Новые подходы – старые проблемы

Ж/Д транспорт
Новые подходы – старые проблемы

ОАО «РЖД» декларирует новые методы работы. Тарифы госмонополия теперь будет планировать не на 3, а на 5 лет, а договариваться с государством о финансировании — принципиально иным способом, на основе сетевого контракта. Впрочем, на практике пока все тихо: РЖД как всегда требуют очередного повышения тарифов, а государство в ответ откупается деньгами. Впечатляют только масштабы господдержки на 2013 год — по предварительным данным, вдвое больше, чем в текущем году.

Татьяна Лозовая

 

Пятилетние тарифы и сетевой контракт

Этой осенью ОАО «РЖД» готовится ввести сразу несколько новшеств. Во-первых, госмонополия намерена перей-

ти от 3-летнего к 5-летнему прогнозу роста тарифов на грузовые перевозки. При этом «такса» – по крайней мере в перспективе – должна устанавливаться с учетом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, то есть по RAB-методике. По словам представителя РЖД, данный пакет предложений уже направлен в Минтранс и до конца года будет рассмотрен правительством. К концу же года, как утверждает замминистра экономического развития Андрей Клепач, появится и долгосрочный прогноз развития экономики, поэтому планы по росту тарифов будут одобряться или отвергаться с учетом этого документа.

Во-вторых, в ближайшее время госмонополия должна разработать нормативные правовые акты по внедрению так называемого сетевого контракта. Его реализация на отдельных пилотных участках инфраструктуры стартует уже в следующем году. Сетевой контракт представляет собой долгосрочный договор (на 5-7 лет) между властью и РЖД.

«Правительство выделяет средства на поддержание и развитие инфраструктуры, а взамен требует от РЖД выполнения определенных показателей по качеству развития сети и приоритетных направлений, – объясняет генеральный директор ЗАО «Интегрированные транспортные системы» (компания по заказу госмонополии разработала данную концепцию) Юрий Елизарьев. – Контракт определяет, что должно быть в договоре: смета, определяющая размеры бюджетных ассигнований и собственных средств ОАО «РЖД», сроки, порядок и форма оплаты, порядок проверки соблюдения условий и другие параметры».

 

Ничего нового

При ближайшем рассмотрении, однако, новшества оказываются не самыми свежими и отнюдь не революционными. Так, на сегодняшний день не соблюдается даже 3-летнее планирование роста тарифов. Каждую осень между РЖД и Минэкономразвития разворачивается жаркая дискуссия по этому поводу. Госмонополия хочет максимум, так как это выгодно для ее кармана, а ведомство – минимум, поскольку повышение платы за грузоперевозки бьет по всей экономике.

От механической замены словосочетания «трехлетний план» на «пятилетний план» суть не изменится. Впрочем, даже на псевдодолгосрочное планирование госкомпания перейдет не раньше 2014 года.

Что касается внедрения RAB-методики – давней мечты президента РЖД Владимира Якунина то шансы здесь пока не велики. Официально запланированный рост тарифов на грузовые перевозки в 2013 году – 7%, что не мешает РЖД то и дело поднимать вопрос о добавке сюда 4%-процентной инвестиционной составляющей. С предложением повышать тариф с учетом возврата инвестиций в конце лета в очередной раз выступил вице-президент РЖД Вадим Морозов.

Однако Минэкономразвития, очевидно, не позволит тарифам взлететь сразу на 11%. В кулуарах ходят слухи, будто компромисс уже найден. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявляет, что объем господдержки РЖД в 2013 году может вырасти вдвое относительно текущей ситуации. Другими словами, субсидии и другие «подарки» из бюджета, возможно, достигнут 240 млрд рублей. А это значит, стороны, поторговавшись, пришли к старому решению: РЖД не поднимает тарифы слишком резко, а государство платит за это из казны. Естественно, ни о каком долгосрочном планировании речь в данном случае не идет, ведь невозможно заранее угадать, о какой компенсации (и, следовательно, о каком повышении тарифов) стороны договорятся очередной осенью.

А концепция сетевого контракта в принципе не содержит ничего нового. Власти и сейчас выделяют деньги на поддержку и развитие железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает руководитель Департамента регулирования тарифов Минэкономразвития (ведомство также занимается разработкой нормативной базы для сетевого контракта) Гамид Булатов, отличие лишь в том, что в настоящий момент государство не может внятно разъяснить, чего хочет от РЖД – нет установленных законом параметров.

Впрочем, аргумент выглядит несколько надуманным. Тот факт, что инфраструктура ветшает день ото дня и все хуже справляется с растущим грузопотоком, вряд ли связан с отсутствием бумаг и неких целевых показателей. Более того, это даже противоречит позиции г-на Якунина, который жалуется на хроническое недофинансирование, но никак не на отсутствие нормативов.

Непонятно и то, какими будут санкции за неисполнение сетевого контракта. Просто-напросто перекрыть финансирование национальному перевозчику не получится в силу социальной ответственности государства за перевозки, прежде всего, пассажирские. Государству останется лишь настаивать на увольнении неэффективных менеджеров, сорвавших контракт. Но ведь ничего не мешает делать это и сейчас – однако же никто этого не делает.

 

Государство нам поможет

Впервые ОАО «РЖД» подробно рассказывает о том, куда пошли выделенные ему бюджетные деньги, в отчете за 2008 год. До этого упоминание о субсидиях и компенсациях из федерального и местных бюджетов можно было обнаружить лишь в отчетности компании по МСФО. Вероятно, прозрачность, появившаяся в 2008 году, была связана с резким ростом выделенной суммы – 43,5 млрд рублей против 13 млрд годом ранее.

На что были потрачены деньги в 2008 году? Во-первых, компенсация выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования – 19 млрд рублей. Во-вторых, строительство олимпийских объектов на 24,5 млрд.

В 2009 году на РЖД в полной степени отразился кризис, и господдержка выросла аж до 106 млрд рублей. Тогда же впервые придумали компенсировать слишком медленный (по мнению госкомпании) рост тарифов на грузоперевозки. На это был направлен

41 млрд. Еще 36 млрд пошло на все ту же компенсацию междугородних перевозок пассажиров, 17 млрд – на строительство в Сочи, еще 11 млрд – на строительство обхода зоны техногенной аварии в г.Березники и покупку Тверского вагоностроительного завода.

Средства на инфраструктуру впервые были выделены отдельной строкой в 2010 году. Тогда на текущий ремонт объектов потратили 19 млрд рублей, на капитальный ремонт и реконструкцию – еще 20 млрд. В 2011 году инфраструктура «съела» еще 20 млрд бюджетных денег.

В целом поведение железнодорожной монополии можно охарактеризовать емкой фразой «аппетит приходит во время еды». Начав с малого и вроде бы необходимого – частичной компенсации убыточных, но социально важных пассажирских перевозок госкомпания прочно освоила бюджетное финансирование. Апеллируя к пресловутой инвестиционной составляющей в тарифе, монополия неизбежно получает госсредства. Поэтому, видимо, заботиться о повышении эффективности, повышая рентабельность, особого интереса у нее нет.

Между тем, рентабельность 1,34% (соотношение выручки и прибыли в 2011 году) – мизерный показатель, невозможный, например, для частной компании. Да и соотношение прибыли и господдержки, когда вторая превышает первую в 7 раз, невольно ставит вопрос о целесообразности данного бизнеса как такового.

 

Что построим?

Владимир Якунин недавно поделился своим видением стратегического развития РЖД, другими словами, на какие направления будет больше всего потрачено денег. Таковыми оказались регионы Сибири и Дальнего Востока. В сеть железных дорог до 2020 года необходимо инвестировать 4,1 трлн рублей (в ценах 2011 года). Из них 181 млрд рублей придется на Транссиб и 737 млрд рублей — на БАМ. Это связано с растущей нагрузкой на данные направления. Так, если общий грузооборот железнодорожного транспорта к 2020 году должен вырасти на 40%, то нагрузка на БАМ увеличится в 2,5 раза, а на подходы  к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу — почти в 3,5 раза.

«Сегодня бизнес весьма активно заявляет о своей готовности осваивать сибирские и дальневосточные месторождения, строить новые и расширять действующие в регионе горно-обогатительные и горно-металлургические комбинаты, наращивать мощности перегрузочных терминалов в портах Дальнего Востока, – заявил г-н Якунин. – Однако реализация этих планов требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надежной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объемами перевозок». 

Что будет, если транспортная инфраструктура не справится с новыми нагрузками? По расчетам г-на Якунина, наша страна тогда недополучит около 1,5% ВВП. Что касается валового регионального продукта Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, то их объемы рискуют оказаться меньше на 2-2,5%, чем могли бы при нормальном транспортном обеспечении.

 

Сочинские рекорды

За последние 8 лет объем государственной поддержки ОАО «РЖД» (прямые субсидии, взносы в уставной капитал и т.д.) вырос в 22 раза. Сейчас даже не верится, что в 2003 году власти тратили на госкомпанию всего-навсего 5 млрд рублей в год, ведь по итогам 2011 года это почти 120 млрд рублей. Как осваивается такое огромное количество денег?

Конечно, всегда есть рациональные объяснения. Сначала кризис и необходимость спасать стратегически важное предприятие. В последние же два года главной статьей расходов становится Сочи.

На строительство, которое в преддверии Олимпиады ведет РЖД, из бюджета было перечислено 80 и 70 млрд рублей в 2010 и 2011 годах соответственно. Общий «олимпийский» бюджет железнодорожной монополии – почти 200 млрд рублей. Это неудивительно, ведь сочинские состязания рискуют стать рекордными во всех смыслах. Общий бюджет уже самый большой за всю историю Зимних игр – более $40 млрд. На новую трассу Адлер – Красная Поляна, совмещающую автомобильную и железную дорогу, планируется потратить 227 млрд рублей. Это в 3 раза дороже, чем полет на Марс американского корабля Curiosity.

 

Морские порты №7 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...