Кто возместит ущерб

Морской транспорт

Правовые аспекты страхования гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря

В России вопросы страхования гражданской ответственности за загрязнение моря регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененной Протоколом 1992 г., Международной конвенцией о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. в редакции Протокола 1992 г., Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Дарья Ждан-Пушкина, юридическая фирма «Ждан-Пушкина и партнеры»

В 2011-2012 годах вышел в свет ряд статей, посвященных вопросам обязательного страхования гражданской ответственности судовладельцев за загрязнение моря нефтью1. В них обсуждалась целесообразность введения отдельного закона об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев. Вопрос об обязательности такого страхования был решен отрицательно. 11 декабря 2012 года законопроект № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» был отклонен Государственной Думой РФ и снят с дальнейшего рассмотрения.

На уровне подзаконных актов регулируются вопросы ликвидации аварийных разливов нефти. К ним относятся постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 (ред. от 15.04.2002) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 (ред. от 12.09.2012) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и другие.

В настоящей статье рассматриваются следующие вопросы:

1. К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба от загрязнения моря, если ответственность судовладельца застрахована, какова подсудность данного требования?

2. Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении ущерба за загрязнение моря?

3. Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба, если ответственность судовладельца за загрязнение окружающей среды застрахована, какова подсудность данного требования?

Судовладельцев, которые застраховали гражданскую ответственность, интересует вопрос, могут ли они избежать участия в процессе по возмещению ущерба, направив потерпевших в свою страховую компанию.

Из пункта 4 статьи 325, пункта 4 статьи 336 и пункта 5 статьи 336.9 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) следует, что иск о возмещении ущерба за загрязнение моря может быть предъявлен как к владельцу судна, причинившего ущерб, так и непосредственно страховщику. Однако, если иск предъявлен к страховщику, он вправе требовать, чтобы судовладелец был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица. Таким образом, участия в процессе по возмещению ущерба судовладелец избежать не может, но потерпевший вправе назначить ответчиком по иску страховую компанию.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии со статьей 1072 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) судовладелец возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, если страхового возмещения недостаточно для покрытия требований потерпевших.

Иногда страховщики пытаются ограничить право на предъявление к ним иска от потерпевших, включая соответствующие условия в договор страхования, например, такого характера: «Настоящий страховой сертификат (полис) является исключительно свидетельством наличия договора страхования между страхователем и страховщиком и не может использоваться в качестве свидетельства принятия на себя страховщиком финансовых или каких-либо иных обязательств перед любой третьей стороной. В случае если страхователь предъявляет настоящий полис в качестве свидетельства о наличии страхования в соответствии с требованиями местного законодательства в отношении финансовых либо иных обязательств, показывает или предъявляет его любой третьей стороне в качестве свидетельства о наличии страхования, использования(е) настоящего полиса в подобных целях не должно восприниматься как согласие страховщика выступать в качестве гаранта, либо наличия возможности преследования в судебном порядке непосредственно страховщика в соответствии с каким бы то ни было законодательством. Страховщик не признает таких требований или действий в отношении себя».

Необходимо отметить, что такое ограничение в отношении исков, связанных с загрязнением моря нефтью, бункерным топливом или иными опасными и вредными веществами, не соответствует пункту 4 статьи 931 ГК РФ, пункту 4 статьи 325, пункту 4 статьи 336 и пункту 5 статьи 336.9 КТМ РФ. Из пункта 4 статьи 931 ГК РФ следует, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. При заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделить этому вопросу внимание.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения моря к судовладельцу или к страховщику предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба. В этой связи арбитражные оговорки, установленные правилами страхования, не действуют и не обязывают третьих лиц, которым причинен ущерб, обращаться в суды, согласованные между страховщиком и судовладельцем.

Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда за загрязнение моря нефтью?

Пунктом 1 статьи 410 КТМ РФ предусмотрено, что иски о возмещении ущерба от загрязнения моря могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб. Если инцидент состоит из ряда происшествий, шестилетний период исчисляется со дня первого происшествия.

В свою очередь из пункта 1 статьи 409 КТМ РФ следует, что к требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется двухгодичный срок исковой давности со дня возникновения права на иск. Согласно практике Высшего арбитражного суда РФ днем возникновения права на иск признается день страхового случая. В договорах страхования риска ответственности в качестве момента наступления страхового случая можно согласовать одно из следующих событий, произошедших в период действия договора страхования:

-         происшествие (например, разлив нефти), влекущее предъявление претензий;

-         предъявление претензии к судовладельцу вследствие происшествия;

-         признание судовладельца ответственным за причинение вреда в судебном или досудебном порядке с согласия страховщика;

-         или, например, факт выплаты/частичной выплаты судовладельцем возмещения ущерба потерпевшим.

Эти обстоятельства происходят в разное время, и от условий страхования зависит, покрываются ли страхованием убытки судовладельца, с какого момента у судовладельца возникает право требования страхового возмещения. Так, иногда в правилах страхования ответственности судовладельца определяют, что «страховой случай – это происшествие, которое может повлечь за собой предъявление претензий или иных требований». Если страховой случай в договоре страхования ответственности определен таким образом и к страховщику предъявлен иск о возмещении ущерба, то возникает коллизия между сроком исковой давности, установленным в статье 409 КТМ РФ и статье 410 КТМ РФ. Такая коллизия влечет для судовладельца риск, связанный с необходимостью нести ответственность за загрязнение ущерба в отсутствие страховой защиты за пределами двухгодичного срока после происшествия. Во избежание такого риска в договорах страхования ответственности судовладельца следует особое внимание уделять определению момента наступления страхового случая.

Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

Наиболее распространенной ошибкой является заключение договора страхования ответственности, в котором понятие страхового случая недостаточно четко определено или определено неверно, без учета специфики риска ответственности. Правильная квалификация страхового случая влияет на вопрос о том, попадает ли то или иное событие в период действия договора страхования, является ли то или иное событие страховым случаем исходя из описанных признаков и с какого момента начинает течь срок исковой давности по требованиям к страховщику. Мы рекомендуем использовать следующую формулировку для определения страхового случая по договору страхования ответственности судовладельца за загрязнение моря:

«Страховой случай – предъявление претензии страхователю, которая влечет для страхователя наступление ответственности за загрязнение окружающей природной среды нефтью или другими загрязняющими веществами с судна страхователя, любого имущества в этой среде, а также жизни и здоровью людей».

В договоре страхования в качестве страхователя должна быть указана компания, к которой может быть предъявлено требование за причинение ущерба от загрязнения моря. В соответствии с пунктом 2 статьи 325 КТМ РФ иск о возмещении ущерба за загрязнение нефтью не может быть предъявлен к судовладельцу, не являющемуся собственником судна. Аналогичная норма предусмотрена для иска о возмещении ущерба за загрязнение опасными и вредными веществами. Иски о возмещении ущерба за загрязнение моря бункерным топливом могут быть предъявлены к фрахтователям судна.

Довольно распространённой является ситуация, когда договор страхования заключает одно юридическое лицо, а владеет и фактически управляет судном – другое. В случае предъявления иска о возмещении ущерба за загрязнение моря нефтью или опасными и вредными веществами к лицу, которое не является собственником судна, страховщик может отказать в выплате. В дальнейшем в суде придется доказывать, что страхователь несет ответственность за причинение ущерба и обосновывать правовую связь с судном. Этот процесс может быть дополнительно усложнен запретами, которые устанавливают правила страхования. Так, иногда в них встречается оговорка о том, что судно лишается страхового покрытия в случае передачи страхователем полностью или частично доли своего участия в судне, перехода права владения или управления судном в период договора страхования.

И, наконец, при заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделять внимание вопросу о расходах судовладельца, покрываемых страховой компанией.

Во-первых, в договоре страхования стороны устанавливают, возмещает ли страхования компания расходы судовладельца после того, как они понесены, или страховая компания оплачивает расходы на базе счетов и требований, предъявленных судовладельцу потерпевшими.

Во-вторых, большое значение имеет состав возмещаемых расходов. Так, судовладельцу рекомендуется согласовать со страховщиком возмещение расходов не только на минимизацию последствий ущерба от загрязнения моря – расходы по очистке среды, ликвидацию последствий аварийных разливов нефти, иных загрязняющих веществ, но и расходы на урегулирование страхового случая, на привлечение специалистов по оценке размера и причин ущерба, проведение экспертиз, на сохранение груза и судна в случае общей аварии, на юристов и судебные издержки.

 

1.А.Г. Архипова «Страхование ответственности за загрязнение моря нефтью: актуальные вопросы» // «Морское страхование», № 3, 2011; Горбачева С.С. К вопросу об обязательности страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев // Транспортное право. 2012. № 1. С. 9-12; Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. 2012. № 4. С. 22-24.

 

Морские вести России №14 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом В воскресенье в 10:00 в Севастополе возобновились гонки II этапа Национальной парусной Лиги, которые...

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы Московская городская межведомственная комиссия по наименованиям одобрила переименование восьми улиц ...

Российская экономика

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области Губернатор Астраханской области, вице-президент по гражданскому судостроению ОСК и директор «Ассоциа...

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2»

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG подписала с Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании про...

Транспортная политика

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск»

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск» 21 апреля председатель правительства России Дмитрий Медведев в рамках рабочего визита в Мурманск про...

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Морские порты

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка Власти Санкт-Петербурга Петербурга рассматривают возможность создания портовой особой экономической ...

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн Грузооборот портов Китая по итогам марта 2017 года вырос к аналогичному периоду 2016 года на 8,5%...




Морской транспорт

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток «Евросиб-Логистика» доставила из Китая на Восточную верфь во Владивосток более 100 тонн комплектующи...

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали Министерство обороны США сообщило об учащении случаев нападений пиратов у берегов Сомали и предупред...

Речной транспорт

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства Грузовая навигация Волжского пароходства открывается на Верхней Волге 25 апреля, сообщает пресс-служ...

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске 20 апреля заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк принял участие в совместном заседании ...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа»

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа» РЖД подписали соглашение с представителями железнодорожных компаний Китая, Беларуси, Германии, Казах...

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию Акционеры крупнейшего российского частного оператора грузовых вагонов и локомотивов - Globaltrans - ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...