Новые подходы – старые проблемы

Ж/Д транспорт
Новые подходы – старые проблемы

ОАО «РЖД» декларирует новые методы работы. Тарифы госмонополия теперь будет планировать не на 3, а на 5 лет, а договариваться с государством о финансировании — принципиально иным способом, на основе сетевого контракта. Впрочем, на практике пока все тихо: РЖД как всегда требуют очередного повышения тарифов, а государство в ответ откупается деньгами. Впечатляют только масштабы господдержки на 2013 год — по предварительным данным, вдвое больше, чем в текущем году.

Татьяна Лозовая

 

Пятилетние тарифы и сетевой контракт

Этой осенью ОАО «РЖД» готовится ввести сразу несколько новшеств. Во-первых, госмонополия намерена перей-

ти от 3-летнего к 5-летнему прогнозу роста тарифов на грузовые перевозки. При этом «такса» – по крайней мере в перспективе – должна устанавливаться с учетом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, то есть по RAB-методике. По словам представителя РЖД, данный пакет предложений уже направлен в Минтранс и до конца года будет рассмотрен правительством. К концу же года, как утверждает замминистра экономического развития Андрей Клепач, появится и долгосрочный прогноз развития экономики, поэтому планы по росту тарифов будут одобряться или отвергаться с учетом этого документа.

Во-вторых, в ближайшее время госмонополия должна разработать нормативные правовые акты по внедрению так называемого сетевого контракта. Его реализация на отдельных пилотных участках инфраструктуры стартует уже в следующем году. Сетевой контракт представляет собой долгосрочный договор (на 5-7 лет) между властью и РЖД.

«Правительство выделяет средства на поддержание и развитие инфраструктуры, а взамен требует от РЖД выполнения определенных показателей по качеству развития сети и приоритетных направлений, – объясняет генеральный директор ЗАО «Интегрированные транспортные системы» (компания по заказу госмонополии разработала данную концепцию) Юрий Елизарьев. – Контракт определяет, что должно быть в договоре: смета, определяющая размеры бюджетных ассигнований и собственных средств ОАО «РЖД», сроки, порядок и форма оплаты, порядок проверки соблюдения условий и другие параметры».

 

Ничего нового

При ближайшем рассмотрении, однако, новшества оказываются не самыми свежими и отнюдь не революционными. Так, на сегодняшний день не соблюдается даже 3-летнее планирование роста тарифов. Каждую осень между РЖД и Минэкономразвития разворачивается жаркая дискуссия по этому поводу. Госмонополия хочет максимум, так как это выгодно для ее кармана, а ведомство – минимум, поскольку повышение платы за грузоперевозки бьет по всей экономике.

От механической замены словосочетания «трехлетний план» на «пятилетний план» суть не изменится. Впрочем, даже на псевдодолгосрочное планирование госкомпания перейдет не раньше 2014 года.

Что касается внедрения RAB-методики – давней мечты президента РЖД Владимира Якунина то шансы здесь пока не велики. Официально запланированный рост тарифов на грузовые перевозки в 2013 году – 7%, что не мешает РЖД то и дело поднимать вопрос о добавке сюда 4%-процентной инвестиционной составляющей. С предложением повышать тариф с учетом возврата инвестиций в конце лета в очередной раз выступил вице-президент РЖД Вадим Морозов.

Однако Минэкономразвития, очевидно, не позволит тарифам взлететь сразу на 11%. В кулуарах ходят слухи, будто компромисс уже найден. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявляет, что объем господдержки РЖД в 2013 году может вырасти вдвое относительно текущей ситуации. Другими словами, субсидии и другие «подарки» из бюджета, возможно, достигнут 240 млрд рублей. А это значит, стороны, поторговавшись, пришли к старому решению: РЖД не поднимает тарифы слишком резко, а государство платит за это из казны. Естественно, ни о каком долгосрочном планировании речь в данном случае не идет, ведь невозможно заранее угадать, о какой компенсации (и, следовательно, о каком повышении тарифов) стороны договорятся очередной осенью.

А концепция сетевого контракта в принципе не содержит ничего нового. Власти и сейчас выделяют деньги на поддержку и развитие железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает руководитель Департамента регулирования тарифов Минэкономразвития (ведомство также занимается разработкой нормативной базы для сетевого контракта) Гамид Булатов, отличие лишь в том, что в настоящий момент государство не может внятно разъяснить, чего хочет от РЖД – нет установленных законом параметров.

Впрочем, аргумент выглядит несколько надуманным. Тот факт, что инфраструктура ветшает день ото дня и все хуже справляется с растущим грузопотоком, вряд ли связан с отсутствием бумаг и неких целевых показателей. Более того, это даже противоречит позиции г-на Якунина, который жалуется на хроническое недофинансирование, но никак не на отсутствие нормативов.

Непонятно и то, какими будут санкции за неисполнение сетевого контракта. Просто-напросто перекрыть финансирование национальному перевозчику не получится в силу социальной ответственности государства за перевозки, прежде всего, пассажирские. Государству останется лишь настаивать на увольнении неэффективных менеджеров, сорвавших контракт. Но ведь ничего не мешает делать это и сейчас – однако же никто этого не делает.

 

Государство нам поможет

Впервые ОАО «РЖД» подробно рассказывает о том, куда пошли выделенные ему бюджетные деньги, в отчете за 2008 год. До этого упоминание о субсидиях и компенсациях из федерального и местных бюджетов можно было обнаружить лишь в отчетности компании по МСФО. Вероятно, прозрачность, появившаяся в 2008 году, была связана с резким ростом выделенной суммы – 43,5 млрд рублей против 13 млрд годом ранее.

На что были потрачены деньги в 2008 году? Во-первых, компенсация выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования – 19 млрд рублей. Во-вторых, строительство олимпийских объектов на 24,5 млрд.

В 2009 году на РЖД в полной степени отразился кризис, и господдержка выросла аж до 106 млрд рублей. Тогда же впервые придумали компенсировать слишком медленный (по мнению госкомпании) рост тарифов на грузоперевозки. На это был направлен

41 млрд. Еще 36 млрд пошло на все ту же компенсацию междугородних перевозок пассажиров, 17 млрд – на строительство в Сочи, еще 11 млрд – на строительство обхода зоны техногенной аварии в г.Березники и покупку Тверского вагоностроительного завода.

Средства на инфраструктуру впервые были выделены отдельной строкой в 2010 году. Тогда на текущий ремонт объектов потратили 19 млрд рублей, на капитальный ремонт и реконструкцию – еще 20 млрд. В 2011 году инфраструктура «съела» еще 20 млрд бюджетных денег.

В целом поведение железнодорожной монополии можно охарактеризовать емкой фразой «аппетит приходит во время еды». Начав с малого и вроде бы необходимого – частичной компенсации убыточных, но социально важных пассажирских перевозок госкомпания прочно освоила бюджетное финансирование. Апеллируя к пресловутой инвестиционной составляющей в тарифе, монополия неизбежно получает госсредства. Поэтому, видимо, заботиться о повышении эффективности, повышая рентабельность, особого интереса у нее нет.

Между тем, рентабельность 1,34% (соотношение выручки и прибыли в 2011 году) – мизерный показатель, невозможный, например, для частной компании. Да и соотношение прибыли и господдержки, когда вторая превышает первую в 7 раз, невольно ставит вопрос о целесообразности данного бизнеса как такового.

 

Что построим?

Владимир Якунин недавно поделился своим видением стратегического развития РЖД, другими словами, на какие направления будет больше всего потрачено денег. Таковыми оказались регионы Сибири и Дальнего Востока. В сеть железных дорог до 2020 года необходимо инвестировать 4,1 трлн рублей (в ценах 2011 года). Из них 181 млрд рублей придется на Транссиб и 737 млрд рублей — на БАМ. Это связано с растущей нагрузкой на данные направления. Так, если общий грузооборот железнодорожного транспорта к 2020 году должен вырасти на 40%, то нагрузка на БАМ увеличится в 2,5 раза, а на подходы  к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу — почти в 3,5 раза.

«Сегодня бизнес весьма активно заявляет о своей готовности осваивать сибирские и дальневосточные месторождения, строить новые и расширять действующие в регионе горно-обогатительные и горно-металлургические комбинаты, наращивать мощности перегрузочных терминалов в портах Дальнего Востока, – заявил г-н Якунин. – Однако реализация этих планов требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надежной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объемами перевозок». 

Что будет, если транспортная инфраструктура не справится с новыми нагрузками? По расчетам г-на Якунина, наша страна тогда недополучит около 1,5% ВВП. Что касается валового регионального продукта Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, то их объемы рискуют оказаться меньше на 2-2,5%, чем могли бы при нормальном транспортном обеспечении.

 

Сочинские рекорды

За последние 8 лет объем государственной поддержки ОАО «РЖД» (прямые субсидии, взносы в уставной капитал и т.д.) вырос в 22 раза. Сейчас даже не верится, что в 2003 году власти тратили на госкомпанию всего-навсего 5 млрд рублей в год, ведь по итогам 2011 года это почти 120 млрд рублей. Как осваивается такое огромное количество денег?

Конечно, всегда есть рациональные объяснения. Сначала кризис и необходимость спасать стратегически важное предприятие. В последние же два года главной статьей расходов становится Сочи.

На строительство, которое в преддверии Олимпиады ведет РЖД, из бюджета было перечислено 80 и 70 млрд рублей в 2010 и 2011 годах соответственно. Общий «олимпийский» бюджет железнодорожной монополии – почти 200 млрд рублей. Это неудивительно, ведь сочинские состязания рискуют стать рекордными во всех смыслах. Общий бюджет уже самый большой за всю историю Зимних игр – более $40 млрд. На новую трассу Адлер – Красная Поляна, совмещающую автомобильную и железную дорогу, планируется потратить 227 млрд рублей. Это в 3 раза дороже, чем полет на Марс американского корабля Curiosity.

 

Морские порты №7 (2012)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...