Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Фура или локомотив?

Ж/Д транспорт

Грузовладельцы все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту в ущерб железнодорожному

Высокодоходные грузы уходят с сети РЖД на автомагистрали. Это не новая тенденция, но она расширяется: зачастую фуры вместо вагонов выбирают даже отправители среднемаржинальных грузов. Это следствие как неэффективности РЖД (высокая стоимость перевозок, длительные сроки, частые сбои), так и объективных факторов.

В итоге на долю госмонополии приходятся наименее доходные, а порой и убыточные в плане перевозок грузы.

Решением проблемы могло бы стать введение платных дорог для крупнотоннажных автомобилей. Но вместо этого, вероятно, власти пойдут на очередную компенсацию убытков РЖД через повышение тарифов. Для экономики и тот, и другой вариант примерно одинаковы – транспортная составляющая в цене конечной продукции вырастет.

Татьяна Лозовая

 

В планах – автомобиль

Институт экономической политики им. Гайдара ежемесячно проводит конъюнктурные опросы предпрнимателей. Вопросы касаются планов по выпуску продукции, ожиданий промышленников по спросу, ценам, увольнениям и найму работников. Но в этот раз в исследование включили принципиально новый вопрос: если в августе-сентябре текущего года будет произведено больше продукции, чем планировалось – каким транспортом вы будете вывозить этот дополнительный объем?

Победил автомобильный. Доля руководителей компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превысила долю тех, кто ожидает снижения, на 11 процентных пунктов. Такая же разница в отношении перевозок железнодорожным транспортом, только здесь она составляет 3 п.п.

Более того, в планы некоторых предприятий вообще входит постепенное замещение железнодорожных перевозок автомобильными. Наращивать погрузку на автотранспорт в ущерб РЖД собирается 20% руководителей, а наоборот – всего лишь 8%, таким образом, разница в 12 п.п. – не в пользу РЖД.

«Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются одновременно и железнодорожным и автомобильным транспортом. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов, – объясняет автор исследования, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им.Гайдара Сергей Цухло. – Объемы отгрузок можно ожидать и по тому, и по другому виду транспорта, но рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге. Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить».

Такие «демарши» грузовладельцев происходят на фоне в целом не самой благоприятной экономической ситуации. В первом полугодии 2013 года грузоперевозки, по данным Росстата, снизились на 3,2%, при этом перевозки РЖД просели сильнее – на 3,7%, автомобильные – на 3,3%. Хотя годом ранее картина была иная. В первом полугодии 2012 года грузоперевозки в целом выросли почти на 6%, в том числе железнодорожные – на 3,5%.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, спад начался еще в ноябре 2012 года и длился до конца февраля, затем железнодорожные перевозки стали расти, но незначительно – ниже задуманных планов. «На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, предположительно, мы можем не добрать в нынешнем году около 49 миллиардов рублей доходов. Естественно, что в этих условиях принимаем меры, у нас это называется «антикризисная программа», – сообщал руководитель госмонополии в начале апреля.

Самое большое падение в первом полугодии 2013-го – минус 48% – наблюдалось в части перевозки зерна. Впрочем, это было связано с низким урожаем. Примерно на 10% снизились погрузки кокса, руды цветных металлов, лома черных металлов и рыбы, на 5% – лесных и строительных грузов, черных металлов. А в июне перевозка черных металлов по сети РЖД вовсе достигла своего исторического минимума за четыре года. Драйвером послужило падение погрузки проката, труб и рельсов. На 3% меньше, чем годом ранее, перевезли нефти и нефтепродуктов. Аналитики связывают это с падением отправки сырой нефти в Китай.

Рост же фиксировался лишь в части железной и марганцевой руды (+0,9%), каменного угля (+0,8%), удобрений (+0,5%) и импортных грузов (+4,2%). Впрочем, последнее могло быть связано с эффектом «низкой базы», ведь годом ранее данные перевозки упали почти на 20%.

 

Плати за асфальт

Изучая статистику, можно обратить внимание на следующий момент. Грузооборот железнодорожного транспорта за те же 6 месяцев 2013 года сократился на 3%, а автомобильного увеличился на 2,6%. Хотя перевозки, как было сказано выше, упали и там, и там. Грузооборот от грузоперевозок отличается тем, что измеряется в тонно-километрах (перевозки в тоннах умножаются на дистанцию в километрах). Поскольку объем груза на автомобилях сократился, вырасти (чтобы получить плюс 2,6%) должен был второй множитель – дистанция. Отсюда следует вывод, что автомобильные грузы стали ездить на большие расстояния.

Здесь тоже таится угроза для РЖД. Принято считать, что на дальние расстояния везти груз по железной дороге выгоднее, чем по автомагистрали. Но, как мы видим из статистики, перевозки фурами увеличивают «охват».

Кстати, по этому поводу еще прошлой осенью негодовал Владимир Якунин. Он называл неравной конкуренцию с автомобильным транспортом. Главу РЖД возмутило, что фуры перевозят товар даже из Санкт-Петербурга в Красноярск. «Ни в одной стране мира, развитой или недоразвитой, такое невозможно», – заявлял он.  

Итак, тенеденция «перетекания» груза с железных дорог на автомобильные налицо. Почему так происходит?

«Основными причинами можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки, – говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. – Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному – так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом».

В.Якунин уже призывал ввести специальный тариф для грузовых автомобилей, причем мотивируя это заботой о регионах, тратящихся на содержание дорог. «Эти дороги не рассчитаны на перевозку в большегрузных машинах, у которых объем погрузки, вдумайтесь, достигает, по-моему, карьерного самосвала – до 70 тонн. Наши дороги просто расползаются... А деньги вкладываются, вкладываются. Почему-то это никто не считает», – переживал глава РЖД.

В итоге в середине прошлого года Минтранс даже разработал проект постановления, обязывающего владельцев фур платить за пройденные километры. Речь шла о грузовиках, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Предлагалось установить на них спутниковую навигацию типа ГЛОНАСС или GPS, а полученные деньги направлять в дорожный фонд. Как пишут СМИ, рассматривался вариант платы 3,5 рубля за километр.

Однако данную инициативу негативно встретили как владельцы фур, так и представители Министерства экономического развития. Например, по словам главы Межрегионального профессионального союза водителей Александра Котова, результатом стало бы удорожание грузоперевозок по маршруту Москва – Новосибирск на 10%. А по мнению чиновников, подобный налог противоречит общим экономическим интересам общества, поскольку повышает стоимость перевозок, а значит и конечную цену почти всех товаров. При этом в Минэкономразвития сослались на участников рынка, прогнозирующих повышение стоимости грузоперевозок на 20%.

 

Останутся с углем

Если проанализировать структуру российских грузоперевозок за последние 30 лет – кажется, что у РЖД нет особых поводов для печали. В 1980 году структура перевозок основными видами транспорта выглядела так: на автомобильный приходился 81%, на железнодорожный – 12%, на трубопроводный – 3% и на внутренний водный – 2,9%. А в 2010 году это было, соответственно, – 68%, 17%, 14% и 1,3%. Другими словами, РЖД и «труба» «откусисли» часть рынка у автомобилей и водного транспорта.

Сегодня весь вопрос в том, что за грузы уходят с РЖД, за счет чего сокращаются перевозки железнодорожным транспортом?

«Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но к настоящему моменту основная масса высоко– и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом грузы продолжают «уходить», – поясняет А.Поликарпов из ИПЕМ. – Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна».

Сегодня главным грузом для РЖД является каменный уголь – на него приходится 23% перевок. Если же проанализировать всю структуру и сопоставить ее с Прейскурантом 10-01, который как раз разделяет грузы по маржинальности, то мы увидим, что на низкодоходные (1 тарифный класс) приходится более пловины всех перевозок. Сюда попадает как раз уголь, стройматериалы, руды и цемент.

В самой госмонополии уже не раз обсуждали эту проблему. «Уже сейчас приходится бороться за грузы. У нас отстанутся щебень, уголь, но очень высока конкуренция за самые высокодоходные грузы, например, контейнерные, – говорит в интервью газете «Деловой Петербург» начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. – При этом прейскурант составлен так, что некоторые грузы мы возим себе в убыток». Железнодорожный начальник объясняет, что прибыль от перевозки высокомаржинальных грузов (например, автомобилей или компьютеров) как раз призвана компенсировать убытки от низкодоходных угля или щебня. Но сейчас именно третий тарифный класс и уходит на автомобильные дороги.

Впрочем, решать эту проблему собираются в лучших традициях РЖД: не путем повышения конкурентоспособности, а с помощью бюрократических процедур – постановкой вопроса о корректировке тарифов перед Правительством РФ, другими словами, о повышении стоимости всех перево-зок, особенно низкодоходных.

Таким образом, если речь будет идти, например, об экспортном угле, то пострадают главным образом компании-экспортеры – повышение тарифов на перевозку угля снизит их прибыли. А если говорить о внутренних грузах, то увеличение транспортной составляющей повлияет на конечную цену большинства товаров, то есть на экономику страны в целом.

 

Морские порты №6 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Модернизация «Адмирала Кузнецова» займет до трех лет

Модернизация «Адмирала Кузнецова» займет до трех лет Модернизация единственного российского авианосца - тяжелого крейсера «Адмирал Кузнецов» - продлится...

В ОСК подтвердили, что контракт на ремонт «Адмирала Кузнецова» подписан

В ОСК подтвердили, что контракт на ремонт «Адмирала Кузнецова» подписан Контракт на ремонт единственного в стране авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» заключен, начаты ...

Российская экономика

«НОВАТЭК» оценил перспективы роста производства СПГ на своих запасах в ЯНАО

«НОВАТЭК» оценил перспективы роста производства СПГ на своих запасах в ЯНАО «НОВАТЭК» рассчитывает через 4-5 лет увеличить ресурсную базу на Гыдане до объемов, которые позволят...

«Роснефть» и «Газпром» могут привлечь в Арктику другие российские компании – Минэнерго

«Роснефть» и «Газпром» могут привлечь в Арктику другие российские компании – Минэнерго Минэнерго считает, что «Роснефти» и «Газпрому» может быть интересна работа с другими компаниями из Р...

Транспортная политика

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим Минвостокразвития опубликовало для обсуждения пакет документов о создании в рамках свободного порта ...

MSC не будет заключать контракты с попавшими под санкции россиянами

MSC не будет заключать контракты с попавшими под санкции россиянами Mediterranean Shipping Company решила отказаться от заключения контрактов с россиянами, находящимися...

Морские порты

В навигацию 2017-18 гг. ледоколы «Росморпорта» провели более 5 700 судов

В навигацию 2017-18 гг. ледоколы «Росморпорта» провели более 5 700 судов Опубликована информация о ледокольных проводках на 19 апреля 2018 года. С начала навигации 2017-2018...

«Газпром» решил построить газохимический комплекс в Усть-Луге за $20 млрд

«Газпром» решил построить газохимический комплекс в Усть-Луге за $20 млрд «Газпром» и «Русгаздобыча» ведут работу над проектом газохимического комплекса под Петербургом, кото...




Морской транспорт

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс Ледокол «Капитан Драницын» 22 апреля вышел в рейс к Обской губе для осуществления ледокольных провод...

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017»

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017» ПАО «Совкомфлот» и банк ВТБ стали лауреатами ежегодной премии авторитетного международного журнала M...

Речной транспорт

В столице появится приложение для построения маршрута передвижения по Москве-реке

В столице появится приложение для построения маршрута передвижения по Москве-реке В столице разрабатывают приложение, которое позволит построить маршрут передвижения судов по Москве-...

Тарифы на водном общественном транспорте Москвы будут такими же, как на наземном

Тарифы на водном общественном транспорте Москвы будут такими же, как на наземном Стоимость поездки на водном общественном транспорте Москвы, который планируют запустить в столице, б...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последн...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...

Богатства России должны прирастать Арктикой

Богатства России должны прирастать Арктикой 14 декабря в Москве в Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная большая пресс-конферен...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...