Кто возместит ущерб

Морской транспорт

Правовые аспекты страхования гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря

В России вопросы страхования гражданской ответственности за загрязнение моря регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененной Протоколом 1992 г., Международной конвенцией о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. в редакции Протокола 1992 г., Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Дарья Ждан-Пушкина, юридическая фирма «Ждан-Пушкина и партнеры»

В 2011-2012 годах вышел в свет ряд статей, посвященных вопросам обязательного страхования гражданской ответственности судовладельцев за загрязнение моря нефтью1. В них обсуждалась целесообразность введения отдельного закона об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев. Вопрос об обязательности такого страхования был решен отрицательно. 11 декабря 2012 года законопроект № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» был отклонен Государственной Думой РФ и снят с дальнейшего рассмотрения.

На уровне подзаконных актов регулируются вопросы ликвидации аварийных разливов нефти. К ним относятся постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 (ред. от 15.04.2002) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 (ред. от 12.09.2012) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и другие.

В настоящей статье рассматриваются следующие вопросы:

1. К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба от загрязнения моря, если ответственность судовладельца застрахована, какова подсудность данного требования?

2. Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении ущерба за загрязнение моря?

3. Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба, если ответственность судовладельца за загрязнение окружающей среды застрахована, какова подсудность данного требования?

Судовладельцев, которые застраховали гражданскую ответственность, интересует вопрос, могут ли они избежать участия в процессе по возмещению ущерба, направив потерпевших в свою страховую компанию.

Из пункта 4 статьи 325, пункта 4 статьи 336 и пункта 5 статьи 336.9 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) следует, что иск о возмещении ущерба за загрязнение моря может быть предъявлен как к владельцу судна, причинившего ущерб, так и непосредственно страховщику. Однако, если иск предъявлен к страховщику, он вправе требовать, чтобы судовладелец был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица. Таким образом, участия в процессе по возмещению ущерба судовладелец избежать не может, но потерпевший вправе назначить ответчиком по иску страховую компанию.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии со статьей 1072 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) судовладелец возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, если страхового возмещения недостаточно для покрытия требований потерпевших.

Иногда страховщики пытаются ограничить право на предъявление к ним иска от потерпевших, включая соответствующие условия в договор страхования, например, такого характера: «Настоящий страховой сертификат (полис) является исключительно свидетельством наличия договора страхования между страхователем и страховщиком и не может использоваться в качестве свидетельства принятия на себя страховщиком финансовых или каких-либо иных обязательств перед любой третьей стороной. В случае если страхователь предъявляет настоящий полис в качестве свидетельства о наличии страхования в соответствии с требованиями местного законодательства в отношении финансовых либо иных обязательств, показывает или предъявляет его любой третьей стороне в качестве свидетельства о наличии страхования, использования(е) настоящего полиса в подобных целях не должно восприниматься как согласие страховщика выступать в качестве гаранта, либо наличия возможности преследования в судебном порядке непосредственно страховщика в соответствии с каким бы то ни было законодательством. Страховщик не признает таких требований или действий в отношении себя».

Необходимо отметить, что такое ограничение в отношении исков, связанных с загрязнением моря нефтью, бункерным топливом или иными опасными и вредными веществами, не соответствует пункту 4 статьи 931 ГК РФ, пункту 4 статьи 325, пункту 4 статьи 336 и пункту 5 статьи 336.9 КТМ РФ. Из пункта 4 статьи 931 ГК РФ следует, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. При заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделить этому вопросу внимание.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения моря к судовладельцу или к страховщику предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба. В этой связи арбитражные оговорки, установленные правилами страхования, не действуют и не обязывают третьих лиц, которым причинен ущерб, обращаться в суды, согласованные между страховщиком и судовладельцем.

Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда за загрязнение моря нефтью?

Пунктом 1 статьи 410 КТМ РФ предусмотрено, что иски о возмещении ущерба от загрязнения моря могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб. Если инцидент состоит из ряда происшествий, шестилетний период исчисляется со дня первого происшествия.

В свою очередь из пункта 1 статьи 409 КТМ РФ следует, что к требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется двухгодичный срок исковой давности со дня возникновения права на иск. Согласно практике Высшего арбитражного суда РФ днем возникновения права на иск признается день страхового случая. В договорах страхования риска ответственности в качестве момента наступления страхового случая можно согласовать одно из следующих событий, произошедших в период действия договора страхования:

-         происшествие (например, разлив нефти), влекущее предъявление претензий;

-         предъявление претензии к судовладельцу вследствие происшествия;

-         признание судовладельца ответственным за причинение вреда в судебном или досудебном порядке с согласия страховщика;

-         или, например, факт выплаты/частичной выплаты судовладельцем возмещения ущерба потерпевшим.

Эти обстоятельства происходят в разное время, и от условий страхования зависит, покрываются ли страхованием убытки судовладельца, с какого момента у судовладельца возникает право требования страхового возмещения. Так, иногда в правилах страхования ответственности судовладельца определяют, что «страховой случай – это происшествие, которое может повлечь за собой предъявление претензий или иных требований». Если страховой случай в договоре страхования ответственности определен таким образом и к страховщику предъявлен иск о возмещении ущерба, то возникает коллизия между сроком исковой давности, установленным в статье 409 КТМ РФ и статье 410 КТМ РФ. Такая коллизия влечет для судовладельца риск, связанный с необходимостью нести ответственность за загрязнение ущерба в отсутствие страховой защиты за пределами двухгодичного срока после происшествия. Во избежание такого риска в договорах страхования ответственности судовладельца следует особое внимание уделять определению момента наступления страхового случая.

Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

Наиболее распространенной ошибкой является заключение договора страхования ответственности, в котором понятие страхового случая недостаточно четко определено или определено неверно, без учета специфики риска ответственности. Правильная квалификация страхового случая влияет на вопрос о том, попадает ли то или иное событие в период действия договора страхования, является ли то или иное событие страховым случаем исходя из описанных признаков и с какого момента начинает течь срок исковой давности по требованиям к страховщику. Мы рекомендуем использовать следующую формулировку для определения страхового случая по договору страхования ответственности судовладельца за загрязнение моря:

«Страховой случай – предъявление претензии страхователю, которая влечет для страхователя наступление ответственности за загрязнение окружающей природной среды нефтью или другими загрязняющими веществами с судна страхователя, любого имущества в этой среде, а также жизни и здоровью людей».

В договоре страхования в качестве страхователя должна быть указана компания, к которой может быть предъявлено требование за причинение ущерба от загрязнения моря. В соответствии с пунктом 2 статьи 325 КТМ РФ иск о возмещении ущерба за загрязнение нефтью не может быть предъявлен к судовладельцу, не являющемуся собственником судна. Аналогичная норма предусмотрена для иска о возмещении ущерба за загрязнение опасными и вредными веществами. Иски о возмещении ущерба за загрязнение моря бункерным топливом могут быть предъявлены к фрахтователям судна.

Довольно распространённой является ситуация, когда договор страхования заключает одно юридическое лицо, а владеет и фактически управляет судном – другое. В случае предъявления иска о возмещении ущерба за загрязнение моря нефтью или опасными и вредными веществами к лицу, которое не является собственником судна, страховщик может отказать в выплате. В дальнейшем в суде придется доказывать, что страхователь несет ответственность за причинение ущерба и обосновывать правовую связь с судном. Этот процесс может быть дополнительно усложнен запретами, которые устанавливают правила страхования. Так, иногда в них встречается оговорка о том, что судно лишается страхового покрытия в случае передачи страхователем полностью или частично доли своего участия в судне, перехода права владения или управления судном в период договора страхования.

И, наконец, при заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделять внимание вопросу о расходах судовладельца, покрываемых страховой компанией.

Во-первых, в договоре страхования стороны устанавливают, возмещает ли страхования компания расходы судовладельца после того, как они понесены, или страховая компания оплачивает расходы на базе счетов и требований, предъявленных судовладельцу потерпевшими.

Во-вторых, большое значение имеет состав возмещаемых расходов. Так, судовладельцу рекомендуется согласовать со страховщиком возмещение расходов не только на минимизацию последствий ущерба от загрязнения моря – расходы по очистке среды, ликвидацию последствий аварийных разливов нефти, иных загрязняющих веществ, но и расходы на урегулирование страхового случая, на привлечение специалистов по оценке размера и причин ущерба, проведение экспертиз, на сохранение груза и судна в случае общей аварии, на юристов и судебные издержки.

 

1.А.Г. Архипова «Страхование ответственности за загрязнение моря нефтью: актуальные вопросы» // «Морское страхование», № 3, 2011; Горбачева С.С. К вопросу об обязательности страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев // Транспортное право. 2012. № 1. С. 9-12; Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. 2012. № 4. С. 22-24.

 

Морские вести России №14 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном МИД Южной Кореи сообщил в субботу, что команда рыболовецкого судна, в которой есть граждане страны, ...

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе Открытие рабочего движения на участке Журавка - Миллерово двухпутной электрифицированной железной до...

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...