Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

«Шоковая терапия» для РЖД

Ж/Д транспорт
«Шоковая терапия» для РЖД

Многочисленные претензии к ОАО «РЖД» по поводу нехватки вагонов вылились в конкретное наказание. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала компании крупный штраф. Вроде бы госмонополия должна, наконец, задуматься об эффективности своей деятельности, чтобы не провоцировать подобные претензии впредь. Но задумается ли?

Татьяна Лозовая

 

Исторический максимум

История, закончившаяся штрафом, началась в разгар дефицита вагонов – в сентябре 2011 года. Именно тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ОАО «РЖД», а также ее «дочек» – Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК). Ранее ФАС получила жалобы от десятков предприятий, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, ряда органов исполнительной и законодательной власти и даже от прокуратуры на недостаток вагонов и резкое подорожание транспортных услуг при снижении их качества.

Разбирательство длилось больше года, в итоге вину признали только за РЖД, без «дочек». «Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания, выданного еще при создании Первой и Второй грузовых компаний», – говорится в релизе ФАС. Смысл этого предписания как раз состоял в том, чтобы не допустить дефицита вагонов и не нанести урон грузоотправителям. По мнению ФАС, госмонополист обязан был всегда находить недостающий подвижной состав и перевозить все предъявленные грузы по гостарифам, но не справился с поставленной задачей.

«ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», – сообщили антимонопольщики.

РЖД обвиняют по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Она предполагает два варианта оборотных штрафов. В первом случае это от 1% до 15% выручки компании от деятельности на том рынке, где совершено нарушение. Если же доля этого рынка превосходит три четверти совокупной выручки организации (то есть нарушение совершено на самом крупном рынке и штраф рискует оказаться очень большим), то наказание – 0,03%-3% выручки компании.

Доход РЖД по итогам 2011 года составил почти 1,29 трлн рублей. Таким образом, минимальная сумма штрафа должна равняться 3,87 млрд рублей (0,03% от 1,29 трлн). Однако ФАС хочет получить от РЖД всего лишь 2,24 млрд. Видимо, контролеры обнаружили у госмонополии какие-то смягчающие обстоятельства.

Впрочем, РЖД пока вообще не собираются платить штраф. Представители госмонополии уверены, что делали все в соответствии с законом – создание «дочек» и вывод в них инвентарного парка происходили на основании документов, утвержденных и одобренных властями. «Странно для государственной структуры штрафовать нас за исполнение решений правительства РФ и реформирования структуры холдинга в рамках этих решений. Мы, разумеется, будем обжаловать это постановление, и не сомневаемся в его отмене», – цитируют «Известия» заместителя начальника юридического департамента ОАО «РЖД» Алексея Васильева. Также в госмонополии полагают – принуждение ПГК и ВГК предоставлять вагоны по регулируемым ценам (как в случае с инвентарным парком) перечеркнёт уже выполненные решения по передаче подвижного состава в частные руки.

Кстати, однажды РЖД уже удалось оспорить большой штраф. В 2009 году белгородское управление ФАС пыталось наказать компанию на 2,5 млрд рублей за отказ заключать договоры на поставку мела. Суды встали на сторону госмонополиста.

 

ФАС против РЖД

Ставить точку в этой истории не собираются не только РЖД, но и сама ФАС. Признавая, что в 2012 году ситуация с вагонами улучшилась, служба подчеркивает – это не заслуга госмонополиста. Тот не прилагал самостоятельных усилий к решению проблемы и не исполнял предписание ФАС. Просто в конце 2011 года появилось Постановление Правительства РФ от 20.12.2011 г. №1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозку грузов в указанном подвижном составе». Другими словами, проблему решили на более высоком уровне, чем руководство госмонополии. 

В документе было сказано, что РЖД в течение всего 2012 года имеет право привлекать для своих нужд вагоны Второй грузовой компании, а также – через аукцион или публичную оферту – предлагать и частникам сдавать свой парк. На деле последнее, правда, не встретило особого энтузиазма – частникам не показались выгодными условия, на которых у них хотели арендовать подвижной состав. Тарифы выработала ФСТ. Однако хватило и парка ВГК.

Кроме того, антимонопольщики предвидят следующие суды. «Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь» с жалобой на установление ОАО «РЖД» «логического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз, что имеет признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий», – заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его мнению, кардинальным образом улучшить ситуацию может исполнение в полном объёме «Поручения Президента РФ, данного на совещании в г. Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте».

В РЖД правы, когда говорят, что позиция ФАС противоречит идее реформы железнодорожной отрасли. Примечательно, что в 2012 году недостающие вагоны брали именно у ВГК, стопроцентной «дочки» госмонополиста, а, например, не у ПГК, на три четверти принадлежащей UCLH Владимира Лисина, не говоря уже о другом приватном парке. Однако идея реформы, как и в целом либерализации экономики и сокращение госсектора (а ведь именно это является целью приватизации), предполагает продажу и ВГК, и даже частично самой РЖД. Если это произойдет, предоставлять грузоотправителям вагоны по прежним, государственным тарифам никто не станет. Цена будет определяться на основе спроса и предложения.

С другой стороны, выставлять РЖД единственной правой стороной, а ФАС – главным противником рыночных реформ, не совсем правильно. В значительной мере дефицит вагонов в 2011 году и падение качества транспортных услуг были спровоцированы самой госмонополией – у РЖД довольно неэффективно был организован процесс перевозок. Здесь и плохая координация между различными подразделениями, и завышенные расходы, которые госмонополия пытается переложить на клиентов.

Самое неприятное в этой ситуации – РЖД не предпринимают никаких попыток повысить свою эффективность. Выступления ее президента Владимира Якунина давно превратились в сплошной торг с высшими чиновниками за выделение компании бюджетных средств (иначе недовывоз грузов в 2015 году, 2020-м, 2030-м и т.д. составит столько-то процентов от ВВП). Последний раз «привычная» речь чиновника прозвучала на форуме «Транспорт России 2012» в Москве. Блестящий стенд РЖД на форуме был, кстати, посвящен развитию высокоскоростного движения, но никак не мерам по повышению эффективности своей деятельности.

В этом плане 2,4 млрд рублей штрафа, которые предъявляет ФАС, могли бы стать для госмонополии «шоковой терапией» (если, конечно, штраф не будет оспорен в суде) и подвигнуть ее к улучшению качества работы. Жаль только, что компания, живущая бюджетными средствами, и расплачиваться будет за счет налогоплательщиков.

 

Бизнес спорит - судьи летят

Неожиданный поворот получила история со спором UCLH Владимира Лисина и АФК «Система» Владимира Евтушенкова вокруг продажи второй части ПГК, состоявшейся этой осенью. Напомним, UCLH купил 25% акций компании за 50 млрд рублей. Другой же претендент - АФК «Система» - вовсе не был допущен к торгам, формально – из-за наличия убытка в бухгалтерской отчетности по российским стандартам. Правда, компания официально отчитывается не по РСБУ, а по международным стандартам US GAAP.

«Система» обратилась в Московский арбитражный суд, требуя признать незаконным свое отстранение от торгов и отменить их итоги. Компания, кстати, по информации деловых СМИ, готова заплатить за четверть ПГК 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем структуры Лисина. Иск АФК поступил в электронную систему суда и случайным образом достался судье Елене Золотовой. Та назначила предварительное слушание на 14 января 2013 года, а также по заявлению истца буквально в тот же день приняла обеспечительные меры – запретила РЖД одобрять продажу блокпакета ПГК.

Дальше события развивались стремительно. Г-жу Золотову вызвало к себе начальство, приказало отменить обеспечительные меры, а ей самой – подать заявление об отставке. Также в отношении судьи началось служебное расследование (предполагается, что она пошла навстречу АФК «Система» не просто так).

В ответ Елена Золотова подала заявление в Следственный комитет, где рассказала об оказанном на нее давлении со стороны руководства и о незаконности отмены обеспечительных мер. Сама «Система» вообще отказалась от иска к РЖД, однако конфликт судьи и ее начальства уже не остановить.

 

Морские порты №9 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...