ВАС России поставил РЖД на рельсы закона

Ж/Д транспорт
ВАС России поставил РЖД на рельсы закона

Материальная ответственность за сохранность грузов при авариях на железных дорогах полностью ложится на ОАО «РЖД», даже если вины самой компании в этом нет. Жирную точку в дискуссиях по этому вопросу поставил президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) России, безоговорочно встав на сторону грузоотправителей. Но, как ни странно, именно данное решение ВАС, по мнению экспертов отрасли, даст положительные результаты самой монополии и будет способствовать привлечению дополнительных грузов благодаря снижению рисков финансовых потерь при железнодорожных перевозках.

Руслан Ахметов

 

Монополия в судах

Как показывает практика, ОАО «РЖД» в последние годы стало завсегдатаем российских судов. В компании признают, что за 2012 год число исков к ней удвоилось – до более чем 10 тысяч, а сумма требований по ним увеличилась вчетверо – до 14 млрд рублей. Большую часть тяжб железнодорожникам удается выигрывать, однако иски примерно на 4,4 млрд рублей компания оценивает как потенциально проигрышные.

Как отмечает РЖД в своей отчетности, на конец 2011 года в судах рассматривались 5332 иска к монополии на сумму 3,6 млрд рублей, через год этот показатель вырос до 10793 исков на 14 млрд рублей. Компания даже создала резерв на 4,4 млрд рублей по судебным делам, где степень удовлетворения исков «высокая и очень высокая», а также сохранила резерв на сумму 931 млн рублей, созданный годом ранее.

Впервые резкий рост претензий случился в 2011 году: он стал следствием транспортного коллапса, когда многие грузовладельцы либо вообще не могли отправить свои грузы, либо сталкивались с задержками доставки. В 2012 году нехватки вагонов уже не ощущалось, однако РЖД так и не удалось преодолеть инфраструктурные ограничения. Как следствие, скорость доставки грузов продолжила падать. Если в 2011 году скорость движения товарных поездов с учетом погрузки и выгрузки составляла 247 км в сутки, то в 2012 году она снизилась до 219 км в сутки, или до 9,1 км/час.

За последние два года в 3 раза возросло и количество исков по поводу утраты грузов в основном в результате аварийных ситуаций, в частности, в связи со сходом вагонов с рельсов. В 2011-2012 годах и за 5 месяцев текущего года на железных дорогах России произошло около 40 подобных происшествий, когда грузоотправители зачастую лишались не только груза, но и вагонов. Это подтверждают и данные картотеки Высшего арбитражного суда.

Как правило, большинство претензий к РЖД связано с нарушением сроков доставки грузов, а также с чрезвычайными происшествиями. Чаще всего истцами выступают грузовладельцы, железнодорожные операторы и стивидорные компании. Но вот что характерно – лишь в единичных случаях РЖД признает свою вину и возмещает грузоотправителю материальный ущерб.

«В большинстве происшествий монополия находит различные поводы для ухода от ответственности: то находится дефект вагона или локомотива, то погодные условия стали причиной, – говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. – А чаще РЖД находит для пострадавшей компании такие доводы, что та вынуждена отказаться от претензии, потому что судебное разбирательство для компании впоследствии «аукнется» еще более существенными потерями».

«В 2012 году у нас были проблемы с РЖД по доставке и сохранности грузов, и нет гарантий, что их не будет в текущем году», — отмечает вице-президент по логистике ОАО «НЛМК» Александр Сапронов.

Впрочем, даже когда вина РЖД, что называется, лежит на поверхности, госкомпании и это частенько сходит с рук. Пример тому авария, которая произошла 9 мая 2013 года.

 

РЖД слегка пожурили

Инцидент произошел в ночь на 9 мая. При въезде на станцию Белая Калитва в Ростовской области грузовой состав (3 секции локомотива и более 50 вагонов) сошел с рельсов. Возник пожар, спровоцировавший взрыв одной из цистерн с пропаном и утечку токсичного химического вещества из другой. Из близлежащих домов были эвакуированы, по разным данным, от 500 до 2,7 тыс. человек. В общей сложности пострадали более 50 человек, из них около двух десятков были госпитализированы.

Причиной ЧП было названо превышение скорости на крутом повороте. Глава Минтранса России Максим Соколов на совещании по ликвидации последствий крушения грузового состава призвал железнодорожников «более требовательно» подходить к организации работы с персоналом и использованию автоматизированных средств контроля движения поездов. Он  потребовал от руководства РЖД «принять системные меры», чтобы не допускать в будущем подобных происшествий.

Из РЖД тут же ответили, что «приняты оперативные меры по предупреждению рисков возникновения подобных ситуаций», и что кроме этого, разрабатывается специальная программа мер, призванных стабилизировать положение с обеспечением безопасности движения в РЖД.

В ходе совещания М.Соколов указал также на необходимость оказать помощь пострадавшим и возместить ущерб, с чем в общем-то госкомпания согласилась и принялась подсчитывать нанесенный ущерб имуществу населения, проживающему в непосредственной близости от места происшествия.

Между тем, следствие имеет две приоритетных версии по делу о сходе поезда с рельсов – «нарушение локомотивной бригадой правил технической эксплуатации подвижного состава и техническая неисправность тепловоза». И если вина РЖД по этим основаниям будет доказана, то госкомпании придется возмещать ущерб не только пострадавшему населению, но и грузовладельцам и операторам вагонов, которым был нанесен экономический ущерб.

Однако в ходе расследования происшествия выявились весьма любопытные детали. В частности, как отметили в Росжелдоре, РЖД в данном случае не несет никакой материальной ответственности за вагоны и грузы аварийного состава. Дело в том, пояснили в ведомстве, что начиная с 2011 года РЖД после создания акционерных обществ «Первая грузовая компания» (ПГК) и «Вторая грузовая компания»» (ВГК), которым была передана основная часть грузовых вагонов, стало активно использовать так называемую агентскую схему организации взаимодействия с дочерними операторскими компаниями. В результате ОАО «РЖД» перестало напрямую исполнять обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава и отвечать за сохранность подвижного состава и грузов.

В ПГК, контрольным пакетом акций которого теперь владеют структуры Владимира Лисина, отказались комментировать детали произошедшей аварии. В компании «Трансойл», цистерны которой с пропаном загорелись, также отказались обсуждать ситуацию, отметив лишь, что «все вопросы отрегулированы с оператором».

Анализ сообщений РЖД для прессы в последние годы показывает, что причины той или иной аварии на сети монополии публично обозначаются лишь в том случае, если происшествие случилось по вине третьей стороны. В других ситуациях информация «замалчивается». Однако сейчас с распространением Интернета монополии все труднее становится избегать гласности.

 

О чем гласит 105-я статья устава

Росту прозрачности и улучшению ситуации в перевозочном процессе на железных дорогах, по мнению А.Сапронова из НЛМК, повлияли в том числе позиции территориальных подразделений ФАС и арбитражных судов, которые стали активнее защищать грузоотправителей и операторов от монопольных притязаний РЖД.

Показательным в этом вопросе стало нашумевшее дело по инциденту, произошедшему два года назад в Волгоградской области. 26 мая 2011 года на перегоне между станциями Гремячая и Колетниково, несмотря на запрещающий сигнал светофора и звуковые сигналы, водитель КамАЗа выехал на железнодорожные пути, где столкнулся с проходящим грузовым составом (водитель грузовика и находившийся с ним пассажир погибли, машинист поезда и его помощник получили ранения). Железнодорожное сообщение по Транссибу из-за повреждения путей было приостановлено более чем на сутки.

Перевозимые тем составом вагоны принадлежали компании «Русский мир». После аварии они уже не подлежали восстановлению и их пришлось продать на металлолом. Компания оценила потери в 3 млн рублей и обратилась в суд, требуя компенсации от РЖД. Арбитражный суд Москвы в апреле 2012 года поддержал эти требования, но позднее апелляционная и кассационная инстанции вступились за РЖД. Судьи сослались на то, что монополия невиновна в аварии и приняла необходимые меры для безопасной перевозки принадлежащего истцу имущества.

Ранее судебная практика по аналогичным делам была противоречивой: одни суды вставали на сторону грузовладельцев, другие — перевозчика. Недавно точку в разногласиях поставил Высший арбитражный суд (ВАС), приняв в этом споре сторону «Русского мира». По мнению председателя ВАС России Антона Иванова и его коллег по президиуму, статья 105 Устава железных дорог предусматривает ответственность перевозчика независимо от того, есть его вина в утрате и повреждении груза или нет.

Хотя ВАС принял решение не в пользу РЖД, этот прецедент устранит правовую неопределенность в данных вопросах, считают эксперты отрасли. По их мнению, в соответствие с решением ВАС компания вынуждена будет разработать четкий регламент досудебного урегулирования подобных ситуаций, а значит, снизит риски грузовладельцев. Привлекательность железнодорожных перевозок в результате вырастет, и полученная дополнительная выручка госкомпании с лихвой компенсирует возможные потери, не сомневаются эксперты.

В страховом обществе ЖАСО, участвовавшем в судебном разбирательстве в качестве третьей стороны, судебное решение прокомментировать почему-то отказались.

«Только в нашей стране операторы вагонов судятся с перевозчиком, — комментирует ситуацию генеральный директор информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Хорошо, что операторы все же задумываются о рисках и, как правило, страхуются».

«Решение ВАС создало небывалый прежде прецедент, — отмечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. — Если следовать его логике, необходимо вводить страхование ответственности перевозчика в ситуациях, когда виновны третьи лица. Но самое главное, Президиум ВАС поставил жирную точку в долгой дискуссии на тему о том, кто виноват, если из-за аварии на железной дороге потерян груз или вагоны. Вся ответственность, в том числе и финансовая, ложится на владельца транспортной инфраструктуры, каковым в данном случае является ОАО «РЖД». Таким образом, ВАС поставил РЖД на рельсы, на рельсы закона». 

 

Морские порты №5 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...