«Шоковая терапия» для РЖД

Ж/Д транспорт
«Шоковая терапия» для РЖД

Многочисленные претензии к ОАО «РЖД» по поводу нехватки вагонов вылились в конкретное наказание. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала компании крупный штраф. Вроде бы госмонополия должна, наконец, задуматься об эффективности своей деятельности, чтобы не провоцировать подобные претензии впредь. Но задумается ли?

Татьяна Лозовая

 

Исторический максимум

История, закончившаяся штрафом, началась в разгар дефицита вагонов – в сентябре 2011 года. Именно тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ОАО «РЖД», а также ее «дочек» – Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК). Ранее ФАС получила жалобы от десятков предприятий, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, ряда органов исполнительной и законодательной власти и даже от прокуратуры на недостаток вагонов и резкое подорожание транспортных услуг при снижении их качества.

Разбирательство длилось больше года, в итоге вину признали только за РЖД, без «дочек». «Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания, выданного еще при создании Первой и Второй грузовых компаний», – говорится в релизе ФАС. Смысл этого предписания как раз состоял в том, чтобы не допустить дефицита вагонов и не нанести урон грузоотправителям. По мнению ФАС, госмонополист обязан был всегда находить недостающий подвижной состав и перевозить все предъявленные грузы по гостарифам, но не справился с поставленной задачей.

«ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», – сообщили антимонопольщики.

РЖД обвиняют по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Она предполагает два варианта оборотных штрафов. В первом случае это от 1% до 15% выручки компании от деятельности на том рынке, где совершено нарушение. Если же доля этого рынка превосходит три четверти совокупной выручки организации (то есть нарушение совершено на самом крупном рынке и штраф рискует оказаться очень большим), то наказание – 0,03%-3% выручки компании.

Доход РЖД по итогам 2011 года составил почти 1,29 трлн рублей. Таким образом, минимальная сумма штрафа должна равняться 3,87 млрд рублей (0,03% от 1,29 трлн). Однако ФАС хочет получить от РЖД всего лишь 2,24 млрд. Видимо, контролеры обнаружили у госмонополии какие-то смягчающие обстоятельства.

Впрочем, РЖД пока вообще не собираются платить штраф. Представители госмонополии уверены, что делали все в соответствии с законом – создание «дочек» и вывод в них инвентарного парка происходили на основании документов, утвержденных и одобренных властями. «Странно для государственной структуры штрафовать нас за исполнение решений правительства РФ и реформирования структуры холдинга в рамках этих решений. Мы, разумеется, будем обжаловать это постановление, и не сомневаемся в его отмене», – цитируют «Известия» заместителя начальника юридического департамента ОАО «РЖД» Алексея Васильева. Также в госмонополии полагают – принуждение ПГК и ВГК предоставлять вагоны по регулируемым ценам (как в случае с инвентарным парком) перечеркнёт уже выполненные решения по передаче подвижного состава в частные руки.

Кстати, однажды РЖД уже удалось оспорить большой штраф. В 2009 году белгородское управление ФАС пыталось наказать компанию на 2,5 млрд рублей за отказ заключать договоры на поставку мела. Суды встали на сторону госмонополиста.

 

ФАС против РЖД

Ставить точку в этой истории не собираются не только РЖД, но и сама ФАС. Признавая, что в 2012 году ситуация с вагонами улучшилась, служба подчеркивает – это не заслуга госмонополиста. Тот не прилагал самостоятельных усилий к решению проблемы и не исполнял предписание ФАС. Просто в конце 2011 года появилось Постановление Правительства РФ от 20.12.2011 г. №1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозку грузов в указанном подвижном составе». Другими словами, проблему решили на более высоком уровне, чем руководство госмонополии. 

В документе было сказано, что РЖД в течение всего 2012 года имеет право привлекать для своих нужд вагоны Второй грузовой компании, а также – через аукцион или публичную оферту – предлагать и частникам сдавать свой парк. На деле последнее, правда, не встретило особого энтузиазма – частникам не показались выгодными условия, на которых у них хотели арендовать подвижной состав. Тарифы выработала ФСТ. Однако хватило и парка ВГК.

Кроме того, антимонопольщики предвидят следующие суды. «Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь» с жалобой на установление ОАО «РЖД» «логического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз, что имеет признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий», – заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его мнению, кардинальным образом улучшить ситуацию может исполнение в полном объёме «Поручения Президента РФ, данного на совещании в г. Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте».

В РЖД правы, когда говорят, что позиция ФАС противоречит идее реформы железнодорожной отрасли. Примечательно, что в 2012 году недостающие вагоны брали именно у ВГК, стопроцентной «дочки» госмонополиста, а, например, не у ПГК, на три четверти принадлежащей UCLH Владимира Лисина, не говоря уже о другом приватном парке. Однако идея реформы, как и в целом либерализации экономики и сокращение госсектора (а ведь именно это является целью приватизации), предполагает продажу и ВГК, и даже частично самой РЖД. Если это произойдет, предоставлять грузоотправителям вагоны по прежним, государственным тарифам никто не станет. Цена будет определяться на основе спроса и предложения.

С другой стороны, выставлять РЖД единственной правой стороной, а ФАС – главным противником рыночных реформ, не совсем правильно. В значительной мере дефицит вагонов в 2011 году и падение качества транспортных услуг были спровоцированы самой госмонополией – у РЖД довольно неэффективно был организован процесс перевозок. Здесь и плохая координация между различными подразделениями, и завышенные расходы, которые госмонополия пытается переложить на клиентов.

Самое неприятное в этой ситуации – РЖД не предпринимают никаких попыток повысить свою эффективность. Выступления ее президента Владимира Якунина давно превратились в сплошной торг с высшими чиновниками за выделение компании бюджетных средств (иначе недовывоз грузов в 2015 году, 2020-м, 2030-м и т.д. составит столько-то процентов от ВВП). Последний раз «привычная» речь чиновника прозвучала на форуме «Транспорт России 2012» в Москве. Блестящий стенд РЖД на форуме был, кстати, посвящен развитию высокоскоростного движения, но никак не мерам по повышению эффективности своей деятельности.

В этом плане 2,4 млрд рублей штрафа, которые предъявляет ФАС, могли бы стать для госмонополии «шоковой терапией» (если, конечно, штраф не будет оспорен в суде) и подвигнуть ее к улучшению качества работы. Жаль только, что компания, живущая бюджетными средствами, и расплачиваться будет за счет налогоплательщиков.

 

Бизнес спорит - судьи летят

Неожиданный поворот получила история со спором UCLH Владимира Лисина и АФК «Система» Владимира Евтушенкова вокруг продажи второй части ПГК, состоявшейся этой осенью. Напомним, UCLH купил 25% акций компании за 50 млрд рублей. Другой же претендент - АФК «Система» - вовсе не был допущен к торгам, формально – из-за наличия убытка в бухгалтерской отчетности по российским стандартам. Правда, компания официально отчитывается не по РСБУ, а по международным стандартам US GAAP.

«Система» обратилась в Московский арбитражный суд, требуя признать незаконным свое отстранение от торгов и отменить их итоги. Компания, кстати, по информации деловых СМИ, готова заплатить за четверть ПГК 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем структуры Лисина. Иск АФК поступил в электронную систему суда и случайным образом достался судье Елене Золотовой. Та назначила предварительное слушание на 14 января 2013 года, а также по заявлению истца буквально в тот же день приняла обеспечительные меры – запретила РЖД одобрять продажу блокпакета ПГК.

Дальше события развивались стремительно. Г-жу Золотову вызвало к себе начальство, приказало отменить обеспечительные меры, а ей самой – подать заявление об отставке. Также в отношении судьи началось служебное расследование (предполагается, что она пошла навстречу АФК «Система» не просто так).

В ответ Елена Золотова подала заявление в Следственный комитет, где рассказала об оказанном на нее давлении со стороны руководства и о незаконности отмены обеспечительных мер. Сама «Система» вообще отказалась от иска к РЖД, однако конфликт судьи и ее начальства уже не остановить.

 

Морские порты №9 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...