ПГК: история с продолжением?

Ж/Д транспорт
ПГК: история с продолжением?

Структуры бизнесмена Владимира Лисина докупили долю «Первой грузовой компании» (ПГК), доведя ее до 100%. Сделка им выгодна хотя бы потому, что теперь они смогут улучшить условия банковского кредита, сэкономив 1,5-1,8 млрд рублей в год.

Но не все так безоблачно для бенефициара ПГК. Настораживает активность АФК «Система»: сначала компания неожиданно для всех захотела участвовать в конкурсе по продаже 25%-процентного пакета бывшей «дочки» РЖД, а теперь всерьез собирается оспаривать его итоги в суде.

Татьяна Лозовая

 

Конкурс без сюрпризов

В середине октября состоялся конкурс, в результате которого структуры Владимира Лисина довели свою долю в ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) до 100%. В октябре прошлого года бизнесмен купил 75% ПГК за 125,5 млрд рублей, а в этот раз – оставшиеся 25% акций компании за 50 млрд рублей.

О намерении РЖД продать оставшиеся у монополии 25% ПГК заговорили в начале сентября текущего года, когда крупные операторы – UCLH, «Нефтетранссервис», Globaltrans и АФК «Система» – получили письма с предложением о покупке. Заявки принимались до 17 сентября, а минимальная цена пакета составляла 45 млрд рублей. Особого ажиотажа это не вызвало, ведь единственным претендентом считался UCLH, уже владеющий контрольным пакетом. «Нет смысла по такой цене заходить миноритарием в ПГК. На этих торгах будут спекулятивные игры, а мы в них не играем», – цитировала газета «Коммерсантъ» источник в одной из компаний, получивших предложение РЖД, но не подавших заявку.

Тем более неожиданным оказалось стремление АФК «Система» Владимира Евтушенкова купить акции ПГК. Представители компании поясняли: они уже зашли на рынок перевозок, приобретя «СГ-Транс» (о железнодорожном бизнесе «Системы» поговорим ниже), и намерены развивать это направление. Правда, у экспертов это вызвало определенный скепсис: мол, Евтушенков преследует чисто спекулятивную цель – купить пакет ПГК, чтобы потом продать его дороже тому же Лисину.

В итоге противника г-на Лисина просто не допустили к торгам. Одним из требований к участникам являлось отсутствие убытков. Между тем, убыток АФК «Система» по итогам 2011 года равнялся 13,6 млрд рублей. Представители компании уже заявили, что это формальное основание. Глава «Системы» Михаил Шамолин, в частности, сказал: «Убыток носил бумажный характер и возник из-за переоценки активов».

Надо отметить, что по итогам 2010 года чистая прибыль компании составила почти 112 млрд рублей, а по результатам первого полугодия 2012 года – 70 млрд рублей. К тому же «Система» отчитывается не по российским стандартам бухучета, а по международным. По МСФО ее прибыль за прошлый год равна $218 млн. Речь, похоже, действительно идет о формальности.

По мнению некоторых экспертов, результаты конкурса на 25% ПГК были определены заранее. Председатель некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова в своем блоге обратила внимание на интересную деталь: тендер проходил 16 октября, а еще 11 октября на сайте «Независимой транспортной компании» (входит в UCHL Лисина) появилась новость о полной консолидации вагонного парка НТК и ПГК. Первая передавала в аренду второй около 28 тыс. вагонов, 26,5 тыс. полувагонов и другой подвижной состав. «Объединение парков ПГК и НТК – первый этап интеграции двух операторов, в рамках которой также консолидируются бизнес-процессы и персонал компаний», – пояснялось в новости.

Решение, конечно, разумное – оно оптимизирует расходы и сокращает порожний пробег. Но не рано ли? «Стала бы НТК передавать все свои активы компании, 25% акций которой могут вдруг уйти посторонним лицам, – задается вопросом г-жа Лукьянова. – Значит, такой вероятности не было. Победитель тендера был уже известен заранее».

 

Воюющая «Система»

Верояно, конкурс показался не совсем честным и представителям «Системы». По информации газеты «Ведомости», г-н Шамолин в конце октября направил ОАО «РЖД» оферту о покупке 25% акций ПГК, пообещав заплатить 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем НТК. И по закону госмонополия имела право ее принять.

Руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченко объясняет, что продажа оставшейся части ПГК проходила в форме конкурентных переговоров, а не конкурса. Это значит, пока не заключен окончательный договор с НТК, РЖД вправе рассматривать и другие предложения.

Другой аналитик – Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» – напоминает о хроническом дефиците инвестиционной программы РЖД. Дополнительные 5-10 млрд рублей явно пришлись бы кстати. Но несмотря на все доводы госмонополия отказалась принимать оферту «Системы».

Впрочем, едва ли это стало неожиданностью для г-на Евтушенкова. Зато теперь у «Системы» есть все основания, чтобы пойти в суд. Сначала компанию сняли с конкурса, не разобравшись, по каким именно стандартам – РСБУ или МСФО – она отчитывается. А теперь РЖД еще и отказываются от заведомо выгодной оферты. Так что продажа оставшихся акций ПГК вполне может стать историей с продолжением.

В целом путь «Системы» в железнодорожный бизнес оказался непростым. В конце сентября компания победила на торгах за 100% «СГ-Транса» (крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов). «Система» предложила 22,77 млрд рублей при стартовой цене 10,1 млрд и справедливой стоимости актива, по оценкам экспертов, 15-17 млрд рублей.

Однако уже в начале октября одна из «дочек» «Роснефти» – ЗАО «РН-Транс» попыталась оспорить итоги конкурса. Она подала иск к организатору торгов, инвесткомпании «Ренессанс Брокер», которая не допускала участия в конкурсе компании с государственным капиталом, а также аффилированные с ней структуры.

По мнению «РН-Транс» такое ограничение было незаконным. Московский арбитражный суд наложил обеспечительные меры, запретив на время процесса распоряжаться «СГ-Трансом». Только в начале ноября «дочка» «Роснефти» отказалась от иска, и обеспечительные меры были сняты. Правда, для этого потребовалось личное вмешательство первого вице-премьера Игоря Шувалова, а затем и президента Дмитрия Медведева – известных противников вмешательства госкомпаний в приватизацию.

В итоге АФК «Система» и «Роснефть», которая является крупнейшим клиентом «СГ-Транса» (на нее приходится более 20% всех перевозок), уладили конфликт мирным путем. Они договорились о заключении 10-летнего контракта, который предусматривает сохранение прежних объемов и условий перевозок, выгодных «Роснефти».

 

Сэкономить 1,5 млрд

Чуть больше года назад в обстановке близкой к военной в здании «Транскредитбанка» проходил аукцион по продаже 75% акций ПГК. На некоторых этажах даже стояли «глушилки», блокирующие сотовую связь и Интернет. Стартовая цена пакета равнялась 125 млрд 375 млн рублей. Аукционный шаг составлял 0,5 млрд рублей, но для удобства «округления» решено было сделать первый шаг равным 0,125 млрд. Особенно удобно это оказалось «Независимой транспортной компании» Владимира Лисина, которая и купила этот пакет, сделав этот первый и единственный «мини-шаг». Никто другой претендовать не стал.

Между тем, ранее интерес к активу проявляла «Трансойл» Геннадия Тимченко. Компании нужны были цистерны ПГК. Пассивность «Трансойла» в ходе торгов дала повод участникам рынка заподозрить бизнесменов в договоренности. Подозрения в дальнейшем укрепились – стало известно о решении ПГК продать часть цистерн несостоявшемуся сопернику. В конце 2011 года компания владела 65,8 тыс. цистерн, а в настоящий момент, судя по информации на официальном сайте, ей принадлежит только 43,7 тыс.

ОАО «Первая грузовая компания» является крупнейшим железнодорожным оператором – и по размеру вагонного парка, и по объему перевезенных грузов, и по выручке. На нее приходится 20,5% рынка железнодорожных перевозок. Помимо цистерн, ПГК управляет 112 тыс. полувагонов (совместно с НТК), почти 17 тыс. крытых вагонов, 12 тыс. цементовозов и 3 тыс. платформ.

Выручка компании уверенно растет: по итогам 2011 года она составила 115 млрд рублей – примерно на 15% больше, чем в 2010 году. Чистая прибыль увеличилась на 70%, достигнув 20,5 млрд рублей. Как сказано в отчетности ПГК, это произошло благодаря сокращению порожнего пробега, оптимизации транспортных маршрутов, сокращению затрат на ремонт вагонов.

ПГК имеет большое значение для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) Владимира Лисина. На нее приходится 8% всех железнодорожных погрузок завода. В феврале 2012 года генеральным директором ПГК был назначен Олег Букин, бывший топ-менеджер T.A. Management (ООО «Управление транспортными активами») – одной из структур UCLH Лисина.

Покупка 75% акций ПГК в значительной мере была профинансирована кредитом на 75 млрд рублей, полученным НТК от консорциума «Сбербанка» и «ВТБ Капитала». По информации деловых СМИ, ставка равна 11-12%. Но ее можно снизить на 2-2,5 процентных пункта, если найти поручителя по кредиту. В июле текущего года появилась информация, что таким поручителем может стать сама ПГК. Согласно расчетам аналитика «ВТБ Капитал» Елены Сахновой, снижение ставки будет экономить г-ну Лисину 1,5-1,8 млрд рублей ежегодно.

Однако руководство РЖД на августовском собрании акционеров ПГК отказалось делать компанию поручителем по кредиту на собственную покупку. Дело в том, что такой механизм приравнивается к увеличению долговой нагрузки компании, что снизило бы стоимость оставшихся 25% акций ПГК на 10 млрд рублей. То есть РЖД могли сделать стартовой цену не 45 млрд, а только 30 млрд, что, естественно, не понравилось главе монополии г-ну Якунину. 

Теперь, когда НТК полностью консолидировала ПГК, она, веротяно, реализует свои планы. Именно так считает, например, аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. То есть экономия минимум 1,5 млрд рублей в год г-ну Лисину обеспечена... Если только «Система» действительно не оспорит итоги торгов в суде. Впрочем, более вероятно, что г-н Евтушенков все же предпочтет «отступные» в виде вагонов.

 

Госкомпаниям – бой?

Дмитрий Медведев, став премьером, стремится воплотить свои идеи о «большой приватизации», причем без участия в покупках госкомпаний. Ведь иначе, подчеркивает глава правительства, получается лишь перекладывание имущества «из одного государственного кармана в другой». Недавно он подписал постановление, согласно которому «дочки» госкомпаний с осени 2013 года обязаны будут получать одобрение правительства на покупку активов. Речь идет о дочерних компаниях, в которых доля государства превышает 50%.

Впрочем, как часто у нас бывает, об исключениях стало известно почти одновременно с принятием правила. Так, Министерство экономического развития сочло целесообразным не распространять требования на госбанки. «Для банков покупка и продажа акций – это текущая операционная деятельность», - мотивировал министр Андрей Белоусов.

Согласно планам, в 2013 году на торги будут выставлены госпакеты «Совкомфлота», ВТБ, АЛРОСА, «Роснефти» (до 6%), ТГК-5, «Архангельского тралового флота», «Мосэнергостроя» и авиакомпании «Сибирь», а также около 200 мелких и средних компаний.

На самом деле, говорить, сколько активов и в какой форме будет приватизировано, пока рано. Ведь сейчас между Белым домом и Кремлем идет неявная, но жесткая борьба за влияние, и приватизация госсобственности – один из ключевых моментов. Достаточно вспомнить свежую историю, как правительство добивалась продажи «РусГидро», ФСК и других «энергетиков», а президент Путин разрешил участвовать в ней государственному «Роснефтегазу», подконтрольному Игорю Сечину. Пока эта история «буксует». Но впереди еще так много интересного, в том числе, и других потенциальных конфликтов.

 

Морские порты №8 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега Скидки в зависимости от величины пробега грузового автомобиля могут появиться в системе взимания пла...

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович Средства, используемые в рамках системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» будут на...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...