Не сложилось... - Морские вести России

Не сложилось...

24.09.2013

Ж/Д транспорт

Почему транспортную империю строит Владимир Якунин, а не Зиявудин Магомедов?

<="/fotobank/mp-07-13-0003" border="0" width="603" height="401" />

Этим летом Владимир Якунин, как известно, около получаса провел «в отставке». Примечательно, что на следующий день, комментируя свое «увольнение», президент РЖД не исключил связи «информационной утки» с ситуацией вокруг компании «Трансконтейнер»: мол, в последнее время на г-на Якунина идет массированная информационная атака, одна из целей — помешать передаче акций железнодорожного оператора в Объединенную транспортно-логистическую компанию.

Впрочем, главу РЖД можно поздравить: он побывал в отставке понарошку. А вот у Зиявудина Магомедова, владельца группы «Сумма», не получилось построить транспортную империю на полном серьезе.

Татьяна Лозовая

 

Что такое «Трансконтейнер»?

Все началось в 2003 году, когда у РЖД появился филиал «Центр по перевозке грузов в контейнерах». Уже в 2006-м он был преобразован в ОАО «Трансконтейнер», 100%-процентную «дочку» госмонополии. Компания получила контейнерные терминалы на 48 железнодорожных станциях, около 45 тысяч крупнотоннажных контейнеров, более 115 тысяч среднетоннажных, более 20 тысяч платформ, а также штат сотрудников, переведенный из РЖД — примерно 4 тысячи человек, и готовую базу клиентов. Конкурентов со схожими техническими ресурсами у нее не было, как нет и сейчас. Если на «Трансконтейнер» приходилось около 70% парка фитинговых платформ, то на ближайшего соперника – ООО «ММК-Транс» – 8%.

Начало было положено удачно: в те годы экономика России стремительно росла, а вместе с ней рос и рынок транспортных услуг. Так, в 2007-м только контейнерные перевозки прибавили 20% за год. «Трансконтейнер» открывал представительства за рубежом и реализовывал проекты вроде контейнерного поезда «Находка – Санкт-Петербург» для комплектующих General Motors. В апреле 2007 года совет директоров ОАО «РЖД» утвердил программу приватизации компании.

В начале были проданы 15% акций «Трансконтейнера». В феврале 2008 года 9,25% компании приобрел Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), 5,75% – миноритарные акционеры. В октябре того же года в Забайкальске на российско-китайской границе был открыт восстановленный «Трансконтейнером» крупнейший в стране терминал.

В 2010 году приватизация продолжилась. РЖД оставило себе 50% плюс 2 акции, остальное с 12 ноября было размещено на биржах — российских ММВБ и РТС и лондонской (LSE). Обороты компании, равно как и рентабельность, с тех пор выросли: в 2009 году выручка составляла 16 млрд рублей, а чистая прибыль — 22 млн рублей, а в 2012-м — 33 млрд и 4,8 млрд соответственно.

Что сейчас представляет собой «Трансконтейнер»? Это крупнейший российский интермодальный транспортный оператор, на которого приходится половина всех железнодорожных контейнерных перевозок. Кроме того, компания активно работает на рынках СНГ. В 2011 году для этих целей было приобретено 67% акций АО «Кедентранссервиса», ведущего частного оператора Казахстана. В качестве одной из целей «Трансконтейнер» указывает развитие железнодорожного транспортного коридора между Европой и Азией. В общем, эта «дочка» РЖД представляется весьма перспективным активом. Неудивительно, что на нее то и дело находятся желающие...

 

«Веса» не хватило

В ходе IPO в 2010 году 12,5% акций «Трансконтейнера» приобрела группа Fesco, принадлежащая Сергею Генералову, крупному бизнесмену, в прошлом топ-менеджеру ЮКОСа, а также министру топлива и энергетики, в 2004 году создавшему и возглавившему группу «Промышленные инвесторы». Кстати, г-на Генералова даже называют одним из лоббистов IPO «Трансконтейнера». Приобретя первый пакет, предприниматель продолжил скупать акции, зачастую по ценам дороже рыночных. Уже к концу 2011 года его доля выросла до 21,5%.

Почему Сергею Генералову так нужен был «Трансконтейнер»? Осенью 2011 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (центральная структура группы Fesco) на консолидацию 100% акций «Трансконтейнера». Другими словами, г-н Генералов действовал с прицелом на дальнейшую приватизацию и полный контроль над активом. И, учитывая лоббистский вес бывшего министра, явно не наобум. Так, правительство РФ было готово приватизировать весь пакет до конца 2011 года. Правда, у г-на Генералова были конкуренты — UCLH Владимира Лисина, «Сумма» Зиявудина Магомедова. Видимо, «Промышленные инвесторы» и скупали акции, чтобы получить преимущество перед потенциальными соперниками.

О серьезности намерений г-на Генералова говорит и тот факт, что осенью же 2011 года он выставил на продажу другой актив — железнодорожного оператора «Трансгарант». Говорят, как раз для того, чтобы получить финансовые ресурсы перед «битвой» за «Трансконтейнер». В общем, бывший чиновник основательно подготовился к будущей приватизации. Но ее не произошло.

В правительстве РФ сначала долго спорили, как именно приватизировать компанию — начать с блокирующего пакета или выставить на торги сразу всю 50%-процентную долю РЖД (на последнем настаивало Минэкономразвития). Затем глава госмонополии Владимир Якунин лично попросил Владимира Путина отложить продажу «Трансконтейнера» из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Капитализация компании на LSE с начала года (на тот момент стоял конец декабря) снизилась на 16%, а чистая прибыль по итогам года вырастет почти в 10 раз, аргументировал глава РЖД. Поэтому приватизация, основанная на текущих биржевых котировках, будет несправедливой, а материнская организация недополучит доход. Кроме того, подчеркивал г-н Якунин, бюджет РЖД и инвестпрограмма на 2012 год уже утверждены, значит, никакой спешки с продажей «Трансконтейнера» быть не должны. Все эти аргументы были услышаны и поддержаны премьер-министром.

Однако уже к концу января 2012-го у г-на Якунина появились новые аргументы. В письме премьеру Путину от 25 января глава РЖД заявил, что сохранение контроля над «Трансконтйнером» важно для развития контейнерных перевозок между Европой и Азией. И г-н Якунин уже провел переговоры с зарубежными партнерами вроде железнодорожных компаний из Германии, Франции и Словакии, и все они проявили интерес. Правда, к чему именно интерес? И важно ли для иностранцев, кто будет развивать транзитные перевозки через Россию – госкомпания или частная, в письме не уточнялось.

Между тем, г-н Генералов, стремясь получить «Трансконтейнер», тоже думал о развитии транзита. Но лоббистский «вес» Якунина оказался выше. И Сергей Генералов это довольно быстро осознал. Весной 2012 года топ-менеджер Fesco Кирилл Рубинский говорил журналистам, что если государство в течение 2-х лет не примет решение о приватизации «Трансконтейнера», то структуры Генералова продадут свою долю. «Мы не финансовые инвесторы и поэтому не видим смысла держать пакет», – объяснял г-н Рубинский.

Впрочем, это был последний ход со стороны «Промышленных инвесторов». Представители РЖД уже вовсю обсуждали новый проект – создание совместной с Казахстаном и Белоруссией Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), – направленный как раз на реализацию евроазиатского транзита через территорию Таможенного союза. Предполагалось, что Белоруссия и Казахстан внесут свои доли, в основном деньгами, а РЖД – контрольным пакетом «Трансконтейнера». Вскоре после этого Сергей Генералов объявил о продаже всей группы Fesco.

 

Новый игрок

Главным претендентом на Fesco стала группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. Как позже рассказывал «Ведомостям» президент «Суммы» Александр Винокуров, сначала компания собиралась приобрести лишь «Трансгарант», но потом «возникла идея: а не посмотреть ли нам на всю Fesco»? Причем Сергей Генералов уже договорился с потенциальным покупателем – железнодорожным оператором «Нефтетранссервис» братьев Аминовых. Но всего за три дня представители Магомедова сумели переубедить его.

Зачем группе «Сумма» понадобилась Fesco? Александр Винокуров в июне 2012 года рассказывал агентству «Прайм» о намерении создать крупную интермодальную транспортную компанию. В качестве предпосылок он приводил расчеты, что ВВП России в ближайшие годы будет расти на 4-5%, вверх также пойдут объемы экспорта, а транспортная инфраструктура нашей страны нуждается в серьезном обновлении, в том числе в четырехкратном увеличении финансирования.

«Мы также видим, что рост потребления и грузопотоки достаточно быстро перемещаются с Запада на Восток, но потенциал России по транзиту между Европой и Азией пока полностью не реализован, – объяснял г-н Винокуров. – Сегодня на транзит через территорию России приходится лишь около 1% от общего объема торговых потоков между Европой и Азией».

Для реализации своих амбициозных планов г-ну Магомедову, как и когда-то Сергею Генералову, нужен был контроль над «Трансконтейнером». Почему дагестанский предприниматель был уверен, что сумеет его получить, ведь уже вовсю шли разговоры о передаче пакета компании в ОТЛК?

Возможно, Зиявудин Магомедов просто переоценил свои возможности. А возможно, его бизнесу помешала политика…

В последние годы бизнес Магомедова стремительно рос – «Сумма» вместе с «Транснефтью» управляла Приморским портом (конечная точка БТС-1), купила группу НМТП, ей доставались крупные подряды – от строительства участков трубопровода ВСТО-2 до стадиона в Казани к Чемпионату мира по футболу – 2018 и реконструкции Большого театра в Москве. Вообще расцвет Магомедова пришелся на эпоху президентства Медведева. Многие связывают это с Аркадием Дворковичем, помощником президента в 2008-2012 годах. Предприниматель и будущий госчиновник вместе учились на экономическом факультете в МГУ, позже их пути также пересекались, например, последний входил в совет директоров «Транснефти».

Впрочем, с возвращением Владимира Путина в Кремль дела у г-на Магомедова пошли уже не так хорошо, особенно после громкого скандала на олимпийских объектах, связанного с бизнесом братьев Ахмеда и Магомеда Билаловых, двоюродных братьев предпринимателя (в настоящее время против них в России возбуждены уголовные дела, но Билаловы успели выехать за границу). Сначала в группе НМТП начались трения с партнером – государственной «Транснефтью». Потом не заладились дела с покупкой Fesco. А наиболее красноречивой стала история с «Трансконтейнером».

Однако кое-кто связывает неприятности г-на Магомедова не с антикоррупционной кампанией против братьев Билаловых, а с ослаблением Дмитрия Медведева и его команды. 

 

Всесильный Якунин

Покупка Fesco для «Суммы» сразу пошла не так гладко, как хотелось. Так, сделку планировали закрыть до 1 сентября 2012 года, а получилось только 13 декабря. Некоторые банки, например, Сбербанк и ВТБ, сначала согласившиеся дать кредит, затем отказались. Есть мнение, что сделка не понравилась кому-то в Кремле. В итоге ее прокредитовали, в основном, иностранцы. В качестве займа было привлечено $940 млн, из них $800 млн пришлось на Raiffeisenbank, Goldman Sachs и ING.

Самое же главное – вопрос с «Трансконтейнером» решился в пользу РЖД и Владимира Якунина. Представители «Суммы» предпринимали попытки нарастить свое влияние. В мае текущего года состоялось внеочередное собрание акционеров, целью которого являлось прекращение полномочий действующего Совета директоров и избрание нового. До этого из 11 мест на Fesco приходилось только 2, но сейчас компания порекомендовала сразу 5 человек, в том числе и президента «Суммы» г-на Винокурова. В итоге, прошли трое — Андрей Гром (генеральный директор «Трансгаранта»), Анна Белова (профессор НИУ-ВШЭ, формально — независимый директор) и Стивен Пил (управляющий партнер фонда прямых инвестиций TPG Capital).

Впрочем, уже в конце июня на очередном собрании акционеров Совет директоров опять был переизбран, и Стивен Пил в новый состав не попал. РЖД довело число своих представителей до шести. Еще одно кресло приходится на представителя НПФ «Благосостояние» (близкий РЖД фонд) и два — на независимых директора.

Во время Петербургского международного экономического форума Владимир Якунин подписал с белорусской и казахстанской стороной соглашение о создании ОТЛК. Стоимость пакета «Трансконтейнера» он оценил примерно в $900 млн. Со стороны Казахстана в организацию могут быть переданы предприятия «Казтранссервис» и «Кедентранссервис» (но сначала казахстанская сторона должна нарастить там свою долю до 50%), со стороны Белоруссии — «Белинтертранс». А в начале августа Владимир Якунин сообщил, что РЖД готовы выкупить у «Суммы» ее пакет акций «Трансконтейнера».

Представители Магомедова до конца не верят в свое поражение и указывают на ряд, мягко говоря, странных параметров в проекте Якунина. Во-первых, доли участников в уставном капитале ОТЛК несоизмеримы с их взносами. «Как известно, объем перевозок казахстанского партнера в 10 раз меньше, чем у «Трансконтейнера», парк платформ — в 6 раз, контейнеров — в 20 раз, – недоумевает Александр Винокуров в интервью газете «Ведомости». – Объемы перевозок белорусского «Белинтертранса» в сравнении с российским рынком крайне малы, а из активов – это только 1200 платформ и терминал на границе с Польшей в Бресте».

Но у РЖД есть ответ на этот вопрос. Во время одного из обсуждений прозвучала идея, что раз взнос России значительно больше, чем у партнеров, то она получит 65% в будущей компании, а две другие стороны – по 17,5%. Затем — в течение 10 лет — участники постепенно придут к паритету. Правда, зачем нужна такая сложная схема, и почему бы партнерам изначально не сделать равноценные взносы, непонятно.

Есть и вторая претензия. «На мой взгляд, мы должны в первую очередь развивать транзитный потенциал России, прежде всего Транссиб, – продолжает г-н Винокуров. – Очевидно, что маршруты, которые будут приоритетными для создаваемой компании, впрямую конкурируют с российскими».

Однако работа по созданию ОТЛК идет полным ходом. РЖД прогнозирует в 2015 году выручку почти $1,7 млрд, а чистую прибыль – $400 млн. Как пишет газета «Коммерсантъ», если раньше Минэкономразвития выступало против проекта и поддерживало приватизацию «Трансконтейнера», то теперь изменило позицию. «ОАО «РЖД» сумело убедить министерство в высокой экономической эффективности проекта», – утверждает один из источников. «Скорее, это произошло под влиянием администрации президента», – не согласен другой.

 

Что слагает «Сумма»?

1. Нефтегазовая отрасль

– ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания»: основное газодобывающее предприятие Якутии (доля в добыче газа в республике – 86%).

2. Металлургия и горнорудная промышленность

– ООО «Сибирские цветные металлы»: получена лицензия на разведку и добычу полиметаллических руд в Якутии.

3. Строительство и инжиниринг

– ООО «Стройновация»: строительство трубопроводов.

– ООО «Интэкс»: строительство трубопроводов и спортивных объектов (например, строительство стадиона для ЧМ-2018 в Казани).

 – ЗАО «СУИпроект»: реконструкция Большого театра.

– ОАО «ГлобалЭлектроСервис»: строительство и эксплуатация энергетических объектов (например, расширение Сочинской ТЭЦ).

4. Портовый бизнес и логистика

– Группа «Новороссийский морской торговый порт».

– Группа Fesco.

5. Сельское хозяйство

– ОАО «Объединенная зерновая компания» (50% минус 1 акция): один из пяти крупнейших российских экспортеров зерна.

6. Телекоммуникации

– ООО «Сумма Телеком»: федеральный оператор связи с абонентской базой более 250 тысяч пользователей.

– «Укртранссеть»: интернет-оператор на Украине, охватывает более 70 тысяч домохозяйств.

 

Морские порты №7 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ