«Шоковая терапия» для РЖД - Морские вести России

«Шоковая терапия» для РЖД

09.11.2012

Ж/Д транспорт

Многочисленные претензии к ОАО «РЖД» по поводу нехватки вагонов вылились в конкретное наказание. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала компании крупный штраф. Вроде бы госмонополия должна, наконец, задуматься об эффективности своей деятельности, чтобы не провоцировать подобные претензии впредь. Но задумается ли?

Татьяна Лозовая

 

Исторический максимум

История, закончившаяся штрафом, началась в разгар дефицита вагонов – в сентябре 2011 года. Именно тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ОАО «РЖД», а также ее «дочек» – Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК). Ранее ФАС получила жалобы от десятков предприятий, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, ряда органов исполнительной и законодательной власти и даже от прокуратуры на недостаток вагонов и резкое подорожание транспортных услуг при снижении их качества.

Разбирательство длилось больше года, в итоге вину признали только за РЖД, без «дочек». «Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания, выданного еще при создании Первой и Второй грузовых компаний», – говорится в релизе ФАС. Смысл этого предписания как раз состоял в том, чтобы не допустить дефицита вагонов и не нанести урон грузоотправителям. По мнению ФАС, госмонополист обязан был всегда находить недостающий подвижной состав и перевозить все предъявленные грузы по гостарифам, но не справился с поставленной задачей.

«ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», – сообщили антимонопольщики.

РЖД обвиняют по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Она предполагает два варианта оборотных штрафов. В первом случае это от 1% до 15% выручки компании от деятельности на том рынке, где совершено нарушение. Если же доля этого рынка превосходит три четверти совокупной выручки организации (то есть нарушение совершено на самом крупном рынке и штраф рискует оказаться очень большим), то наказание – 0,03%-3% выручки компании.

Доход РЖД по итогам 2011 года составил почти 1,29 трлн рублей. Таким образом, минимальная сумма штрафа должна равняться 3,87 млрд рублей (0,03% от 1,29 трлн). Однако ФАС хочет получить от РЖД всего лишь 2,24 млрд. Видимо, контролеры обнаружили у госмонополии какие-то смягчающие обстоятельства.

Впрочем, РЖД пока вообще не собираются платить штраф. Представители госмонополии уверены, что делали все в соответствии с законом – создание «дочек» и вывод в них инвентарного парка происходили на основании документов, утвержденных и одобренных властями. «Странно для государственной структуры штрафовать нас за исполнение решений правительства РФ и реформирования структуры холдинга в рамках этих решений. Мы, разумеется, будем обжаловать это постановление, и не сомневаемся в его отмене», – цитируют «Известия» заместителя начальника юридического департамента ОАО «РЖД» Алексея Васильева. Также в госмонополии полагают – принуждение ПГК и ВГК предоставлять вагоны по регулируемым ценам (как в случае с инвентарным парком) перечеркнёт уже выполненные решения по передаче подвижного состава в частные руки.

Кстати, однажды РЖД уже удалось оспорить большой штраф. В 2009 году белгородское управление ФАС пыталось наказать компанию на 2,5 млрд рублей за отказ заключать договоры на поставку мела. Суды встали на сторону госмонополиста.

 

ФАС против РЖД

Ставить точку в этой истории не собираются не только РЖД, но и сама ФАС. Признавая, что в 2012 году ситуация с вагонами улучшилась, служба подчеркивает – это не заслуга госмонополиста. Тот не прилагал самостоятельных усилий к решению проблемы и не исполнял предписание ФАС. Просто в конце 2011 года появилось Постановление Правительства РФ от 20.12.2011 г. №1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозку грузов в указанном подвижном составе». Другими словами, проблему решили на более высоком уровне, чем руководство госмонополии. 

В документе было сказано, что РЖД в течение всего 2012 года имеет право привлекать для своих нужд вагоны Второй грузовой компании, а также – через аукцион или публичную оферту – предлагать и частникам сдавать свой парк. На деле последнее, правда, не встретило особого энтузиазма – частникам не показались выгодными условия, на которых у них хотели арендовать подвижной состав. Тарифы выработала ФСТ. Однако хватило и парка ВГК.

Кроме того, антимонопольщики предвидят следующие суды. «Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь» с жалобой на установление ОАО «РЖД» «логического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз, что имеет признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий», – заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его мнению, кардинальным образом улучшить ситуацию может исполнение в полном объёме «Поручения Президента РФ, данного на совещании в г. Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте».

В РЖД правы, когда говорят, что позиция ФАС противоречит идее реформы железнодорожной отрасли. Примечательно, что в 2012 году недостающие вагоны брали именно у ВГК, стопроцентной «дочки» госмонополиста, а, например, не у ПГК, на три четверти принадлежащей UCLH Владимира Лисина, не говоря уже о другом приватном парке. Однако идея реформы, как и в целом либерализации экономики и сокращение госсектора (а ведь именно это является целью приватизации), предполагает продажу и ВГК, и даже частично самой РЖД. Если это произойдет, предоставлять грузоотправителям вагоны по прежним, государственным тарифам никто не станет. Цена будет определяться на основе спроса и предложения.

С другой стороны, выставлять РЖД единственной правой стороной, а ФАС – главным противником рыночных реформ, не совсем правильно. В значительной мере дефицит вагонов в 2011 году и падение качества транспортных услуг были спровоцированы самой госмонополией – у РЖД довольно неэффективно был организован процесс перевозок. Здесь и плохая координация между различными подразделениями, и завышенные расходы, которые госмонополия пытается переложить на клиентов.

Самое неприятное в этой ситуации – РЖД не предпринимают никаких попыток повысить свою эффективность. Выступления ее президента Владимира Якунина давно превратились в сплошной торг с высшими чиновниками за выделение компании бюджетных средств (иначе недовывоз грузов в 2015 году, 2020-м, 2030-м и т.д. составит столько-то процентов от ВВП). Последний раз «привычная» речь чиновника прозвучала на форуме «Транспорт России 2012» в Москве. Блестящий стенд РЖД на форуме был, кстати, посвящен развитию высокоскоростного движения, но никак не мерам по повышению эффективности своей деятельности.

В этом плане 2,4 млрд рублей штрафа, которые предъявляет ФАС, могли бы стать для госмонополии «шоковой терапией» (если, конечно, штраф не будет оспорен в суде) и подвигнуть ее к улучшению качества работы. Жаль только, что компания, живущая бюджетными средствами, и расплачиваться будет за счет налогоплательщиков.

 

Бизнес спорит - судьи летят

Неожиданный поворот получила история со спором UCLH Владимира Лисина и АФК «Система» Владимира Евтушенкова вокруг продажи второй части ПГК, состоявшейся этой осенью. Напомним, UCLH купил 25% акций компании за 50 млрд рублей. Другой же претендент - АФК «Система» - вовсе не был допущен к торгам, формально – из-за наличия убытка в бухгалтерской отчетности по российским стандартам. Правда, компания официально отчитывается не по РСБУ, а по международным стандартам US GAAP.

«Система» обратилась в Московский арбитражный суд, требуя признать незаконным свое отстранение от торгов и отменить их итоги. Компания, кстати, по информации деловых СМИ, готова заплатить за четверть ПГК 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем структуры Лисина. Иск АФК поступил в электронную систему суда и случайным образом достался судье Елене Золотовой. Та назначила предварительное слушание на 14 января 2013 года, а также по заявлению истца буквально в тот же день приняла обеспечительные меры – запретила РЖД одобрять продажу блокпакета ПГК.

Дальше события развивались стремительно. Г-жу Золотову вызвало к себе начальство, приказало отменить обеспечительные меры, а ей самой – подать заявление об отставке. Также в отношении судьи началось служебное расследование (предполагается, что она пошла навстречу АФК «Система» не просто так).

В ответ Елена Золотова подала заявление в Следственный комитет, где рассказала об оказанном на нее давлении со стороны руководства и о незаконности отмены обеспечительных мер. Сама «Система» вообще отказалась от иска к РЖД, однако конфликт судьи и ее начальства уже не остановить.

 

Морские порты №9 (2012)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ