Кто возместит ущерб

Морской транспорт

Правовые аспекты страхования гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря

В России вопросы страхования гражданской ответственности за загрязнение моря регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененной Протоколом 1992 г., Международной конвенцией о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. в редакции Протокола 1992 г., Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Дарья Ждан-Пушкина, юридическая фирма «Ждан-Пушкина и партнеры»

В 2011-2012 годах вышел в свет ряд статей, посвященных вопросам обязательного страхования гражданской ответственности судовладельцев за загрязнение моря нефтью1. В них обсуждалась целесообразность введения отдельного закона об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев. Вопрос об обязательности такого страхования был решен отрицательно. 11 декабря 2012 года законопроект № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» был отклонен Государственной Думой РФ и снят с дальнейшего рассмотрения.

На уровне подзаконных актов регулируются вопросы ликвидации аварийных разливов нефти. К ним относятся постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 (ред. от 15.04.2002) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 (ред. от 12.09.2012) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и другие.

В настоящей статье рассматриваются следующие вопросы:

1. К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба от загрязнения моря, если ответственность судовладельца застрахована, какова подсудность данного требования?

2. Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении ущерба за загрязнение моря?

3. Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба, если ответственность судовладельца за загрязнение окружающей среды застрахована, какова подсудность данного требования?

Судовладельцев, которые застраховали гражданскую ответственность, интересует вопрос, могут ли они избежать участия в процессе по возмещению ущерба, направив потерпевших в свою страховую компанию.

Из пункта 4 статьи 325, пункта 4 статьи 336 и пункта 5 статьи 336.9 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) следует, что иск о возмещении ущерба за загрязнение моря может быть предъявлен как к владельцу судна, причинившего ущерб, так и непосредственно страховщику. Однако, если иск предъявлен к страховщику, он вправе требовать, чтобы судовладелец был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица. Таким образом, участия в процессе по возмещению ущерба судовладелец избежать не может, но потерпевший вправе назначить ответчиком по иску страховую компанию.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии со статьей 1072 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) судовладелец возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, если страхового возмещения недостаточно для покрытия требований потерпевших.

Иногда страховщики пытаются ограничить право на предъявление к ним иска от потерпевших, включая соответствующие условия в договор страхования, например, такого характера: «Настоящий страховой сертификат (полис) является исключительно свидетельством наличия договора страхования между страхователем и страховщиком и не может использоваться в качестве свидетельства принятия на себя страховщиком финансовых или каких-либо иных обязательств перед любой третьей стороной. В случае если страхователь предъявляет настоящий полис в качестве свидетельства о наличии страхования в соответствии с требованиями местного законодательства в отношении финансовых либо иных обязательств, показывает или предъявляет его любой третьей стороне в качестве свидетельства о наличии страхования, использования(е) настоящего полиса в подобных целях не должно восприниматься как согласие страховщика выступать в качестве гаранта, либо наличия возможности преследования в судебном порядке непосредственно страховщика в соответствии с каким бы то ни было законодательством. Страховщик не признает таких требований или действий в отношении себя».

Необходимо отметить, что такое ограничение в отношении исков, связанных с загрязнением моря нефтью, бункерным топливом или иными опасными и вредными веществами, не соответствует пункту 4 статьи 931 ГК РФ, пункту 4 статьи 325, пункту 4 статьи 336 и пункту 5 статьи 336.9 КТМ РФ. Из пункта 4 статьи 931 ГК РФ следует, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. При заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделить этому вопросу внимание.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения моря к судовладельцу или к страховщику предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба. В этой связи арбитражные оговорки, установленные правилами страхования, не действуют и не обязывают третьих лиц, которым причинен ущерб, обращаться в суды, согласованные между страховщиком и судовладельцем.

Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда за загрязнение моря нефтью?

Пунктом 1 статьи 410 КТМ РФ предусмотрено, что иски о возмещении ущерба от загрязнения моря могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб. Если инцидент состоит из ряда происшествий, шестилетний период исчисляется со дня первого происшествия.

В свою очередь из пункта 1 статьи 409 КТМ РФ следует, что к требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется двухгодичный срок исковой давности со дня возникновения права на иск. Согласно практике Высшего арбитражного суда РФ днем возникновения права на иск признается день страхового случая. В договорах страхования риска ответственности в качестве момента наступления страхового случая можно согласовать одно из следующих событий, произошедших в период действия договора страхования:

-         происшествие (например, разлив нефти), влекущее предъявление претензий;

-         предъявление претензии к судовладельцу вследствие происшествия;

-         признание судовладельца ответственным за причинение вреда в судебном или досудебном порядке с согласия страховщика;

-         или, например, факт выплаты/частичной выплаты судовладельцем возмещения ущерба потерпевшим.

Эти обстоятельства происходят в разное время, и от условий страхования зависит, покрываются ли страхованием убытки судовладельца, с какого момента у судовладельца возникает право требования страхового возмещения. Так, иногда в правилах страхования ответственности судовладельца определяют, что «страховой случай – это происшествие, которое может повлечь за собой предъявление претензий или иных требований». Если страховой случай в договоре страхования ответственности определен таким образом и к страховщику предъявлен иск о возмещении ущерба, то возникает коллизия между сроком исковой давности, установленным в статье 409 КТМ РФ и статье 410 КТМ РФ. Такая коллизия влечет для судовладельца риск, связанный с необходимостью нести ответственность за загрязнение ущерба в отсутствие страховой защиты за пределами двухгодичного срока после происшествия. Во избежание такого риска в договорах страхования ответственности судовладельца следует особое внимание уделять определению момента наступления страхового случая.

Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

Наиболее распространенной ошибкой является заключение договора страхования ответственности, в котором понятие страхового случая недостаточно четко определено или определено неверно, без учета специфики риска ответственности. Правильная квалификация страхового случая влияет на вопрос о том, попадает ли то или иное событие в период действия договора страхования, является ли то или иное событие страховым случаем исходя из описанных признаков и с какого момента начинает течь срок исковой давности по требованиям к страховщику. Мы рекомендуем использовать следующую формулировку для определения страхового случая по договору страхования ответственности судовладельца за загрязнение моря:

«Страховой случай – предъявление претензии страхователю, которая влечет для страхователя наступление ответственности за загрязнение окружающей природной среды нефтью или другими загрязняющими веществами с судна страхователя, любого имущества в этой среде, а также жизни и здоровью людей».

В договоре страхования в качестве страхователя должна быть указана компания, к которой может быть предъявлено требование за причинение ущерба от загрязнения моря. В соответствии с пунктом 2 статьи 325 КТМ РФ иск о возмещении ущерба за загрязнение нефтью не может быть предъявлен к судовладельцу, не являющемуся собственником судна. Аналогичная норма предусмотрена для иска о возмещении ущерба за загрязнение опасными и вредными веществами. Иски о возмещении ущерба за загрязнение моря бункерным топливом могут быть предъявлены к фрахтователям судна.

Довольно распространённой является ситуация, когда договор страхования заключает одно юридическое лицо, а владеет и фактически управляет судном – другое. В случае предъявления иска о возмещении ущерба за загрязнение моря нефтью или опасными и вредными веществами к лицу, которое не является собственником судна, страховщик может отказать в выплате. В дальнейшем в суде придется доказывать, что страхователь несет ответственность за причинение ущерба и обосновывать правовую связь с судном. Этот процесс может быть дополнительно усложнен запретами, которые устанавливают правила страхования. Так, иногда в них встречается оговорка о том, что судно лишается страхового покрытия в случае передачи страхователем полностью или частично доли своего участия в судне, перехода права владения или управления судном в период договора страхования.

И, наконец, при заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделять внимание вопросу о расходах судовладельца, покрываемых страховой компанией.

Во-первых, в договоре страхования стороны устанавливают, возмещает ли страхования компания расходы судовладельца после того, как они понесены, или страховая компания оплачивает расходы на базе счетов и требований, предъявленных судовладельцу потерпевшими.

Во-вторых, большое значение имеет состав возмещаемых расходов. Так, судовладельцу рекомендуется согласовать со страховщиком возмещение расходов не только на минимизацию последствий ущерба от загрязнения моря – расходы по очистке среды, ликвидацию последствий аварийных разливов нефти, иных загрязняющих веществ, но и расходы на урегулирование страхового случая, на привлечение специалистов по оценке размера и причин ущерба, проведение экспертиз, на сохранение груза и судна в случае общей аварии, на юристов и судебные издержки.

 

1.А.Г. Архипова «Страхование ответственности за загрязнение моря нефтью: актуальные вопросы» // «Морское страхование», № 3, 2011; Горбачева С.С. К вопросу об обязательности страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев // Транспортное право. 2012. № 1. С. 9-12; Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. 2012. № 4. С. 22-24.

 

Морские вести России №14 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

ВГУВТ поднимает «Доступный парус»

ВГУВТ поднимает «Доступный парус» Проект «Доступный парус» реализуется студенческим конструкторским бюро и управлением по внеучебной р...

Франция объявила о национализации верфей в Сен-Назере, где строили авианосцы «Мистраль»

Франция объявила о национализации верфей в Сен-Назере, где строили авианосцы «Мистраль» Корабельная верфь STX в городе Сен-Назер на западе Франции будет переведена под управление французск...

Российская экономика

Реализация ряда арктических проектов будет отложена – Медведев

Реализация ряда арктических проектов будет отложена – Медведев Ввиду дефицита ресурсов на развитие Арктики необходимо определить приоритетные направления, а часть ...

Объем вылова водных биоресурсов российскими пользователями достиг 2,8 млн тонн

Объем вылова водных биоресурсов российскими пользователями достиг 2,8 млн тонн Общий вылов всех российских пользователей по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи н...

Транспортная политика

Представители астраханского минпрома обсудили стратегию развития российских морских портов Каспийского моря

Представители астраханского минпрома обсудили стратегию развития российских морских портов Каспийского моря Заместитель председателя правительства Астраханской области – министр промышленности, транспорта и п...

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного стра...

Морские порты

Компании Румынии и Польши договорились о сотрудничестве в рамках инициативы Трех морей

Компании Румынии и Польши договорились о сотрудничестве в рамках инициативы Трех морей PKP Cargo и правление морского порта Гданьск подписали меморандум о сотрудничестве с румынским желез...

Более 120 человек эвакуированы из-за пожара с прогулочного катера в центре Москвы

Более 120 человек эвакуированы из-за пожара с прогулочного катера в центре Москвы Возгорание произошло на прогулочном катере «Легенда» на набережной в центре Москвы.




Морской транспорт

Магаданская таможня дала добро балкеру «Ахиллес»

Магаданская таможня дала добро балкеру «Ахиллес» Таможенники Анадырского таможенного поста Магаданской таможни дали добро на убытие из пункта пропуск...

Суэцкий канал продлевает скидки для контейнеровозов до конца года

Суэцкий канал продлевает скидки для контейнеровозов до конца года Администрация Суэцкого канала вновь продлила скидки для контейнерных линий на транзит судов, следующ...

Речной транспорт

Росморречфлот вложит более 580 млрд рублей в реконструкцию Новосибирского шлюза

Росморречфлот вложит более 580 млрд рублей в реконструкцию Новосибирского шлюза Росморречфлот планирует провести реконструкцию Новосибирского судоходного шлюза, вложив в нее более ...

«Ленское объединенное речное пароходство» с начала года отправило 750 тыс. тонн грузов

«Ленское объединенное речное пароходство» с начала года отправило 750 тыс. тонн грузов ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) с начала года отправило 750 тыс. тонн г...

Ж/Д транспорт

ФАС требует от РЖД изменить условия транспортировки пропана и бутана

ФАС требует от РЖД изменить условия транспортировки пропана и бутана Московское УФАС России выдало предписание ОАО «РЖД» с требованием изменить условия транспортировки э...

Федеральная грузовая компания в I полугодии удвоила объем перевозок лесных грузов

Федеральная грузовая компания в I полугодии удвоила объем перевозок лесных грузов АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) в январе-июне 2017 погрузило 800 тыс. тонн лесных г...

Авто транспорт

Ространснадзор планирует запустить единую систему контроля транспортных средств не позднее 2020 года

Ространснадзор планирует запустить единую систему контроля транспортных средств не позднее 2020 года Ространснадзор планирует запустить в эксплуатацию единую информационно-аналитическую систему контрол...

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...