Перевозки нефтяных грузов на Северо-Западе

Ж/Д транспорт

По материалам II Нефтегазовой торгово-транспортной конференции (Санкт-Петербург, 22-23.10.2012 г.)

В настоящее время железнодорожный транспорт обеспечивает около 70% перевозок светлых нефтепродуктов и 90% перевозок мазута в Северо-Западном регионе России. Объем перевозок нефтеналивных грузов растет опережающими темпами, что требует не только дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры региона, но и совершенствования взаимодействия железнодорожных путей и портовых мощностей, а также внедрения принципиально новых транспортно-логистических технологий.

Галина Музлова

 

В течение 2007-2009 гг. объемы погрузки нефтеналивных грузов в Северо-Западном регионе России претерпели некоторое снижение, что было связано с вводом в действие дополнительных трубопроводных мощностей, затем объёмы были восстановлены (рис. 1).

Погрузка нефтеналивных грузов, поступающих в Северо-Западный регион, осуществляется в пунктах, расположенных практически по всей сети железных дорог страны. Основным поставщиком нефтепродуктов в направлении Северо-Западного региона по Октябрьской железной дороге выступает компания «Кинеф» (21,9%), по Северной железной дороге – «НГК «Славнефть» (5,9%) и «ЛУКОЙЛ» (10,5%), по Горьковской железной дороге – «ЛУКОЙЛ» (4,2%), по Куйбышевской железной дороге – «Таиф-НК» (4,5%) и «Башнефть» «4,3%), по Свердловской железной дороге – «НОВАТЭК-Трансервис» (5,0%) и «ЛУКЙОЛ» (5%), по Московской железной дороге – «Газпром нефть» (8,9%) и ТНК-ВР (3,9%).

 

Рис. 1. Объемы погрузки грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях в 2007-2012 гг.

 

Несмотря на наметившуюся тенденцию роста объемов транспортировки нефти по трубопроводам, связанную в том числе с вводом в эксплуатацию второй очереди ВСТО, в настоящее время порядка 10% всей добываемой нефти в стране перевозится по железной дороге. В абсолютном выражении это значительные объемы, которые, скорее всего, сохранятся в обозримом будущем.

 

Перевалка нефтеналивных грузов

Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона по итогам 2011 года составил около 94 млн тонн, что на 10% больше по сравнению с 2010 годом. Более половины грузов поступает в регион через пункты Октябрьской железной дороги.

Железнодорожная сеть Северо-Западного региона протяженностью более 12 тыс. км объединяет три сети – Октябрьскую, Калининградскую и Северную. Через 14 пограничных переходов имеется выход на железнодорожную инфраструктуру ЕС. Через 11 расположенных в регионе морских портов Балтийского, Баренцева и Белого морей осуществляется выход в акваторию Северной Атлантики, связывающей данный регион с большинством стран мира (рис. 2).

 

Рис. 2. Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010-2020 гг.

 

Объемы экспорта нефтепродуктов в Северо-Западном регионе за 9 месяцев 2012 года распределились следующим образом: через морские порты Северо-Западного бассейна – 69%, через пограничные переходы – 35%.

За последние 10 лет объем перевозок всех грузов через морские порты Северо-Запада, находящихся в зоне Октябрьской железной дороги, вырос в 2,6 раза – с 28 млн до 76 млн тонн. При этом экспорт нефтепродуктов вырос в 10 раз – с 3 млн до 31 млн тонн в год.

Наибольший прирост объема экспорта нефтепродуктов прогнозируется через порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк. В Усть-Луге существенный рост перевалки нефтепродуктов произойдет после ввода в действие специализированного терминала.

 

Развитие железнодорожной сети региона

Безусловно, динамика перевозок нефтеналивных и других грузов подразумевает значительные инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры региона. В настоящее время за счет средств ОАО «РЖД» проводятся масштабные работы по ликвидации «узких мест» пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона.

В соответствии с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта производится комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга (рис. 3). Общий объем бюджетных инвестиций в этот проект составляет более 120 млрд рублей, по состоянию на октябрь 2012 года освоено порядка 40 млрд рублей. Проведены работы по электрификации участка Гатчина – Вейнмарн – Усть-Лужская, завершено строительство вторых путей на участке Гатчина – Вейнмарн.

 

Рис. 3. Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга

 

Оптимизация работы РЖД и новые формы сотрудничества

В настоящее время ОАО «РЖД» ищет различные формы сотрудничества с грузовладельцами, которые позволят  получать дополнительные объемы инвестиций, нацеленные на увеличение объема грузооборота. «РЖД» направила в Министерство транспорта и Министерство регионального развития РФ обращения о необходимости принятия правовых и административных решений, которые бы обеспечили оказание государственной поддержки развитию железнодорожной инфраструктуры с применением различных инвестиционных инструментов.

Необходимость такого шага связана с тем, что без поддержки государства РЖД не смогут закрыть необходимый объем инвестиций для развития железнодорожных путей. Поскольку реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры носит долгосрочный характер, сегодня становятся всё более актуальными решения организационной и технологической направленности, которые позволят оптимизировать процесс транспортировки грузов и обеспечат эффективность взаимодействия железнодорожного и морского транспорта.

К таким инициативам ОАО «РЖД» относит внедрение суперсовременных технологических решений на основе электронного документооборота, унификацию транспортного права, организацию и совершенствование работы таможенных, пограничных и иных государственных служб, осуществляющих контроль над перемещением грузов по железной дороге.

В 2012 году в порту Усть-Луга прошел совет с участием представителей бизнеса, заинтересованных грузовладельцев, а также представителей власти, в ходе которого было принято решение о создании информационно-логистического центра. Его функции будут связаны с координацией работы всех участников транспортной цепочки с целью ускорения прохождения товаров, оптимизации всех процедур, увеличения пропускной способности морского и железнодорожного транспорта, улучшение качества логистического обслуживания.

Также в настоящее время РЖД развивают новый индивидуальный формат обслуживания клиентов, который предусматривает четкие обязательства обеих сторон в рамках долгосрочного контракта. Среди новых транспортно-логистических решений компании также можно отметить создание железнодорожно-паромной линии Усть-Луга – Балтийск и Усть-Луга – Засниц. За 9 месяцев 2012 года по линии Усть-Луга – Балтийск перевезено более 2350 вагонов, в 34% которых перевезены нефтепродукты.

Таким образом, набор мер ОАО «РЖД» по обеспечению потребностей в перевозках нефтяных грузов железнодорожным транспортом и повышению их экономической привлекательности постепенно формируется, и пополняется новыми решениями. 

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

На Камчатке рассказали об ущербе от деятельности браконьеров

На Камчатке рассказали об ущербе от деятельности браконьеров С начала года действиями браконьеров на Камчатке государству нанесён ущерб в размере 22 миллионов ру...

В Приморье спустили на воду головной катер проекта 23370 для Тихоокеанского флота

В Приморье спустили на воду головной катер проекта 23370 для Тихоокеанского флота Первый многофункциональный модульный катер проекта 23370 для Тихоокеанского флота спущен на воду на ...

Российская экономика

Северо-Западный Сбербанк предоставил ЗАО «СММ» банковскую гарантию на 500 млн рублей

Северо-Западный Сбербанк предоставил ЗАО «СММ» банковскую гарантию на 500 млн рублей Северо-Западный банк Сбербанка предоставил ЗАО «СММ» банковскую гарантию на 500 млн рублей.

КТК завершила проект расширения на территории Ставропольского края

КТК завершила проект расширения на территории Ставропольского края Каспийский трубопроводный консорциум-Р завершил строительство второй нефтеперекачивающей станции ...

Транспортная политика

Строительство Крымского моста не влияет на число судопроходов из портов Украины – эксперт

Строительство Крымского моста не влияет на число судопроходов из портов Украины – эксперт Строительство Крымского моста, который свяжет полуостров с материковой Россией, не оказывает влияния...

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии 22 августа состоялась встреча Министра транспорта РФ Максима Соколова со Специальным представителем ...

Морские порты

Грузооборот портов Азовского бассейна Украины за 7 месяцев сократился на 13,3%

Грузооборот портов Азовского бассейна Украины за 7 месяцев сократился на 13,3% Грузооборот портов Азовского бассейна Украины (порт Мариуполь, порт Бердянск) по итогам янва...

АО «Ростерминалуголь» подвело итоги экологического мониторинга за 7 месяцев 2017 года

АО «Ростерминалуголь» подвело итоги экологического мониторинга за 7 месяцев 2017 года АО «Ростерминалуголь», входящий в состав портового угольного холдинга ООО «Управляющая портовая комп...




Морской транспорт

Число погибших при крушении судна в Бразилии увеличилось до десяти человек

Число погибших при крушении судна в Бразилии увеличилось до десяти человек Число погибших в результате крушения пассажирского судна на Амазонке в северной части Бразилии увели...

CMA CGM закажет девять контейнеровозов вместимостью 22 тыс. TEU в Китае

CMA CGM закажет девять контейнеровозов вместимостью 22 тыс. TEU в Китае CMA CGM намерена разместить заказ на строительство девяти контейнеровозов вместимостью 22 тыс.TEU ка...

Речной транспорт

«Сила Сибири» столкнулась с проблемой – обмелением Лены

«Сила Сибири» столкнулась с проблемой – обмелением Лены Строительство газопровода «Сила Сибири» столкнулось с серьезной проблемой. Лето уже на исходе, север...

Власти Самары планируют доставлять болельщиков на стадион по Волге во время ЧМ-2018

Власти Самары планируют доставлять болельщиков на стадион по Волге во время ЧМ-2018 Водный транспорт будет использоваться в Самаре для доставки болельщиков в район стадиона во время че...

Ж/Д транспорт

ДВЖД вдвое увеличила перевозки морепродуктов в регионы РФ ускоренными поездами

ДВЖД вдвое увеличила перевозки морепродуктов в регионы РФ ускоренными поездами Дальневосточная железная дорога вдвое увеличила перевозки тихоокеанских морепродуктов и рыбы ускорен...

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии до конца года в случ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...