ПГК: история с продолжением?

Ж/Д транспорт
ПГК: история с продолжением?

Структуры бизнесмена Владимира Лисина докупили долю «Первой грузовой компании» (ПГК), доведя ее до 100%. Сделка им выгодна хотя бы потому, что теперь они смогут улучшить условия банковского кредита, сэкономив 1,5-1,8 млрд рублей в год.

Но не все так безоблачно для бенефициара ПГК. Настораживает активность АФК «Система»: сначала компания неожиданно для всех захотела участвовать в конкурсе по продаже 25%-процентного пакета бывшей «дочки» РЖД, а теперь всерьез собирается оспаривать его итоги в суде.

Татьяна Лозовая

 

Конкурс без сюрпризов

В середине октября состоялся конкурс, в результате которого структуры Владимира Лисина довели свою долю в ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) до 100%. В октябре прошлого года бизнесмен купил 75% ПГК за 125,5 млрд рублей, а в этот раз – оставшиеся 25% акций компании за 50 млрд рублей.

О намерении РЖД продать оставшиеся у монополии 25% ПГК заговорили в начале сентября текущего года, когда крупные операторы – UCLH, «Нефтетранссервис», Globaltrans и АФК «Система» – получили письма с предложением о покупке. Заявки принимались до 17 сентября, а минимальная цена пакета составляла 45 млрд рублей. Особого ажиотажа это не вызвало, ведь единственным претендентом считался UCLH, уже владеющий контрольным пакетом. «Нет смысла по такой цене заходить миноритарием в ПГК. На этих торгах будут спекулятивные игры, а мы в них не играем», – цитировала газета «Коммерсантъ» источник в одной из компаний, получивших предложение РЖД, но не подавших заявку.

Тем более неожиданным оказалось стремление АФК «Система» Владимира Евтушенкова купить акции ПГК. Представители компании поясняли: они уже зашли на рынок перевозок, приобретя «СГ-Транс» (о железнодорожном бизнесе «Системы» поговорим ниже), и намерены развивать это направление. Правда, у экспертов это вызвало определенный скепсис: мол, Евтушенков преследует чисто спекулятивную цель – купить пакет ПГК, чтобы потом продать его дороже тому же Лисину.

В итоге противника г-на Лисина просто не допустили к торгам. Одним из требований к участникам являлось отсутствие убытков. Между тем, убыток АФК «Система» по итогам 2011 года равнялся 13,6 млрд рублей. Представители компании уже заявили, что это формальное основание. Глава «Системы» Михаил Шамолин, в частности, сказал: «Убыток носил бумажный характер и возник из-за переоценки активов».

Надо отметить, что по итогам 2010 года чистая прибыль компании составила почти 112 млрд рублей, а по результатам первого полугодия 2012 года – 70 млрд рублей. К тому же «Система» отчитывается не по российским стандартам бухучета, а по международным. По МСФО ее прибыль за прошлый год равна $218 млн. Речь, похоже, действительно идет о формальности.

По мнению некоторых экспертов, результаты конкурса на 25% ПГК были определены заранее. Председатель некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова в своем блоге обратила внимание на интересную деталь: тендер проходил 16 октября, а еще 11 октября на сайте «Независимой транспортной компании» (входит в UCHL Лисина) появилась новость о полной консолидации вагонного парка НТК и ПГК. Первая передавала в аренду второй около 28 тыс. вагонов, 26,5 тыс. полувагонов и другой подвижной состав. «Объединение парков ПГК и НТК – первый этап интеграции двух операторов, в рамках которой также консолидируются бизнес-процессы и персонал компаний», – пояснялось в новости.

Решение, конечно, разумное – оно оптимизирует расходы и сокращает порожний пробег. Но не рано ли? «Стала бы НТК передавать все свои активы компании, 25% акций которой могут вдруг уйти посторонним лицам, – задается вопросом г-жа Лукьянова. – Значит, такой вероятности не было. Победитель тендера был уже известен заранее».

 

Воюющая «Система»

Верояно, конкурс показался не совсем честным и представителям «Системы». По информации газеты «Ведомости», г-н Шамолин в конце октября направил ОАО «РЖД» оферту о покупке 25% акций ПГК, пообещав заплатить 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем НТК. И по закону госмонополия имела право ее принять.

Руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченко объясняет, что продажа оставшейся части ПГК проходила в форме конкурентных переговоров, а не конкурса. Это значит, пока не заключен окончательный договор с НТК, РЖД вправе рассматривать и другие предложения.

Другой аналитик – Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» – напоминает о хроническом дефиците инвестиционной программы РЖД. Дополнительные 5-10 млрд рублей явно пришлись бы кстати. Но несмотря на все доводы госмонополия отказалась принимать оферту «Системы».

Впрочем, едва ли это стало неожиданностью для г-на Евтушенкова. Зато теперь у «Системы» есть все основания, чтобы пойти в суд. Сначала компанию сняли с конкурса, не разобравшись, по каким именно стандартам – РСБУ или МСФО – она отчитывается. А теперь РЖД еще и отказываются от заведомо выгодной оферты. Так что продажа оставшихся акций ПГК вполне может стать историей с продолжением.

В целом путь «Системы» в железнодорожный бизнес оказался непростым. В конце сентября компания победила на торгах за 100% «СГ-Транса» (крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов). «Система» предложила 22,77 млрд рублей при стартовой цене 10,1 млрд и справедливой стоимости актива, по оценкам экспертов, 15-17 млрд рублей.

Однако уже в начале октября одна из «дочек» «Роснефти» – ЗАО «РН-Транс» попыталась оспорить итоги конкурса. Она подала иск к организатору торгов, инвесткомпании «Ренессанс Брокер», которая не допускала участия в конкурсе компании с государственным капиталом, а также аффилированные с ней структуры.

По мнению «РН-Транс» такое ограничение было незаконным. Московский арбитражный суд наложил обеспечительные меры, запретив на время процесса распоряжаться «СГ-Трансом». Только в начале ноября «дочка» «Роснефти» отказалась от иска, и обеспечительные меры были сняты. Правда, для этого потребовалось личное вмешательство первого вице-премьера Игоря Шувалова, а затем и президента Дмитрия Медведева – известных противников вмешательства госкомпаний в приватизацию.

В итоге АФК «Система» и «Роснефть», которая является крупнейшим клиентом «СГ-Транса» (на нее приходится более 20% всех перевозок), уладили конфликт мирным путем. Они договорились о заключении 10-летнего контракта, который предусматривает сохранение прежних объемов и условий перевозок, выгодных «Роснефти».

 

Сэкономить 1,5 млрд

Чуть больше года назад в обстановке близкой к военной в здании «Транскредитбанка» проходил аукцион по продаже 75% акций ПГК. На некоторых этажах даже стояли «глушилки», блокирующие сотовую связь и Интернет. Стартовая цена пакета равнялась 125 млрд 375 млн рублей. Аукционный шаг составлял 0,5 млрд рублей, но для удобства «округления» решено было сделать первый шаг равным 0,125 млрд. Особенно удобно это оказалось «Независимой транспортной компании» Владимира Лисина, которая и купила этот пакет, сделав этот первый и единственный «мини-шаг». Никто другой претендовать не стал.

Между тем, ранее интерес к активу проявляла «Трансойл» Геннадия Тимченко. Компании нужны были цистерны ПГК. Пассивность «Трансойла» в ходе торгов дала повод участникам рынка заподозрить бизнесменов в договоренности. Подозрения в дальнейшем укрепились – стало известно о решении ПГК продать часть цистерн несостоявшемуся сопернику. В конце 2011 года компания владела 65,8 тыс. цистерн, а в настоящий момент, судя по информации на официальном сайте, ей принадлежит только 43,7 тыс.

ОАО «Первая грузовая компания» является крупнейшим железнодорожным оператором – и по размеру вагонного парка, и по объему перевезенных грузов, и по выручке. На нее приходится 20,5% рынка железнодорожных перевозок. Помимо цистерн, ПГК управляет 112 тыс. полувагонов (совместно с НТК), почти 17 тыс. крытых вагонов, 12 тыс. цементовозов и 3 тыс. платформ.

Выручка компании уверенно растет: по итогам 2011 года она составила 115 млрд рублей – примерно на 15% больше, чем в 2010 году. Чистая прибыль увеличилась на 70%, достигнув 20,5 млрд рублей. Как сказано в отчетности ПГК, это произошло благодаря сокращению порожнего пробега, оптимизации транспортных маршрутов, сокращению затрат на ремонт вагонов.

ПГК имеет большое значение для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) Владимира Лисина. На нее приходится 8% всех железнодорожных погрузок завода. В феврале 2012 года генеральным директором ПГК был назначен Олег Букин, бывший топ-менеджер T.A. Management (ООО «Управление транспортными активами») – одной из структур UCLH Лисина.

Покупка 75% акций ПГК в значительной мере была профинансирована кредитом на 75 млрд рублей, полученным НТК от консорциума «Сбербанка» и «ВТБ Капитала». По информации деловых СМИ, ставка равна 11-12%. Но ее можно снизить на 2-2,5 процентных пункта, если найти поручителя по кредиту. В июле текущего года появилась информация, что таким поручителем может стать сама ПГК. Согласно расчетам аналитика «ВТБ Капитал» Елены Сахновой, снижение ставки будет экономить г-ну Лисину 1,5-1,8 млрд рублей ежегодно.

Однако руководство РЖД на августовском собрании акционеров ПГК отказалось делать компанию поручителем по кредиту на собственную покупку. Дело в том, что такой механизм приравнивается к увеличению долговой нагрузки компании, что снизило бы стоимость оставшихся 25% акций ПГК на 10 млрд рублей. То есть РЖД могли сделать стартовой цену не 45 млрд, а только 30 млрд, что, естественно, не понравилось главе монополии г-ну Якунину. 

Теперь, когда НТК полностью консолидировала ПГК, она, веротяно, реализует свои планы. Именно так считает, например, аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. То есть экономия минимум 1,5 млрд рублей в год г-ну Лисину обеспечена... Если только «Система» действительно не оспорит итоги торгов в суде. Впрочем, более вероятно, что г-н Евтушенков все же предпочтет «отступные» в виде вагонов.

 

Госкомпаниям – бой?

Дмитрий Медведев, став премьером, стремится воплотить свои идеи о «большой приватизации», причем без участия в покупках госкомпаний. Ведь иначе, подчеркивает глава правительства, получается лишь перекладывание имущества «из одного государственного кармана в другой». Недавно он подписал постановление, согласно которому «дочки» госкомпаний с осени 2013 года обязаны будут получать одобрение правительства на покупку активов. Речь идет о дочерних компаниях, в которых доля государства превышает 50%.

Впрочем, как часто у нас бывает, об исключениях стало известно почти одновременно с принятием правила. Так, Министерство экономического развития сочло целесообразным не распространять требования на госбанки. «Для банков покупка и продажа акций – это текущая операционная деятельность», - мотивировал министр Андрей Белоусов.

Согласно планам, в 2013 году на торги будут выставлены госпакеты «Совкомфлота», ВТБ, АЛРОСА, «Роснефти» (до 6%), ТГК-5, «Архангельского тралового флота», «Мосэнергостроя» и авиакомпании «Сибирь», а также около 200 мелких и средних компаний.

На самом деле, говорить, сколько активов и в какой форме будет приватизировано, пока рано. Ведь сейчас между Белым домом и Кремлем идет неявная, но жесткая борьба за влияние, и приватизация госсобственности – один из ключевых моментов. Достаточно вспомнить свежую историю, как правительство добивалась продажи «РусГидро», ФСК и других «энергетиков», а президент Путин разрешил участвовать в ней государственному «Роснефтегазу», подконтрольному Игорю Сечину. Пока эта история «буксует». Но впереди еще так много интересного, в том числе, и других потенциальных конфликтов.

 

Морские порты №8 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...