Фура или локомотив?

Ж/Д транспорт

Грузовладельцы все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту в ущерб железнодорожному

Высокодоходные грузы уходят с сети РЖД на автомагистрали. Это не новая тенденция, но она расширяется: зачастую фуры вместо вагонов выбирают даже отправители среднемаржинальных грузов. Это следствие как неэффективности РЖД (высокая стоимость перевозок, длительные сроки, частые сбои), так и объективных факторов.

В итоге на долю госмонополии приходятся наименее доходные, а порой и убыточные в плане перевозок грузы.

Решением проблемы могло бы стать введение платных дорог для крупнотоннажных автомобилей. Но вместо этого, вероятно, власти пойдут на очередную компенсацию убытков РЖД через повышение тарифов. Для экономики и тот, и другой вариант примерно одинаковы – транспортная составляющая в цене конечной продукции вырастет.

Татьяна Лозовая

 

В планах – автомобиль

Институт экономической политики им. Гайдара ежемесячно проводит конъюнктурные опросы предпрнимателей. Вопросы касаются планов по выпуску продукции, ожиданий промышленников по спросу, ценам, увольнениям и найму работников. Но в этот раз в исследование включили принципиально новый вопрос: если в августе-сентябре текущего года будет произведено больше продукции, чем планировалось – каким транспортом вы будете вывозить этот дополнительный объем?

Победил автомобильный. Доля руководителей компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превысила долю тех, кто ожидает снижения, на 11 процентных пунктов. Такая же разница в отношении перевозок железнодорожным транспортом, только здесь она составляет 3 п.п.

Более того, в планы некоторых предприятий вообще входит постепенное замещение железнодорожных перевозок автомобильными. Наращивать погрузку на автотранспорт в ущерб РЖД собирается 20% руководителей, а наоборот – всего лишь 8%, таким образом, разница в 12 п.п. – не в пользу РЖД.

«Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются одновременно и железнодорожным и автомобильным транспортом. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов, – объясняет автор исследования, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им.Гайдара Сергей Цухло. – Объемы отгрузок можно ожидать и по тому, и по другому виду транспорта, но рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге. Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить».

Такие «демарши» грузовладельцев происходят на фоне в целом не самой благоприятной экономической ситуации. В первом полугодии 2013 года грузоперевозки, по данным Росстата, снизились на 3,2%, при этом перевозки РЖД просели сильнее – на 3,7%, автомобильные – на 3,3%. Хотя годом ранее картина была иная. В первом полугодии 2012 года грузоперевозки в целом выросли почти на 6%, в том числе железнодорожные – на 3,5%.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, спад начался еще в ноябре 2012 года и длился до конца февраля, затем железнодорожные перевозки стали расти, но незначительно – ниже задуманных планов. «На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, предположительно, мы можем не добрать в нынешнем году около 49 миллиардов рублей доходов. Естественно, что в этих условиях принимаем меры, у нас это называется «антикризисная программа», – сообщал руководитель госмонополии в начале апреля.

Самое большое падение в первом полугодии 2013-го – минус 48% – наблюдалось в части перевозки зерна. Впрочем, это было связано с низким урожаем. Примерно на 10% снизились погрузки кокса, руды цветных металлов, лома черных металлов и рыбы, на 5% – лесных и строительных грузов, черных металлов. А в июне перевозка черных металлов по сети РЖД вовсе достигла своего исторического минимума за четыре года. Драйвером послужило падение погрузки проката, труб и рельсов. На 3% меньше, чем годом ранее, перевезли нефти и нефтепродуктов. Аналитики связывают это с падением отправки сырой нефти в Китай.

Рост же фиксировался лишь в части железной и марганцевой руды (+0,9%), каменного угля (+0,8%), удобрений (+0,5%) и импортных грузов (+4,2%). Впрочем, последнее могло быть связано с эффектом «низкой базы», ведь годом ранее данные перевозки упали почти на 20%.

 

Плати за асфальт

Изучая статистику, можно обратить внимание на следующий момент. Грузооборот железнодорожного транспорта за те же 6 месяцев 2013 года сократился на 3%, а автомобильного увеличился на 2,6%. Хотя перевозки, как было сказано выше, упали и там, и там. Грузооборот от грузоперевозок отличается тем, что измеряется в тонно-километрах (перевозки в тоннах умножаются на дистанцию в километрах). Поскольку объем груза на автомобилях сократился, вырасти (чтобы получить плюс 2,6%) должен был второй множитель – дистанция. Отсюда следует вывод, что автомобильные грузы стали ездить на большие расстояния.

Здесь тоже таится угроза для РЖД. Принято считать, что на дальние расстояния везти груз по железной дороге выгоднее, чем по автомагистрали. Но, как мы видим из статистики, перевозки фурами увеличивают «охват».

Кстати, по этому поводу еще прошлой осенью негодовал Владимир Якунин. Он называл неравной конкуренцию с автомобильным транспортом. Главу РЖД возмутило, что фуры перевозят товар даже из Санкт-Петербурга в Красноярск. «Ни в одной стране мира, развитой или недоразвитой, такое невозможно», – заявлял он.  

Итак, тенеденция «перетекания» груза с железных дорог на автомобильные налицо. Почему так происходит?

«Основными причинами можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки, – говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. – Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному – так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом».

В.Якунин уже призывал ввести специальный тариф для грузовых автомобилей, причем мотивируя это заботой о регионах, тратящихся на содержание дорог. «Эти дороги не рассчитаны на перевозку в большегрузных машинах, у которых объем погрузки, вдумайтесь, достигает, по-моему, карьерного самосвала – до 70 тонн. Наши дороги просто расползаются... А деньги вкладываются, вкладываются. Почему-то это никто не считает», – переживал глава РЖД.

В итоге в середине прошлого года Минтранс даже разработал проект постановления, обязывающего владельцев фур платить за пройденные километры. Речь шла о грузовиках, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Предлагалось установить на них спутниковую навигацию типа ГЛОНАСС или GPS, а полученные деньги направлять в дорожный фонд. Как пишут СМИ, рассматривался вариант платы 3,5 рубля за километр.

Однако данную инициативу негативно встретили как владельцы фур, так и представители Министерства экономического развития. Например, по словам главы Межрегионального профессионального союза водителей Александра Котова, результатом стало бы удорожание грузоперевозок по маршруту Москва – Новосибирск на 10%. А по мнению чиновников, подобный налог противоречит общим экономическим интересам общества, поскольку повышает стоимость перевозок, а значит и конечную цену почти всех товаров. При этом в Минэкономразвития сослались на участников рынка, прогнозирующих повышение стоимости грузоперевозок на 20%.

 

Останутся с углем

Если проанализировать структуру российских грузоперевозок за последние 30 лет – кажется, что у РЖД нет особых поводов для печали. В 1980 году структура перевозок основными видами транспорта выглядела так: на автомобильный приходился 81%, на железнодорожный – 12%, на трубопроводный – 3% и на внутренний водный – 2,9%. А в 2010 году это было, соответственно, – 68%, 17%, 14% и 1,3%. Другими словами, РЖД и «труба» «откусисли» часть рынка у автомобилей и водного транспорта.

Сегодня весь вопрос в том, что за грузы уходят с РЖД, за счет чего сокращаются перевозки железнодорожным транспортом?

«Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но к настоящему моменту основная масса высоко– и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом грузы продолжают «уходить», – поясняет А.Поликарпов из ИПЕМ. – Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна».

Сегодня главным грузом для РЖД является каменный уголь – на него приходится 23% перевок. Если же проанализировать всю структуру и сопоставить ее с Прейскурантом 10-01, который как раз разделяет грузы по маржинальности, то мы увидим, что на низкодоходные (1 тарифный класс) приходится более пловины всех перевозок. Сюда попадает как раз уголь, стройматериалы, руды и цемент.

В самой госмонополии уже не раз обсуждали эту проблему. «Уже сейчас приходится бороться за грузы. У нас отстанутся щебень, уголь, но очень высока конкуренция за самые высокодоходные грузы, например, контейнерные, – говорит в интервью газете «Деловой Петербург» начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. – При этом прейскурант составлен так, что некоторые грузы мы возим себе в убыток». Железнодорожный начальник объясняет, что прибыль от перевозки высокомаржинальных грузов (например, автомобилей или компьютеров) как раз призвана компенсировать убытки от низкодоходных угля или щебня. Но сейчас именно третий тарифный класс и уходит на автомобильные дороги.

Впрочем, решать эту проблему собираются в лучших традициях РЖД: не путем повышения конкурентоспособности, а с помощью бюрократических процедур – постановкой вопроса о корректировке тарифов перед Правительством РФ, другими словами, о повышении стоимости всех перево-зок, особенно низкодоходных.

Таким образом, если речь будет идти, например, об экспортном угле, то пострадают главным образом компании-экспортеры – повышение тарифов на перевозку угля снизит их прибыли. А если говорить о внутренних грузах, то увеличение транспортной составляющей повлияет на конечную цену большинства товаров, то есть на экономику страны в целом.

 

Морские порты №6 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...