Прозрачно, эффективно, несбыточно - Морские вести России

Прозрачно, эффективно, несбыточно

08.01.2014

Российская экономика

Правительству Медведева дан ряд поручений: не только обуздать рост тарифов естественных монополий, но и придумать, каким образом контролировать их инвестиционные программы, то есть крупнейшие расходы. Подготовить предложения нужно к 1 сентября. Задача непростая – правительство утратило контроль над инвестиционными программами монополистов еще в 2003 году. Поэтому далеко не все эксперты верят, что г-н Медведев справится с данными поручениями. Между тем, бизнес считает, что тарифы естественных монополий – едва ли не основное препятствие его развитию.

Александра Васильцева

 

Главный барьер

У естественных монополий появился мощный оппонент – основатель и владелец «Базового элемента» (объединяет «РУСАЛ», группу «ГАЗ» и другие активы) Олег Дерипаска. На состоявшейся 23 мая встрече Президента

В.Путина с бизнес-сообществом олигарх рассказал, что в этом году заводы «РУСАЛа» впервые за всю историю снизили объем производства. Причины в слишком стремительном росте тарифов на электроэнергию и газ – скачок в 3,3 раза (правда, для промышленных потребителей – в среднем в 2,1 раза) и 2,6 раза соответственно.

В целом предприниматели назвали три главных фактора, препятствующих развитию бизнеса: высокие и сложно администрируемые налоги, постоянный рост тарифов монополий и дороговизна банковских кредитов. Причем наибольшим злом являются тарифы, поскольку именно они «разгоняют» инфляцию и, значит, влияют на стоимость займов.

Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка напомнил об уникальной ситуации 2012 года, когда тарифы были проиндексированы только с 1 июля. В течение первого полугодия инфляция в годовом исчислении равнялась всего 3,5% (уровень как в Великобритании). «Мы получили экспериментальное, близкое к математически точному доказательство вклада немонетарных монопольных факторов в общий уровень инфляции. В середине года тарифы проиндексировали, по году мы получили почти 7%-процентную инфляцию вновь», – резюмировал А.Галушка.

По расчетам Бориса Титова, уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей, вклад естественных монополий в общую инфляцию вовсе составляет две трети. Получается странная ситуация. Монополии жалуются на дорогие кредиты и повышают тарифы, чтобы профинансировать инвестпрограммы. Тарифы «разгоняют» инфляцию, а инфляция – это повод вновь проиндексировать тарифы. Из-за быстрого обесценивания денег растут ставки по банковским кредитам. А дороговизна кредитов мешает привлекать их к инвестиционным программам тех же монополий. Выходит замкнутый круг.

Олег Дерипаска подчеркнул, насколько опасно происходящее на фоне вступления России в ВТО. Ведь товары, которые импортируются в Россию, имеют совсем другую себестоимость. «В Америке тариф (на газ. – Ред.) с 2008 года с $341 снизился в среднем до $122. Бразилия, посмотрев, что «перекормила» естественные монополии, снизила тарифы для промышленных потребителей с начала года на 30%», – рассказал владелец «Базового элемента».

Еще одна серьезная проблема – присоединение к инфраструктуре естественных монополий. О.Дераписка привел в пример небольшое предприятие в Краснодарском крае, занятое производством стройматериалов. Подключение к электросетям ему обходится в 180 млн рублей, а к железной дороге – 62 млн. Такие условия просто неподъемны для многих «молодых» производств.

Член генерального совета «Деловой России» Александр Осипов напомнил, что во многих странах присоединение к сетям стоит дешево. Естественным монополиям выгодны новые потребители, поскольку они создают дополнительный спрос. Поэтому поставщики электроэнергии или газа берут часть расходов на себя, привлекая для этого дешевые кредиты, как правило, через механизм инфраструктурных облигаций. Такая модель могла бы работать и в России.

Завершая выступление, О.Дерипаска высказал три основных предложения. Во-первых, не допускать рост тарифов выше инфляции. Во-вторых, обеспечить бесплатный доступ потребителей к инфраструктуре основных монополий. В-третьих, установить контроль над инвестпрограммами таких организаций, причем допустить к нему именно потребителей.

14 июня на официальном сайте Президента РФ появился ряд поручений правительству. В части естественных монополий они почти полностью повторяют тезисы г-на Дерипаски с парой исключений. Так, речь идет не о бесплатном доступе потребителя к инфраструктуре, но о «недопущении необоснованных издержек». Также не сказано о привязке роста тарифов именно к инфляции, хотя и призывается его ограничить.

 

Контроль – дело непростое

Удастся ли премьеру Д.Медведеву выполнить данное поручение? В части ограничения роста тарифов наработки уже есть. Например, Минэкономразвития уже предлагало ежегодную индексацию тарифов на газ 5% вместо прежних 15%, а для электросетей – 6% вместо ранее запланированных 9-10%.

А вот с контролем над инвестициями – сложнее. В последний раз Правительство РФ рассматривало проекты бюджетов и инвестпрограмм естественных монополий в декабре 2002 года. Перед тем, как вынести эти документы на заседание, с ними плотно работало Минэкономразвития (на тот момент МЭРТ). Но с 2003 года данные механизмы перестали работать, естественные монополии почувствовали себя достаточно свободно в части инвестпрограмм и теперь совсем не желают менять статус-кво.

Газета «КоммерсантЪ» спросила представителей нескольких таких организаций, что они думают про нововведение. «Правительство осуществляет контроль инвестиционной программы «Газпрома» через своих представителей в этой компании», – заявил Сергей Куприянов из пресс-службы газового монополиста. В «Транснефти» полагают, что общественный контроль над их инвестициями уже существует – на официальном сайте госмонополии можно найти сведения обо всех проектах и сроках реализации, правда, там отсутствует их стоимость. Кроме того, контроль – это нечто большее, чем возможность получить информацию в режиме «только для чтения». Но главу «Транснефти» Николая Токарева, видимо, это не смущает...

Правительство Медведева уже пыталось добиться контроля. В прошлом году даже появилось постановление, обязывающее естественные монополии согласовывать и утверждать инвестиционные планы. Но все так и осталось на бумаге. Не обречена ли на провал новая попытка – большой вопрос.

 

Скрывая неэффективность

Почему естественные монополии так противятся контролю? Самое очевидное объяснение (если не брать в расчет коррупционную составляющую) – стремление скрыть собственную неэффективность. Не так давно, например, объектом критики в западных СМИ стало ОАО «Газпром». По мнению экономиста Андерса Ослунда (сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона в Вашингтоне), за последние 10 лет газовый гигант «проспал» (то есть не учел в своих инвестициях), как минимум, три крупных события – экспансию сланцевого газа в США, глобальный бум СПГ и рост спроса в Китае. При этом монополия отнюдь не экономила на развитии. По расчетам аналитиков Сбербанка, на добычу газа в год нужно тратить $11 млрд, однако в 2011 году расходы «Газпрома» составили $53 млрд, а в 2012 – $43,2.

За примерами неудачных вложений далеко ходить не надо. Большие средства, в том числе в 2012 году вкладывались в обустройство Бованенковского газового месторождения. Ранее туда была протянута железнодорожная линия от станции Обская протяженностью более 520 км по тундре. Газ с месторождения поставляется по трубе, а персонал обычно забрасывается самолетами, например, из Надыма. Еще в 2009 году глава компании Алексей Миллер предложил РЖД выкупить эту ветку по себестоимости – за 130 млрд рублей. Связано это было с экономической неэффективность линии. Затраты на нее вряд ли окупятся.

Хорошим «аппетитом» по части инвестиционных программ обычно отличается ОАО «РЖД». Например, на 2012 год планировались расходы 447 млрд

рублей. Как говорили сами представители госкомпании, это «самая масштабная инвестпрограмма за всю историю». Однако не хватило и этих денег. По факту в 2012 году было потрачено более 490 млрд рулей.

На 2013 год РЖД запланирована меньшая цифра, но, во-первых, она еще может вырасти, во-вторых, заканчивается строительство беспрецедентно дорогой «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис (по состоянию на конец 2011 года РЖД потратили на нее более 200 млрд рублей, окончательная же цифра может приблизиться к 270 млрд).

В текущем году, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, госмонополия занимается усилением подходов к портам, прежде всего, Северо-Запада и Юга России. Кроме того, собирается купить 770 новых локомотивов, модернизировать системы управления движением, повышать уровень безопасности, инвестировать в человеческий капитал.

Но это только часть планов. Отдельной строкой идет модернизация Транссиба и БАМа стоимостью 560 млрд рублей (до 2018 года, на БАМ пойдет примерно 360 млрд рублей, оставшееся деньги – на Транссиб). Правительство дает 260 млрд рублей, об этом в конце апреля говорил Дмитрий Медведев. Средства, вероятно, возьмут из Фонда национального благосостояния. Что касается оставшихся 300 млрд, то их будет искать сама госкомпания – вероятно, она выпустит инфраструктурные облигации. Причем выкупать их, по задумке г-на Якунина, будет Пенсионный фонд РФ.

Если не будет контроля над всеми этими расходами, есть шанс, что деньги – и из бюджета, и из Пенсионного фонда – будут потрачены также бездарно, как, например, «Газпромом» на линию Обская – Бованеково. Кстати, по мнению ряда экспертов, целесообразность строительства супердорогостоящей «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис также находится под сомнением – после Олимпиады в Сочи она вряд ли когда-нибудь окупится.

 

Морские порты №5 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ