Кто возместит ущерб - Морские вести России

Кто возместит ущерб

20.03.2014

Морской транспорт

Правовые аспекты страхования гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря

В России вопросы страхования гражданской ответственности за загрязнение моря регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененной Протоколом 1992 г., Международной конвенцией о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. в редакции Протокола 1992 г., Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Дарья Ждан-Пушкина, юридическая фирма «Ждан-Пушкина и партнеры»

В 2011-2012 годах вышел в свет ряд статей, посвященных вопросам обязательного страхования гражданской ответственности судовладельцев за загрязнение моря нефтью1. В них обсуждалась целесообразность введения отдельного закона об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев. Вопрос об обязательности такого страхования был решен отрицательно. 11 декабря 2012 года законопроект № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» был отклонен Государственной Думой РФ и снят с дальнейшего рассмотрения.

На уровне подзаконных актов регулируются вопросы ликвидации аварийных разливов нефти. К ним относятся постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 (ред. от 15.04.2002) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 (ред. от 12.09.2012) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и другие.

В настоящей статье рассматриваются следующие вопросы:

1. К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба от загрязнения моря, если ответственность судовладельца застрахована, какова подсудность данного требования?

2. Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении ущерба за загрязнение моря?

3. Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

К кому можно предъявить требование о возмещении ущерба, если ответственность судовладельца за загрязнение окружающей среды застрахована, какова подсудность данного требования?

Судовладельцев, которые застраховали гражданскую ответственность, интересует вопрос, могут ли они избежать участия в процессе по возмещению ущерба, направив потерпевших в свою страховую компанию.

Из пункта 4 статьи 325, пункта 4 статьи 336 и пункта 5 статьи 336.9 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) следует, что иск о возмещении ущерба за загрязнение моря может быть предъявлен как к владельцу судна, причинившего ущерб, так и непосредственно страховщику. Однако, если иск предъявлен к страховщику, он вправе требовать, чтобы судовладелец был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица. Таким образом, участия в процессе по возмещению ущерба судовладелец избежать не может, но потерпевший вправе назначить ответчиком по иску страховую компанию.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии со статьей 1072 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) судовладелец возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, если страхового возмещения недостаточно для покрытия требований потерпевших.

Иногда страховщики пытаются ограничить право на предъявление к ним иска от потерпевших, включая соответствующие условия в договор страхования, например, такого характера: «Настоящий страховой сертификат (полис) является исключительно свидетельством наличия договора страхования между страхователем и страховщиком и не может использоваться в качестве свидетельства принятия на себя страховщиком финансовых или каких-либо иных обязательств перед любой третьей стороной. В случае если страхователь предъявляет настоящий полис в качестве свидетельства о наличии страхования в соответствии с требованиями местного законодательства в отношении финансовых либо иных обязательств, показывает или предъявляет его любой третьей стороне в качестве свидетельства о наличии страхования, использования(е) настоящего полиса в подобных целях не должно восприниматься как согласие страховщика выступать в качестве гаранта, либо наличия возможности преследования в судебном порядке непосредственно страховщика в соответствии с каким бы то ни было законодательством. Страховщик не признает таких требований или действий в отношении себя».

Необходимо отметить, что такое ограничение в отношении исков, связанных с загрязнением моря нефтью, бункерным топливом или иными опасными и вредными веществами, не соответствует пункту 4 статьи 931 ГК РФ, пункту 4 статьи 325, пункту 4 статьи 336 и пункту 5 статьи 336.9 КТМ РФ. Из пункта 4 статьи 931 ГК РФ следует, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. При заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделить этому вопросу внимание.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения моря к судовладельцу или к страховщику предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба. В этой связи арбитражные оговорки, установленные правилами страхования, не действуют и не обязывают третьих лиц, которым причинен ущерб, обращаться в суды, согласованные между страховщиком и судовладельцем.

Каков срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда за загрязнение моря нефтью?

Пунктом 1 статьи 410 КТМ РФ предусмотрено, что иски о возмещении ущерба от загрязнения моря могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб. Если инцидент состоит из ряда происшествий, шестилетний период исчисляется со дня первого происшествия.

В свою очередь из пункта 1 статьи 409 КТМ РФ следует, что к требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется двухгодичный срок исковой давности со дня возникновения права на иск. Согласно практике Высшего арбитражного суда РФ днем возникновения права на иск признается день страхового случая. В договорах страхования риска ответственности в качестве момента наступления страхового случая можно согласовать одно из следующих событий, произошедших в период действия договора страхования:

-         происшествие (например, разлив нефти), влекущее предъявление претензий;

-         предъявление претензии к судовладельцу вследствие происшествия;

-         признание судовладельца ответственным за причинение вреда в судебном или досудебном порядке с согласия страховщика;

-         или, например, факт выплаты/частичной выплаты судовладельцем возмещения ущерба потерпевшим.

Эти обстоятельства происходят в разное время, и от условий страхования зависит, покрываются ли страхованием убытки судовладельца, с какого момента у судовладельца возникает право требования страхового возмещения. Так, иногда в правилах страхования ответственности судовладельца определяют, что «страховой случай – это происшествие, которое может повлечь за собой предъявление претензий или иных требований». Если страховой случай в договоре страхования ответственности определен таким образом и к страховщику предъявлен иск о возмещении ущерба, то возникает коллизия между сроком исковой давности, установленным в статье 409 КТМ РФ и статье 410 КТМ РФ. Такая коллизия влечет для судовладельца риск, связанный с необходимостью нести ответственность за загрязнение ущерба в отсутствие страховой защиты за пределами двухгодичного срока после происшествия. Во избежание такого риска в договорах страхования ответственности судовладельца следует особое внимание уделять определению момента наступления страхового случая.

Какие общие рекомендации необходимо соблюдать при заключении договора страхования гражданской ответственности судовладельца за загрязнение моря?

Наиболее распространенной ошибкой является заключение договора страхования ответственности, в котором понятие страхового случая недостаточно четко определено или определено неверно, без учета специфики риска ответственности. Правильная квалификация страхового случая влияет на вопрос о том, попадает ли то или иное событие в период действия договора страхования, является ли то или иное событие страховым случаем исходя из описанных признаков и с какого момента начинает течь срок исковой давности по требованиям к страховщику. Мы рекомендуем использовать следующую формулировку для определения страхового случая по договору страхования ответственности судовладельца за загрязнение моря:

«Страховой случай – предъявление претензии страхователю, которая влечет для страхователя наступление ответственности за загрязнение окружающей природной среды нефтью или другими загрязняющими веществами с судна страхователя, любого имущества в этой среде, а также жизни и здоровью людей».

В договоре страхования в качестве страхователя должна быть указана компания, к которой может быть предъявлено требование за причинение ущерба от загрязнения моря. В соответствии с пунктом 2 статьи 325 КТМ РФ иск о возмещении ущерба за загрязнение нефтью не может быть предъявлен к судовладельцу, не являющемуся собственником судна. Аналогичная норма предусмотрена для иска о возмещении ущерба за загрязнение опасными и вредными веществами. Иски о возмещении ущерба за загрязнение моря бункерным топливом могут быть предъявлены к фрахтователям судна.

Довольно распространённой является ситуация, когда договор страхования заключает одно юридическое лицо, а владеет и фактически управляет судном – другое. В случае предъявления иска о возмещении ущерба за загрязнение моря нефтью или опасными и вредными веществами к лицу, которое не является собственником судна, страховщик может отказать в выплате. В дальнейшем в суде придется доказывать, что страхователь несет ответственность за причинение ущерба и обосновывать правовую связь с судном. Этот процесс может быть дополнительно усложнен запретами, которые устанавливают правила страхования. Так, иногда в них встречается оговорка о том, что судно лишается страхового покрытия в случае передачи страхователем полностью или частично доли своего участия в судне, перехода права владения или управления судном в период договора страхования.

И, наконец, при заключении договора страхования ответственности судовладельца следует уделять внимание вопросу о расходах судовладельца, покрываемых страховой компанией.

Во-первых, в договоре страхования стороны устанавливают, возмещает ли страхования компания расходы судовладельца после того, как они понесены, или страховая компания оплачивает расходы на базе счетов и требований, предъявленных судовладельцу потерпевшими.

Во-вторых, большое значение имеет состав возмещаемых расходов. Так, судовладельцу рекомендуется согласовать со страховщиком возмещение расходов не только на минимизацию последствий ущерба от загрязнения моря – расходы по очистке среды, ликвидацию последствий аварийных разливов нефти, иных загрязняющих веществ, но и расходы на урегулирование страхового случая, на привлечение специалистов по оценке размера и причин ущерба, проведение экспертиз, на сохранение груза и судна в случае общей аварии, на юристов и судебные издержки.

 

1.А.Г. Архипова «Страхование ответственности за загрязнение моря нефтью: актуальные вопросы» // «Морское страхование», № 3, 2011; Горбачева С.С. К вопросу об обязательности страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев // Транспортное право. 2012. № 1. С. 9-12; Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. 2012. № 4. С. 22-24.

 

Морские вести России №14 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика