Транзитный потенциал Российской Федерации: состояние и перспективы

Транспортная политика
Транзитный потенциал Российской Федерации: состояние и перспективы

Основной грузопоток глобальной внешней торговли, который может представлять интерес для экспорта транспортных услуг российскими транспортными предприятиями, формируется на маршрутах Восток-Запад или Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - Европа с наибольшей долей участия экспортного потенциала Китая в формировании этого направления.

При этом следует иметь в виду, что главной и, пожалуй, единственной целью российских структур в реализации транзитного потенциала России является получение дохода в виде валюты и создание дополнительных рабочих мест за счет предоставления услуг по перевозке грузов иностранных фрахтователей. Естественно, с наибольшей эффективностью и минимальным ущербом для транспортной инфраструктуры и экологии.

Виталий Збаращенко, начальник Главфлота, заместитель Министра морского флота СССР в 1982-1988 годах.

 

Минимизировать стоимость российского транзита

Объем перевозок в рамках транспортного коридора АТР – Европа через Суэцкий канал в западном направлении составляет около 20 млн TEU в год. Внедрение в практику перевозок на этом направлении крупнотоннажных контейнеровозов вместимостью 18 тыс. TEU (дедвейтом около 300 тыс. тонн) в рамках магистрально-фидерных транспортно-технологических систем (ТТС) привело к значительному снижению ставок фрахта при транзитном времени от 30 до 40 суток.

Так, в июле 2013 года цена перевозки 20-футового контейнера из портов Китая до Санкт-Петербурга составляла 1400 долларов США, 40-футового – 2700 долларов США, включая стоимость фидерного обслуживания линии от Гамбурга до Санкт-Петербурга на уровне 200-300 долларов.

В обратном направлении контейнеровозы имеют загрузку на уровне 30-40% их вместимости, что формирует уровень фрахтовых ставок в 2-3 раза меньше западного направления.

Оценка стоимости перевозок одного 40-футового контейнера на одну морскую милю (1852 метра) различными видами транспорта: автомобилем - $2,5, железной дорогой – около $1, океанскими контейнеровозами $0,2-0,3, - говорит не в пользу Транссибирского маршрута через Владивосток – Санкт-Петербург, так как расстояние по сравнению с океанским вариантом в два раза короче. Но крупнотоннажные ТТС формируют стоимость перевозок в 4 раза меньше в сравнении с железной дорогой, не говоря уже об автотранспорте.

Поэтому при определении перспектив развития транзитного потенциала России представляется целесообразным планировать широкое внедрение в практику перевозок грузов иностранных фрахтователей крупнотоннажных судов контейнеровозов, паромов, других специализированных судов, а также использование внутренних водных путей РФ. Это позволит с максимальной валютной эффективностью обеспечивать экспорт транспортных услуг при минимальном ущербе для экологии России и в определенной степени поможет снизить зависимость экономики страны от «нефтяной иглы».

Так как для любых видов транспорта предпосылкой успешной работы является наличие устойчивой грузовой базы, то при разработке стратегических направлений развития транзита необходимо учитывать возможность совмещения перевозок грузов иностранных фрахтователей и грузов большого каботажа между европейскими регионами России и Дальневосточным федеральным округом, а также отечественных внешнеторговых экспортно-импортных грузопотоков. Это позволит обеспечить высокий уровень загрузки не только подвижного состава и морского тоннажа, но и оборудования линий (контейнеры, трейлеры), а также создаст предпосылки для повышения доли маршрутных перевозок на железнодорожном транспорте.

 

Мультимодальный МТК Северо-западный Китай – Западная Европа

Несмотря на явные сложности использования железнодорожного транспорта в конкурентной состязательности с крупнотоннажными океанскими контейнеровозами (сухопутный грузовой модуль, или контейнерный поезд – это всего лишь 150-200 TEU, океанский – до 18 тыс. TEU), транзитные перевозки из Северо-западных районов Китая в Центральную и Западную Европу с использованием морских железнодорожных паромов для варианта Западной Европы (порты Мукран и Киль) вполне могут конкурировать с океанским маршрутом, так как здесь общее расстояние не в два, а в четыре раза короче варианта через Суэцкий канал.

Но при этом следует иметь в виду, что отправление даже ежесуточно 2-х контейнерных поездов из района Урумчи/Достык вместимостью каждого по 160 TEU определяет уровень перевозок в западном направлении как порядка 120 тыс. TEU в год, что составляет всего лишь 0,6% от указанного выше общего грузопотока Восток – Запад.

Кроме сокращения расстояния перевозок и транзитного времени до 12 суток, этот вариант мультимодальной ТТС позволяет обеспечить почти полную загрузку поездов, паромов и оборудования (контейнеров) в восточном направлении за счет импортных грузов из Европы для Западной Сибири, Казахстана и Китая.

Естественно, что ставки фрахта в западном направлении должны быть не выше океанских, но сокращение транзитного времени дает неоспоримые преимущества за счет ускорения оборачиваемости кредитных средств оптовых торговых структур, что при хорошей организации перевозок существенно повышает конкурентоспособность рассматриваемого маршрута.

В связи с существенным увеличением доли автомобильного транспорта в общем объеме перевозок по России необходимо внедрение на ВВП РФ, включая Морской судоходный канал (МСК) «Евразия», быстроходных (до 40 км/час) автопассажирских паромов-катамаранов и контрейлерных транс-портно-технологических систем (ТТС) на железнодорожном транспорте с целью сохранения автодорожной инфраструктуры и сокращения транзитного времени перевозок.

 

Важнейшие перспективные линии транзитных перевозок

1. Круглогодичная арктическая контейнерная линия Петропавловск – Мурманск/Архангельск – Петропавловск.

2. Южная контейнерная линия Черное море – Восточный/Петропавловск – Черное море.

3. Морской судоходный канал «Евразия»: Таганрогский залив Азовского моря – Каспийское море.

4. Морская паромная линия Бердянск – Поти с возможным участием российской стороны во владении паромами, с перспективой заходов в российские порты и использованием грузов Таможенного Союза (Белоруссии и России) в торговле с Закавказьем, а также с участием подвижного состава России и Армении в рамках действующего концессионного соглашения с ЖД Армении.

 

Морские порты №10 (2013)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017 В Актау состоялись торжественные проводы ракетно-артиллерийских кораблей «Казахстан» и «Сарыарка» в ...

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам В Морском государственном университете им. адмирала Невельского 21 июля состоялась церемония вручени...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма «Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска, прерванную 18 июля из- за шторма, соо...

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие Показатели проб атмосферного воздуха и воды продемонстрировали эффективность природоохранной деятель...




Морской транспорт

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 8.06.2017 № 220 Архангельскому филиалу предприятия пе...

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта Неделю назад в Чукотском море атомный ледокол «Таймыр» взял под проводку модулевоз BigRoll Beaufort,...

Речной транспорт

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном В Татарстане суд запретил эксплуатировать судно «Ярославец Т-101Б», к правому борту которого был при...

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...