ВАС России поставил РЖД на рельсы закона

Ж/Д транспорт
ВАС России поставил РЖД на рельсы закона

Материальная ответственность за сохранность грузов при авариях на железных дорогах полностью ложится на ОАО «РЖД», даже если вины самой компании в этом нет. Жирную точку в дискуссиях по этому вопросу поставил президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) России, безоговорочно встав на сторону грузоотправителей. Но, как ни странно, именно данное решение ВАС, по мнению экспертов отрасли, даст положительные результаты самой монополии и будет способствовать привлечению дополнительных грузов благодаря снижению рисков финансовых потерь при железнодорожных перевозках.

Руслан Ахметов

 

Монополия в судах

Как показывает практика, ОАО «РЖД» в последние годы стало завсегдатаем российских судов. В компании признают, что за 2012 год число исков к ней удвоилось – до более чем 10 тысяч, а сумма требований по ним увеличилась вчетверо – до 14 млрд рублей. Большую часть тяжб железнодорожникам удается выигрывать, однако иски примерно на 4,4 млрд рублей компания оценивает как потенциально проигрышные.

Как отмечает РЖД в своей отчетности, на конец 2011 года в судах рассматривались 5332 иска к монополии на сумму 3,6 млрд рублей, через год этот показатель вырос до 10793 исков на 14 млрд рублей. Компания даже создала резерв на 4,4 млрд рублей по судебным делам, где степень удовлетворения исков «высокая и очень высокая», а также сохранила резерв на сумму 931 млн рублей, созданный годом ранее.

Впервые резкий рост претензий случился в 2011 году: он стал следствием транспортного коллапса, когда многие грузовладельцы либо вообще не могли отправить свои грузы, либо сталкивались с задержками доставки. В 2012 году нехватки вагонов уже не ощущалось, однако РЖД так и не удалось преодолеть инфраструктурные ограничения. Как следствие, скорость доставки грузов продолжила падать. Если в 2011 году скорость движения товарных поездов с учетом погрузки и выгрузки составляла 247 км в сутки, то в 2012 году она снизилась до 219 км в сутки, или до 9,1 км/час.

За последние два года в 3 раза возросло и количество исков по поводу утраты грузов в основном в результате аварийных ситуаций, в частности, в связи со сходом вагонов с рельсов. В 2011-2012 годах и за 5 месяцев текущего года на железных дорогах России произошло около 40 подобных происшествий, когда грузоотправители зачастую лишались не только груза, но и вагонов. Это подтверждают и данные картотеки Высшего арбитражного суда.

Как правило, большинство претензий к РЖД связано с нарушением сроков доставки грузов, а также с чрезвычайными происшествиями. Чаще всего истцами выступают грузовладельцы, железнодорожные операторы и стивидорные компании. Но вот что характерно – лишь в единичных случаях РЖД признает свою вину и возмещает грузоотправителю материальный ущерб.

«В большинстве происшествий монополия находит различные поводы для ухода от ответственности: то находится дефект вагона или локомотива, то погодные условия стали причиной, – говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. – А чаще РЖД находит для пострадавшей компании такие доводы, что та вынуждена отказаться от претензии, потому что судебное разбирательство для компании впоследствии «аукнется» еще более существенными потерями».

«В 2012 году у нас были проблемы с РЖД по доставке и сохранности грузов, и нет гарантий, что их не будет в текущем году», — отмечает вице-президент по логистике ОАО «НЛМК» Александр Сапронов.

Впрочем, даже когда вина РЖД, что называется, лежит на поверхности, госкомпании и это частенько сходит с рук. Пример тому авария, которая произошла 9 мая 2013 года.

 

РЖД слегка пожурили

Инцидент произошел в ночь на 9 мая. При въезде на станцию Белая Калитва в Ростовской области грузовой состав (3 секции локомотива и более 50 вагонов) сошел с рельсов. Возник пожар, спровоцировавший взрыв одной из цистерн с пропаном и утечку токсичного химического вещества из другой. Из близлежащих домов были эвакуированы, по разным данным, от 500 до 2,7 тыс. человек. В общей сложности пострадали более 50 человек, из них около двух десятков были госпитализированы.

Причиной ЧП было названо превышение скорости на крутом повороте. Глава Минтранса России Максим Соколов на совещании по ликвидации последствий крушения грузового состава призвал железнодорожников «более требовательно» подходить к организации работы с персоналом и использованию автоматизированных средств контроля движения поездов. Он  потребовал от руководства РЖД «принять системные меры», чтобы не допускать в будущем подобных происшествий.

Из РЖД тут же ответили, что «приняты оперативные меры по предупреждению рисков возникновения подобных ситуаций», и что кроме этого, разрабатывается специальная программа мер, призванных стабилизировать положение с обеспечением безопасности движения в РЖД.

В ходе совещания М.Соколов указал также на необходимость оказать помощь пострадавшим и возместить ущерб, с чем в общем-то госкомпания согласилась и принялась подсчитывать нанесенный ущерб имуществу населения, проживающему в непосредственной близости от места происшествия.

Между тем, следствие имеет две приоритетных версии по делу о сходе поезда с рельсов – «нарушение локомотивной бригадой правил технической эксплуатации подвижного состава и техническая неисправность тепловоза». И если вина РЖД по этим основаниям будет доказана, то госкомпании придется возмещать ущерб не только пострадавшему населению, но и грузовладельцам и операторам вагонов, которым был нанесен экономический ущерб.

Однако в ходе расследования происшествия выявились весьма любопытные детали. В частности, как отметили в Росжелдоре, РЖД в данном случае не несет никакой материальной ответственности за вагоны и грузы аварийного состава. Дело в том, пояснили в ведомстве, что начиная с 2011 года РЖД после создания акционерных обществ «Первая грузовая компания» (ПГК) и «Вторая грузовая компания»» (ВГК), которым была передана основная часть грузовых вагонов, стало активно использовать так называемую агентскую схему организации взаимодействия с дочерними операторскими компаниями. В результате ОАО «РЖД» перестало напрямую исполнять обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава и отвечать за сохранность подвижного состава и грузов.

В ПГК, контрольным пакетом акций которого теперь владеют структуры Владимира Лисина, отказались комментировать детали произошедшей аварии. В компании «Трансойл», цистерны которой с пропаном загорелись, также отказались обсуждать ситуацию, отметив лишь, что «все вопросы отрегулированы с оператором».

Анализ сообщений РЖД для прессы в последние годы показывает, что причины той или иной аварии на сети монополии публично обозначаются лишь в том случае, если происшествие случилось по вине третьей стороны. В других ситуациях информация «замалчивается». Однако сейчас с распространением Интернета монополии все труднее становится избегать гласности.

 

О чем гласит 105-я статья устава

Росту прозрачности и улучшению ситуации в перевозочном процессе на железных дорогах, по мнению А.Сапронова из НЛМК, повлияли в том числе позиции территориальных подразделений ФАС и арбитражных судов, которые стали активнее защищать грузоотправителей и операторов от монопольных притязаний РЖД.

Показательным в этом вопросе стало нашумевшее дело по инциденту, произошедшему два года назад в Волгоградской области. 26 мая 2011 года на перегоне между станциями Гремячая и Колетниково, несмотря на запрещающий сигнал светофора и звуковые сигналы, водитель КамАЗа выехал на железнодорожные пути, где столкнулся с проходящим грузовым составом (водитель грузовика и находившийся с ним пассажир погибли, машинист поезда и его помощник получили ранения). Железнодорожное сообщение по Транссибу из-за повреждения путей было приостановлено более чем на сутки.

Перевозимые тем составом вагоны принадлежали компании «Русский мир». После аварии они уже не подлежали восстановлению и их пришлось продать на металлолом. Компания оценила потери в 3 млн рублей и обратилась в суд, требуя компенсации от РЖД. Арбитражный суд Москвы в апреле 2012 года поддержал эти требования, но позднее апелляционная и кассационная инстанции вступились за РЖД. Судьи сослались на то, что монополия невиновна в аварии и приняла необходимые меры для безопасной перевозки принадлежащего истцу имущества.

Ранее судебная практика по аналогичным делам была противоречивой: одни суды вставали на сторону грузовладельцев, другие — перевозчика. Недавно точку в разногласиях поставил Высший арбитражный суд (ВАС), приняв в этом споре сторону «Русского мира». По мнению председателя ВАС России Антона Иванова и его коллег по президиуму, статья 105 Устава железных дорог предусматривает ответственность перевозчика независимо от того, есть его вина в утрате и повреждении груза или нет.

Хотя ВАС принял решение не в пользу РЖД, этот прецедент устранит правовую неопределенность в данных вопросах, считают эксперты отрасли. По их мнению, в соответствие с решением ВАС компания вынуждена будет разработать четкий регламент досудебного урегулирования подобных ситуаций, а значит, снизит риски грузовладельцев. Привлекательность железнодорожных перевозок в результате вырастет, и полученная дополнительная выручка госкомпании с лихвой компенсирует возможные потери, не сомневаются эксперты.

В страховом обществе ЖАСО, участвовавшем в судебном разбирательстве в качестве третьей стороны, судебное решение прокомментировать почему-то отказались.

«Только в нашей стране операторы вагонов судятся с перевозчиком, — комментирует ситуацию генеральный директор информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Хорошо, что операторы все же задумываются о рисках и, как правило, страхуются».

«Решение ВАС создало небывалый прежде прецедент, — отмечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. — Если следовать его логике, необходимо вводить страхование ответственности перевозчика в ситуациях, когда виновны третьи лица. Но самое главное, Президиум ВАС поставил жирную точку в долгой дискуссии на тему о том, кто виноват, если из-за аварии на железной дороге потерян груз или вагоны. Вся ответственность, в том числе и финансовая, ложится на владельца транспортной инфраструктуры, каковым в данном случае является ОАО «РЖД». Таким образом, ВАС поставил РЖД на рельсы, на рельсы закона». 

 

Морские порты №5 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017 В Актау состоялись торжественные проводы ракетно-артиллерийских кораблей «Казахстан» и «Сарыарка» в ...

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам В Морском государственном университете им. адмирала Невельского 21 июля состоялась церемония вручени...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма «Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска, прерванную 18 июля из- за шторма, соо...

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие Показатели проб атмосферного воздуха и воды продемонстрировали эффективность природоохранной деятель...




Морской транспорт

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 8.06.2017 № 220 Архангельскому филиалу предприятия пе...

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта Неделю назад в Чукотском море атомный ледокол «Таймыр» взял под проводку модулевоз BigRoll Beaufort,...

Речной транспорт

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном В Татарстане суд запретил эксплуатировать судно «Ярославец Т-101Б», к правому борту которого был при...

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...