Перевозки нефтяных грузов на Северо-Западе

Ж/Д транспорт

По материалам II Нефтегазовой торгово-транспортной конференции (Санкт-Петербург, 22-23.10.2012 г.)

В настоящее время железнодорожный транспорт обеспечивает около 70% перевозок светлых нефтепродуктов и 90% перевозок мазута в Северо-Западном регионе России. Объем перевозок нефтеналивных грузов растет опережающими темпами, что требует не только дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры региона, но и совершенствования взаимодействия железнодорожных путей и портовых мощностей, а также внедрения принципиально новых транспортно-логистических технологий.

Галина Музлова

 

В течение 2007-2009 гг. объемы погрузки нефтеналивных грузов в Северо-Западном регионе России претерпели некоторое снижение, что было связано с вводом в действие дополнительных трубопроводных мощностей, затем объёмы были восстановлены (рис. 1).

Погрузка нефтеналивных грузов, поступающих в Северо-Западный регион, осуществляется в пунктах, расположенных практически по всей сети железных дорог страны. Основным поставщиком нефтепродуктов в направлении Северо-Западного региона по Октябрьской железной дороге выступает компания «Кинеф» (21,9%), по Северной железной дороге – «НГК «Славнефть» (5,9%) и «ЛУКОЙЛ» (10,5%), по Горьковской железной дороге – «ЛУКОЙЛ» (4,2%), по Куйбышевской железной дороге – «Таиф-НК» (4,5%) и «Башнефть» «4,3%), по Свердловской железной дороге – «НОВАТЭК-Трансервис» (5,0%) и «ЛУКЙОЛ» (5%), по Московской железной дороге – «Газпром нефть» (8,9%) и ТНК-ВР (3,9%).

 

Рис. 1. Объемы погрузки грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях в 2007-2012 гг.

 

Несмотря на наметившуюся тенденцию роста объемов транспортировки нефти по трубопроводам, связанную в том числе с вводом в эксплуатацию второй очереди ВСТО, в настоящее время порядка 10% всей добываемой нефти в стране перевозится по железной дороге. В абсолютном выражении это значительные объемы, которые, скорее всего, сохранятся в обозримом будущем.

 

Перевалка нефтеналивных грузов

Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона по итогам 2011 года составил около 94 млн тонн, что на 10% больше по сравнению с 2010 годом. Более половины грузов поступает в регион через пункты Октябрьской железной дороги.

Железнодорожная сеть Северо-Западного региона протяженностью более 12 тыс. км объединяет три сети – Октябрьскую, Калининградскую и Северную. Через 14 пограничных переходов имеется выход на железнодорожную инфраструктуру ЕС. Через 11 расположенных в регионе морских портов Балтийского, Баренцева и Белого морей осуществляется выход в акваторию Северной Атлантики, связывающей данный регион с большинством стран мира (рис. 2).

 

Рис. 2. Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010-2020 гг.

 

Объемы экспорта нефтепродуктов в Северо-Западном регионе за 9 месяцев 2012 года распределились следующим образом: через морские порты Северо-Западного бассейна – 69%, через пограничные переходы – 35%.

За последние 10 лет объем перевозок всех грузов через морские порты Северо-Запада, находящихся в зоне Октябрьской железной дороги, вырос в 2,6 раза – с 28 млн до 76 млн тонн. При этом экспорт нефтепродуктов вырос в 10 раз – с 3 млн до 31 млн тонн в год.

Наибольший прирост объема экспорта нефтепродуктов прогнозируется через порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк. В Усть-Луге существенный рост перевалки нефтепродуктов произойдет после ввода в действие специализированного терминала.

 

Развитие железнодорожной сети региона

Безусловно, динамика перевозок нефтеналивных и других грузов подразумевает значительные инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры региона. В настоящее время за счет средств ОАО «РЖД» проводятся масштабные работы по ликвидации «узких мест» пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона.

В соответствии с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта производится комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга (рис. 3). Общий объем бюджетных инвестиций в этот проект составляет более 120 млрд рублей, по состоянию на октябрь 2012 года освоено порядка 40 млрд рублей. Проведены работы по электрификации участка Гатчина – Вейнмарн – Усть-Лужская, завершено строительство вторых путей на участке Гатчина – Вейнмарн.

 

Рис. 3. Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга

 

Оптимизация работы РЖД и новые формы сотрудничества

В настоящее время ОАО «РЖД» ищет различные формы сотрудничества с грузовладельцами, которые позволят  получать дополнительные объемы инвестиций, нацеленные на увеличение объема грузооборота. «РЖД» направила в Министерство транспорта и Министерство регионального развития РФ обращения о необходимости принятия правовых и административных решений, которые бы обеспечили оказание государственной поддержки развитию железнодорожной инфраструктуры с применением различных инвестиционных инструментов.

Необходимость такого шага связана с тем, что без поддержки государства РЖД не смогут закрыть необходимый объем инвестиций для развития железнодорожных путей. Поскольку реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры носит долгосрочный характер, сегодня становятся всё более актуальными решения организационной и технологической направленности, которые позволят оптимизировать процесс транспортировки грузов и обеспечат эффективность взаимодействия железнодорожного и морского транспорта.

К таким инициативам ОАО «РЖД» относит внедрение суперсовременных технологических решений на основе электронного документооборота, унификацию транспортного права, организацию и совершенствование работы таможенных, пограничных и иных государственных служб, осуществляющих контроль над перемещением грузов по железной дороге.

В 2012 году в порту Усть-Луга прошел совет с участием представителей бизнеса, заинтересованных грузовладельцев, а также представителей власти, в ходе которого было принято решение о создании информационно-логистического центра. Его функции будут связаны с координацией работы всех участников транспортной цепочки с целью ускорения прохождения товаров, оптимизации всех процедур, увеличения пропускной способности морского и железнодорожного транспорта, улучшение качества логистического обслуживания.

Также в настоящее время РЖД развивают новый индивидуальный формат обслуживания клиентов, который предусматривает четкие обязательства обеих сторон в рамках долгосрочного контракта. Среди новых транспортно-логистических решений компании также можно отметить создание железнодорожно-паромной линии Усть-Луга – Балтийск и Усть-Луга – Засниц. За 9 месяцев 2012 года по линии Усть-Луга – Балтийск перевезено более 2350 вагонов, в 34% которых перевезены нефтепродукты.

Таким образом, набор мер ОАО «РЖД» по обеспечению потребностей в перевозках нефтяных грузов железнодорожным транспортом и повышению их экономической привлекательности постепенно формируется, и пополняется новыми решениями. 

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...