Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Новые подходы – старые проблемы

Ж/Д транспорт
Новые подходы – старые проблемы

ОАО «РЖД» декларирует новые методы работы. Тарифы госмонополия теперь будет планировать не на 3, а на 5 лет, а договариваться с государством о финансировании — принципиально иным способом, на основе сетевого контракта. Впрочем, на практике пока все тихо: РЖД как всегда требуют очередного повышения тарифов, а государство в ответ откупается деньгами. Впечатляют только масштабы господдержки на 2013 год — по предварительным данным, вдвое больше, чем в текущем году.

Татьяна Лозовая

 

Пятилетние тарифы и сетевой контракт

Этой осенью ОАО «РЖД» готовится ввести сразу несколько новшеств. Во-первых, госмонополия намерена перей-

ти от 3-летнего к 5-летнему прогнозу роста тарифов на грузовые перевозки. При этом «такса» – по крайней мере в перспективе – должна устанавливаться с учетом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, то есть по RAB-методике. По словам представителя РЖД, данный пакет предложений уже направлен в Минтранс и до конца года будет рассмотрен правительством. К концу же года, как утверждает замминистра экономического развития Андрей Клепач, появится и долгосрочный прогноз развития экономики, поэтому планы по росту тарифов будут одобряться или отвергаться с учетом этого документа.

Во-вторых, в ближайшее время госмонополия должна разработать нормативные правовые акты по внедрению так называемого сетевого контракта. Его реализация на отдельных пилотных участках инфраструктуры стартует уже в следующем году. Сетевой контракт представляет собой долгосрочный договор (на 5-7 лет) между властью и РЖД.

«Правительство выделяет средства на поддержание и развитие инфраструктуры, а взамен требует от РЖД выполнения определенных показателей по качеству развития сети и приоритетных направлений, – объясняет генеральный директор ЗАО «Интегрированные транспортные системы» (компания по заказу госмонополии разработала данную концепцию) Юрий Елизарьев. – Контракт определяет, что должно быть в договоре: смета, определяющая размеры бюджетных ассигнований и собственных средств ОАО «РЖД», сроки, порядок и форма оплаты, порядок проверки соблюдения условий и другие параметры».

 

Ничего нового

При ближайшем рассмотрении, однако, новшества оказываются не самыми свежими и отнюдь не революционными. Так, на сегодняшний день не соблюдается даже 3-летнее планирование роста тарифов. Каждую осень между РЖД и Минэкономразвития разворачивается жаркая дискуссия по этому поводу. Госмонополия хочет максимум, так как это выгодно для ее кармана, а ведомство – минимум, поскольку повышение платы за грузоперевозки бьет по всей экономике.

От механической замены словосочетания «трехлетний план» на «пятилетний план» суть не изменится. Впрочем, даже на псевдодолгосрочное планирование госкомпания перейдет не раньше 2014 года.

Что касается внедрения RAB-методики – давней мечты президента РЖД Владимира Якунина то шансы здесь пока не велики. Официально запланированный рост тарифов на грузовые перевозки в 2013 году – 7%, что не мешает РЖД то и дело поднимать вопрос о добавке сюда 4%-процентной инвестиционной составляющей. С предложением повышать тариф с учетом возврата инвестиций в конце лета в очередной раз выступил вице-президент РЖД Вадим Морозов.

Однако Минэкономразвития, очевидно, не позволит тарифам взлететь сразу на 11%. В кулуарах ходят слухи, будто компромисс уже найден. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявляет, что объем господдержки РЖД в 2013 году может вырасти вдвое относительно текущей ситуации. Другими словами, субсидии и другие «подарки» из бюджета, возможно, достигнут 240 млрд рублей. А это значит, стороны, поторговавшись, пришли к старому решению: РЖД не поднимает тарифы слишком резко, а государство платит за это из казны. Естественно, ни о каком долгосрочном планировании речь в данном случае не идет, ведь невозможно заранее угадать, о какой компенсации (и, следовательно, о каком повышении тарифов) стороны договорятся очередной осенью.

А концепция сетевого контракта в принципе не содержит ничего нового. Власти и сейчас выделяют деньги на поддержку и развитие железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает руководитель Департамента регулирования тарифов Минэкономразвития (ведомство также занимается разработкой нормативной базы для сетевого контракта) Гамид Булатов, отличие лишь в том, что в настоящий момент государство не может внятно разъяснить, чего хочет от РЖД – нет установленных законом параметров.

Впрочем, аргумент выглядит несколько надуманным. Тот факт, что инфраструктура ветшает день ото дня и все хуже справляется с растущим грузопотоком, вряд ли связан с отсутствием бумаг и неких целевых показателей. Более того, это даже противоречит позиции г-на Якунина, который жалуется на хроническое недофинансирование, но никак не на отсутствие нормативов.

Непонятно и то, какими будут санкции за неисполнение сетевого контракта. Просто-напросто перекрыть финансирование национальному перевозчику не получится в силу социальной ответственности государства за перевозки, прежде всего, пассажирские. Государству останется лишь настаивать на увольнении неэффективных менеджеров, сорвавших контракт. Но ведь ничего не мешает делать это и сейчас – однако же никто этого не делает.

 

Государство нам поможет

Впервые ОАО «РЖД» подробно рассказывает о том, куда пошли выделенные ему бюджетные деньги, в отчете за 2008 год. До этого упоминание о субсидиях и компенсациях из федерального и местных бюджетов можно было обнаружить лишь в отчетности компании по МСФО. Вероятно, прозрачность, появившаяся в 2008 году, была связана с резким ростом выделенной суммы – 43,5 млрд рублей против 13 млрд годом ранее.

На что были потрачены деньги в 2008 году? Во-первых, компенсация выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования – 19 млрд рублей. Во-вторых, строительство олимпийских объектов на 24,5 млрд.

В 2009 году на РЖД в полной степени отразился кризис, и господдержка выросла аж до 106 млрд рублей. Тогда же впервые придумали компенсировать слишком медленный (по мнению госкомпании) рост тарифов на грузоперевозки. На это был направлен

41 млрд. Еще 36 млрд пошло на все ту же компенсацию междугородних перевозок пассажиров, 17 млрд – на строительство в Сочи, еще 11 млрд – на строительство обхода зоны техногенной аварии в г.Березники и покупку Тверского вагоностроительного завода.

Средства на инфраструктуру впервые были выделены отдельной строкой в 2010 году. Тогда на текущий ремонт объектов потратили 19 млрд рублей, на капитальный ремонт и реконструкцию – еще 20 млрд. В 2011 году инфраструктура «съела» еще 20 млрд бюджетных денег.

В целом поведение железнодорожной монополии можно охарактеризовать емкой фразой «аппетит приходит во время еды». Начав с малого и вроде бы необходимого – частичной компенсации убыточных, но социально важных пассажирских перевозок госкомпания прочно освоила бюджетное финансирование. Апеллируя к пресловутой инвестиционной составляющей в тарифе, монополия неизбежно получает госсредства. Поэтому, видимо, заботиться о повышении эффективности, повышая рентабельность, особого интереса у нее нет.

Между тем, рентабельность 1,34% (соотношение выручки и прибыли в 2011 году) – мизерный показатель, невозможный, например, для частной компании. Да и соотношение прибыли и господдержки, когда вторая превышает первую в 7 раз, невольно ставит вопрос о целесообразности данного бизнеса как такового.

 

Что построим?

Владимир Якунин недавно поделился своим видением стратегического развития РЖД, другими словами, на какие направления будет больше всего потрачено денег. Таковыми оказались регионы Сибири и Дальнего Востока. В сеть железных дорог до 2020 года необходимо инвестировать 4,1 трлн рублей (в ценах 2011 года). Из них 181 млрд рублей придется на Транссиб и 737 млрд рублей — на БАМ. Это связано с растущей нагрузкой на данные направления. Так, если общий грузооборот железнодорожного транспорта к 2020 году должен вырасти на 40%, то нагрузка на БАМ увеличится в 2,5 раза, а на подходы  к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу — почти в 3,5 раза.

«Сегодня бизнес весьма активно заявляет о своей готовности осваивать сибирские и дальневосточные месторождения, строить новые и расширять действующие в регионе горно-обогатительные и горно-металлургические комбинаты, наращивать мощности перегрузочных терминалов в портах Дальнего Востока, – заявил г-н Якунин. – Однако реализация этих планов требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надежной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объемами перевозок». 

Что будет, если транспортная инфраструктура не справится с новыми нагрузками? По расчетам г-на Якунина, наша страна тогда недополучит около 1,5% ВВП. Что касается валового регионального продукта Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, то их объемы рискуют оказаться меньше на 2-2,5%, чем могли бы при нормальном транспортном обеспечении.

 

Сочинские рекорды

За последние 8 лет объем государственной поддержки ОАО «РЖД» (прямые субсидии, взносы в уставной капитал и т.д.) вырос в 22 раза. Сейчас даже не верится, что в 2003 году власти тратили на госкомпанию всего-навсего 5 млрд рублей в год, ведь по итогам 2011 года это почти 120 млрд рублей. Как осваивается такое огромное количество денег?

Конечно, всегда есть рациональные объяснения. Сначала кризис и необходимость спасать стратегически важное предприятие. В последние же два года главной статьей расходов становится Сочи.

На строительство, которое в преддверии Олимпиады ведет РЖД, из бюджета было перечислено 80 и 70 млрд рублей в 2010 и 2011 годах соответственно. Общий «олимпийский» бюджет железнодорожной монополии – почти 200 млрд рублей. Это неудивительно, ведь сочинские состязания рискуют стать рекордными во всех смыслах. Общий бюджет уже самый большой за всю историю Зимних игр – более $40 млрд. На новую трассу Адлер – Красная Поляна, совмещающую автомобильную и железную дорогу, планируется потратить 227 млрд рублей. Это в 3 раза дороже, чем полет на Марс американского корабля Curiosity.

 

Морские порты №7 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...