Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Фура или локомотив?

Ж/Д транспорт

Грузовладельцы все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту в ущерб железнодорожному

Высокодоходные грузы уходят с сети РЖД на автомагистрали. Это не новая тенденция, но она расширяется: зачастую фуры вместо вагонов выбирают даже отправители среднемаржинальных грузов. Это следствие как неэффективности РЖД (высокая стоимость перевозок, длительные сроки, частые сбои), так и объективных факторов.

В итоге на долю госмонополии приходятся наименее доходные, а порой и убыточные в плане перевозок грузы.

Решением проблемы могло бы стать введение платных дорог для крупнотоннажных автомобилей. Но вместо этого, вероятно, власти пойдут на очередную компенсацию убытков РЖД через повышение тарифов. Для экономики и тот, и другой вариант примерно одинаковы – транспортная составляющая в цене конечной продукции вырастет.

Татьяна Лозовая

 

В планах – автомобиль

Институт экономической политики им. Гайдара ежемесячно проводит конъюнктурные опросы предпрнимателей. Вопросы касаются планов по выпуску продукции, ожиданий промышленников по спросу, ценам, увольнениям и найму работников. Но в этот раз в исследование включили принципиально новый вопрос: если в августе-сентябре текущего года будет произведено больше продукции, чем планировалось – каким транспортом вы будете вывозить этот дополнительный объем?

Победил автомобильный. Доля руководителей компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превысила долю тех, кто ожидает снижения, на 11 процентных пунктов. Такая же разница в отношении перевозок железнодорожным транспортом, только здесь она составляет 3 п.п.

Более того, в планы некоторых предприятий вообще входит постепенное замещение железнодорожных перевозок автомобильными. Наращивать погрузку на автотранспорт в ущерб РЖД собирается 20% руководителей, а наоборот – всего лишь 8%, таким образом, разница в 12 п.п. – не в пользу РЖД.

«Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются одновременно и железнодорожным и автомобильным транспортом. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов, – объясняет автор исследования, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им.Гайдара Сергей Цухло. – Объемы отгрузок можно ожидать и по тому, и по другому виду транспорта, но рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге. Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить».

Такие «демарши» грузовладельцев происходят на фоне в целом не самой благоприятной экономической ситуации. В первом полугодии 2013 года грузоперевозки, по данным Росстата, снизились на 3,2%, при этом перевозки РЖД просели сильнее – на 3,7%, автомобильные – на 3,3%. Хотя годом ранее картина была иная. В первом полугодии 2012 года грузоперевозки в целом выросли почти на 6%, в том числе железнодорожные – на 3,5%.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, спад начался еще в ноябре 2012 года и длился до конца февраля, затем железнодорожные перевозки стали расти, но незначительно – ниже задуманных планов. «На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, предположительно, мы можем не добрать в нынешнем году около 49 миллиардов рублей доходов. Естественно, что в этих условиях принимаем меры, у нас это называется «антикризисная программа», – сообщал руководитель госмонополии в начале апреля.

Самое большое падение в первом полугодии 2013-го – минус 48% – наблюдалось в части перевозки зерна. Впрочем, это было связано с низким урожаем. Примерно на 10% снизились погрузки кокса, руды цветных металлов, лома черных металлов и рыбы, на 5% – лесных и строительных грузов, черных металлов. А в июне перевозка черных металлов по сети РЖД вовсе достигла своего исторического минимума за четыре года. Драйвером послужило падение погрузки проката, труб и рельсов. На 3% меньше, чем годом ранее, перевезли нефти и нефтепродуктов. Аналитики связывают это с падением отправки сырой нефти в Китай.

Рост же фиксировался лишь в части железной и марганцевой руды (+0,9%), каменного угля (+0,8%), удобрений (+0,5%) и импортных грузов (+4,2%). Впрочем, последнее могло быть связано с эффектом «низкой базы», ведь годом ранее данные перевозки упали почти на 20%.

 

Плати за асфальт

Изучая статистику, можно обратить внимание на следующий момент. Грузооборот железнодорожного транспорта за те же 6 месяцев 2013 года сократился на 3%, а автомобильного увеличился на 2,6%. Хотя перевозки, как было сказано выше, упали и там, и там. Грузооборот от грузоперевозок отличается тем, что измеряется в тонно-километрах (перевозки в тоннах умножаются на дистанцию в километрах). Поскольку объем груза на автомобилях сократился, вырасти (чтобы получить плюс 2,6%) должен был второй множитель – дистанция. Отсюда следует вывод, что автомобильные грузы стали ездить на большие расстояния.

Здесь тоже таится угроза для РЖД. Принято считать, что на дальние расстояния везти груз по железной дороге выгоднее, чем по автомагистрали. Но, как мы видим из статистики, перевозки фурами увеличивают «охват».

Кстати, по этому поводу еще прошлой осенью негодовал Владимир Якунин. Он называл неравной конкуренцию с автомобильным транспортом. Главу РЖД возмутило, что фуры перевозят товар даже из Санкт-Петербурга в Красноярск. «Ни в одной стране мира, развитой или недоразвитой, такое невозможно», – заявлял он.  

Итак, тенеденция «перетекания» груза с железных дорог на автомобильные налицо. Почему так происходит?

«Основными причинами можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки, – говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. – Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному – так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом».

В.Якунин уже призывал ввести специальный тариф для грузовых автомобилей, причем мотивируя это заботой о регионах, тратящихся на содержание дорог. «Эти дороги не рассчитаны на перевозку в большегрузных машинах, у которых объем погрузки, вдумайтесь, достигает, по-моему, карьерного самосвала – до 70 тонн. Наши дороги просто расползаются... А деньги вкладываются, вкладываются. Почему-то это никто не считает», – переживал глава РЖД.

В итоге в середине прошлого года Минтранс даже разработал проект постановления, обязывающего владельцев фур платить за пройденные километры. Речь шла о грузовиках, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Предлагалось установить на них спутниковую навигацию типа ГЛОНАСС или GPS, а полученные деньги направлять в дорожный фонд. Как пишут СМИ, рассматривался вариант платы 3,5 рубля за километр.

Однако данную инициативу негативно встретили как владельцы фур, так и представители Министерства экономического развития. Например, по словам главы Межрегионального профессионального союза водителей Александра Котова, результатом стало бы удорожание грузоперевозок по маршруту Москва – Новосибирск на 10%. А по мнению чиновников, подобный налог противоречит общим экономическим интересам общества, поскольку повышает стоимость перевозок, а значит и конечную цену почти всех товаров. При этом в Минэкономразвития сослались на участников рынка, прогнозирующих повышение стоимости грузоперевозок на 20%.

 

Останутся с углем

Если проанализировать структуру российских грузоперевозок за последние 30 лет – кажется, что у РЖД нет особых поводов для печали. В 1980 году структура перевозок основными видами транспорта выглядела так: на автомобильный приходился 81%, на железнодорожный – 12%, на трубопроводный – 3% и на внутренний водный – 2,9%. А в 2010 году это было, соответственно, – 68%, 17%, 14% и 1,3%. Другими словами, РЖД и «труба» «откусисли» часть рынка у автомобилей и водного транспорта.

Сегодня весь вопрос в том, что за грузы уходят с РЖД, за счет чего сокращаются перевозки железнодорожным транспортом?

«Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но к настоящему моменту основная масса высоко– и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом грузы продолжают «уходить», – поясняет А.Поликарпов из ИПЕМ. – Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна».

Сегодня главным грузом для РЖД является каменный уголь – на него приходится 23% перевок. Если же проанализировать всю структуру и сопоставить ее с Прейскурантом 10-01, который как раз разделяет грузы по маржинальности, то мы увидим, что на низкодоходные (1 тарифный класс) приходится более пловины всех перевозок. Сюда попадает как раз уголь, стройматериалы, руды и цемент.

В самой госмонополии уже не раз обсуждали эту проблему. «Уже сейчас приходится бороться за грузы. У нас отстанутся щебень, уголь, но очень высока конкуренция за самые высокодоходные грузы, например, контейнерные, – говорит в интервью газете «Деловой Петербург» начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. – При этом прейскурант составлен так, что некоторые грузы мы возим себе в убыток». Железнодорожный начальник объясняет, что прибыль от перевозки высокомаржинальных грузов (например, автомобилей или компьютеров) как раз призвана компенсировать убытки от низкодоходных угля или щебня. Но сейчас именно третий тарифный класс и уходит на автомобильные дороги.

Впрочем, решать эту проблему собираются в лучших традициях РЖД: не путем повышения конкурентоспособности, а с помощью бюрократических процедур – постановкой вопроса о корректировке тарифов перед Правительством РФ, другими словами, о повышении стоимости всех перево-зок, особенно низкодоходных.

Таким образом, если речь будет идти, например, об экспортном угле, то пострадают главным образом компании-экспортеры – повышение тарифов на перевозку угля снизит их прибыли. А если говорить о внутренних грузах, то увеличение транспортной составляющей повлияет на конечную цену большинства товаров, то есть на экономику страны в целом.

 

Морские порты №6 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Заболевший член экипажа земснаряда «Ветлуга» доставлен в порт Оля

Заболевший член экипажа земснаряда «Ветлуга» доставлен в порт Оля Получено сообщение от МСПЦ Астрахань о том, что на 130 км Волжско-Каспийского морского судоходного к...

В Южной Корее разгорелся спор вокруг крейсера времен Русско-японской войны

В Южной Корее разгорелся спор вокруг крейсера времен Русско-японской войны В Южной Корее начались споры о достоверности того факта, что компания Shinil Group в июле первой обн...

Российская экономика

Вторую очередь «Ямал СПГ» запустят с опережением срока

Вторую очередь «Ямал СПГ» запустят с опережением срока Вторая очередь «Ямал СПГ» будет запущена в начале августа, сообщил журналистам глава «НОВАТЭКа» Леон...

«Доброфлот» запустит в Приморье завод по переработке минтая

«Доброфлот» запустит в Приморье завод по переработке минтая Группа компаний «Доброфлот» начала строительство завода по переработке минтая в рамках территории оп...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

Контейнерооборот российских морских портов вырос на 11,6% с начала года

Контейнерооборот российских морских портов вырос на 11,6% с начала года По данным АСОП, с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,5 млн TEU, что превышает показат...

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...




Морской транспорт

Испытания подлодки-беспилотника «Посейдон» подошли к завершающей стадии

Испытания подлодки-беспилотника «Посейдон» подошли к завершающей стадии Испытания систем и элементов ядерной подлодки-бепилотника «Посейдон» вышли на завершающую стадию, со...

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Речной транспорт

Из-за повышения воды в Амуре таможня китайского города Хэйхэ сменит схему работы

Из-за повышения воды в Амуре таможня китайского города Хэйхэ сменит схему работы Задержка при приеме и отправлении судов прогнозируется на таможенном пункте китайского города Хэйхэ ...

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...