Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

ПГК: история с продолжением?

Ж/Д транспорт
ПГК: история с продолжением?

Структуры бизнесмена Владимира Лисина докупили долю «Первой грузовой компании» (ПГК), доведя ее до 100%. Сделка им выгодна хотя бы потому, что теперь они смогут улучшить условия банковского кредита, сэкономив 1,5-1,8 млрд рублей в год.

Но не все так безоблачно для бенефициара ПГК. Настораживает активность АФК «Система»: сначала компания неожиданно для всех захотела участвовать в конкурсе по продаже 25%-процентного пакета бывшей «дочки» РЖД, а теперь всерьез собирается оспаривать его итоги в суде.

Татьяна Лозовая

 

Конкурс без сюрпризов

В середине октября состоялся конкурс, в результате которого структуры Владимира Лисина довели свою долю в ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) до 100%. В октябре прошлого года бизнесмен купил 75% ПГК за 125,5 млрд рублей, а в этот раз – оставшиеся 25% акций компании за 50 млрд рублей.

О намерении РЖД продать оставшиеся у монополии 25% ПГК заговорили в начале сентября текущего года, когда крупные операторы – UCLH, «Нефтетранссервис», Globaltrans и АФК «Система» – получили письма с предложением о покупке. Заявки принимались до 17 сентября, а минимальная цена пакета составляла 45 млрд рублей. Особого ажиотажа это не вызвало, ведь единственным претендентом считался UCLH, уже владеющий контрольным пакетом. «Нет смысла по такой цене заходить миноритарием в ПГК. На этих торгах будут спекулятивные игры, а мы в них не играем», – цитировала газета «Коммерсантъ» источник в одной из компаний, получивших предложение РЖД, но не подавших заявку.

Тем более неожиданным оказалось стремление АФК «Система» Владимира Евтушенкова купить акции ПГК. Представители компании поясняли: они уже зашли на рынок перевозок, приобретя «СГ-Транс» (о железнодорожном бизнесе «Системы» поговорим ниже), и намерены развивать это направление. Правда, у экспертов это вызвало определенный скепсис: мол, Евтушенков преследует чисто спекулятивную цель – купить пакет ПГК, чтобы потом продать его дороже тому же Лисину.

В итоге противника г-на Лисина просто не допустили к торгам. Одним из требований к участникам являлось отсутствие убытков. Между тем, убыток АФК «Система» по итогам 2011 года равнялся 13,6 млрд рублей. Представители компании уже заявили, что это формальное основание. Глава «Системы» Михаил Шамолин, в частности, сказал: «Убыток носил бумажный характер и возник из-за переоценки активов».

Надо отметить, что по итогам 2010 года чистая прибыль компании составила почти 112 млрд рублей, а по результатам первого полугодия 2012 года – 70 млрд рублей. К тому же «Система» отчитывается не по российским стандартам бухучета, а по международным. По МСФО ее прибыль за прошлый год равна $218 млн. Речь, похоже, действительно идет о формальности.

По мнению некоторых экспертов, результаты конкурса на 25% ПГК были определены заранее. Председатель некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова в своем блоге обратила внимание на интересную деталь: тендер проходил 16 октября, а еще 11 октября на сайте «Независимой транспортной компании» (входит в UCHL Лисина) появилась новость о полной консолидации вагонного парка НТК и ПГК. Первая передавала в аренду второй около 28 тыс. вагонов, 26,5 тыс. полувагонов и другой подвижной состав. «Объединение парков ПГК и НТК – первый этап интеграции двух операторов, в рамках которой также консолидируются бизнес-процессы и персонал компаний», – пояснялось в новости.

Решение, конечно, разумное – оно оптимизирует расходы и сокращает порожний пробег. Но не рано ли? «Стала бы НТК передавать все свои активы компании, 25% акций которой могут вдруг уйти посторонним лицам, – задается вопросом г-жа Лукьянова. – Значит, такой вероятности не было. Победитель тендера был уже известен заранее».

 

Воюющая «Система»

Верояно, конкурс показался не совсем честным и представителям «Системы». По информации газеты «Ведомости», г-н Шамолин в конце октября направил ОАО «РЖД» оферту о покупке 25% акций ПГК, пообещав заплатить 55-60 млрд рублей, то есть больше, чем НТК. И по закону госмонополия имела право ее принять.

Руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченко объясняет, что продажа оставшейся части ПГК проходила в форме конкурентных переговоров, а не конкурса. Это значит, пока не заключен окончательный договор с НТК, РЖД вправе рассматривать и другие предложения.

Другой аналитик – Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» – напоминает о хроническом дефиците инвестиционной программы РЖД. Дополнительные 5-10 млрд рублей явно пришлись бы кстати. Но несмотря на все доводы госмонополия отказалась принимать оферту «Системы».

Впрочем, едва ли это стало неожиданностью для г-на Евтушенкова. Зато теперь у «Системы» есть все основания, чтобы пойти в суд. Сначала компанию сняли с конкурса, не разобравшись, по каким именно стандартам – РСБУ или МСФО – она отчитывается. А теперь РЖД еще и отказываются от заведомо выгодной оферты. Так что продажа оставшихся акций ПГК вполне может стать историей с продолжением.

В целом путь «Системы» в железнодорожный бизнес оказался непростым. В конце сентября компания победила на торгах за 100% «СГ-Транса» (крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов). «Система» предложила 22,77 млрд рублей при стартовой цене 10,1 млрд и справедливой стоимости актива, по оценкам экспертов, 15-17 млрд рублей.

Однако уже в начале октября одна из «дочек» «Роснефти» – ЗАО «РН-Транс» попыталась оспорить итоги конкурса. Она подала иск к организатору торгов, инвесткомпании «Ренессанс Брокер», которая не допускала участия в конкурсе компании с государственным капиталом, а также аффилированные с ней структуры.

По мнению «РН-Транс» такое ограничение было незаконным. Московский арбитражный суд наложил обеспечительные меры, запретив на время процесса распоряжаться «СГ-Трансом». Только в начале ноября «дочка» «Роснефти» отказалась от иска, и обеспечительные меры были сняты. Правда, для этого потребовалось личное вмешательство первого вице-премьера Игоря Шувалова, а затем и президента Дмитрия Медведева – известных противников вмешательства госкомпаний в приватизацию.

В итоге АФК «Система» и «Роснефть», которая является крупнейшим клиентом «СГ-Транса» (на нее приходится более 20% всех перевозок), уладили конфликт мирным путем. Они договорились о заключении 10-летнего контракта, который предусматривает сохранение прежних объемов и условий перевозок, выгодных «Роснефти».

 

Сэкономить 1,5 млрд

Чуть больше года назад в обстановке близкой к военной в здании «Транскредитбанка» проходил аукцион по продаже 75% акций ПГК. На некоторых этажах даже стояли «глушилки», блокирующие сотовую связь и Интернет. Стартовая цена пакета равнялась 125 млрд 375 млн рублей. Аукционный шаг составлял 0,5 млрд рублей, но для удобства «округления» решено было сделать первый шаг равным 0,125 млрд. Особенно удобно это оказалось «Независимой транспортной компании» Владимира Лисина, которая и купила этот пакет, сделав этот первый и единственный «мини-шаг». Никто другой претендовать не стал.

Между тем, ранее интерес к активу проявляла «Трансойл» Геннадия Тимченко. Компании нужны были цистерны ПГК. Пассивность «Трансойла» в ходе торгов дала повод участникам рынка заподозрить бизнесменов в договоренности. Подозрения в дальнейшем укрепились – стало известно о решении ПГК продать часть цистерн несостоявшемуся сопернику. В конце 2011 года компания владела 65,8 тыс. цистерн, а в настоящий момент, судя по информации на официальном сайте, ей принадлежит только 43,7 тыс.

ОАО «Первая грузовая компания» является крупнейшим железнодорожным оператором – и по размеру вагонного парка, и по объему перевезенных грузов, и по выручке. На нее приходится 20,5% рынка железнодорожных перевозок. Помимо цистерн, ПГК управляет 112 тыс. полувагонов (совместно с НТК), почти 17 тыс. крытых вагонов, 12 тыс. цементовозов и 3 тыс. платформ.

Выручка компании уверенно растет: по итогам 2011 года она составила 115 млрд рублей – примерно на 15% больше, чем в 2010 году. Чистая прибыль увеличилась на 70%, достигнув 20,5 млрд рублей. Как сказано в отчетности ПГК, это произошло благодаря сокращению порожнего пробега, оптимизации транспортных маршрутов, сокращению затрат на ремонт вагонов.

ПГК имеет большое значение для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) Владимира Лисина. На нее приходится 8% всех железнодорожных погрузок завода. В феврале 2012 года генеральным директором ПГК был назначен Олег Букин, бывший топ-менеджер T.A. Management (ООО «Управление транспортными активами») – одной из структур UCLH Лисина.

Покупка 75% акций ПГК в значительной мере была профинансирована кредитом на 75 млрд рублей, полученным НТК от консорциума «Сбербанка» и «ВТБ Капитала». По информации деловых СМИ, ставка равна 11-12%. Но ее можно снизить на 2-2,5 процентных пункта, если найти поручителя по кредиту. В июле текущего года появилась информация, что таким поручителем может стать сама ПГК. Согласно расчетам аналитика «ВТБ Капитал» Елены Сахновой, снижение ставки будет экономить г-ну Лисину 1,5-1,8 млрд рублей ежегодно.

Однако руководство РЖД на августовском собрании акционеров ПГК отказалось делать компанию поручителем по кредиту на собственную покупку. Дело в том, что такой механизм приравнивается к увеличению долговой нагрузки компании, что снизило бы стоимость оставшихся 25% акций ПГК на 10 млрд рублей. То есть РЖД могли сделать стартовой цену не 45 млрд, а только 30 млрд, что, естественно, не понравилось главе монополии г-ну Якунину. 

Теперь, когда НТК полностью консолидировала ПГК, она, веротяно, реализует свои планы. Именно так считает, например, аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. То есть экономия минимум 1,5 млрд рублей в год г-ну Лисину обеспечена... Если только «Система» действительно не оспорит итоги торгов в суде. Впрочем, более вероятно, что г-н Евтушенков все же предпочтет «отступные» в виде вагонов.

 

Госкомпаниям – бой?

Дмитрий Медведев, став премьером, стремится воплотить свои идеи о «большой приватизации», причем без участия в покупках госкомпаний. Ведь иначе, подчеркивает глава правительства, получается лишь перекладывание имущества «из одного государственного кармана в другой». Недавно он подписал постановление, согласно которому «дочки» госкомпаний с осени 2013 года обязаны будут получать одобрение правительства на покупку активов. Речь идет о дочерних компаниях, в которых доля государства превышает 50%.

Впрочем, как часто у нас бывает, об исключениях стало известно почти одновременно с принятием правила. Так, Министерство экономического развития сочло целесообразным не распространять требования на госбанки. «Для банков покупка и продажа акций – это текущая операционная деятельность», - мотивировал министр Андрей Белоусов.

Согласно планам, в 2013 году на торги будут выставлены госпакеты «Совкомфлота», ВТБ, АЛРОСА, «Роснефти» (до 6%), ТГК-5, «Архангельского тралового флота», «Мосэнергостроя» и авиакомпании «Сибирь», а также около 200 мелких и средних компаний.

На самом деле, говорить, сколько активов и в какой форме будет приватизировано, пока рано. Ведь сейчас между Белым домом и Кремлем идет неявная, но жесткая борьба за влияние, и приватизация госсобственности – один из ключевых моментов. Достаточно вспомнить свежую историю, как правительство добивалась продажи «РусГидро», ФСК и других «энергетиков», а президент Путин разрешил участвовать в ней государственному «Роснефтегазу», подконтрольному Игорю Сечину. Пока эта история «буксует». Но впереди еще так много интересного, в том числе, и других потенциальных конфликтов.

 

Морские порты №8 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...