ПГК: история с продолжением? - Морские вести России

ПГК: история с продолжением?

09.10.2012

Ж/Д транспорт

Структуры бизнесмена Владимира Лисина докупили долю «Первой грузовой компании» (ПГК), доведя ее до 100%. Сделка им выгодна хотя бы потому, что теперь они смогут улучшить условия банковского кредита, сэкономив 1,5-1,8 млрд рублей в год.

Но не все так безоблачно для бенефициара ПГК. Настораживает активность АФК «Система»: сначала компания неожиданно для всех захотела участвовать в конкурсе по продаже 25%-процентного пакета бывшей «дочки» РЖД, а теперь всерьез собирается оспаривать его итоги в суде.

Татьяна Лозовая

 

Конкурс без сюрпризов

В середине октября состоялся конкурс, в результате которого структуры Владимира Лисина довели свою долю в ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) до 100%. В октябре прошлого года бизнесмен купил 75% ПГК за 125,5 млрд рублей, а в этот раз – оставшиеся 25% акций компании за 50 млрд рублей.

О намерении РЖД продать оставшиеся у монополии 25% ПГК заговорили в начале сентября текущего года, когда крупные операторы – UCLH, «Нефтетранссервис», Globaltrans и АФК «Система» – получили письма с предложением о покупке. Заявки принимались до 17 сентября, а минимальная цена пакета составляла 45 млрд рублей. Особого ажиотажа это не вызвало, ведь единственным претендентом считался UCLH, уже владеющий контрольным пакетом. «Нет смысла по такой цене заходить миноритарием в ПГК. На этих торгах будут спекулятивные игры, а мы в них не играем», – цитировала газета «Коммерсантъ» источник в одной из компаний, получивших предложение РЖД, но не подавших заявку.

Тем более неожиданным оказалось стремление АФК «Система» Владимира Евтушенкова купить акции ПГК. Представители компании поясняли: они уже зашли на рынок перевозок, приобретя «СГ-Транс» (о железнодорожном бизнесе «Системы» поговорим ниже), и намерены развивать это направление. Правда, у экспертов это вызвало определенный скепсис: мол, Евтушенков преследует чисто спекулятивную цель – купить пакет ПГК, чтобы потом продать его дороже тому же Лисину.

В итоге противника г-на Лисина просто не допустили к торгам. Одним из требований к участникам являлось отсутствие убытков. Между тем, убыток АФК «Система» по итогам 2011 года равнялся 13,6 млрд рублей. Представители компании уже заявили, что это формальное основание. Глава «Системы» Михаил Шамолин, в частности, сказал: «Убыток носил бумажный характер и возник из-за переоценки активов».

Надо отметить, что по итогам 2010 года чистая прибыль компании составила почти 112 млрд рублей, а по результатам первого полугодия 2012 года – 70 млрд рублей. К тому же «Система» отчитывается не по российским стандартам бухучета, а по международным. По МСФО ее прибыль за прошлый год равна $218 млн. Речь, похоже, действительно идет о формальности.

По мнению некоторых экспертов, результаты конкурса на 25% ПГК были определены заранее. Председатель некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова в своем блоге обратила внимание на интересную деталь: тендер проходил 16 октября, а еще 11 октября на сайте «Независимой транспортной компании» (входит в UCHL Лисина) появилась новость о полной консолидации вагонного парка НТК и ПГК. Первая передавала в аренду второй около 28 тыс. вагонов, 26,5 тыс. полувагонов и другой подвижной состав. «Объединение парков ПГК и НТК – первый этап интеграции двух операторов, в рамках которой также консолидируются бизнес-процессы и персонал компаний», – пояснялось в новости.

Решение, конечно, разумное – оно оптимизирует расходы и сокращает порожний пробег. Но не рано ли? «Стала бы НТК передавать все свои активы компании, 25% акций которой могут вдруг уйти посторонним лицам, – задается вопросом г-жа Лукьянова. – Значит, такой вероятности не было. Победитель тендера был уже известен заранее».

 

Воюющая «Система»

Верояно, конкурс показался не совсем честным и представителям «Системы». По информации газеты «Ведомости», г-н Шамолин в конце октября направил ОАО «РЖД» оферту о покупке 25% акций ПГК, пообещав заплатить 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем НТК. И по закону госмонополия имела право ее принять.

Руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченко объясняет, что продажа оставшейся части ПГК проходила в форме конкурентных переговоров, а не конкурса. Это значит, пока не заключен окончательный договор с НТК, РЖД вправе рассматривать и другие предложения.

Другой аналитик – Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» – напоминает о хроническом дефиците инвестиционной программы РЖД. Дополнительные 5-10 млрд рублей явно пришлись бы кстати. Но несмотря на все доводы госмонополия отказалась принимать оферту «Системы».

Впрочем, едва ли это стало неожиданностью для г-на Евтушенкова. Зато теперь у «Системы» есть все основания, чтобы пойти в суд. Сначала компанию сняли с конкурса, не разобравшись, по каким именно стандартам – РСБУ или МСФО – она отчитывается. А теперь РЖД еще и отказываются от заведомо выгодной оферты. Так что продажа оставшихся акций ПГК вполне может стать историей с продолжением.

В целом путь «Системы» в железнодорожный бизнес оказался непростым. В конце сентября компания победила на торгах за 100% «СГ-Транса» (крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов). «Система» предложила 22,77 млрд рублей при стартовой цене 10,1 млрд и справедливой стоимости актива, по оценкам экспертов, 15-17 млрд рублей.

Однако уже в начале октября одна из «дочек» «Роснефти» – ЗАО «РН-Транс» попыталась оспорить итоги конкурса. Она подала иск к организатору торгов, инвесткомпании «Ренессанс Брокер», которая не допускала участия в конкурсе компании с государственным капиталом, а также аффилированные с ней структуры.

По мнению «РН-Транс» такое ограничение было незаконным. Московский арбитражный суд наложил обеспечительные меры, запретив на время процесса распоряжаться «СГ-Трансом». Только в начале ноября «дочка» «Роснефти» отказалась от иска, и обеспечительные меры были сняты. Правда, для этого потребовалось личное вмешательство первого вице-премьера Игоря Шувалова, а затем и президента Дмитрия Медведева – известных противников вмешательства госкомпаний в приватизацию.

В итоге АФК «Система» и «Роснефть», которая является крупнейшим клиентом «СГ-Транса» (на нее приходится более 20% всех перевозок), уладили конфликт мирным путем. Они договорились о заключении 10-летнего контракта, который предусматривает сохранение прежних объемов и условий перевозок, выгодных «Роснефти».

 

Сэкономить 1,5 млрд

Чуть больше года назад в обстановке близкой к военной в здании «Транскредитбанка» проходил аукцион по продаже 75% акций ПГК. На некоторых этажах даже стояли «глушилки», блокирующие сотовую связь и Интернет. Стартовая цена пакета равнялась 125 млрд 375 млн рублей. Аукционный шаг составлял 0,5 млрд рублей, но для удобства «округления» решено было сделать первый шаг равным 0,125 млрд. Особенно удобно это оказалось «Независимой транспортной компании» Владимира Лисина, которая и купила этот пакет, сделав этот первый и единственный «мини-шаг». Никто другой претендовать не стал.

Между тем, ранее интерес к активу проявляла «Трансойл» Геннадия Тимченко. Компании нужны были цистерны ПГК. Пассивность «Трансойла» в ходе торгов дала повод участникам рынка заподозрить бизнесменов в договоренности. Подозрения в дальнейшем укрепились – стало известно о решении ПГК продать часть цистерн несостоявшемуся сопернику. В конце 2011 года компания владела 65,8 тыс. цистерн, а в настоящий момент, судя по информации на официальном сайте, ей принадлежит только 43,7 тыс.

ОАО «Первая грузовая компания» является крупнейшим железнодорожным оператором – и по размеру вагонного парка, и по объему перевезенных грузов, и по выручке. На нее приходится 20,5% рынка железнодорожных перевозок. Помимо цистерн, ПГК управляет 112 тыс. полувагонов (совместно с НТК), почти 17 тыс. крытых вагонов, 12 тыс. цементовозов и 3 тыс. платформ.

Выручка компании уверенно растет: по итогам 2011 года она составила 115 млрд рублей – примерно на 15% больше, чем в 2010 году. Чистая прибыль увеличилась на 70%, достигнув 20,5 млрд рублей. Как сказано в отчетности ПГК, это произошло благодаря сокращению порожнего пробега, оптимизации транспортных маршрутов, сокращению затрат на ремонт вагонов.

ПГК имеет большое значение для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) Владимира Лисина. На нее приходится 8% всех железнодорожных погрузок завода. В феврале 2012 года генеральным директором ПГК был назначен Олег Букин, бывший топ-менеджер T.A. Management (ООО «Управление транспортными активами») – одной из структур UCLH Лисина.

Покупка 75% акций ПГК в значительной мере была профинансирована кредитом на 75 млрд рублей, полученным НТК от консорциума «Сбербанка» и «ВТБ Капитала». По информации деловых СМИ, ставка равна 11-12%. Но ее можно снизить на 2-2,5 процентных пункта, если найти поручителя по кредиту. В июле текущего года появилась информация, что таким поручителем может стать сама ПГК. Согласно расчетам аналитика «ВТБ Капитал» Елены Сахновой, снижение ставки будет экономить г-ну Лисину 1,5-1,8 млрд рублей ежегодно.

Однако руководство РЖД на августовском собрании акционеров ПГК отказалось делать компанию поручителем по кредиту на собственную покупку. Дело в том, что такой механизм приравнивается к увеличению долговой нагрузки компании, что снизило бы стоимость оставшихся 25% акций ПГК на 10 млрд рублей. То есть РЖД могли сделать стартовой цену не 45 млрд, а только 30 млрд, что, естественно, не понравилось главе монополии г-ну Якунину. 

Теперь, когда НТК полностью консолидировала ПГК, она, веротяно, реализует свои планы. Именно так считает, например, аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. То есть экономия минимум 1,5 млрд рублей в год г-ну Лисину обеспечена... Если только «Система» действительно не оспорит итоги торгов в суде. Впрочем, более вероятно, что г-н Евтушенков все же предпочтет «отступные» в виде вагонов.

 

Госкомпаниям – бой?

Дмитрий Медведев, став премьером, стремится воплотить свои идеи о «большой приватизации», причем без участия в покупках госкомпаний. Ведь иначе, подчеркивает глава правительства, получается лишь перекладывание имущества «из одного государственного кармана в другой». Недавно он подписал постановление, согласно которому «дочки» госкомпаний с осени 2013 года обязаны будут получать одобрение правительства на покупку активов. Речь идет о дочерних компаниях, в которых доля государства превышает 50%.

Впрочем, как часто у нас бывает, об исключениях стало известно почти одновременно с принятием правила. Так, Министерство экономического развития сочло целесообразным не распространять требования на госбанки. «Для банков покупка и продажа акций – это текущая операционная деятельность», - мотивировал министр Андрей Белоусов.

Согласно планам, в 2013 году на торги будут выставлены госпакеты «Совкомфлота», ВТБ, АЛРОСА, «Роснефти» (до 6%), ТГК-5, «Архангельского тралового флота», «Мосэнергостроя» и авиакомпании «Сибирь», а также около 200 мелких и средних компаний.

На самом деле, говорить, сколько активов и в какой форме будет приватизировано, пока рано. Ведь сейчас между Белым домом и Кремлем идет неявная, но жесткая борьба за влияние, и приватизация госсобственности – один из ключевых моментов. Достаточно вспомнить свежую историю, как правительство добивалась продажи «РусГидро», ФСК и других «энергетиков», а президент Путин разрешил участвовать в ней государственному «Роснефтегазу», подконтрольному Игорю Сечину. Пока эта история «буксует». Но впереди еще так много интересного, в том числе, и других потенциальных конфликтов.

 

Морские порты №8 (2012)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика