«Шоковая терапия» для РЖД

Ж/Д транспорт
«Шоковая терапия» для РЖД

Многочисленные претензии к ОАО «РЖД» по поводу нехватки вагонов вылились в конкретное наказание. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала компании крупный штраф. Вроде бы госмонополия должна, наконец, задуматься об эффективности своей деятельности, чтобы не провоцировать подобные претензии впредь. Но задумается ли?

Татьяна Лозовая

 

Исторический максимум

История, закончившаяся штрафом, началась в разгар дефицита вагонов – в сентябре 2011 года. Именно тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ОАО «РЖД», а также ее «дочек» – Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК). Ранее ФАС получила жалобы от десятков предприятий, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, ряда органов исполнительной и законодательной власти и даже от прокуратуры на недостаток вагонов и резкое подорожание транспортных услуг при снижении их качества.

Разбирательство длилось больше года, в итоге вину признали только за РЖД, без «дочек». «Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания, выданного еще при создании Первой и Второй грузовых компаний», – говорится в релизе ФАС. Смысл этого предписания как раз состоял в том, чтобы не допустить дефицита вагонов и не нанести урон грузоотправителям. По мнению ФАС, госмонополист обязан был всегда находить недостающий подвижной состав и перевозить все предъявленные грузы по гостарифам, но не справился с поставленной задачей.

«ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», – сообщили антимонопольщики.

РЖД обвиняют по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Она предполагает два варианта оборотных штрафов. В первом случае это от 1% до 15% выручки компании от деятельности на том рынке, где совершено нарушение. Если же доля этого рынка превосходит три четверти совокупной выручки организации (то есть нарушение совершено на самом крупном рынке и штраф рискует оказаться очень большим), то наказание – 0,03%-3% выручки компании.

Доход РЖД по итогам 2011 года составил почти 1,29 трлн рублей. Таким образом, минимальная сумма штрафа должна равняться 3,87 млрд рублей (0,03% от 1,29 трлн). Однако ФАС хочет получить от РЖД всего лишь 2,24 млрд. Видимо, контролеры обнаружили у госмонополии какие-то смягчающие обстоятельства.

Впрочем, РЖД пока вообще не собираются платить штраф. Представители госмонополии уверены, что делали все в соответствии с законом – создание «дочек» и вывод в них инвентарного парка происходили на основании документов, утвержденных и одобренных властями. «Странно для государственной структуры штрафовать нас за исполнение решений правительства РФ и реформирования структуры холдинга в рамках этих решений. Мы, разумеется, будем обжаловать это постановление, и не сомневаемся в его отмене», – цитируют «Известия» заместителя начальника юридического департамента ОАО «РЖД» Алексея Васильева. Также в госмонополии полагают – принуждение ПГК и ВГК предоставлять вагоны по регулируемым ценам (как в случае с инвентарным парком) перечеркнёт уже выполненные решения по передаче подвижного состава в частные руки.

Кстати, однажды РЖД уже удалось оспорить большой штраф. В 2009 году белгородское управление ФАС пыталось наказать компанию на 2,5 млрд рублей за отказ заключать договоры на поставку мела. Суды встали на сторону госмонополиста.

 

ФАС против РЖД

Ставить точку в этой истории не собираются не только РЖД, но и сама ФАС. Признавая, что в 2012 году ситуация с вагонами улучшилась, служба подчеркивает – это не заслуга госмонополиста. Тот не прилагал самостоятельных усилий к решению проблемы и не исполнял предписание ФАС. Просто в конце 2011 года появилось Постановление Правительства РФ от 20.12.2011 г. №1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозку грузов в указанном подвижном составе». Другими словами, проблему решили на более высоком уровне, чем руководство госмонополии. 

В документе было сказано, что РЖД в течение всего 2012 года имеет право привлекать для своих нужд вагоны Второй грузовой компании, а также – через аукцион или публичную оферту – предлагать и частникам сдавать свой парк. На деле последнее, правда, не встретило особого энтузиазма – частникам не показались выгодными условия, на которых у них хотели арендовать подвижной состав. Тарифы выработала ФСТ. Однако хватило и парка ВГК.

Кроме того, антимонопольщики предвидят следующие суды. «Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь» с жалобой на установление ОАО «РЖД» «логического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз, что имеет признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий», – заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его мнению, кардинальным образом улучшить ситуацию может исполнение в полном объёме «Поручения Президента РФ, данного на совещании в г. Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте».

В РЖД правы, когда говорят, что позиция ФАС противоречит идее реформы железнодорожной отрасли. Примечательно, что в 2012 году недостающие вагоны брали именно у ВГК, стопроцентной «дочки» госмонополиста, а, например, не у ПГК, на три четверти принадлежащей UCLH Владимира Лисина, не говоря уже о другом приватном парке. Однако идея реформы, как и в целом либерализации экономики и сокращение госсектора (а ведь именно это является целью приватизации), предполагает продажу и ВГК, и даже частично самой РЖД. Если это произойдет, предоставлять грузоотправителям вагоны по прежним, государственным тарифам никто не станет. Цена будет определяться на основе спроса и предложения.

С другой стороны, выставлять РЖД единственной правой стороной, а ФАС – главным противником рыночных реформ, не совсем правильно. В значительной мере дефицит вагонов в 2011 году и падение качества транспортных услуг были спровоцированы самой госмонополией – у РЖД довольно неэффективно был организован процесс перевозок. Здесь и плохая координация между различными подразделениями, и завышенные расходы, которые госмонополия пытается переложить на клиентов.

Самое неприятное в этой ситуации – РЖД не предпринимают никаких попыток повысить свою эффективность. Выступления ее президента Владимира Якунина давно превратились в сплошной торг с высшими чиновниками за выделение компании бюджетных средств (иначе недовывоз грузов в 2015 году, 2020-м, 2030-м и т.д. составит столько-то процентов от ВВП). Последний раз «привычная» речь чиновника прозвучала на форуме «Транспорт России 2012» в Москве. Блестящий стенд РЖД на форуме был, кстати, посвящен развитию высокоскоростного движения, но никак не мерам по повышению эффективности своей деятельности.

В этом плане 2,4 млрд рублей штрафа, которые предъявляет ФАС, могли бы стать для госмонополии «шоковой терапией» (если, конечно, штраф не будет оспорен в суде) и подвигнуть ее к улучшению качества работы. Жаль только, что компания, живущая бюджетными средствами, и расплачиваться будет за счет налогоплательщиков.

 

Бизнес спорит - судьи летят

Неожиданный поворот получила история со спором UCLH Владимира Лисина и АФК «Система» Владимира Евтушенкова вокруг продажи второй части ПГК, состоявшейся этой осенью. Напомним, UCLH купил 25% акций компании за 50 млрд рублей. Другой же претендент - АФК «Система» - вовсе не был допущен к торгам, формально – из-за наличия убытка в бухгалтерской отчетности по российским стандартам. Правда, компания официально отчитывается не по РСБУ, а по международным стандартам US GAAP.

«Система» обратилась в Московский арбитражный суд, требуя признать незаконным свое отстранение от торгов и отменить их итоги. Компания, кстати, по информации деловых СМИ, готова заплатить за четверть ПГК 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем структуры Лисина. Иск АФК поступил в электронную систему суда и случайным образом достался судье Елене Золотовой. Та назначила предварительное слушание на 14 января 2013 года, а также по заявлению истца буквально в тот же день приняла обеспечительные меры – запретила РЖД одобрять продажу блокпакета ПГК.

Дальше события развивались стремительно. Г-жу Золотову вызвало к себе начальство, приказало отменить обеспечительные меры, а ей самой – подать заявление об отставке. Также в отношении судьи началось служебное расследование (предполагается, что она пошла навстречу АФК «Система» не просто так).

В ответ Елена Золотова подала заявление в Следственный комитет, где рассказала об оказанном на нее давлении со стороны руководства и о незаконности отмены обеспечительных мер. Сама «Система» вообще отказалась от иска к РЖД, однако конфликт судьи и ее начальства уже не остановить.

 

Морские порты №9 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Контракт на разработку морской версии ЗРК «Тор» может быть подписан до конца года

Контракт на разработку морской версии ЗРК «Тор» может быть подписан до конца года АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») рассчиты...

Кадры полыхающего корабля ВМС Украины появились в Сети

Кадры полыхающего корабля ВМС Украины появились в Сети Телеканал «Никвести» показал кадры полыхающего в Николаеве судна ВМС Украины U700 «Нетешин». Морской...

Российская экономика

Турция ограничила импорт пшеницы из России

Турция ограничила импорт пшеницы из России Турция ввела новые ограничения на импорт российской пшеницы. На Россию будет приходиться только до ч...

Минпромторг оценил потребность в обновлении рыбопромышленного флота в 400 судов

Минпромторг оценил потребность в обновлении рыбопромышленного флота в 400 судов Министерство промышленности и торговли оценивает потребность в обновлении рыболовецкого флота в коли...

Транспортная политика

РФ выступает за включение Японии в глобальные транспортные проекты

РФ выступает за включение Японии в глобальные транспортные проекты Россия выступает за включение Японии в глобальные проекты в сфере перевозок за счет строительства тр...

Японским компаниям следует рассмотреть вариант перевозок в РФ по Транссибу - эксперт

Японским компаниям следует рассмотреть вариант перевозок в РФ по Транссибу - эксперт Японским компаниям следует рассмотреть возможность задействования маршрута грузовых перевозок в Росс...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе - апреле вырос на 1,4% - до 50,6 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - апреле вырос на 1,4% - до 50,6 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - апре...

СМИ сообщили об отказе РЖД перевозить грузы в латвийские порты

СМИ сообщили об отказе РЖД перевозить грузы в латвийские порты По словам осведомленных источников, РЖД с весны без объяснения причин начала отклонять большинство з...




Морской транспорт

Судно «Капитан Коковин» пополнило флот «Северного морского пароходства»

Судно «Капитан Коковин» пополнило флот «Северного морского пароходства» 23 мая состоялась презентация нового теплохода ОАО «Северное морское пароходство» - «Капитан Коковин...

На НССЗ буксир-спасатель «Бейсуг» переведен из эллинга на открытый стапель

На НССЗ буксир-спасатель «Бейсуг» переведен из эллинга на открытый стапель 17 мая на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась выкатка многофункционального мелко...

Речной транспорт

В Якутске презентовали судно на подводных крыльях нового поколения

В Якутске презентовали судно на подводных крыльях нового поколения Директор по инновационному развитию «Центрального конструкторского бюро по СПК им. Р.Е.Алексеева» Се...

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Ж/Д транспорт

Правительство предложило повременить с продажей «Сумме» блокпакета акций «Трансконтейнера»

Правительство предложило повременить с продажей «Сумме» блокпакета акций «Трансконтейнера» Правительство предложило президенту повременить с продажей группе «Сумма» блокпакета акций ОАО «Тран...

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Авто транспорт

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...