АТР растет гораздо быстрее, чем в западном направлении.

Эксперты прогнозируют, что эти тенденции сохранятся в ближайшие годы, в результате чего произойдет заметное смещение основных центров угледобычи на восток страны и трансформация структуры экспорта в пользу государств Азии. Оценки перспектив угледобывающей отрасли в целом оптимистичны, но эксперты предупреждают о возможном возникновении новых рисков в функционировании отрасли.

Галина Музлова

 

Динамика роста

По данным Росстата, в 2007-2013 годах добыча каменного угля в России выросла почти на 40 млн тонн и достигла уровня 280 млн тонн. В последние годы на каменный уголь приходится около 77-80% всей угледобычи страны (352,1 млн тонн в 2013 году). Некоторое снижение добычи каменного угля в течение рассматриваемого периода наблюдалось в 2009 году, что было связано с мировым кризисом, в 2011 году докризисные объемы добычи были восстановлены.

С максимального уровня 1988 года потребление угля в России в основных сегментах рынка снизилось в 1,4 раза. Основной причиной падения спроса на внутреннем рынке стала конкуренция с газом, цены на который регулируются, и, как следствие, постепенное замещение угля газом (так называемая «газовая пауза»).

В условиях стагнации внутреннего потребления угля основным стимулом наращивания добычи для угольных компаний стало увеличение экспорта. Эта тенденция проявляется на протяжении нескольких лет. Не был исключением и прошлый год, когда произошло падение объема поставок угля на внутренний рынок на 5,1%, которое было компенсировано ростом экспорта на 12,6%.

Общий объем товарного экспорта каменного угля с 2007 по 2013 год вырос почти на 40% и в прошлом году обновил исторический максимум – 140 млн тонн. Существенную долю в объеме экспорта (более 90%) занимает энергетический уголь, объемы поставок коксующихся углей в последние три года достаточно стабильны и сохраняются на уровне 12-16 млн тонн.

По экспорту угля в последние годы Россия уверенно занимает третье место в мире, но при этом сильно проигрывает лидерам – Индонезии (в 3 раза) и Австралии (в 2,5 раза). Россия также выступает импортёром угля: из Украины ввозится антрацит, а из Казахстана – каменный уголь.

 

Смещение добычи на восток

Уголь в России добывается в пределах нескольких бассейнов, рассредоточенных по всей стране. Крупнейшим бассейном по добыче каменного угля является Кузбасс. Кроме того, добыча каменного угля ведется в пределах Печорского, Иркутского, Южно-Якутского, Минусинского угольных бассейнов. Наименее освоенным считается Улуг-Хемский угольный бассейн в Туве.

Основные мощности по добыче угля сконцентрированы в пределах нескольких компаний: на 8 компаний – СУЭК, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), «СДС-Уголь», «Востсибуголь», «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел»), «Южкузбассуголь» (входит в Evraz), ХК «Якутуголь» и «Распадская» (на 82% принадлежит Evraz) – в 2013 году пришлось порядка 65% суммарной угледобычи в стране. Практически все крупные производители одновременно выступают и экспортерами угля. Исключение составляет «Северстальресурс» – производитель, который, являясь частью структуры «Северстали», в основном обеспечивает свои внутренние потребности.

Отличительной особенностью отечественной угольной отрасли является избыточное количество разведанных угольных запасов, в связи с чем есть возможность выбора, какому угольному региону отдавать предпочтение в развитии на данном этапе.

Наиболее приоритетными для государства в плане наращивания производственного потенциала сегодня выступают районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегесткое, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и др. месторождения), Республика Саха (Якутия) (Эльгинское, Чульмаканское и др. месторождения) и Забайкальский край (Апсатское месторождение).

Одновременно в Кузбассе продолжают осваиваться перспективные месторождения Ерунаковского угленосного района, а также ведется или предполагается новое строительство на Караканском, Менчерепском, Жерновском, Уропско-Караканском, Новоказанском, Солоновском месторождениях. В республике Коми намечено новое строительство на Усинском месторождении.

По заявлению министра энергетики Александра Новака, Минэнерго в первую очередь намерено поддерживать инвестиции в новые центры угледобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке за счет адресной господдержки, инвестиционных налоговых льгот, и даже использования накопительной части пенсионных фондов и Фонда национального благосостояния. Предполагается, что новыми центрами угледобычи станут Эльгинское (Якутия), Межэгейское (Тыва), Элегестское (Тыва) и Апсатское (Забайкальский край) месторождения.

Что касается самых ближайших планов, то в 2014 году ожидается ввод пяти значимых угольных объектов, в том числе трех в Кемеровской области общей мощностью добычи 8,3 млн тонн (шахтоуправление «Карагайлинское» мощностью 2 млн тонн, разрез «Тайбинский» мощностью 1,8 млн тонн и разрез «Кийзасский» мощностью 4,5 млн тонн) и двух обогатительных фабрик – «Карагайлинская» мощностью 2,5 млн тонн в Кемеровской области и «Садкинская» мощностью 3,5 млн тонн в Ростовской области.

 

Экспорт с китайским акцентом

Главными направлениями вывоза российского угля традиционно являются Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), второстепенными – Ближний Восток и страны СНГ. Объемы экспорта каменного угля в страны дальнего зарубежья с каждым годом увеличиваются, тогда как объемы экспорта в страны СНГ остаются приблизительно на одном уровне (11-12 млн тонн в год).

Лидером среди стран-импортеров российского угля на протяжении многих лет была Великобритания, а с 2009 года им стал Китай. Помимо этих стран уголь из России покупают Республика Корея, Япония, Германия, Украина.

Самыми стремительными темпами растет экспорт в КНР: только за 2007-2012 годы объемы поставок в эту страну выросли более чем в 30 раз! Значительный рост экспорта в Китай стал возможен в первую очередь за счет использования мощностей угольного терминала «Дальтрансуголь» (принадлежит ОАО «СУЭК»). Крупными поставщиками угольной продукции в Поднебесную выступают «Кузбассразрезуголь» и «Мечел», в распоряжении которых находятся также портовые мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке.

Отметим, что сейчас прирост объемов экспорта угля на китайском направлении достигается не только за счет роста перевалки через порты, но и за счет увеличения поставок железнодорожным транспортом. В частности, в августе 2013 года был открыт новый пограничный переход Махалино – Хуньчунь, по которому «Мечел» уже начал поставки угля. На начальном этапе планируется ввозить в Китай до 2 млн тонн каменного угля в год, а в долгосрочной перспективе грузопоток может быть увеличен до 8-12 млн тонн. Руководство «Мечела» полагает, что открытие данного железнодорожного маршрута позволит компании диверсифицировать логистические направления и сократить сроки доставки угля.

Что касается других главных импортеров российского угля, то после провала в кризисные годы постепенно восстанавливает закупки Великобритания, которые, впрочем, пока далеки от прежних максимумов. В последнее время также существенно расширились отгрузки в Нидерланды, Японию, Украину и Турцию, при этом экспорт в Японию достиг рекордной величины. Одновременно значительно снизились поставки в Польшу.

Соотношение объемов экспорта в западном (атлантический рынок и ближнее зарубежье) и восточном направлениях составляют примерно 60% и 40% соответственно, при этом восточный экспортный грузопоток угля характеризуется гораздо более высокими темпами роста, что во многом связано с состоянием рынков Европы и Азии.

На европейском рынке в последнее время существенно обострилась конкуренция в связи с ростом импорта угля из США. Последнее, в свою очередь, вызвано «сланцевой революцией» в Америке, которая началась со второй половины 2000-х годов и позволила перейти от угольной генерации электроэнергии к газовой, а высвободившийся объем угля перенаправить на экспорт. Если в 2009 году США экспортировали в ЕС 28,5 млн тонн угля, то в 2013 году – уже 65 млн тонн.

Спрос на американский уголь в Европе поддерживается «ренессансом» угольной генерации в странах ЕС, а относительно низкие цены на него позволили Штатам занять существенную долю европейского рынка и потеснить других поставщиков энергоресурсов, в первую очередь Россию. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на уголь в Европе сейчас близок к пиковым показателям, к 2017 году он снизится до уровня 2011 года, но показатели будут оставаться высокими.

Goldman Sachs ожидает снижение спроса на уголь к 2014 году на 3,5% – до 191 млн тонн. В 2020 году, по мнению аналитиков СУЭК, спрос вырастет до 206 млн тонн. Иными словами, европейский рынок угля не содержит в себе существенного потенциала роста даже с учетом наблюдаемого повышения потребления угля в электроэнергетике.

На восточном рынке конкуренция тоже растет. Происходит это главным образом из-за увеличения поставок угля из Австралии и Индонезии, а также из США. Так, недавно Америка начала поставки в Юго-Восточную Азию, куда раньше никогда его не возила. А в перспективе США заявляют о возможных поставках на экспорт до 200 млн тонн угля, причем и в Европу, и в АТР.

Вместе с тем, АТР остается более привлекательным рынком для российских экспортеров, поскольку его емкость и перспективы роста намного выше по сравнению с рынком Европы. Хорошую иллюстрацию емкости дают цифры по Китаю: сейчас эта страна потребляет 3,52 млрд тонн угля в год, что соответствует половине мирового потребления, а к 2020 году эта цифра, по прогнозу Китайской национальной угольной ассоциации, вырастет до 4,8 млрд тонн.

Одним из крупных, динамичных и выгодных для России рынков в этом регионе также является Индия: по оценкам аналитиков McCloskey, к 2017 году страна увеличит импорт коксующегося угля вдвое по сравнению с 2011 годом, а в 2020 году импортные поставки возрастут до 90 млн тонн.

 

Ложка дегтя

Вместе с тем, всё чаще говорится о негативных последствиях роста отгрузок угля в КНР и росте рисков. Связаны они в первую очередь с изменчивой стоимостью угля на мировом рынке. Существенные падения цен отмечались уже не раз, в результате чего угледобывающие компании, возможности которых в ведении ценовой войны сильно ограничены, были вынуждены работать практически без прибыли и не снижать объемов экспорта (в противном случае они потеряли бы рынки сбыта на будущее).

При этом с ростом экспорта зависимость от конъюнктуры внешних рынков становится всё сильнее. Можно предположить, что при более существенном снижении цен Россия будет вынуждена отказаться от части объемов экспорта и ее место на рынке АТР начнут занимать конкуренты с существенно меньшим транспортным плечом, которые получают льготы на перевозку от государства (Австралия, Индонезия, Колумбия и ЮАР).

Интересно также отметить, что Китай, растущие аппетиты которого в отношении российского угля сейчас воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, в долгосрочной перспективе может превратиться в нетто-экспортера угля и отказаться от поставок из России. Такой прогноз основан на наблюдаемом бурном развитии китайской угольной промышленности и планами КНР на обеспечение своей экономики собственным углем.

С другой стороны, как отмечают аналитики МЭА, одной из мер, применяемых Китаем сейчас, является развитие проектов, позволяющих перерабатывать уголь в жидкое топливо и синтетический натуральный газ. Это может поддерживать стабильный спрос на уголь.

Ещё один негативный фактор – перегруженность транспортной инфраструктуры. Из-за недостаточной мощности железной дороги, недостаточной приемной способности портов, а также отсутствия системы управления логическими потоками на Транссибе постоянно возникают «пробки». По оценке портала expert.ru, совокупная пропускная способность железнодорожных переходов Сибири и Дальнего Востока сейчас составляет около 60 млн тонн в год (при перспективной потребности не менее 130-150 млн тонн). Если в ближайшее время экспорт вырастет хотя бы на 10-20 млн тонн, то железнодорожная сеть в буквальном смысле встанет.

Эксперты отмечают, что сегодняшние темпы строительства железных дорог явно не отвечают существующим (а тем более растущим) потребностям угледобывающей отрасли, причем быстрого и эффективного решения этой проблемы не предвидится. В связи с этим «пробки» на железнодорожных путях могут стать ограничивающим фактором для реализации экспортного потенциала отрасли на ближайшие годы.

 

Перспективы угольной отрасли

Долгосрочная программа развития угольной отрасли России на период до 2030 года была принята в 2012 году, но впоследствии в нее были внесены существенные корректировки, связанные в первую очередь с более масштабным перемещением центра угледобычи из Западной Сибири (Кузбасса) в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. По новым прогнозам к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 410-460 млн тонн (325-430 млн тонн в прежнем варианте), а экспорт может увеличиться до 170-205 млн тонн (против 170 млн тонн), в том числе в страны АТР – с 85 до 120 млн тонн. Поставки в западном направлении либо сохранятся на нынешнем уровне (84 млн тонн), либо сократятся до 60 млн тонн. При этом доля Дальневосточного ФО и Байкальского региона в общей добыче российского угля увеличена с 26% до 40%.

Основная тенденция развития угольной отрасли последних лет – устойчивый рост экспортных поставок при сокращении объемов внутреннего потребления – в ближайшее время должна переломиться. В долгосрочной программе развития отрасли поставлены задачи постепенного расширения внутреннего рынка угля за счет угольной генерации в энергетике и ЖКХ при сокращении потребления природного газа внутри страны. Вместе с тем, в скорректированном варианте оценки роста внутреннего рынка более скромные: 199-210 млн тонн (220 млн тонн ранее). Иными словами, внутренний рынок, даже при условии возобновления роста, вряд ли станет локомотивом развития угольной отрасли.

Двигателем роста угольной промышленности России по-прежнему будет экспорт, и в этом плане прогнозы развития мирового рынка для нашей страны вполне благоприятны. Так, по прогнозу агентства Wood Mackenzie, к 2020 году потребление угля в мире достигнет 4,5 млрд тонн нефтяного эквивалента и опередит объемы потребления нефти (4,4 млрд тонн). Основную роль в повышении спроса на уголь в будущем, по мнению исследовательского агентства, сыграют Китай и Индия, причем на Китай будет приходиться две трети роста потребления угля.

Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», три четверти экспортных поставок угля из России осуществляется через российские порты, 1/4 – через порты Украины и стран Балтии. Основные объемы перевалки угля в России сейчас приходятся на четыре порта: Восточный – 21,8 млн тонн (24%), Усть-Луга – 15,7 млн тонн (17%), Ванино – 13,5 млн тонн (15%), Мурманск – 11,7 млн тонн (13%).

К 2030 году объем российского угля, отправляемого на экспорт морским путем, по инновационному варианту Стратегии, составит 166 млн тонн – то есть, по сравнению с уровнем 2012 года, вырастет почти в 2 раза. Наибольшие темпы прироста будут характерны для Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов, наименьшие – для Балтийского и Арктического бассейнов.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...