Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

ВАС России поставил РЖД на рельсы закона

Ж/Д транспорт
ВАС России поставил РЖД на рельсы закона

Материальная ответственность за сохранность грузов при авариях на железных дорогах полностью ложится на ОАО «РЖД», даже если вины самой компании в этом нет. Жирную точку в дискуссиях по этому вопросу поставил президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) России, безоговорочно встав на сторону грузоотправителей. Но, как ни странно, именно данное решение ВАС, по мнению экспертов отрасли, даст положительные результаты самой монополии и будет способствовать привлечению дополнительных грузов благодаря снижению рисков финансовых потерь при железнодорожных перевозках.

Руслан Ахметов

 

Монополия в судах

Как показывает практика, ОАО «РЖД» в последние годы стало завсегдатаем российских судов. В компании признают, что за 2012 год число исков к ней удвоилось – до более чем 10 тысяч, а сумма требований по ним увеличилась вчетверо – до 14 млрд рублей. Большую часть тяжб железнодорожникам удается выигрывать, однако иски примерно на 4,4 млрд рублей компания оценивает как потенциально проигрышные.

Как отмечает РЖД в своей отчетности, на конец 2011 года в судах рассматривались 5332 иска к монополии на сумму 3,6 млрд рублей, через год этот показатель вырос до 10793 исков на 14 млрд рублей. Компания даже создала резерв на 4,4 млрд рублей по судебным делам, где степень удовлетворения исков «высокая и очень высокая», а также сохранила резерв на сумму 931 млн рублей, созданный годом ранее.

Впервые резкий рост претензий случился в 2011 году: он стал следствием транспортного коллапса, когда многие грузовладельцы либо вообще не могли отправить свои грузы, либо сталкивались с задержками доставки. В 2012 году нехватки вагонов уже не ощущалось, однако РЖД так и не удалось преодолеть инфраструктурные ограничения. Как следствие, скорость доставки грузов продолжила падать. Если в 2011 году скорость движения товарных поездов с учетом погрузки и выгрузки составляла 247 км в сутки, то в 2012 году она снизилась до 219 км в сутки, или до 9,1 км/час.

За последние два года в 3 раза возросло и количество исков по поводу утраты грузов в основном в результате аварийных ситуаций, в частности, в связи со сходом вагонов с рельсов. В 2011-2012 годах и за 5 месяцев текущего года на железных дорогах России произошло около 40 подобных происшествий, когда грузоотправители зачастую лишались не только груза, но и вагонов. Это подтверждают и данные картотеки Высшего арбитражного суда.

Как правило, большинство претензий к РЖД связано с нарушением сроков доставки грузов, а также с чрезвычайными происшествиями. Чаще всего истцами выступают грузовладельцы, железнодорожные операторы и стивидорные компании. Но вот что характерно – лишь в единичных случаях РЖД признает свою вину и возмещает грузоотправителю материальный ущерб.

«В большинстве происшествий монополия находит различные поводы для ухода от ответственности: то находится дефект вагона или локомотива, то погодные условия стали причиной, – говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. – А чаще РЖД находит для пострадавшей компании такие доводы, что та вынуждена отказаться от претензии, потому что судебное разбирательство для компании впоследствии «аукнется» еще более существенными потерями».

«В 2012 году у нас были проблемы с РЖД по доставке и сохранности грузов, и нет гарантий, что их не будет в текущем году», — отмечает вице-президент по логистике ОАО «НЛМК» Александр Сапронов.

Впрочем, даже когда вина РЖД, что называется, лежит на поверхности, госкомпании и это частенько сходит с рук. Пример тому авария, которая произошла 9 мая 2013 года.

 

РЖД слегка пожурили

Инцидент произошел в ночь на 9 мая. При въезде на станцию Белая Калитва в Ростовской области грузовой состав (3 секции локомотива и более 50 вагонов) сошел с рельсов. Возник пожар, спровоцировавший взрыв одной из цистерн с пропаном и утечку токсичного химического вещества из другой. Из близлежащих домов были эвакуированы, по разным данным, от 500 до 2,7 тыс. человек. В общей сложности пострадали более 50 человек, из них около двух десятков были госпитализированы.

Причиной ЧП было названо превышение скорости на крутом повороте. Глава Минтранса России Максим Соколов на совещании по ликвидации последствий крушения грузового состава призвал железнодорожников «более требовательно» подходить к организации работы с персоналом и использованию автоматизированных средств контроля движения поездов. Он  потребовал от руководства РЖД «принять системные меры», чтобы не допускать в будущем подобных происшествий.

Из РЖД тут же ответили, что «приняты оперативные меры по предупреждению рисков возникновения подобных ситуаций», и что кроме этого, разрабатывается специальная программа мер, призванных стабилизировать положение с обеспечением безопасности движения в РЖД.

В ходе совещания М.Соколов указал также на необходимость оказать помощь пострадавшим и возместить ущерб, с чем в общем-то госкомпания согласилась и принялась подсчитывать нанесенный ущерб имуществу населения, проживающему в непосредственной близости от места происшествия.

Между тем, следствие имеет две приоритетных версии по делу о сходе поезда с рельсов – «нарушение локомотивной бригадой правил технической эксплуатации подвижного состава и техническая неисправность тепловоза». И если вина РЖД по этим основаниям будет доказана, то госкомпании придется возмещать ущерб не только пострадавшему населению, но и грузовладельцам и операторам вагонов, которым был нанесен экономический ущерб.

Однако в ходе расследования происшествия выявились весьма любопытные детали. В частности, как отметили в Росжелдоре, РЖД в данном случае не несет никакой материальной ответственности за вагоны и грузы аварийного состава. Дело в том, пояснили в ведомстве, что начиная с 2011 года РЖД после создания акционерных обществ «Первая грузовая компания» (ПГК) и «Вторая грузовая компания»» (ВГК), которым была передана основная часть грузовых вагонов, стало активно использовать так называемую агентскую схему организации взаимодействия с дочерними операторскими компаниями. В результате ОАО «РЖД» перестало напрямую исполнять обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава и отвечать за сохранность подвижного состава и грузов.

В ПГК, контрольным пакетом акций которого теперь владеют структуры Владимира Лисина, отказались комментировать детали произошедшей аварии. В компании «Трансойл», цистерны которой с пропаном загорелись, также отказались обсуждать ситуацию, отметив лишь, что «все вопросы отрегулированы с оператором».

Анализ сообщений РЖД для прессы в последние годы показывает, что причины той или иной аварии на сети монополии публично обозначаются лишь в том случае, если происшествие случилось по вине третьей стороны. В других ситуациях информация «замалчивается». Однако сейчас с распространением Интернета монополии все труднее становится избегать гласности.

 

О чем гласит 105-я статья устава

Росту прозрачности и улучшению ситуации в перевозочном процессе на железных дорогах, по мнению А.Сапронова из НЛМК, повлияли в том числе позиции территориальных подразделений ФАС и арбитражных судов, которые стали активнее защищать грузоотправителей и операторов от монопольных притязаний РЖД.

Показательным в этом вопросе стало нашумевшее дело по инциденту, произошедшему два года назад в Волгоградской области. 26 мая 2011 года на перегоне между станциями Гремячая и Колетниково, несмотря на запрещающий сигнал светофора и звуковые сигналы, водитель КамАЗа выехал на железнодорожные пути, где столкнулся с проходящим грузовым составом (водитель грузовика и находившийся с ним пассажир погибли, машинист поезда и его помощник получили ранения). Железнодорожное сообщение по Транссибу из-за повреждения путей было приостановлено более чем на сутки.

Перевозимые тем составом вагоны принадлежали компании «Русский мир». После аварии они уже не подлежали восстановлению и их пришлось продать на металлолом. Компания оценила потери в 3 млн рублей и обратилась в суд, требуя компенсации от РЖД. Арбитражный суд Москвы в апреле 2012 года поддержал эти требования, но позднее апелляционная и кассационная инстанции вступились за РЖД. Судьи сослались на то, что монополия невиновна в аварии и приняла необходимые меры для безопасной перевозки принадлежащего истцу имущества.

Ранее судебная практика по аналогичным делам была противоречивой: одни суды вставали на сторону грузовладельцев, другие — перевозчика. Недавно точку в разногласиях поставил Высший арбитражный суд (ВАС), приняв в этом споре сторону «Русского мира». По мнению председателя ВАС России Антона Иванова и его коллег по президиуму, статья 105 Устава железных дорог предусматривает ответственность перевозчика независимо от того, есть его вина в утрате и повреждении груза или нет.

Хотя ВАС принял решение не в пользу РЖД, этот прецедент устранит правовую неопределенность в данных вопросах, считают эксперты отрасли. По их мнению, в соответствие с решением ВАС компания вынуждена будет разработать четкий регламент досудебного урегулирования подобных ситуаций, а значит, снизит риски грузовладельцев. Привлекательность железнодорожных перевозок в результате вырастет, и полученная дополнительная выручка госкомпании с лихвой компенсирует возможные потери, не сомневаются эксперты.

В страховом обществе ЖАСО, участвовавшем в судебном разбирательстве в качестве третьей стороны, судебное решение прокомментировать почему-то отказались.

«Только в нашей стране операторы вагонов судятся с перевозчиком, — комментирует ситуацию генеральный директор информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Хорошо, что операторы все же задумываются о рисках и, как правило, страхуются».

«Решение ВАС создало небывалый прежде прецедент, — отмечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. — Если следовать его логике, необходимо вводить страхование ответственности перевозчика в ситуациях, когда виновны третьи лица. Но самое главное, Президиум ВАС поставил жирную точку в долгой дискуссии на тему о том, кто виноват, если из-за аварии на железной дороге потерян груз или вагоны. Вся ответственность, в том числе и финансовая, ложится на владельца транспортной инфраструктуры, каковым в данном случае является ОАО «РЖД». Таким образом, ВАС поставил РЖД на рельсы, на рельсы закона». 

 

Морские порты №5 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...