Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

ПГК: история с продолжением?

Ж/Д транспорт
ПГК: история с продолжением?

Структуры бизнесмена Владимира Лисина докупили долю «Первой грузовой компании» (ПГК), доведя ее до 100%. Сделка им выгодна хотя бы потому, что теперь они смогут улучшить условия банковского кредита, сэкономив 1,5-1,8 млрд рублей в год.

Но не все так безоблачно для бенефициара ПГК. Настораживает активность АФК «Система»: сначала компания неожиданно для всех захотела участвовать в конкурсе по продаже 25%-процентного пакета бывшей «дочки» РЖД, а теперь всерьез собирается оспаривать его итоги в суде.

Татьяна Лозовая

 

Конкурс без сюрпризов

В середине октября состоялся конкурс, в результате которого структуры Владимира Лисина довели свою долю в ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) до 100%. В октябре прошлого года бизнесмен купил 75% ПГК за 125,5 млрд рублей, а в этот раз – оставшиеся 25% акций компании за 50 млрд рублей.

О намерении РЖД продать оставшиеся у монополии 25% ПГК заговорили в начале сентября текущего года, когда крупные операторы – UCLH, «Нефтетранссервис», Globaltrans и АФК «Система» – получили письма с предложением о покупке. Заявки принимались до 17 сентября, а минимальная цена пакета составляла 45 млрд рублей. Особого ажиотажа это не вызвало, ведь единственным претендентом считался UCLH, уже владеющий контрольным пакетом. «Нет смысла по такой цене заходить миноритарием в ПГК. На этих торгах будут спекулятивные игры, а мы в них не играем», – цитировала газета «Коммерсантъ» источник в одной из компаний, получивших предложение РЖД, но не подавших заявку.

Тем более неожиданным оказалось стремление АФК «Система» Владимира Евтушенкова купить акции ПГК. Представители компании поясняли: они уже зашли на рынок перевозок, приобретя «СГ-Транс» (о железнодорожном бизнесе «Системы» поговорим ниже), и намерены развивать это направление. Правда, у экспертов это вызвало определенный скепсис: мол, Евтушенков преследует чисто спекулятивную цель – купить пакет ПГК, чтобы потом продать его дороже тому же Лисину.

В итоге противника г-на Лисина просто не допустили к торгам. Одним из требований к участникам являлось отсутствие убытков. Между тем, убыток АФК «Система» по итогам 2011 года равнялся 13,6 млрд рублей. Представители компании уже заявили, что это формальное основание. Глава «Системы» Михаил Шамолин, в частности, сказал: «Убыток носил бумажный характер и возник из-за переоценки активов».

Надо отметить, что по итогам 2010 года чистая прибыль компании составила почти 112 млрд рублей, а по результатам первого полугодия 2012 года – 70 млрд рублей. К тому же «Система» отчитывается не по российским стандартам бухучета, а по международным. По МСФО ее прибыль за прошлый год равна $218 млн. Речь, похоже, действительно идет о формальности.

По мнению некоторых экспертов, результаты конкурса на 25% ПГК были определены заранее. Председатель некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова в своем блоге обратила внимание на интересную деталь: тендер проходил 16 октября, а еще 11 октября на сайте «Независимой транспортной компании» (входит в UCHL Лисина) появилась новость о полной консолидации вагонного парка НТК и ПГК. Первая передавала в аренду второй около 28 тыс. вагонов, 26,5 тыс. полувагонов и другой подвижной состав. «Объединение парков ПГК и НТК – первый этап интеграции двух операторов, в рамках которой также консолидируются бизнес-процессы и персонал компаний», – пояснялось в новости.

Решение, конечно, разумное – оно оптимизирует расходы и сокращает порожний пробег. Но не рано ли? «Стала бы НТК передавать все свои активы компании, 25% акций которой могут вдруг уйти посторонним лицам, – задается вопросом г-жа Лукьянова. – Значит, такой вероятности не было. Победитель тендера был уже известен заранее».

 

Воюющая «Система»

Верояно, конкурс показался не совсем честным и представителям «Системы». По информации газеты «Ведомости», г-н Шамолин в конце октября направил ОАО «РЖД» оферту о покупке 25% акций ПГК, пообещав заплатить 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем НТК. И по закону госмонополия имела право ее принять.

Руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченко объясняет, что продажа оставшейся части ПГК проходила в форме конкурентных переговоров, а не конкурса. Это значит, пока не заключен окончательный договор с НТК, РЖД вправе рассматривать и другие предложения.

Другой аналитик – Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» – напоминает о хроническом дефиците инвестиционной программы РЖД. Дополнительные 5-10 млрд рублей явно пришлись бы кстати. Но несмотря на все доводы госмонополия отказалась принимать оферту «Системы».

Впрочем, едва ли это стало неожиданностью для г-на Евтушенкова. Зато теперь у «Системы» есть все основания, чтобы пойти в суд. Сначала компанию сняли с конкурса, не разобравшись, по каким именно стандартам – РСБУ или МСФО – она отчитывается. А теперь РЖД еще и отказываются от заведомо выгодной оферты. Так что продажа оставшихся акций ПГК вполне может стать историей с продолжением.

В целом путь «Системы» в железнодорожный бизнес оказался непростым. В конце сентября компания победила на торгах за 100% «СГ-Транса» (крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов). «Система» предложила 22,77 млрд рублей при стартовой цене 10,1 млрд и справедливой стоимости актива, по оценкам экспертов, 15-17 млрд рублей.

Однако уже в начале октября одна из «дочек» «Роснефти» – ЗАО «РН-Транс» попыталась оспорить итоги конкурса. Она подала иск к организатору торгов, инвесткомпании «Ренессанс Брокер», которая не допускала участия в конкурсе компании с государственным капиталом, а также аффилированные с ней структуры.

По мнению «РН-Транс» такое ограничение было незаконным. Московский арбитражный суд наложил обеспечительные меры, запретив на время процесса распоряжаться «СГ-Трансом». Только в начале ноября «дочка» «Роснефти» отказалась от иска, и обеспечительные меры были сняты. Правда, для этого потребовалось личное вмешательство первого вице-премьера Игоря Шувалова, а затем и президента Дмитрия Медведева – известных противников вмешательства госкомпаний в приватизацию.

В итоге АФК «Система» и «Роснефть», которая является крупнейшим клиентом «СГ-Транса» (на нее приходится более 20% всех перевозок), уладили конфликт мирным путем. Они договорились о заключении 10-летнего контракта, который предусматривает сохранение прежних объемов и условий перевозок, выгодных «Роснефти».

 

Сэкономить 1,5 млрд

Чуть больше года назад в обстановке близкой к военной в здании «Транскредитбанка» проходил аукцион по продаже 75% акций ПГК. На некоторых этажах даже стояли «глушилки», блокирующие сотовую связь и Интернет. Стартовая цена пакета равнялась 125 млрд 375 млн рублей. Аукционный шаг составлял 0,5 млрд рублей, но для удобства «округления» решено было сделать первый шаг равным 0,125 млрд. Особенно удобно это оказалось «Независимой транспортной компании» Владимира Лисина, которая и купила этот пакет, сделав этот первый и единственный «мини-шаг». Никто другой претендовать не стал.

Между тем, ранее интерес к активу проявляла «Трансойл» Геннадия Тимченко. Компании нужны были цистерны ПГК. Пассивность «Трансойла» в ходе торгов дала повод участникам рынка заподозрить бизнесменов в договоренности. Подозрения в дальнейшем укрепились – стало известно о решении ПГК продать часть цистерн несостоявшемуся сопернику. В конце 2011 года компания владела 65,8 тыс. цистерн, а в настоящий момент, судя по информации на официальном сайте, ей принадлежит только 43,7 тыс.

ОАО «Первая грузовая компания» является крупнейшим железнодорожным оператором – и по размеру вагонного парка, и по объему перевезенных грузов, и по выручке. На нее приходится 20,5% рынка железнодорожных перевозок. Помимо цистерн, ПГК управляет 112 тыс. полувагонов (совместно с НТК), почти 17 тыс. крытых вагонов, 12 тыс. цементовозов и 3 тыс. платформ.

Выручка компании уверенно растет: по итогам 2011 года она составила 115 млрд рублей – примерно на 15% больше, чем в 2010 году. Чистая прибыль увеличилась на 70%, достигнув 20,5 млрд рублей. Как сказано в отчетности ПГК, это произошло благодаря сокращению порожнего пробега, оптимизации транспортных маршрутов, сокращению затрат на ремонт вагонов.

ПГК имеет большое значение для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) Владимира Лисина. На нее приходится 8% всех железнодорожных погрузок завода. В феврале 2012 года генеральным директором ПГК был назначен Олег Букин, бывший топ-менеджер T.A. Management (ООО «Управление транспортными активами») – одной из структур UCLH Лисина.

Покупка 75% акций ПГК в значительной мере была профинансирована кредитом на 75 млрд рублей, полученным НТК от консорциума «Сбербанка» и «ВТБ Капитала». По информации деловых СМИ, ставка равна 11-12%. Но ее можно снизить на 2-2,5 процентных пункта, если найти поручителя по кредиту. В июле текущего года появилась информация, что таким поручителем может стать сама ПГК. Согласно расчетам аналитика «ВТБ Капитал» Елены Сахновой, снижение ставки будет экономить г-ну Лисину 1,5-1,8 млрд рублей ежегодно.

Однако руководство РЖД на августовском собрании акционеров ПГК отказалось делать компанию поручителем по кредиту на собственную покупку. Дело в том, что такой механизм приравнивается к увеличению долговой нагрузки компании, что снизило бы стоимость оставшихся 25% акций ПГК на 10 млрд рублей. То есть РЖД могли сделать стартовой цену не 45 млрд, а только 30 млрд, что, естественно, не понравилось главе монополии г-ну Якунину. 

Теперь, когда НТК полностью консолидировала ПГК, она, веротяно, реализует свои планы. Именно так считает, например, аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. То есть экономия минимум 1,5 млрд рублей в год г-ну Лисину обеспечена... Если только «Система» действительно не оспорит итоги торгов в суде. Впрочем, более вероятно, что г-н Евтушенков все же предпочтет «отступные» в виде вагонов.

 

Госкомпаниям – бой?

Дмитрий Медведев, став премьером, стремится воплотить свои идеи о «большой приватизации», причем без участия в покупках госкомпаний. Ведь иначе, подчеркивает глава правительства, получается лишь перекладывание имущества «из одного государственного кармана в другой». Недавно он подписал постановление, согласно которому «дочки» госкомпаний с осени 2013 года обязаны будут получать одобрение правительства на покупку активов. Речь идет о дочерних компаниях, в которых доля государства превышает 50%.

Впрочем, как часто у нас бывает, об исключениях стало известно почти одновременно с принятием правила. Так, Министерство экономического развития сочло целесообразным не распространять требования на госбанки. «Для банков покупка и продажа акций – это текущая операционная деятельность», - мотивировал министр Андрей Белоусов.

Согласно планам, в 2013 году на торги будут выставлены госпакеты «Совкомфлота», ВТБ, АЛРОСА, «Роснефти» (до 6%), ТГК-5, «Архангельского тралового флота», «Мосэнергостроя» и авиакомпании «Сибирь», а также около 200 мелких и средних компаний.

На самом деле, говорить, сколько активов и в какой форме будет приватизировано, пока рано. Ведь сейчас между Белым домом и Кремлем идет неявная, но жесткая борьба за влияние, и приватизация госсобственности – один из ключевых моментов. Достаточно вспомнить свежую историю, как правительство добивалась продажи «РусГидро», ФСК и других «энергетиков», а президент Путин разрешил участвовать в ней государственному «Роснефтегазу», подконтрольному Игорю Сечину. Пока эта история «буксует». Но впереди еще так много интересного, в том числе, и других потенциальных конфликтов.

 

Морские порты №8 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...