Прозрачно, эффективно, несбыточно

Российская экономика
Прозрачно, эффективно, несбыточно

Правительству Медведева дан ряд поручений: не только обуздать рост тарифов естественных монополий, но и придумать, каким образом контролировать их инвестиционные программы, то есть крупнейшие расходы. Подготовить предложения нужно к 1 сентября. Задача непростая – правительство утратило контроль над инвестиционными программами монополистов еще в 2003 году. Поэтому далеко не все эксперты верят, что г-н Медведев справится с данными поручениями. Между тем, бизнес считает, что тарифы естественных монополий – едва ли не основное препятствие его развитию.

Александра Васильцева

 

Главный барьер

У естественных монополий появился мощный оппонент – основатель и владелец «Базового элемента» (объединяет «РУСАЛ», группу «ГАЗ» и другие активы) Олег Дерипаска. На состоявшейся 23 мая встрече Президента

В.Путина с бизнес-сообществом олигарх рассказал, что в этом году заводы «РУСАЛа» впервые за всю историю снизили объем производства. Причины в слишком стремительном росте тарифов на электроэнергию и газ – скачок в 3,3 раза (правда, для промышленных потребителей – в среднем в 2,1 раза) и 2,6 раза соответственно.

В целом предприниматели назвали три главных фактора, препятствующих развитию бизнеса: высокие и сложно администрируемые налоги, постоянный рост тарифов монополий и дороговизна банковских кредитов. Причем наибольшим злом являются тарифы, поскольку именно они «разгоняют» инфляцию и, значит, влияют на стоимость займов.

Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка напомнил об уникальной ситуации 2012 года, когда тарифы были проиндексированы только с 1 июля. В течение первого полугодия инфляция в годовом исчислении равнялась всего 3,5% (уровень как в Великобритании). «Мы получили экспериментальное, близкое к математически точному доказательство вклада немонетарных монопольных факторов в общий уровень инфляции. В середине года тарифы проиндексировали, по году мы получили почти 7%-процентную инфляцию вновь», – резюмировал А.Галушка.

По расчетам Бориса Титова, уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей, вклад естественных монополий в общую инфляцию вовсе составляет две трети. Получается странная ситуация. Монополии жалуются на дорогие кредиты и повышают тарифы, чтобы профинансировать инвестпрограммы. Тарифы «разгоняют» инфляцию, а инфляция – это повод вновь проиндексировать тарифы. Из-за быстрого обесценивания денег растут ставки по банковским кредитам. А дороговизна кредитов мешает привлекать их к инвестиционным программам тех же монополий. Выходит замкнутый круг.

Олег Дерипаска подчеркнул, насколько опасно происходящее на фоне вступления России в ВТО. Ведь товары, которые импортируются в Россию, имеют совсем другую себестоимость. «В Америке тариф (на газ. – Ред.) с 2008 года с $341 снизился в среднем до $122. Бразилия, посмотрев, что «перекормила» естественные монополии, снизила тарифы для промышленных потребителей с начала года на 30%», – рассказал владелец «Базового элемента».

Еще одна серьезная проблема – присоединение к инфраструктуре естественных монополий. О.Дераписка привел в пример небольшое предприятие в Краснодарском крае, занятое производством стройматериалов. Подключение к электросетям ему обходится в 180 млн рублей, а к железной дороге – 62 млн. Такие условия просто неподъемны для многих «молодых» производств.

Член генерального совета «Деловой России» Александр Осипов напомнил, что во многих странах присоединение к сетям стоит дешево. Естественным монополиям выгодны новые потребители, поскольку они создают дополнительный спрос. Поэтому поставщики электроэнергии или газа берут часть расходов на себя, привлекая для этого дешевые кредиты, как правило, через механизм инфраструктурных облигаций. Такая модель могла бы работать и в России.

Завершая выступление, О.Дерипаска высказал три основных предложения. Во-первых, не допускать рост тарифов выше инфляции. Во-вторых, обеспечить бесплатный доступ потребителей к инфраструктуре основных монополий. В-третьих, установить контроль над инвестпрограммами таких организаций, причем допустить к нему именно потребителей.

14 июня на официальном сайте Президента РФ появился ряд поручений правительству. В части естественных монополий они почти полностью повторяют тезисы г-на Дерипаски с парой исключений. Так, речь идет не о бесплатном доступе потребителя к инфраструктуре, но о «недопущении необоснованных издержек». Также не сказано о привязке роста тарифов именно к инфляции, хотя и призывается его ограничить.

 

Контроль – дело непростое

Удастся ли премьеру Д.Медведеву выполнить данное поручение? В части ограничения роста тарифов наработки уже есть. Например, Минэкономразвития уже предлагало ежегодную индексацию тарифов на газ 5% вместо прежних 15%, а для электросетей – 6% вместо ранее запланированных 9-10%.

А вот с контролем над инвестициями – сложнее. В последний раз Правительство РФ рассматривало проекты бюджетов и инвестпрограмм естественных монополий в декабре 2002 года. Перед тем, как вынести эти документы на заседание, с ними плотно работало Минэкономразвития (на тот момент МЭРТ). Но с 2003 года данные механизмы перестали работать, естественные монополии почувствовали себя достаточно свободно в части инвестпрограмм и теперь совсем не желают менять статус-кво.

Газета «КоммерсантЪ» спросила представителей нескольких таких организаций, что они думают про нововведение. «Правительство осуществляет контроль инвестиционной программы «Газпрома» через своих представителей в этой компании», – заявил Сергей Куприянов из пресс-службы газового монополиста. В «Транснефти» полагают, что общественный контроль над их инвестициями уже существует – на официальном сайте госмонополии можно найти сведения обо всех проектах и сроках реализации, правда, там отсутствует их стоимость. Кроме того, контроль – это нечто большее, чем возможность получить информацию в режиме «только для чтения». Но главу «Транснефти» Николая Токарева, видимо, это не смущает...

Правительство Медведева уже пыталось добиться контроля. В прошлом году даже появилось постановление, обязывающее естественные монополии согласовывать и утверждать инвестиционные планы. Но все так и осталось на бумаге. Не обречена ли на провал новая попытка – большой вопрос.

 

Скрывая неэффективность

Почему естественные монополии так противятся контролю? Самое очевидное объяснение (если не брать в расчет коррупционную составляющую) – стремление скрыть собственную неэффективность. Не так давно, например, объектом критики в западных СМИ стало ОАО «Газпром». По мнению экономиста Андерса Ослунда (сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона в Вашингтоне), за последние 10 лет газовый гигант «проспал» (то есть не учел в своих инвестициях), как минимум, три крупных события – экспансию сланцевого газа в США, глобальный бум СПГ и рост спроса в Китае. При этом монополия отнюдь не экономила на развитии. По расчетам аналитиков Сбербанка, на добычу газа в год нужно тратить $11 млрд, однако в 2011 году расходы «Газпрома» составили $53 млрд, а в 2012 – $43,2.

За примерами неудачных вложений далеко ходить не надо. Большие средства, в том числе в 2012 году вкладывались в обустройство Бованенковского газового месторождения. Ранее туда была протянута железнодорожная линия от станции Обская протяженностью более 520 км по тундре. Газ с месторождения поставляется по трубе, а персонал обычно забрасывается самолетами, например, из Надыма. Еще в 2009 году глава компании Алексей Миллер предложил РЖД выкупить эту ветку по себестоимости – за 130 млрд рублей. Связано это было с экономической неэффективность линии. Затраты на нее вряд ли окупятся.

Хорошим «аппетитом» по части инвестиционных программ обычно отличается ОАО «РЖД». Например, на 2012 год планировались расходы 447 млрд

рублей. Как говорили сами представители госкомпании, это «самая масштабная инвестпрограмма за всю историю». Однако не хватило и этих денег. По факту в 2012 году было потрачено более 490 млрд рулей.

На 2013 год РЖД запланирована меньшая цифра, но, во-первых, она еще может вырасти, во-вторых, заканчивается строительство беспрецедентно дорогой «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис (по состоянию на конец 2011 года РЖД потратили на нее более 200 млрд рублей, окончательная же цифра может приблизиться к 270 млрд).

В текущем году, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, госмонополия занимается усилением подходов к портам, прежде всего, Северо-Запада и Юга России. Кроме того, собирается купить 770 новых локомотивов, модернизировать системы управления движением, повышать уровень безопасности, инвестировать в человеческий капитал.

Но это только часть планов. Отдельной строкой идет модернизация Транссиба и БАМа стоимостью 560 млрд рублей (до 2018 года, на БАМ пойдет примерно 360 млрд рублей, оставшееся деньги – на Транссиб). Правительство дает 260 млрд рублей, об этом в конце апреля говорил Дмитрий Медведев. Средства, вероятно, возьмут из Фонда национального благосостояния. Что касается оставшихся 300 млрд, то их будет искать сама госкомпания – вероятно, она выпустит инфраструктурные облигации. Причем выкупать их, по задумке г-на Якунина, будет Пенсионный фонд РФ.

Если не будет контроля над всеми этими расходами, есть шанс, что деньги – и из бюджета, и из Пенсионного фонда – будут потрачены также бездарно, как, например, «Газпромом» на линию Обская – Бованеково. Кстати, по мнению ряда экспертов, целесообразность строительства супердорогостоящей «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис также находится под сомнением – после Олимпиады в Сочи она вряд ли когда-нибудь окупится.

 

Морские порты №5 (2013)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Российское судно «Кузьма Минин» удалось снять с мели у берегов Корнуолла

Российское судно «Кузьма Минин» удалось снять с мели у берегов Корнуолла Британские буксиры сняли с мели российское судно «Кузьма Минин» близ берегов Корнуолла.

Прокуратура проверит выводы Счетной палаты о неэффективности программы по охране Байкала

Прокуратура проверит выводы Счетной палаты о неэффективности программы по охране Байкала Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура проверит выполнение федеральной целевой прог...

Российская экономика

Группа СКФ привлекла долгосрочное международное финансирование в объеме 264 млн долларов США

Группа СКФ привлекла долгосрочное международное финансирование  в объеме 264 млн долларов США Группа «Совкомфлот» заключила с консорциумом в составе пяти ведущих международных банков соглашение ...

«Арктик СПГ – 2» может обзавестись своим аэропортом, уже объявлен тендер на строительство

«Арктик СПГ – 2» может обзавестись своим аэропортом,  уже объявлен тендер на строительство ООО «Арктик СПГ – 2», принадлежащее «Новатэку», объявило тендер на строительство   аэропор...

Транспортная политика

Правительство вернуло на доработку в Минтранс вопрос о каботаже газовозов с «Ямал СПГ»

Правительство вернуло на доработку в Минтранс вопрос о каботаже газовозов с «Ямал СПГ» Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) устанавливает запрет на использование с 1 января 2019...

Росатом в начале 2019 г. надеется распределить с Минтрансом обязанности по Севморпути

Росатом в начале 2019 г. надеется распределить с  Минтрансом обязанности по Севморпути Об этом сообщил журналистам глава Росатома Алексей Лихачев.

Морские порты

Юрий Костин – о правовой базе в оптимизации деятельности российских портов

Юрий Костин – о правовой базе в оптимизации деятельности российских портов На итоговом заседании совета директоров АСОП директор Департамента государственной политики в област...

Морской вокзал в морском порту Мурманск стал доступнее для всех групп маломобильного населения

Морской вокзал в морском порту Мурманск стал доступнее для всех групп маломобильного населения В рамках реализации плана по обеспечению доступности транспортных объектов для маломобильных групп н...




Морской транспорт

Спасательный катер-бонопостановщик «Капитан Барабаш» принят на службу в Находке

Спасательный катер-бонопостановщик «Капитан Барабаш» принят на службу в Находке Приемочная комиссия 18 декабря подписала в порту назначения Находка акт приема-передачи завершающего...

Власти Крыма рассчитывают создать совместную с Сирией судоходную компанию в течение месяца

Власти Крыма рассчитывают создать совместную с Сирией судоходную компанию в течение месяца Совместная судоходная компания, в которой будут участвовать представители Крыма и Сирии, может быть ...

Речной транспорт

Капитан теплохода, который сел на мель с полусотней пассажиров в Якутии, оштрафован на 100 тыс. рублей

Капитан теплохода, который сел на мель с полусотней пассажиров в Якутии, оштрафован на 100 тыс. рублей В Намском районе Якутии осужден капитан теплохода, который летом сел на мель в сотне километров от к...

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Ж/Д транспорт

ОТЛК ЕРА планирует до конца года увеличить парк вагонов на 20%

ОТЛК ЕРА планирует до конца года увеличить парк вагонов на 20% АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ...

Итоги 2018 года на железнодорожном рынке

Итоги 2018 года на железнодорожном рынке Завершение предыдущего и начало нового политического цикла в 2018 году заметно повлияли на облик жел...

Авто транспорт

В Забайкалье для транспорта закроют аварийный мост над Транссибом

В Забайкалье для транспорта закроют аварийный мост над  Транссибом Автомобильный мост над  Транссибирской магистралью в поселке Дарасун Забайкальского края з...

Еще 12 км трассы Р-255 «Сибирь» в Красноярском крае оборудовали электроосвещением

Еще 12 км трассы Р-255 «Сибирь» в Красноярском крае оборудовали электроосвещением Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Енисей» завершило работы по установке наружного электроосве...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...