Перевозки нефтяных грузов на Северо-Западе

Ж/Д транспорт

По материалам II Нефтегазовой торгово-транспортной конференции (Санкт-Петербург, 22-23.10.2012 г.)

В настоящее время железнодорожный транспорт обеспечивает около 70% перевозок светлых нефтепродуктов и 90% перевозок мазута в Северо-Западном регионе России. Объем перевозок нефтеналивных грузов растет опережающими темпами, что требует не только дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры региона, но и совершенствования взаимодействия железнодорожных путей и портовых мощностей, а также внедрения принципиально новых транспортно-логистических технологий.

Галина Музлова

 

В течение 2007-2009 гг. объемы погрузки нефтеналивных грузов в Северо-Западном регионе России претерпели некоторое снижение, что было связано с вводом в действие дополнительных трубопроводных мощностей, затем объёмы были восстановлены (рис. 1).

Погрузка нефтеналивных грузов, поступающих в Северо-Западный регион, осуществляется в пунктах, расположенных практически по всей сети железных дорог страны. Основным поставщиком нефтепродуктов в направлении Северо-Западного региона по Октябрьской железной дороге выступает компания «Кинеф» (21,9%), по Северной железной дороге – «НГК «Славнефть» (5,9%) и «ЛУКОЙЛ» (10,5%), по Горьковской железной дороге – «ЛУКОЙЛ» (4,2%), по Куйбышевской железной дороге – «Таиф-НК» (4,5%) и «Башнефть» «4,3%), по Свердловской железной дороге – «НОВАТЭК-Трансервис» (5,0%) и «ЛУКЙОЛ» (5%), по Московской железной дороге – «Газпром нефть» (8,9%) и ТНК-ВР (3,9%).

 

Рис. 1. Объемы погрузки грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях в 2007-2012 гг.

 

Несмотря на наметившуюся тенденцию роста объемов транспортировки нефти по трубопроводам, связанную в том числе с вводом в эксплуатацию второй очереди ВСТО, в настоящее время порядка 10% всей добываемой нефти в стране перевозится по железной дороге. В абсолютном выражении это значительные объемы, которые, скорее всего, сохранятся в обозримом будущем.

 

Перевалка нефтеналивных грузов

Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона по итогам 2011 года составил около 94 млн тонн, что на 10% больше по сравнению с 2010 годом. Более половины грузов поступает в регион через пункты Октябрьской железной дороги.

Железнодорожная сеть Северо-Западного региона протяженностью более 12 тыс. км объединяет три сети – Октябрьскую, Калининградскую и Северную. Через 14 пограничных переходов имеется выход на железнодорожную инфраструктуру ЕС. Через 11 расположенных в регионе морских портов Балтийского, Баренцева и Белого морей осуществляется выход в акваторию Северной Атлантики, связывающей данный регион с большинством стран мира (рис. 2).

 

Рис. 2. Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010-2020 гг.

 

Объемы экспорта нефтепродуктов в Северо-Западном регионе за 9 месяцев 2012 года распределились следующим образом: через морские порты Северо-Западного бассейна – 69%, через пограничные переходы – 35%.

За последние 10 лет объем перевозок всех грузов через морские порты Северо-Запада, находящихся в зоне Октябрьской железной дороги, вырос в 2,6 раза – с 28 млн до 76 млн тонн. При этом экспорт нефтепродуктов вырос в 10 раз – с 3 млн до 31 млн тонн в год.

Наибольший прирост объема экспорта нефтепродуктов прогнозируется через порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк. В Усть-Луге существенный рост перевалки нефтепродуктов произойдет после ввода в действие специализированного терминала.

 

Развитие железнодорожной сети региона

Безусловно, динамика перевозок нефтеналивных и других грузов подразумевает значительные инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры региона. В настоящее время за счет средств ОАО «РЖД» проводятся масштабные работы по ликвидации «узких мест» пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона.

В соответствии с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта производится комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга (рис. 3). Общий объем бюджетных инвестиций в этот проект составляет более 120 млрд рублей, по состоянию на октябрь 2012 года освоено порядка 40 млрд рублей. Проведены работы по электрификации участка Гатчина – Вейнмарн – Усть-Лужская, завершено строительство вторых путей на участке Гатчина – Вейнмарн.

 

Рис. 3. Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга

 

Оптимизация работы РЖД и новые формы сотрудничества

В настоящее время ОАО «РЖД» ищет различные формы сотрудничества с грузовладельцами, которые позволят  получать дополнительные объемы инвестиций, нацеленные на увеличение объема грузооборота. «РЖД» направила в Министерство транспорта и Министерство регионального развития РФ обращения о необходимости принятия правовых и административных решений, которые бы обеспечили оказание государственной поддержки развитию железнодорожной инфраструктуры с применением различных инвестиционных инструментов.

Необходимость такого шага связана с тем, что без поддержки государства РЖД не смогут закрыть необходимый объем инвестиций для развития железнодорожных путей. Поскольку реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры носит долгосрочный характер, сегодня становятся всё более актуальными решения организационной и технологической направленности, которые позволят оптимизировать процесс транспортировки грузов и обеспечат эффективность взаимодействия железнодорожного и морского транспорта.

К таким инициативам ОАО «РЖД» относит внедрение суперсовременных технологических решений на основе электронного документооборота, унификацию транспортного права, организацию и совершенствование работы таможенных, пограничных и иных государственных служб, осуществляющих контроль над перемещением грузов по железной дороге.

В 2012 году в порту Усть-Луга прошел совет с участием представителей бизнеса, заинтересованных грузовладельцев, а также представителей власти, в ходе которого было принято решение о создании информационно-логистического центра. Его функции будут связаны с координацией работы всех участников транспортной цепочки с целью ускорения прохождения товаров, оптимизации всех процедур, увеличения пропускной способности морского и железнодорожного транспорта, улучшение качества логистического обслуживания.

Также в настоящее время РЖД развивают новый индивидуальный формат обслуживания клиентов, который предусматривает четкие обязательства обеих сторон в рамках долгосрочного контракта. Среди новых транспортно-логистических решений компании также можно отметить создание железнодорожно-паромной линии Усть-Луга – Балтийск и Усть-Луга – Засниц. За 9 месяцев 2012 года по линии Усть-Луга – Балтийск перевезено более 2350 вагонов, в 34% которых перевезены нефтепродукты.

Таким образом, набор мер ОАО «РЖД» по обеспечению потребностей в перевозках нефтяных грузов железнодорожным транспортом и повышению их экономической привлекательности постепенно формируется, и пополняется новыми решениями. 

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...