Кто возместит ущерб - http://russian-spravka.ru Морские вести России Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Кто возместит ущерб

Морской транспорт

Правовые аспекты страхования гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря

В России вопросы страхования гражданской ответственности за загрязнение моря регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененной Протоколом 1992 г., Международной конвенцией о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. в редакции Протокола 1992 г., Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Дарья Ждан-Пушкина, юридическая фирма «Ждан-Пушкина и партнеры»

В 2011-2012 годах вышел в свет ряд статей, посвященных вопросам обязательного страхования гражданской ответственности судовладельцев за загрязнение моря нефтью1. В них обсуждалась целесообразность введения отдельного закона об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев. Вопрос об обязательности такого страхования был решен отрицательно. 11 декабря 2012 года законопроект № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» был отклонен Государственной Думой РФ и снят с дальнейшего рассмотрения.

На уровне подзаконных актов регулируются вопросы ликвидации аварийных разливов нефти. К ним относятся постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 (ред. от 15.04.2002) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 (ред. от 12.09.2012) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и другие.

В настоящей статье рассматриваются следующие вопросы:

1. К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба от загрязнения моря, если ответственность судовладельца застрахована, какова подсудность данного требования?

2. Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении ущерба за загрязнение моря?

3. Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба, если ответственность судовладельца за загрязнение окружающей среды застрахована, какова подсудность данного требования?

Судовладельцев, которые застраховали гражданскую ответственность, интересует вопрос, могут ли они избежать участия в процессе по возмещению ущерба, направив потерпевших в свою страховую компанию.

Из пункта 4 статьи 325, пункта 4 статьи 336 и пункта 5 статьи 336.9 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) следует, что иск о возмещении ущерба за загрязнение моря может быть предъявлен как к владельцу судна, причинившего ущерб, так и непосредственно страховщику. Однако, если иск предъявлен к страховщику, он вправе требовать, чтобы судовладелец был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица. Таким образом, участия в процессе по возмещению ущерба судовладелец избежать не может, но потерпевший вправе назначить ответчиком по иску страховую компанию.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии со статьей 1072 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) судовладелец возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, если страхового возмещения недостаточно для покрытия требований потерпевших.

Иногда страховщики пытаются ограничить право на предъявление к ним иска от потерпевших, включая соответствующие условия в договор страхования, например, такого характера: «Настоящий страховой сертификат (полис) является исключительно свидетельством наличия договора страхования между страхователем и страховщиком и не может использоваться в качестве свидетельства принятия на себя страховщиком финансовых или каких-либо иных обязательств перед любой третьей стороной. В случае если страхователь предъявляет настоящий полис в качестве свидетельства о наличии страхования в соответствии с требованиями местного законодательства в отношении финансовых либо иных обязательств, показывает или предъявляет его любой третьей стороне в качестве свидетельства о наличии страхования, использования(е) настоящего полиса в подобных целях не должно восприниматься как согласие страховщика выступать в качестве гаранта, либо наличия возможности преследования в судебном порядке непосредственно страховщика в соответствии с каким бы то ни было законодательством. Страховщик не признает таких требований или действий в отношении себя».

Необходимо отметить, что такое ограничение в отношении исков, связанных с загрязнением моря нефтью, бункерным топливом или иными опасными и вредными веществами, не соответствует пункту 4 статьи 931 ГК РФ, пункту 4 статьи 325, пункту 4 статьи 336 и пункту 5 статьи 336.9 КТМ РФ. Из пункта 4 статьи 931 ГК РФ следует, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. При заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделить этому вопросу внимание.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения моря к судовладельцу или к страховщику предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба. В этой связи арбитражные оговорки, установленные правилами страхования, не действуют и не обязывают третьих лиц, которым причинен ущерб, обращаться в суды, согласованные между страховщиком и судовладельцем.

Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда за загрязнение моря нефтью?

Пунктом 1 статьи 410 КТМ РФ предусмотрено, что иски о возмещении ущерба от загрязнения моря могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб. Если инцидент состоит из ряда происшествий, шестилетний период исчисляется со дня первого происшествия.

В свою очередь из пункта 1 статьи 409 КТМ РФ следует, что к требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется двухгодичный срок исковой давности со дня возникновения права на иск. Согласно практике Высшего арбитражного суда РФ днем возникновения права на иск признается день страхового случая. В договорах страхования риска ответственности в качестве момента наступления страхового случая можно согласовать одно из следующих событий, произошедших в период действия договора страхования:

-         происшествие (например, разлив нефти), влекущее предъявление претензий;

-         предъявление претензии к судовладельцу вследствие происшествия;

-         признание судовладельца ответственным за причинение вреда в судебном или досудебном порядке с согласия страховщика;

-         или, например, факт выплаты/частичной выплаты судовладельцем возмещения ущерба потерпевшим.

Эти обстоятельства происходят в разное время, и от условий страхования зависит, покрываются ли страхованием убытки судовладельца, с какого момента у судовладельца возникает право требования страхового возмещения. Так, иногда в правилах страхования ответственности судовладельца определяют, что «страховой случай – это происшествие, которое может повлечь за собой предъявление претензий или иных требований». Если страховой случай в договоре страхования ответственности определен таким образом и к страховщику предъявлен иск о возмещении ущерба, то возникает коллизия между сроком исковой давности, установленным в статье 409 КТМ РФ и статье 410 КТМ РФ. Такая коллизия влечет для судовладельца риск, связанный с необходимостью нести ответственность за загрязнение ущерба в отсутствие страховой защиты за пределами двухгодичного срока после происшествия. Во избежание такого риска в договорах страхования ответственности судовладельца следует особое внимание уделять определению момента наступления страхового случая.

Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

Наиболее распространенной ошибкой является заключение договора страхования ответственности, в котором понятие страхового случая недостаточно четко определено или определено неверно, без учета специфики риска ответственности. Правильная квалификация страхового случая влияет на вопрос о том, попадает ли то или иное событие в период действия договора страхования, является ли то или иное событие страховым случаем исходя из описанных признаков и с какого момента начинает течь срок исковой давности по требованиям к страховщику. Мы рекомендуем использовать следующую формулировку для определения страхового случая по договору страхования ответственности судовладельца за загрязнение моря:

«Страховой случай – предъявление претензии страхователю, которая влечет для страхователя наступление ответственности за загрязнение окружающей природной среды нефтью или другими загрязняющими веществами с судна страхователя, любого имущества в этой среде, а также жизни и здоровью людей».

В договоре страхования в качестве страхователя должна быть указана компания, к которой может быть предъявлено требование за причинение ущерба от загрязнения моря. В соответствии с пунктом 2 статьи 325 КТМ РФ иск о возмещении ущерба за загрязнение нефтью не может быть предъявлен к судовладельцу, не являющемуся собственником судна. Аналогичная норма предусмотрена для иска о возмещении ущерба за загрязнение опасными и вредными веществами. Иски о возмещении ущерба за загрязнение моря бункерным топливом могут быть предъявлены к фрахтователям судна.

Довольно распространённой является ситуация, когда договор страхования заключает одно юридическое лицо, а владеет и фактически управляет судном – другое. В случае предъявления иска о возмещении ущерба за загрязнение моря нефтью или опасными и вредными веществами к лицу, которое не является собственником судна, страховщик может отказать в выплате. В дальнейшем в суде придется доказывать, что страхователь несет ответственность за причинение ущерба и обосновывать правовую связь с судном. Этот процесс может быть дополнительно усложнен запретами, которые устанавливают правила страхования. Так, иногда в них встречается оговорка о том, что судно лишается страхового покрытия в случае передачи страхователем полностью или частично доли своего участия в судне, перехода права владения или управления судном в период договора страхования.

И, наконец, при заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделять внимание вопросу о расходах судовладельца, покрываемых страховой компанией.

Во-первых, в договоре страхования стороны устанавливают, возмещает ли страхования компания расходы судовладельца после того, как они понесены, или страховая компания оплачивает расходы на базе счетов и требований, предъявленных судовладельцу потерпевшими.

Во-вторых, большое значение имеет состав возмещаемых расходов. Так, судовладельцу рекомендуется согласовать со страховщиком возмещение расходов не только на минимизацию последствий ущерба от загрязнения моря – расходы по очистке среды, ликвидацию последствий аварийных разливов нефти, иных загрязняющих веществ, но и расходы на урегулирование страхового случая, на привлечение специалистов по оценке размера и причин ущерба, проведение экспертиз, на сохранение груза и судна в случае общей аварии, на юристов и судебные издержки.

 

1.А.Г. Архипова «Страхование ответственности за загрязнение моря нефтью: актуальные вопросы» // «Морское страхование», № 3, 2011; Горбачева С.С. К вопросу об обязательности страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев // Транспортное право. 2012. № 1. С. 9-12; Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. 2012. № 4. С. 22-24.

 

Морские вести России №14 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...