Новые подходы – старые проблемы - Морские вести России

Новые подходы – старые проблемы

09.09.2012

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» декларирует новые методы работы. Тарифы госмонополия теперь будет планировать не на 3, а на 5 лет, а договариваться с государством о финансировании — принципиально иным способом, на основе сетевого контракта. Впрочем, на практике пока все тихо: РЖД как всегда требуют очередного повышения тарифов, а государство в ответ откупается деньгами. Впечатляют только масштабы господдержки на 2013 год — по предварительным данным, вдвое больше, чем в текущем году.

Татьяна Лозовая

 

Пятилетние тарифы и сетевой контракт

Этой осенью ОАО «РЖД» готовится ввести сразу несколько новшеств. Во-первых, госмонополия намерена перей-

ти от 3-летнего к 5-летнему прогнозу роста тарифов на грузовые перевозки. При этом «такса» – по крайней мере в перспективе – должна устанавливаться с учетом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, то есть по RAB-методике. По словам представителя РЖД, данный пакет предложений уже направлен в Минтранс и до конца года будет рассмотрен правительством. К концу же года, как утверждает замминистра экономического развития Андрей Клепач, появится и долгосрочный прогноз развития экономики, поэтому планы по росту тарифов будут одобряться или отвергаться с учетом этого документа.

Во-вторых, в ближайшее время госмонополия должна разработать нормативные правовые акты по внедрению так называемого сетевого контракта. Его реализация на отдельных пилотных участках инфраструктуры стартует уже в следующем году. Сетевой контракт представляет собой долгосрочный договор (на 5-7 лет) между властью и РЖД.

«Правительство выделяет средства на поддержание и развитие инфраструктуры, а взамен требует от РЖД выполнения определенных показателей по качеству развития сети и приоритетных направлений, – объясняет генеральный директор ЗАО «Интегрированные транспортные системы» (компания по заказу госмонополии разработала данную концепцию) Юрий Елизарьев. – Контракт определяет, что должно быть в договоре: смета, определяющая размеры бюджетных ассигнований и собственных средств ОАО «РЖД», сроки, порядок и форма оплаты, порядок проверки соблюдения условий и другие параметры».

 

Ничего нового

При ближайшем рассмотрении, однако, новшества оказываются не самыми свежими и отнюдь не революционными. Так, на сегодняшний день не соблюдается даже 3-летнее планирование роста тарифов. Каждую осень между РЖД и Минэкономразвития разворачивается жаркая дискуссия по этому поводу. Госмонополия хочет максимум, так как это выгодно для ее кармана, а ведомство – минимум, поскольку повышение платы за грузоперевозки бьет по всей экономике.

От механической замены словосочетания «трехлетний план» на «пятилетний план» суть не изменится. Впрочем, даже на псевдодолгосрочное планирование госкомпания перейдет не раньше 2014 года.

Что касается внедрения RAB-методики – давней мечты президента РЖД Владимира Якунина то шансы здесь пока не велики. Официально запланированный рост тарифов на грузовые перевозки в 2013 году – 7%, что не мешает РЖД то и дело поднимать вопрос о добавке сюда 4%-процентной инвестиционной составляющей. С предложением повышать тариф с учетом возврата инвестиций в конце лета в очередной раз выступил вице-президент РЖД Вадим Морозов.

Однако Минэкономразвития, очевидно, не позволит тарифам взлететь сразу на 11%. В кулуарах ходят слухи, будто компромисс уже найден. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявляет, что объем господдержки РЖД в 2013 году может вырасти вдвое относительно текущей ситуации. Другими словами, субсидии и другие «подарки» из бюджета, возможно, достигнут 240 млрд рублей. А это значит, стороны, поторговавшись, пришли к старому решению: РЖД не поднимает тарифы слишком резко, а государство платит за это из казны. Естественно, ни о каком долгосрочном планировании речь в данном случае не идет, ведь невозможно заранее угадать, о какой компенсации (и, следовательно, о каком повышении тарифов) стороны договорятся очередной осенью.

А концепция сетевого контракта в принципе не содержит ничего нового. Власти и сейчас выделяют деньги на поддержку и развитие железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает руководитель Департамента регулирования тарифов Минэкономразвития (ведомство также занимается разработкой нормативной базы для сетевого контракта) Гамид Булатов, отличие лишь в том, что в настоящий момент государство не может внятно разъяснить, чего хочет от РЖД – нет установленных законом параметров.

Впрочем, аргумент выглядит несколько надуманным. Тот факт, что инфраструктура ветшает день ото дня и все хуже справляется с растущим грузопотоком, вряд ли связан с отсутствием бумаг и неких целевых показателей. Более того, это даже противоречит позиции г-на Якунина, который жалуется на хроническое недофинансирование, но никак не на отсутствие нормативов.

Непонятно и то, какими будут санкции за неисполнение сетевого контракта. Просто-напросто перекрыть финансирование национальному перевозчику не получится в силу социальной ответственности государства за перевозки, прежде всего, пассажирские. Государству останется лишь настаивать на увольнении неэффективных менеджеров, сорвавших контракт. Но ведь ничего не мешает делать это и сейчас – однако же никто этого не делает.

 

Государство нам поможет

Впервые ОАО «РЖД» подробно рассказывает о том, куда пошли выделенные ему бюджетные деньги, в отчете за 2008 год. До этого упоминание о субсидиях и компенсациях из федерального и местных бюджетов можно было обнаружить лишь в отчетности компании по МСФО. Вероятно, прозрачность, появившаяся в 2008 году, была связана с резким ростом выделенной суммы – 43,5 млрд рублей против 13 млрд годом ранее.

На что были потрачены деньги в 2008 году? Во-первых, компенсация выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования – 19 млрд рублей. Во-вторых, строительство олимпийских объектов на 24,5 млрд.

В 2009 году на РЖД в полной степени отразился кризис, и господдержка выросла аж до 106 млрд рублей. Тогда же впервые придумали компенсировать слишком медленный (по мнению госкомпании) рост тарифов на грузоперевозки. На это был направлен

41 млрд. Еще 36 млрд пошло на все ту же компенсацию междугородних перевозок пассажиров, 17 млрд – на строительство в Сочи, еще 11 млрд – на строительство обхода зоны техногенной аварии в г.Березники и покупку Тверского вагоностроительного завода.

Средства на инфраструктуру впервые были выделены отдельной строкой в 2010 году. Тогда на текущий ремонт объектов потратили 19 млрд рублей, на капитальный ремонт и реконструкцию – еще 20 млрд. В 2011 году инфраструктура «съела» еще 20 млрд бюджетных денег.

В целом поведение железнодорожной монополии можно охарактеризовать емкой фразой «аппетит приходит во время еды». Начав с малого и вроде бы необходимого – частичной компенсации убыточных, но социально важных пассажирских перевозок госкомпания прочно освоила бюджетное финансирование. Апеллируя к пресловутой инвестиционной составляющей в тарифе, монополия неизбежно получает госсредства. Поэтому, видимо, заботиться о повышении эффективности, повышая рентабельность, особого интереса у нее нет.

Между тем, рентабельность 1,34% (соотношение выручки и прибыли в 2011 году) – мизерный показатель, невозможный, например, для частной компании. Да и соотношение прибыли и господдержки, когда вторая превышает первую в 7 раз, невольно ставит вопрос о целесообразности данного бизнеса как такового.

 

Что построим?

Владимир Якунин недавно поделился своим видением стратегического развития РЖД, другими словами, на какие направления будет больше всего потрачено денег. Таковыми оказались регионы Сибири и Дальнего Востока. В сеть железных дорог до 2020 года необходимо инвестировать 4,1 трлн рублей (в ценах 2011 года). Из них 181 млрд рублей придется на Транссиб и 737 млрд рублей — на БАМ. Это связано с растущей нагрузкой на данные направления. Так, если общий грузооборот железнодорожного транспорта к 2020 году должен вырасти на 40%, то нагрузка на БАМ увеличится в 2,5 раза, а на подходы  к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу — почти в 3,5 раза.

«Сегодня бизнес весьма активно заявляет о своей готовности осваивать сибирские и дальневосточные месторождения, строить новые и расширять действующие в регионе горно-обогатительные и горно-металлургические комбинаты, наращивать мощности перегрузочных терминалов в портах Дальнего Востока, – заявил г-н Якунин. – Однако реализация этих планов требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надежной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объемами перевозок». 

Что будет, если транспортная инфраструктура не справится с новыми нагрузками? По расчетам г-на Якунина, наша страна тогда недополучит около 1,5% ВВП. Что касается валового регионального продукта Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, то их объемы рискуют оказаться меньше на 2-2,5%, чем могли бы при нормальном транспортном обеспечении.

 

Сочинские рекорды

За последние 8 лет объем государственной поддержки ОАО «РЖД» (прямые субсидии, взносы в уставной капитал и т.д.) вырос в 22 раза. Сейчас даже не верится, что в 2003 году власти тратили на госкомпанию всего-навсего 5 млрд рублей в год, ведь по итогам 2011 года это почти 120 млрд рублей. Как осваивается такое огромное количество денег?

Конечно, всегда есть рациональные объяснения. Сначала кризис и необходимость спасать стратегически важное предприятие. В последние же два года главной статьей расходов становится Сочи.

На строительство, которое в преддверии Олимпиады ведет РЖД, из бюджета было перечислено 80 и 70 млрд рублей в 2010 и 2011 годах соответственно. Общий «олимпийский» бюджет железнодорожной монополии – почти 200 млрд рублей. Это неудивительно, ведь сочинские состязания рискуют стать рекордными во всех смыслах. Общий бюджет уже самый большой за всю историю Зимних игр – более $40 млрд. На новую трассу Адлер – Красная Поляна, совмещающую автомобильную и железную дорогу, планируется потратить 227 млрд рублей. Это в 3 раза дороже, чем полет на Марс американского корабля Curiosity.

 

Морские порты №7 (2012)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ