Перевозки нефтяных грузов на Северо-Западе - Морские вести России

Перевозки нефтяных грузов на Северо-Западе

09.12.2012

Ж/Д транспорт

По материалам II Нефтегазовой торгово-транспортной конференции (Санкт-Петербург, 22-23.10.2012 г.)

fotobank/mp-10-12-0001.jpg" border="0" width="603" height="401" />

В настоящее время железнодорожный транспорт обеспечивает около 70% перевозок светлых нефтепродуктов и 90% перевозок мазута в Северо-Западном регионе России. Объем перевозок нефтеналивных грузов растет опережающими темпами, что требует не только дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры региона, но и совершенствования взаимодействия железнодорожных путей и портовых мощностей, а также внедрения принципиально новых транспортно-логистических технологий.

Галина Музлова

 

В течение 2007-2009 гг. объемы погрузки нефтеналивных грузов в Северо-Западном регионе России претерпели некоторое снижение, что было связано с вводом в действие дополнительных трубопроводных мощностей, затем объёмы были восстановлены (рис. 1).

Погрузка нефтеналивных грузов, поступающих в Северо-Западный регион, осуществляется в пунктах, расположенных практически по всей сети железных дорог страны. Основным поставщиком нефтепродуктов в направлении Северо-Западного региона по Октябрьской железной дороге выступает компания «Кинеф» (21,9%), по Северной железной дороге – «НГК «Славнефть» (5,9%) и «ЛУКОЙЛ» (10,5%), по Горьковской железной дороге – «ЛУКОЙЛ» (4,2%), по Куйбышевской железной дороге – «Таиф-НК» (4,5%) и «Башнефть» «4,3%), по Свердловской железной дороге – «НОВАТЭК-Трансервис» (5,0%) и «ЛУКЙОЛ» (5%), по Московской железной дороге – «Газпром нефть» (8,9%) и ТНК-ВР (3,9%).

 

Рис. 1. Объемы погрузки грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях в 2007-2012 гг.

"/fotobank/mp-10-12-0001-1.jpg" border="0" width="603" height="362" />

 

Несмотря на наметившуюся тенденцию роста объемов транспортировки нефти по трубопроводам, связанную в том числе с вводом в эксплуатацию второй очереди ВСТО, в настоящее время порядка 10% всей добываемой нефти в стране перевозится по железной дороге. В абсолютном выражении это значительные объемы, которые, скорее всего, сохранятся в обозримом будущем.

 

Перевалка нефтеналивных грузов

Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона по итогам 2011 года составил около 94 млн тонн, что на 10% больше по сравнению с 2010 годом. Более половины грузов поступает в регион через пункты Октябрьской железной дороги.

Железнодорожная сеть Северо-Западного региона протяженностью более 12 тыс. км объединяет три сети – Октябрьскую, Калининградскую и Северную. Через 14 пограничных переходов имеется выход на железнодорожную инфраструктуру ЕС. Через 11 расположенных в регионе морских портов Балтийского, Баренцева и Белого морей осуществляется выход в акваторию Северной Атлантики, связывающей данный регион с большинством стран мира (рис. 2).

 

Рис. 2. Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010-2020 гг.

src="/fotobank/mp-10-12-0001-2.jpg" border="0" width="603" height="376" />

 

Объемы экспорта нефтепродуктов в Северо-Западном регионе за 9 месяцев 2012 года распределились следующим образом: через морские порты Северо-Западного бассейна – 69%, через пограничные переходы – 35%.

За последние 10 лет объем перевозок всех грузов через морские порты Северо-Запада, находящихся в зоне Октябрьской железной дороги, вырос в 2,6 раза – с 28 млн до 76 млн тонн. При этом экспорт нефтепродуктов вырос в 10 раз – с 3 млн до 31 млн тонн в год.

Наибольший прирост объема экспорта нефтепродуктов прогнозируется через порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк. В Усть-Луге существенный рост перевалки нефтепродуктов произойдет после ввода в действие специализированного терминала.

 

Развитие железнодорожной сети региона

Безусловно, динамика перевозок нефтеналивных и других грузов подразумевает значительные инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры региона. В настоящее время за счет средств ОАО «РЖД» проводятся масштабные работы по ликвидации «узких мест» пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона.

В соответствии с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта производится комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга (рис. 3). Общий объем бюджетных инвестиций в этот проект составляет более 120 млрд рублей, по состоянию на октябрь 2012 года освоено порядка 40 млрд рублей. Проведены работы по электрификации участка Гатчина – Вейнмарн – Усть-Лужская, завершено строительство вторых путей на участке Гатчина – Вейнмарн.

 

Рис. 3. Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга

 

Оптимизация работы РЖД и новые формы сотрудничества

В настоящее время ОАО «РЖД» ищет различные формы сотрудничества с грузовладельцами, которые позволят  получать дополнительные объемы инвестиций, нацеленные на увеличение объема грузооборота. «РЖД» направила в Министерство транспорта и Министерство регионального развития РФ обращения о необходимости принятия правовых и административных решений, которые бы обеспечили оказание государственной поддержки развитию железнодорожной инфраструктуры с применением различных инвестиционных инструментов.

Необходимость такого шага связана с тем, что без поддержки государства РЖД не смогут закрыть необходимый объем инвестиций для развития железнодорожных путей. Поскольку реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры носит долгосрочный характер, сегодня становятся всё более актуальными решения организационной и технологической направленности, которые позволят оптимизировать процесс транспортировки грузов и обеспечат эффективность взаимодействия железнодорожного и морского транспорта.

К таким инициативам ОАО «РЖД» относит внедрение суперсовременных технологических решений на основе электронного документооборота, унификацию транспортного права, организацию и совершенствование работы таможенных, пограничных и иных государственных служб, осуществляющих контроль над перемещением грузов по железной дороге.

В 2012 году в порту Усть-Луга прошел совет с участием представителей бизнеса, заинтересованных грузовладельцев, а также представителей власти, в ходе которого было принято решение о создании информационно-логистического центра. Его функции будут связаны с координацией работы всех участников транспортной цепочки с целью ускорения прохождения товаров, оптимизации всех процедур, увеличения пропускной способности морского и железнодорожного транспорта, улучшение качества логистического обслуживания.

Также в настоящее время РЖД развивают новый индивидуальный формат обслуживания клиентов, который предусматривает четкие обязательства обеих сторон в рамках долгосрочного контракта. Среди новых транспортно-логистических решений компании также можно отметить создание железнодорожно-паромной линии Усть-Луга – Балтийск и Усть-Луга – Засниц. За 9 месяцев 2012 года по линии Усть-Луга – Балтийск перевезено более 2350 вагонов, в 34% которых перевезены нефтепродукты.

Таким образом, набор мер ОАО «РЖД» по обеспечению потребностей в перевозках нефтяных грузов железнодорожным транспортом и повышению их экономической привлекательности постепенно формируется, и пополняется новыми решениями. 

 

Морские порты №10 (2012)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ