Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Новые подходы – старые проблемы

Ж/Д транспорт
Новые подходы – старые проблемы

ОАО «РЖД» декларирует новые методы работы. Тарифы госмонополия теперь будет планировать не на 3, а на 5 лет, а договариваться с государством о финансировании — принципиально иным способом, на основе сетевого контракта. Впрочем, на практике пока все тихо: РЖД как всегда требуют очередного повышения тарифов, а государство в ответ откупается деньгами. Впечатляют только масштабы господдержки на 2013 год — по предварительным данным, вдвое больше, чем в текущем году.

Татьяна Лозовая

 

Пятилетние тарифы и сетевой контракт

Этой осенью ОАО «РЖД» готовится ввести сразу несколько новшеств. Во-первых, госмонополия намерена перей-

ти от 3-летнего к 5-летнему прогнозу роста тарифов на грузовые перевозки. При этом «такса» – по крайней мере в перспективе – должна устанавливаться с учетом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, то есть по RAB-методике. По словам представителя РЖД, данный пакет предложений уже направлен в Минтранс и до конца года будет рассмотрен правительством. К концу же года, как утверждает замминистра экономического развития Андрей Клепач, появится и долгосрочный прогноз развития экономики, поэтому планы по росту тарифов будут одобряться или отвергаться с учетом этого документа.

Во-вторых, в ближайшее время госмонополия должна разработать нормативные правовые акты по внедрению так называемого сетевого контракта. Его реализация на отдельных пилотных участках инфраструктуры стартует уже в следующем году. Сетевой контракт представляет собой долгосрочный договор (на 5-7 лет) между властью и РЖД.

«Правительство выделяет средства на поддержание и развитие инфраструктуры, а взамен требует от РЖД выполнения определенных показателей по качеству развития сети и приоритетных направлений, – объясняет генеральный директор ЗАО «Интегрированные транспортные системы» (компания по заказу госмонополии разработала данную концепцию) Юрий Елизарьев. – Контракт определяет, что должно быть в договоре: смета, определяющая размеры бюджетных ассигнований и собственных средств ОАО «РЖД», сроки, порядок и форма оплаты, порядок проверки соблюдения условий и другие параметры».

 

Ничего нового

При ближайшем рассмотрении, однако, новшества оказываются не самыми свежими и отнюдь не революционными. Так, на сегодняшний день не соблюдается даже 3-летнее планирование роста тарифов. Каждую осень между РЖД и Минэкономразвития разворачивается жаркая дискуссия по этому поводу. Госмонополия хочет максимум, так как это выгодно для ее кармана, а ведомство – минимум, поскольку повышение платы за грузоперевозки бьет по всей экономике.

От механической замены словосочетания «трехлетний план» на «пятилетний план» суть не изменится. Впрочем, даже на псевдодолгосрочное планирование госкомпания перейдет не раньше 2014 года.

Что касается внедрения RAB-методики – давней мечты президента РЖД Владимира Якунина то шансы здесь пока не велики. Официально запланированный рост тарифов на грузовые перевозки в 2013 году – 7%, что не мешает РЖД то и дело поднимать вопрос о добавке сюда 4%-процентной инвестиционной составляющей. С предложением повышать тариф с учетом возврата инвестиций в конце лета в очередной раз выступил вице-президент РЖД Вадим Морозов.

Однако Минэкономразвития, очевидно, не позволит тарифам взлететь сразу на 11%. В кулуарах ходят слухи, будто компромисс уже найден. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявляет, что объем господдержки РЖД в 2013 году может вырасти вдвое относительно текущей ситуации. Другими словами, субсидии и другие «подарки» из бюджета, возможно, достигнут 240 млрд рублей. А это значит, стороны, поторговавшись, пришли к старому решению: РЖД не поднимает тарифы слишком резко, а государство платит за это из казны. Естественно, ни о каком долгосрочном планировании речь в данном случае не идет, ведь невозможно заранее угадать, о какой компенсации (и, следовательно, о каком повышении тарифов) стороны договорятся очередной осенью.

А концепция сетевого контракта в принципе не содержит ничего нового. Власти и сейчас выделяют деньги на поддержку и развитие железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает руководитель Департамента регулирования тарифов Минэкономразвития (ведомство также занимается разработкой нормативной базы для сетевого контракта) Гамид Булатов, отличие лишь в том, что в настоящий момент государство не может внятно разъяснить, чего хочет от РЖД – нет установленных законом параметров.

Впрочем, аргумент выглядит несколько надуманным. Тот факт, что инфраструктура ветшает день ото дня и все хуже справляется с растущим грузопотоком, вряд ли связан с отсутствием бумаг и неких целевых показателей. Более того, это даже противоречит позиции г-на Якунина, который жалуется на хроническое недофинансирование, но никак не на отсутствие нормативов.

Непонятно и то, какими будут санкции за неисполнение сетевого контракта. Просто-напросто перекрыть финансирование национальному перевозчику не получится в силу социальной ответственности государства за перевозки, прежде всего, пассажирские. Государству останется лишь настаивать на увольнении неэффективных менеджеров, сорвавших контракт. Но ведь ничего не мешает делать это и сейчас – однако же никто этого не делает.

 

Государство нам поможет

Впервые ОАО «РЖД» подробно рассказывает о том, куда пошли выделенные ему бюджетные деньги, в отчете за 2008 год. До этого упоминание о субсидиях и компенсациях из федерального и местных бюджетов можно было обнаружить лишь в отчетности компании по МСФО. Вероятно, прозрачность, появившаяся в 2008 году, была связана с резким ростом выделенной суммы – 43,5 млрд рублей против 13 млрд годом ранее.

На что были потрачены деньги в 2008 году? Во-первых, компенсация выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования – 19 млрд рублей. Во-вторых, строительство олимпийских объектов на 24,5 млрд.

В 2009 году на РЖД в полной степени отразился кризис, и господдержка выросла аж до 106 млрд рублей. Тогда же впервые придумали компенсировать слишком медленный (по мнению госкомпании) рост тарифов на грузоперевозки. На это был направлен

41 млрд. Еще 36 млрд пошло на все ту же компенсацию междугородних перевозок пассажиров, 17 млрд – на строительство в Сочи, еще 11 млрд – на строительство обхода зоны техногенной аварии в г.Березники и покупку Тверского вагоностроительного завода.

Средства на инфраструктуру впервые были выделены отдельной строкой в 2010 году. Тогда на текущий ремонт объектов потратили 19 млрд рублей, на капитальный ремонт и реконструкцию – еще 20 млрд. В 2011 году инфраструктура «съела» еще 20 млрд бюджетных денег.

В целом поведение железнодорожной монополии можно охарактеризовать емкой фразой «аппетит приходит во время еды». Начав с малого и вроде бы необходимого – частичной компенсации убыточных, но социально важных пассажирских перевозок госкомпания прочно освоила бюджетное финансирование. Апеллируя к пресловутой инвестиционной составляющей в тарифе, монополия неизбежно получает госсредства. Поэтому, видимо, заботиться о повышении эффективности, повышая рентабельность, особого интереса у нее нет.

Между тем, рентабельность 1,34% (соотношение выручки и прибыли в 2011 году) – мизерный показатель, невозможный, например, для частной компании. Да и соотношение прибыли и господдержки, когда вторая превышает первую в 7 раз, невольно ставит вопрос о целесообразности данного бизнеса как такового.

 

Что построим?

Владимир Якунин недавно поделился своим видением стратегического развития РЖД, другими словами, на какие направления будет больше всего потрачено денег. Таковыми оказались регионы Сибири и Дальнего Востока. В сеть железных дорог до 2020 года необходимо инвестировать 4,1 трлн рублей (в ценах 2011 года). Из них 181 млрд рублей придется на Транссиб и 737 млрд рублей — на БАМ. Это связано с растущей нагрузкой на данные направления. Так, если общий грузооборот железнодорожного транспорта к 2020 году должен вырасти на 40%, то нагрузка на БАМ увеличится в 2,5 раза, а на подходы  к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу — почти в 3,5 раза.

«Сегодня бизнес весьма активно заявляет о своей готовности осваивать сибирские и дальневосточные месторождения, строить новые и расширять действующие в регионе горно-обогатительные и горно-металлургические комбинаты, наращивать мощности перегрузочных терминалов в портах Дальнего Востока, – заявил г-н Якунин. – Однако реализация этих планов требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надежной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объемами перевозок». 

Что будет, если транспортная инфраструктура не справится с новыми нагрузками? По расчетам г-на Якунина, наша страна тогда недополучит около 1,5% ВВП. Что касается валового регионального продукта Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, то их объемы рискуют оказаться меньше на 2-2,5%, чем могли бы при нормальном транспортном обеспечении.

 

Сочинские рекорды

За последние 8 лет объем государственной поддержки ОАО «РЖД» (прямые субсидии, взносы в уставной капитал и т.д.) вырос в 22 раза. Сейчас даже не верится, что в 2003 году власти тратили на госкомпанию всего-навсего 5 млрд рублей в год, ведь по итогам 2011 года это почти 120 млрд рублей. Как осваивается такое огромное количество денег?

Конечно, всегда есть рациональные объяснения. Сначала кризис и необходимость спасать стратегически важное предприятие. В последние же два года главной статьей расходов становится Сочи.

На строительство, которое в преддверии Олимпиады ведет РЖД, из бюджета было перечислено 80 и 70 млрд рублей в 2010 и 2011 годах соответственно. Общий «олимпийский» бюджет железнодорожной монополии – почти 200 млрд рублей. Это неудивительно, ведь сочинские состязания рискуют стать рекордными во всех смыслах. Общий бюджет уже самый большой за всю историю Зимних игр – более $40 млрд. На новую трассу Адлер – Красная Поляна, совмещающую автомобильную и железную дорогу, планируется потратить 227 млрд рублей. Это в 3 раза дороже, чем полет на Марс американского корабля Curiosity.

 

Морские порты №7 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...