Прозрачно, эффективно, несбыточно

Российская экономика
Прозрачно, эффективно, несбыточно

Правительству Медведева дан ряд поручений: не только обуздать рост тарифов естественных монополий, но и придумать, каким образом контролировать их инвестиционные программы, то есть крупнейшие расходы. Подготовить предложения нужно к 1 сентября. Задача непростая – правительство утратило контроль над инвестиционными программами монополистов еще в 2003 году. Поэтому далеко не все эксперты верят, что г-н Медведев справится с данными поручениями. Между тем, бизнес считает, что тарифы естественных монополий – едва ли не основное препятствие его развитию.

Александра Васильцева

 

Главный барьер

У естественных монополий появился мощный оппонент – основатель и владелец «Базового элемента» (объединяет «РУСАЛ», группу «ГАЗ» и другие активы) Олег Дерипаска. На состоявшейся 23 мая встрече Президента

В.Путина с бизнес-сообществом олигарх рассказал, что в этом году заводы «РУСАЛа» впервые за всю историю снизили объем производства. Причины в слишком стремительном росте тарифов на электроэнергию и газ – скачок в 3,3 раза (правда, для промышленных потребителей – в среднем в 2,1 раза) и 2,6 раза соответственно.

В целом предприниматели назвали три главных фактора, препятствующих развитию бизнеса: высокие и сложно администрируемые налоги, постоянный рост тарифов монополий и дороговизна банковских кредитов. Причем наибольшим злом являются тарифы, поскольку именно они «разгоняют» инфляцию и, значит, влияют на стоимость займов.

Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка напомнил об уникальной ситуации 2012 года, когда тарифы были проиндексированы только с 1 июля. В течение первого полугодия инфляция в годовом исчислении равнялась всего 3,5% (уровень как в Великобритании). «Мы получили экспериментальное, близкое к математически точному доказательство вклада немонетарных монопольных факторов в общий уровень инфляции. В середине года тарифы проиндексировали, по году мы получили почти 7%-процентную инфляцию вновь», – резюмировал А.Галушка.

По расчетам Бориса Титова, уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей, вклад естественных монополий в общую инфляцию вовсе составляет две трети. Получается странная ситуация. Монополии жалуются на дорогие кредиты и повышают тарифы, чтобы профинансировать инвестпрограммы. Тарифы «разгоняют» инфляцию, а инфляция – это повод вновь проиндексировать тарифы. Из-за быстрого обесценивания денег растут ставки по банковским кредитам. А дороговизна кредитов мешает привлекать их к инвестиционным программам тех же монополий. Выходит замкнутый круг.

Олег Дерипаска подчеркнул, насколько опасно происходящее на фоне вступления России в ВТО. Ведь товары, которые импортируются в Россию, имеют совсем другую себестоимость. «В Америке тариф (на газ. – Ред.) с 2008 года с $341 снизился в среднем до $122. Бразилия, посмотрев, что «перекормила» естественные монополии, снизила тарифы для промышленных потребителей с начала года на 30%», – рассказал владелец «Базового элемента».

Еще одна серьезная проблема – присоединение к инфраструктуре естественных монополий. О.Дераписка привел в пример небольшое предприятие в Краснодарском крае, занятое производством стройматериалов. Подключение к электросетям ему обходится в 180 млн рублей, а к железной дороге – 62 млн. Такие условия просто неподъемны для многих «молодых» производств.

Член генерального совета «Деловой России» Александр Осипов напомнил, что во многих странах присоединение к сетям стоит дешево. Естественным монополиям выгодны новые потребители, поскольку они создают дополнительный спрос. Поэтому поставщики электроэнергии или газа берут часть расходов на себя, привлекая для этого дешевые кредиты, как правило, через механизм инфраструктурных облигаций. Такая модель могла бы работать и в России.

Завершая выступление, О.Дерипаска высказал три основных предложения. Во-первых, не допускать рост тарифов выше инфляции. Во-вторых, обеспечить бесплатный доступ потребителей к инфраструктуре основных монополий. В-третьих, установить контроль над инвестпрограммами таких организаций, причем допустить к нему именно потребителей.

14 июня на официальном сайте Президента РФ появился ряд поручений правительству. В части естественных монополий они почти полностью повторяют тезисы г-на Дерипаски с парой исключений. Так, речь идет не о бесплатном доступе потребителя к инфраструктуре, но о «недопущении необоснованных издержек». Также не сказано о привязке роста тарифов именно к инфляции, хотя и призывается его ограничить.

 

Контроль – дело непростое

Удастся ли премьеру Д.Медведеву выполнить данное поручение? В части ограничения роста тарифов наработки уже есть. Например, Минэкономразвития уже предлагало ежегодную индексацию тарифов на газ 5% вместо прежних 15%, а для электросетей – 6% вместо ранее запланированных 9-10%.

А вот с контролем над инвестициями – сложнее. В последний раз Правительство РФ рассматривало проекты бюджетов и инвестпрограмм естественных монополий в декабре 2002 года. Перед тем, как вынести эти документы на заседание, с ними плотно работало Минэкономразвития (на тот момент МЭРТ). Но с 2003 года данные механизмы перестали работать, естественные монополии почувствовали себя достаточно свободно в части инвестпрограмм и теперь совсем не желают менять статус-кво.

Газета «КоммерсантЪ» спросила представителей нескольких таких организаций, что они думают про нововведение. «Правительство осуществляет контроль инвестиционной программы «Газпрома» через своих представителей в этой компании», – заявил Сергей Куприянов из пресс-службы газового монополиста. В «Транснефти» полагают, что общественный контроль над их инвестициями уже существует – на официальном сайте госмонополии можно найти сведения обо всех проектах и сроках реализации, правда, там отсутствует их стоимость. Кроме того, контроль – это нечто большее, чем возможность получить информацию в режиме «только для чтения». Но главу «Транснефти» Николая Токарева, видимо, это не смущает...

Правительство Медведева уже пыталось добиться контроля. В прошлом году даже появилось постановление, обязывающее естественные монополии согласовывать и утверждать инвестиционные планы. Но все так и осталось на бумаге. Не обречена ли на провал новая попытка – большой вопрос.

 

Скрывая неэффективность

Почему естественные монополии так противятся контролю? Самое очевидное объяснение (если не брать в расчет коррупционную составляющую) – стремление скрыть собственную неэффективность. Не так давно, например, объектом критики в западных СМИ стало ОАО «Газпром». По мнению экономиста Андерса Ослунда (сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона в Вашингтоне), за последние 10 лет газовый гигант «проспал» (то есть не учел в своих инвестициях), как минимум, три крупных события – экспансию сланцевого газа в США, глобальный бум СПГ и рост спроса в Китае. При этом монополия отнюдь не экономила на развитии. По расчетам аналитиков Сбербанка, на добычу газа в год нужно тратить $11 млрд, однако в 2011 году расходы «Газпрома» составили $53 млрд, а в 2012 – $43,2.

За примерами неудачных вложений далеко ходить не надо. Большие средства, в том числе в 2012 году вкладывались в обустройство Бованенковского газового месторождения. Ранее туда была протянута железнодорожная линия от станции Обская протяженностью более 520 км по тундре. Газ с месторождения поставляется по трубе, а персонал обычно забрасывается самолетами, например, из Надыма. Еще в 2009 году глава компании Алексей Миллер предложил РЖД выкупить эту ветку по себестоимости – за 130 млрд рублей. Связано это было с экономической неэффективность линии. Затраты на нее вряд ли окупятся.

Хорошим «аппетитом» по части инвестиционных программ обычно отличается ОАО «РЖД». Например, на 2012 год планировались расходы 447 млрд

рублей. Как говорили сами представители госкомпании, это «самая масштабная инвестпрограмма за всю историю». Однако не хватило и этих денег. По факту в 2012 году было потрачено более 490 млрд рулей.

На 2013 год РЖД запланирована меньшая цифра, но, во-первых, она еще может вырасти, во-вторых, заканчивается строительство беспрецедентно дорогой «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис (по состоянию на конец 2011 года РЖД потратили на нее более 200 млрд рублей, окончательная же цифра может приблизиться к 270 млрд).

В текущем году, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, госмонополия занимается усилением подходов к портам, прежде всего, Северо-Запада и Юга России. Кроме того, собирается купить 770 новых локомотивов, модернизировать системы управления движением, повышать уровень безопасности, инвестировать в человеческий капитал.

Но это только часть планов. Отдельной строкой идет модернизация Транссиба и БАМа стоимостью 560 млрд рублей (до 2018 года, на БАМ пойдет примерно 360 млрд рублей, оставшееся деньги – на Транссиб). Правительство дает 260 млрд рублей, об этом в конце апреля говорил Дмитрий Медведев. Средства, вероятно, возьмут из Фонда национального благосостояния. Что касается оставшихся 300 млрд, то их будет искать сама госкомпания – вероятно, она выпустит инфраструктурные облигации. Причем выкупать их, по задумке г-на Якунина, будет Пенсионный фонд РФ.

Если не будет контроля над всеми этими расходами, есть шанс, что деньги – и из бюджета, и из Пенсионного фонда – будут потрачены также бездарно, как, например, «Газпромом» на линию Обская – Бованеково. Кстати, по мнению ряда экспертов, целесообразность строительства супердорогостоящей «олимпийской» железной дороги Адлер – Альпика-Сервис также находится под сомнением – после Олимпиады в Сочи она вряд ли когда-нибудь окупится.

 

Морские порты №5 (2013)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...