Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Фура или локомотив?

Ж/Д транспорт

Грузовладельцы все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту в ущерб железнодорожному

Высокодоходные грузы уходят с сети РЖД на автомагистрали. Это не новая тенденция, но она расширяется: зачастую фуры вместо вагонов выбирают даже отправители среднемаржинальных грузов. Это следствие как неэффективности РЖД (высокая стоимость перевозок, длительные сроки, частые сбои), так и объективных факторов.

В итоге на долю госмонополии приходятся наименее доходные, а порой и убыточные в плане перевозок грузы.

Решением проблемы могло бы стать введение платных дорог для крупнотоннажных автомобилей. Но вместо этого, вероятно, власти пойдут на очередную компенсацию убытков РЖД через повышение тарифов. Для экономики и тот, и другой вариант примерно одинаковы – транспортная составляющая в цене конечной продукции вырастет.

Татьяна Лозовая

 

В планах – автомобиль

Институт экономической политики им. Гайдара ежемесячно проводит конъюнктурные опросы предпрнимателей. Вопросы касаются планов по выпуску продукции, ожиданий промышленников по спросу, ценам, увольнениям и найму работников. Но в этот раз в исследование включили принципиально новый вопрос: если в августе-сентябре текущего года будет произведено больше продукции, чем планировалось – каким транспортом вы будете вывозить этот дополнительный объем?

Победил автомобильный. Доля руководителей компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превысила долю тех, кто ожидает снижения, на 11 процентных пунктов. Такая же разница в отношении перевозок железнодорожным транспортом, только здесь она составляет 3 п.п.

Более того, в планы некоторых предприятий вообще входит постепенное замещение железнодорожных перевозок автомобильными. Наращивать погрузку на автотранспорт в ущерб РЖД собирается 20% руководителей, а наоборот – всего лишь 8%, таким образом, разница в 12 п.п. – не в пользу РЖД.

«Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются одновременно и железнодорожным и автомобильным транспортом. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов, – объясняет автор исследования, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им.Гайдара Сергей Цухло. – Объемы отгрузок можно ожидать и по тому, и по другому виду транспорта, но рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге. Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить».

Такие «демарши» грузовладельцев происходят на фоне в целом не самой благоприятной экономической ситуации. В первом полугодии 2013 года грузоперевозки, по данным Росстата, снизились на 3,2%, при этом перевозки РЖД просели сильнее – на 3,7%, автомобильные – на 3,3%. Хотя годом ранее картина была иная. В первом полугодии 2012 года грузоперевозки в целом выросли почти на 6%, в том числе железнодорожные – на 3,5%.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, спад начался еще в ноябре 2012 года и длился до конца февраля, затем железнодорожные перевозки стали расти, но незначительно – ниже задуманных планов. «На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, предположительно, мы можем не добрать в нынешнем году около 49 миллиардов рублей доходов. Естественно, что в этих условиях принимаем меры, у нас это называется «антикризисная программа», – сообщал руководитель госмонополии в начале апреля.

Самое большое падение в первом полугодии 2013-го – минус 48% – наблюдалось в части перевозки зерна. Впрочем, это было связано с низким урожаем. Примерно на 10% снизились погрузки кокса, руды цветных металлов, лома черных металлов и рыбы, на 5% – лесных и строительных грузов, черных металлов. А в июне перевозка черных металлов по сети РЖД вовсе достигла своего исторического минимума за четыре года. Драйвером послужило падение погрузки проката, труб и рельсов. На 3% меньше, чем годом ранее, перевезли нефти и нефтепродуктов. Аналитики связывают это с падением отправки сырой нефти в Китай.

Рост же фиксировался лишь в части железной и марганцевой руды (+0,9%), каменного угля (+0,8%), удобрений (+0,5%) и импортных грузов (+4,2%). Впрочем, последнее могло быть связано с эффектом «низкой базы», ведь годом ранее данные перевозки упали почти на 20%.

 

Плати за асфальт

Изучая статистику, можно обратить внимание на следующий момент. Грузооборот железнодорожного транспорта за те же 6 месяцев 2013 года сократился на 3%, а автомобильного увеличился на 2,6%. Хотя перевозки, как было сказано выше, упали и там, и там. Грузооборот от грузоперевозок отличается тем, что измеряется в тонно-километрах (перевозки в тоннах умножаются на дистанцию в километрах). Поскольку объем груза на автомобилях сократился, вырасти (чтобы получить плюс 2,6%) должен был второй множитель – дистанция. Отсюда следует вывод, что автомобильные грузы стали ездить на большие расстояния.

Здесь тоже таится угроза для РЖД. Принято считать, что на дальние расстояния везти груз по железной дороге выгоднее, чем по автомагистрали. Но, как мы видим из статистики, перевозки фурами увеличивают «охват».

Кстати, по этому поводу еще прошлой осенью негодовал Владимир Якунин. Он называл неравной конкуренцию с автомобильным транспортом. Главу РЖД возмутило, что фуры перевозят товар даже из Санкт-Петербурга в Красноярск. «Ни в одной стране мира, развитой или недоразвитой, такое невозможно», – заявлял он.  

Итак, тенеденция «перетекания» груза с железных дорог на автомобильные налицо. Почему так происходит?

«Основными причинами можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки, – говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. – Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному – так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом».

В.Якунин уже призывал ввести специальный тариф для грузовых автомобилей, причем мотивируя это заботой о регионах, тратящихся на содержание дорог. «Эти дороги не рассчитаны на перевозку в большегрузных машинах, у которых объем погрузки, вдумайтесь, достигает, по-моему, карьерного самосвала – до 70 тонн. Наши дороги просто расползаются... А деньги вкладываются, вкладываются. Почему-то это никто не считает», – переживал глава РЖД.

В итоге в середине прошлого года Минтранс даже разработал проект постановления, обязывающего владельцев фур платить за пройденные километры. Речь шла о грузовиках, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Предлагалось установить на них спутниковую навигацию типа ГЛОНАСС или GPS, а полученные деньги направлять в дорожный фонд. Как пишут СМИ, рассматривался вариант платы 3,5 рубля за километр.

Однако данную инициативу негативно встретили как владельцы фур, так и представители Министерства экономического развития. Например, по словам главы Межрегионального профессионального союза водителей Александра Котова, результатом стало бы удорожание грузоперевозок по маршруту Москва – Новосибирск на 10%. А по мнению чиновников, подобный налог противоречит общим экономическим интересам общества, поскольку повышает стоимость перевозок, а значит и конечную цену почти всех товаров. При этом в Минэкономразвития сослались на участников рынка, прогнозирующих повышение стоимости грузоперевозок на 20%.

 

Останутся с углем

Если проанализировать структуру российских грузоперевозок за последние 30 лет – кажется, что у РЖД нет особых поводов для печали. В 1980 году структура перевозок основными видами транспорта выглядела так: на автомобильный приходился 81%, на железнодорожный – 12%, на трубопроводный – 3% и на внутренний водный – 2,9%. А в 2010 году это было, соответственно, – 68%, 17%, 14% и 1,3%. Другими словами, РЖД и «труба» «откусисли» часть рынка у автомобилей и водного транспорта.

Сегодня весь вопрос в том, что за грузы уходят с РЖД, за счет чего сокращаются перевозки железнодорожным транспортом?

«Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но к настоящему моменту основная масса высоко– и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом грузы продолжают «уходить», – поясняет А.Поликарпов из ИПЕМ. – Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна».

Сегодня главным грузом для РЖД является каменный уголь – на него приходится 23% перевок. Если же проанализировать всю структуру и сопоставить ее с Прейскурантом 10-01, который как раз разделяет грузы по маржинальности, то мы увидим, что на низкодоходные (1 тарифный класс) приходится более пловины всех перевозок. Сюда попадает как раз уголь, стройматериалы, руды и цемент.

В самой госмонополии уже не раз обсуждали эту проблему. «Уже сейчас приходится бороться за грузы. У нас отстанутся щебень, уголь, но очень высока конкуренция за самые высокодоходные грузы, например, контейнерные, – говорит в интервью газете «Деловой Петербург» начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. – При этом прейскурант составлен так, что некоторые грузы мы возим себе в убыток». Железнодорожный начальник объясняет, что прибыль от перевозки высокомаржинальных грузов (например, автомобилей или компьютеров) как раз призвана компенсировать убытки от низкодоходных угля или щебня. Но сейчас именно третий тарифный класс и уходит на автомобильные дороги.

Впрочем, решать эту проблему собираются в лучших традициях РЖД: не путем повышения конкурентоспособности, а с помощью бюрократических процедур – постановкой вопроса о корректировке тарифов перед Правительством РФ, другими словами, о повышении стоимости всех перево-зок, особенно низкодоходных.

Таким образом, если речь будет идти, например, об экспортном угле, то пострадают главным образом компании-экспортеры – повышение тарифов на перевозку угля снизит их прибыли. А если говорить о внутренних грузах, то увеличение транспортной составляющей повлияет на конечную цену большинства товаров, то есть на экономику страны в целом.

 

Морские порты №6 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...