«Шоковая терапия» для РЖД

Ж/Д транспорт
«Шоковая терапия» для РЖД

Многочисленные претензии к ОАО «РЖД» по поводу нехватки вагонов вылились в конкретное наказание. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала компании крупный штраф. Вроде бы госмонополия должна, наконец, задуматься об эффективности своей деятельности, чтобы не провоцировать подобные претензии впредь. Но задумается ли?

Татьяна Лозовая

 

Исторический максимум

История, закончившаяся штрафом, началась в разгар дефицита вагонов – в сентябре 2011 года. Именно тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ОАО «РЖД», а также ее «дочек» – Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК). Ранее ФАС получила жалобы от десятков предприятий, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, ряда органов исполнительной и законодательной власти и даже от прокуратуры на недостаток вагонов и резкое подорожание транспортных услуг при снижении их качества.

Разбирательство длилось больше года, в итоге вину признали только за РЖД, без «дочек». «Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания, выданного еще при создании Первой и Второй грузовых компаний», – говорится в релизе ФАС. Смысл этого предписания как раз состоял в том, чтобы не допустить дефицита вагонов и не нанести урон грузоотправителям. По мнению ФАС, госмонополист обязан был всегда находить недостающий подвижной состав и перевозить все предъявленные грузы по гостарифам, но не справился с поставленной задачей.

«ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», – сообщили антимонопольщики.

РЖД обвиняют по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Она предполагает два варианта оборотных штрафов. В первом случае это от 1% до 15% выручки компании от деятельности на том рынке, где совершено нарушение. Если же доля этого рынка превосходит три четверти совокупной выручки организации (то есть нарушение совершено на самом крупном рынке и штраф рискует оказаться очень большим), то наказание – 0,03%-3% выручки компании.

Доход РЖД по итогам 2011 года составил почти 1,29 трлн рублей. Таким образом, минимальная сумма штрафа должна равняться 3,87 млрд рублей (0,03% от 1,29 трлн). Однако ФАС хочет получить от РЖД всего лишь 2,24 млрд. Видимо, контролеры обнаружили у госмонополии какие-то смягчающие обстоятельства.

Впрочем, РЖД пока вообще не собираются платить штраф. Представители госмонополии уверены, что делали все в соответствии с законом – создание «дочек» и вывод в них инвентарного парка происходили на основании документов, утвержденных и одобренных властями. «Странно для государственной структуры штрафовать нас за исполнение решений правительства РФ и реформирования структуры холдинга в рамках этих решений. Мы, разумеется, будем обжаловать это постановление, и не сомневаемся в его отмене», – цитируют «Известия» заместителя начальника юридического департамента ОАО «РЖД» Алексея Васильева. Также в госмонополии полагают – принуждение ПГК и ВГК предоставлять вагоны по регулируемым ценам (как в случае с инвентарным парком) перечеркнёт уже выполненные решения по передаче подвижного состава в частные руки.

Кстати, однажды РЖД уже удалось оспорить большой штраф. В 2009 году белгородское управление ФАС пыталось наказать компанию на 2,5 млрд рублей за отказ заключать договоры на поставку мела. Суды встали на сторону госмонополиста.

 

ФАС против РЖД

Ставить точку в этой истории не собираются не только РЖД, но и сама ФАС. Признавая, что в 2012 году ситуация с вагонами улучшилась, служба подчеркивает – это не заслуга госмонополиста. Тот не прилагал самостоятельных усилий к решению проблемы и не исполнял предписание ФАС. Просто в конце 2011 года появилось Постановление Правительства РФ от 20.12.2011 г. №1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозку грузов в указанном подвижном составе». Другими словами, проблему решили на более высоком уровне, чем руководство госмонополии. 

В документе было сказано, что РЖД в течение всего 2012 года имеет право привлекать для своих нужд вагоны Второй грузовой компании, а также – через аукцион или публичную оферту – предлагать и частникам сдавать свой парк. На деле последнее, правда, не встретило особого энтузиазма – частникам не показались выгодными условия, на которых у них хотели арендовать подвижной состав. Тарифы выработала ФСТ. Однако хватило и парка ВГК.

Кроме того, антимонопольщики предвидят следующие суды. «Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь» с жалобой на установление ОАО «РЖД» «логического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз, что имеет признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий», – заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его мнению, кардинальным образом улучшить ситуацию может исполнение в полном объёме «Поручения Президента РФ, данного на совещании в г. Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте».

В РЖД правы, когда говорят, что позиция ФАС противоречит идее реформы железнодорожной отрасли. Примечательно, что в 2012 году недостающие вагоны брали именно у ВГК, стопроцентной «дочки» госмонополиста, а, например, не у ПГК, на три четверти принадлежащей UCLH Владимира Лисина, не говоря уже о другом приватном парке. Однако идея реформы, как и в целом либерализации экономики и сокращение госсектора (а ведь именно это является целью приватизации), предполагает продажу и ВГК, и даже частично самой РЖД. Если это произойдет, предоставлять грузоотправителям вагоны по прежним, государственным тарифам никто не станет. Цена будет определяться на основе спроса и предложения.

С другой стороны, выставлять РЖД единственной правой стороной, а ФАС – главным противником рыночных реформ, не совсем правильно. В значительной мере дефицит вагонов в 2011 году и падение качества транспортных услуг были спровоцированы самой госмонополией – у РЖД довольно неэффективно был организован процесс перевозок. Здесь и плохая координация между различными подразделениями, и завышенные расходы, которые госмонополия пытается переложить на клиентов.

Самое неприятное в этой ситуации – РЖД не предпринимают никаких попыток повысить свою эффективность. Выступления ее президента Владимира Якунина давно превратились в сплошной торг с высшими чиновниками за выделение компании бюджетных средств (иначе недовывоз грузов в 2015 году, 2020-м, 2030-м и т.д. составит столько-то процентов от ВВП). Последний раз «привычная» речь чиновника прозвучала на форуме «Транспорт России 2012» в Москве. Блестящий стенд РЖД на форуме был, кстати, посвящен развитию высокоскоростного движения, но никак не мерам по повышению эффективности своей деятельности.

В этом плане 2,4 млрд рублей штрафа, которые предъявляет ФАС, могли бы стать для госмонополии «шоковой терапией» (если, конечно, штраф не будет оспорен в суде) и подвигнуть ее к улучшению качества работы. Жаль только, что компания, живущая бюджетными средствами, и расплачиваться будет за счет налогоплательщиков.

 

Бизнес спорит - судьи летят

Неожиданный поворот получила история со спором UCLH Владимира Лисина и АФК «Система» Владимира Евтушенкова вокруг продажи второй части ПГК, состоявшейся этой осенью. Напомним, UCLH купил 25% акций компании за 50 млрд рублей. Другой же претендент - АФК «Система» - вовсе не был допущен к торгам, формально – из-за наличия убытка в бухгалтерской отчетности по российским стандартам. Правда, компания официально отчитывается не по РСБУ, а по международным стандартам US GAAP.

«Система» обратилась в Московский арбитражный суд, требуя признать незаконным свое отстранение от торгов и отменить их итоги. Компания, кстати, по информации деловых СМИ, готова заплатить за четверть ПГК 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем структуры Лисина. Иск АФК поступил в электронную систему суда и случайным образом достался судье Елене Золотовой. Та назначила предварительное слушание на 14 января 2013 года, а также по заявлению истца буквально в тот же день приняла обеспечительные меры – запретила РЖД одобрять продажу блокпакета ПГК.

Дальше события развивались стремительно. Г-жу Золотову вызвало к себе начальство, приказало отменить обеспечительные меры, а ей самой – подать заявление об отставке. Также в отношении судьи началось служебное расследование (предполагается, что она пошла навстречу АФК «Система» не просто так).

В ответ Елена Золотова подала заявление в Следственный комитет, где рассказала об оказанном на нее давлении со стороны руководства и о незаконности отмены обеспечительных мер. Сама «Система» вообще отказалась от иска к РЖД, однако конфликт судьи и ее начальства уже не остановить.

 

Морские порты №9 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям Прослеживается тенденция повышения интереса среди абитуриентов к техническим направлениям  ...

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт На рыболовецкой шхуне «Кайё Мару 30» намотался трос на винт. Судно хода не имеет, лежит в дрейфе в Я...

Российская экономика

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря «Газпром» уложил около 170 км «Турецкого потока» по дну Черного моря, заявил глава Минэнерго РФ Алек...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько Совет директоров ПАО «Мурманский морской торговый порт» назначил на новый срок генерального директор...

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - июль...




Морской транспорт

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах В связи вступлением в силу Полярного кодекса ГУМРФ имени адмирала Макарова разработал новую программ...

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Речной транспорт

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Ж/Д транспорт

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов В утвержденной стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года появилась спорная мер...

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Авто транспорт

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...