Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Прозрачно, эффективно, несбыточно

Российская экономика
Прозрачно, эффективно, несбыточно

Правительству Медведева дан ряд поручений: не только обуздать рост тарифов естественных монополий, но и придумать, каким образом контролировать их инвестиционные программы, то есть крупнейшие расходы. Подготовить предложения нужно к 1 сентября. Задача непростая – правительство утратило контроль над инвестиционными программами монополистов еще в 2003 году. Поэтому далеко не все эксперты верят, что г-н Медведев справится с данными поручениями. Между тем, бизнес считает, что тарифы естественных монополий – едва ли не основное препятствие его развитию.

Александра Васильцева

 

Главный барьер

У естественных монополий появился мощный оппонент – основатель и владелец «Базового элемента» (объединяет «РУСАЛ», группу «ГАЗ» и другие активы) Олег Дерипаска. На состоявшейся 23 мая встрече Президента

В.Путина с бизнес-сообществом олигарх рассказал, что в этом году заводы «РУСАЛа» впервые за всю историю снизили объем производства. Причины в слишком стремительном росте тарифов на электроэнергию и газ – скачок в 3,3 раза (правда, для промышленных потребителей – в среднем в 2,1 раза) и 2,6 раза соответственно.

В целом предприниматели назвали три главных фактора, препятствующих развитию бизнеса: высокие и сложно администрируемые налоги, постоянный рост тарифов монополий и дороговизна банковских кредитов. Причем наибольшим злом являются тарифы, поскольку именно они «разгоняют» инфляцию и, значит, влияют на стоимость займов.

Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка напомнил об уникальной ситуации 2012 года, когда тарифы были проиндексированы только с 1 июля. В течение первого полугодия инфляция в годовом исчислении равнялась всего 3,5% (уровень как в Великобритании). «Мы получили экспериментальное, близкое к математически точному доказательство вклада немонетарных монопольных факторов в общий уровень инфляции. В середине года тарифы проиндексировали, по году мы получили почти 7%-процентную инфляцию вновь», – резюмировал А.Галушка.

По расчетам Бориса Титова, уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей, вклад естественных монополий в общую инфляцию вовсе составляет две трети. Получается странная ситуация. Монополии жалуются на дорогие кредиты и повышают тарифы, чтобы профинансировать инвестпрограммы. Тарифы «разгоняют» инфляцию, а инфляция – это повод вновь проиндексировать тарифы. Из-за быстрого обесценивания денег растут ставки по банковским кредитам. А дороговизна кредитов мешает привлекать их к инвестиционным программам тех же монополий. Выходит замкнутый круг.

Олег Дерипаска подчеркнул, насколько опасно происходящее на фоне вступления России в ВТО. Ведь товары, которые импортируются в Россию, имеют совсем другую себестоимость. «В Америке тариф (на газ. – Ред.) с 2008 года с $341 снизился в среднем до $122. Бразилия, посмотрев, что «перекормила» естественные монополии, снизила тарифы для промышленных потребителей с начала года на 30%», – рассказал владелец «Базового элемента».

Еще одна серьезная проблема – присоединение к инфраструктуре естественных монополий. О.Дераписка привел в пример небольшое предприятие в Краснодарском крае, занятое производством стройматериалов. Подключение к электросетям ему обходится в 180 млн рублей, а к железной дороге – 62 млн. Такие условия просто неподъемны для многих «молодых» производств.

Член генерального совета «Деловой России» Александр Осипов напомнил, что во многих странах присоединение к сетям стоит дешево. Естественным монополиям выгодны новые потребители, поскольку они создают дополнительный спрос. Поэтому поставщики электроэнергии или газа берут часть расходов на себя, привлекая для этого дешевые кредиты, как правило, через механизм инфраструктурных облигаций. Такая модель могла бы работать и в России.

Завершая выступление, О.Дерипаска высказал три основных предложения. Во-первых, не допускать рост тарифов выше инфляции. Во-вторых, обеспечить бесплатный доступ потребителей к инфраструктуре основных монополий. В-третьих, установить контроль над инвестпрограммами таких организаций, причем допустить к нему именно потребителей.

14 июня на официальном сайте Президента РФ появился ряд поручений правительству. В части естественных монополий они почти полностью повторяют тезисы г-на Дерипаски с парой исключений. Так, речь идет не о бесплатном доступе потребителя к инфраструктуре, но о «недопущении необоснованных издержек». Также не сказано о привязке роста тарифов именно к инфляции, хотя и призывается его ограничить.

 

Контроль – дело непростое

Удастся ли премьеру Д.Медведеву выполнить данное поручение? В части ограничения роста тарифов наработки уже есть. Например, Минэкономразвития уже предлагало ежегодную индексацию тарифов на газ 5% вместо прежних 15%, а для электросетей – 6% вместо ранее запланированных 9-10%.

А вот с контролем над инвестициями – сложнее. В последний раз Правительство РФ рассматривало проекты бюджетов и инвестпрограмм естественных монополий в декабре 2002 года. Перед тем, как вынести эти документы на заседание, с ними плотно работало Минэкономразвития (на тот момент МЭРТ). Но с 2003 года данные механизмы перестали работать, естественные монополии почувствовали себя достаточно свободно в части инвестпрограмм и теперь совсем не желают менять статус-кво.

Газета «КоммерсантЪ» спросила представителей нескольких таких организаций, что они думают про нововведение. «Правительство осуществляет контроль инвестиционной программы «Газпрома» через своих представителей в этой компании», – заявил Сергей Куприянов из пресс-службы газового монополиста. В «Транснефти» полагают, что общественный контроль над их инвестициями уже существует – на официальном сайте госмонополии можно найти сведения обо всех проектах и сроках реализации, правда, там отсутствует их стоимость. Кроме того, контроль – это нечто большее, чем возможность получить информацию в режиме «только для чтения». Но главу «Транснефти» Николая Токарева, видимо, это не смущает...

Правительство Медведева уже пыталось добиться контроля. В прошлом году даже появилось постановление, обязывающее естественные монополии согласовывать и утверждать инвестиционные планы. Но все так и осталось на бумаге. Не обречена ли на провал новая попытка – большой вопрос.

 

Скрывая неэффективность

Почему естественные монополии так противятся контролю? Самое очевидное объяснение (если не брать в расчет коррупционную составляющую) – стремление скрыть собственную неэффективность. Не так давно, например, объектом критики в западных СМИ стало ОАО «Газпром». По мнению экономиста Андерса Ослунда (сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона в Вашингтоне), за последние 10 лет газовый гигант «проспал» (то есть не учел в своих инвестициях), как минимум, три крупных события – экспансию сланцевого газа в США, глобальный бум СПГ и рост спроса в Китае. При этом монополия отнюдь не экономила на развитии. По расчетам аналитиков Сбербанка, на добычу газа в год нужно тратить $11 млрд, однако в 2011 году расходы «Газпрома» составили $53 млрд, а в 2012 – $43,2.

За примерами неудачных вложений далеко ходить не надо. Большие средства, в том числе в 2012 году вкладывались в обустройство Бованенковского газового месторождения. Ранее туда была протянута железнодорожная линия от станции Обская протяженностью более 520 км по тундре. Газ с месторождения поставляется по трубе, а персонал обычно забрасывается самолетами, например, из Надыма. Еще в 2009 году глава компании Алексей Миллер предложил РЖД выкупить эту ветку по себестоимости – за 130 млрд рублей. Связано это было с экономической неэффективность линии. Затраты на нее вряд ли окупятся.

Хорошим «аппетитом» по части инвестиционных программ обычно отличается ОАО «РЖД». Например, на 2012 год планировались расходы 447 млрд

рублей. Как говорили сами представители госкомпании, это «самая масштабная инвестпрограмма за всю историю». Однако не хватило и этих денег. По факту в 2012 году было потрачено более 490 млрд рулей.

На 2013 год РЖД запланирована меньшая цифра, но, во-первых, она еще может вырасти, во-вторых, заканчивается строительство беспрецедентно дорогой «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис (по состоянию на конец 2011 года РЖД потратили на нее более 200 млрд рублей, окончательная же цифра может приблизиться к 270 млрд).

В текущем году, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, госмонополия занимается усилением подходов к портам, прежде всего, Северо-Запада и Юга России. Кроме того, собирается купить 770 новых локомотивов, модернизировать системы управления движением, повышать уровень безопасности, инвестировать в человеческий капитал.

Но это только часть планов. Отдельной строкой идет модернизация Транссиба и БАМа стоимостью 560 млрд рублей (до 2018 года, на БАМ пойдет примерно 360 млрд рублей, оставшееся деньги – на Транссиб). Правительство дает 260 млрд рублей, об этом в конце апреля говорил Дмитрий Медведев. Средства, вероятно, возьмут из Фонда национального благосостояния. Что касается оставшихся 300 млрд, то их будет искать сама госкомпания – вероятно, она выпустит инфраструктурные облигации. Причем выкупать их, по задумке г-на Якунина, будет Пенсионный фонд РФ.

Если не будет контроля над всеми этими расходами, есть шанс, что деньги – и из бюджета, и из Пенсионного фонда – будут потрачены также бездарно, как, например, «Газпромом» на линию Обская – Бованеково. Кстати, по мнению ряда экспертов, целесообразность строительства супердорогостоящей «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис также находится под сомнением – после Олимпиады в Сочи она вряд ли когда-нибудь окупится.

 

Морские порты №5 (2013)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

При разработке подлодок «Варшавянка» расхищено 100 млн рублей

При разработке подлодок «Варшавянка» расхищено 100 млн рублей Следствие добивается ареста заместителя главного инженера «Адмиралтейских верфей» в связи с хищением...

Священники РПЦ в крещенскую ночь освятят все океаны Земли

Священники РПЦ в крещенскую ночь освятят все океаны Земли Священники, которые несут служение в России и других странах мира, они последуют древней православно...

Российская экономика

Керченский «Залив» не успеет в срок достроить судно по госзаказу из-за санкций

Керченский «Залив» не успеет в срок достроить судно по госзаказу из-за санкций Финская Wärtsilä отказалась поставлять генераторы в Крым, объяснив свое решение нежеланием...

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

Транспортная политика

Реконструкция железной дороги в Азербайджане приведёт к увеличению грузопотоков в направлении Россия-Иран – эксперт

Реконструкция железной дороги в Азербайджане приведёт к увеличению грузопотоков в направлении Россия-Иран – эксперт В 2018 году Азербайджан приступит к реконструкции железной дороги Баку-Ялама до границы с Россией, к...

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот ФГУП «Гидрографическое предприятие» будет преобразовано в ФГБУ, а ФГУП Морсвязьспутник и Роспорпорт ...

Морские порты

Порт Новороссийск за 2017 год перевалил 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна

Порт Новороссийск за 2017 год перевалил 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна В целом грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна по итогам 2017 года составил 269,5 м...

Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн

Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн Грузооборот портов Арктического бассейна РФ по итогам 2017 года составил 74,2 млн тонн, что превышае...




Морской транспорт

Керченская паромная переправа слегка снизила в 2017 году объемы перевозок

Керченская паромная переправа слегка снизила в 2017 году объемы перевозок Объем перевозок людей и автотранспорта Керченской паромной переправой в 2017 году незначительно сниз...

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год По сообщению пресс-службы правительства Сахалинской области, проведение работ по реконструкции паром...

Речной транспорт

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос»

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос» Круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили в среду на астраханском судостроительном за...

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 г. вырос на 15,2% - до 1,8 млн ДФЭ

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 г. вырос на 15,2% - до 1,8 млн ДФЭ Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 15,2% - д...

Количество следующих через Маньчжурию поездов Китай - Европа увеличилось на 53% в 2017 г.

Количество следующих через Маньчжурию поездов Китай - Европа увеличилось на 53% в 2017 г. Количество следующих через городской уезд Маньчжурия (Маньчжоули, автономный район Внутренняя Мо...

Авто транспорт

Строители приступили к обустройству проезжей части Крымского моста

Строители приступили к обустройству проезжей части Крымского моста Строители установили барьерное ограждение и мачты освещения на пилотном участке автодорожной части т...

Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на мосту в Крым

Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на мосту в Крым Участники проекта строительства Крымского моста во взаимодействии со строителями автоподходов к нему...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...