Фура или локомотив?

Ж/Д транспорт

Грузовладельцы все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту в ущерб железнодорожному

Высокодоходные грузы уходят с сети РЖД на автомагистрали. Это не новая тенденция, но она расширяется: зачастую фуры вместо вагонов выбирают даже отправители среднемаржинальных грузов. Это следствие как неэффективности РЖД (высокая стоимость перевозок, длительные сроки, частые сбои), так и объективных факторов.

В итоге на долю госмонополии приходятся наименее доходные, а порой и убыточные в плане перевозок грузы.

Решением проблемы могло бы стать введение платных дорог для крупнотоннажных автомобилей. Но вместо этого, вероятно, власти пойдут на очередную компенсацию убытков РЖД через повышение тарифов. Для экономики и тот, и другой вариант примерно одинаковы – транспортная составляющая в цене конечной продукции вырастет.

Татьяна Лозовая

 

В планах – автомобиль

Институт экономической политики им. Гайдара ежемесячно проводит конъюнктурные опросы предпрнимателей. Вопросы касаются планов по выпуску продукции, ожиданий промышленников по спросу, ценам, увольнениям и найму работников. Но в этот раз в исследование включили принципиально новый вопрос: если в августе-сентябре текущего года будет произведено больше продукции, чем планировалось – каким транспортом вы будете вывозить этот дополнительный объем?

Победил автомобильный. Доля руководителей компаний, которые в августе-сентябре ожидают роста перевозок своей продукции автомобильным транспортом, превысила долю тех, кто ожидает снижения, на 11 процентных пунктов. Такая же разница в отношении перевозок железнодорожным транспортом, только здесь она составляет 3 п.п.

Более того, в планы некоторых предприятий вообще входит постепенное замещение железнодорожных перевозок автомобильными. Наращивать погрузку на автотранспорт в ущерб РЖД собирается 20% руководителей, а наоборот – всего лишь 8%, таким образом, разница в 12 п.п. – не в пользу РЖД.

«Выборка учитывает только те предприятия, которые пользуются одновременно и железнодорожным и автомобильным транспортом. Мы впервые задали вопрос в нашем исследовании о планах на транспортировку грузов, – объясняет автор исследования, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им.Гайдара Сергей Цухло. – Объемы отгрузок можно ожидать и по тому, и по другому виду транспорта, но рост отгрузки по автодорогам будет гораздо выше, чем рост погрузки на железной дороге. Нельзя уверенно говорить, что переход с железнодорожных перевозок на автомобильные осуществляется. Но предприятия планируют его осуществить».

Такие «демарши» грузовладельцев происходят на фоне в целом не самой благоприятной экономической ситуации. В первом полугодии 2013 года грузоперевозки, по данным Росстата, снизились на 3,2%, при этом перевозки РЖД просели сильнее – на 3,7%, автомобильные – на 3,3%. Хотя годом ранее картина была иная. В первом полугодии 2012 года грузоперевозки в целом выросли почти на 6%, в том числе железнодорожные – на 3,5%.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, спад начался еще в ноябре 2012 года и длился до конца февраля, затем железнодорожные перевозки стали расти, но незначительно – ниже задуманных планов. «На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, предположительно, мы можем не добрать в нынешнем году около 49 миллиардов рублей доходов. Естественно, что в этих условиях принимаем меры, у нас это называется «антикризисная программа», – сообщал руководитель госмонополии в начале апреля.

Самое большое падение в первом полугодии 2013-го – минус 48% – наблюдалось в части перевозки зерна. Впрочем, это было связано с низким урожаем. Примерно на 10% снизились погрузки кокса, руды цветных металлов, лома черных металлов и рыбы, на 5% – лесных и строительных грузов, черных металлов. А в июне перевозка черных металлов по сети РЖД вовсе достигла своего исторического минимума за четыре года. Драйвером послужило падение погрузки проката, труб и рельсов. На 3% меньше, чем годом ранее, перевезли нефти и нефтепродуктов. Аналитики связывают это с падением отправки сырой нефти в Китай.

Рост же фиксировался лишь в части железной и марганцевой руды (+0,9%), каменного угля (+0,8%), удобрений (+0,5%) и импортных грузов (+4,2%). Впрочем, последнее могло быть связано с эффектом «низкой базы», ведь годом ранее данные перевозки упали почти на 20%.

 

Плати за асфальт

Изучая статистику, можно обратить внимание на следующий момент. Грузооборот железнодорожного транспорта за те же 6 месяцев 2013 года сократился на 3%, а автомобильного увеличился на 2,6%. Хотя перевозки, как было сказано выше, упали и там, и там. Грузооборот от грузоперевозок отличается тем, что измеряется в тонно-километрах (перевозки в тоннах умножаются на дистанцию в километрах). Поскольку объем груза на автомобилях сократился, вырасти (чтобы получить плюс 2,6%) должен был второй множитель – дистанция. Отсюда следует вывод, что автомобильные грузы стали ездить на большие расстояния.

Здесь тоже таится угроза для РЖД. Принято считать, что на дальние расстояния везти груз по железной дороге выгоднее, чем по автомагистрали. Но, как мы видим из статистики, перевозки фурами увеличивают «охват».

Кстати, по этому поводу еще прошлой осенью негодовал Владимир Якунин. Он называл неравной конкуренцию с автомобильным транспортом. Главу РЖД возмутило, что фуры перевозят товар даже из Санкт-Петербурга в Красноярск. «Ни в одной стране мира, развитой или недоразвитой, такое невозможно», – заявлял он.  

Итак, тенеденция «перетекания» груза с железных дорог на автомобильные налицо. Почему так происходит?

«Основными причинами можно назвать высокую стоимость перевозок железнодорожным транспортом, большие сроки доставки грузов и частые просрочки доставки, – говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. – Конечно, надо учитывать тот факт, что железнодорожный транспорт находится в неравных тарифных условиях по отношению к автомобильному – так, в стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом включены затраты на содержание и развитие инфраструктуры, а затраты на развитие и содержание автодорог оплачиваются государством, и, следовательно, они не входят в стоимость перевозки автотранспортом».

В.Якунин уже призывал ввести специальный тариф для грузовых автомобилей, причем мотивируя это заботой о регионах, тратящихся на содержание дорог. «Эти дороги не рассчитаны на перевозку в большегрузных машинах, у которых объем погрузки, вдумайтесь, достигает, по-моему, карьерного самосвала – до 70 тонн. Наши дороги просто расползаются... А деньги вкладываются, вкладываются. Почему-то это никто не считает», – переживал глава РЖД.

В итоге в середине прошлого года Минтранс даже разработал проект постановления, обязывающего владельцев фур платить за пройденные километры. Речь шла о грузовиках, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Предлагалось установить на них спутниковую навигацию типа ГЛОНАСС или GPS, а полученные деньги направлять в дорожный фонд. Как пишут СМИ, рассматривался вариант платы 3,5 рубля за километр.

Однако данную инициативу негативно встретили как владельцы фур, так и представители Министерства экономического развития. Например, по словам главы Межрегионального профессионального союза водителей Александра Котова, результатом стало бы удорожание грузоперевозок по маршруту Москва – Новосибирск на 10%. А по мнению чиновников, подобный налог противоречит общим экономическим интересам общества, поскольку повышает стоимость перевозок, а значит и конечную цену почти всех товаров. При этом в Минэкономразвития сослались на участников рынка, прогнозирующих повышение стоимости грузоперевозок на 20%.

 

Останутся с углем

Если проанализировать структуру российских грузоперевозок за последние 30 лет – кажется, что у РЖД нет особых поводов для печали. В 1980 году структура перевозок основными видами транспорта выглядела так: на автомобильный приходился 81%, на железнодорожный – 12%, на трубопроводный – 3% и на внутренний водный – 2,9%. А в 2010 году это было, соответственно, – 68%, 17%, 14% и 1,3%. Другими словами, РЖД и «труба» «откусисли» часть рынка у автомобилей и водного транспорта.

Сегодня весь вопрос в том, что за грузы уходят с РЖД, за счет чего сокращаются перевозки железнодорожным транспортом?

«Вначале с железных дорог уходили только высокодоходные грузы, перевозимые небольшими партиями. Но к настоящему моменту основная масса высоко– и среднемаржинальных грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом грузы продолжают «уходить», – поясняет А.Поликарпов из ИПЕМ. – Если тенденции по переходу грузов не изменят своего вектора, то железные дороги лет через 20-30 будут перевозить только низкодоходные массовые грузы, перевозка которых в настоящее время в основном убыточна».

Сегодня главным грузом для РЖД является каменный уголь – на него приходится 23% перевок. Если же проанализировать всю структуру и сопоставить ее с Прейскурантом 10-01, который как раз разделяет грузы по маржинальности, то мы увидим, что на низкодоходные (1 тарифный класс) приходится более пловины всех перевозок. Сюда попадает как раз уголь, стройматериалы, руды и цемент.

В самой госмонополии уже не раз обсуждали эту проблему. «Уже сейчас приходится бороться за грузы. У нас отстанутся щебень, уголь, но очень высока конкуренция за самые высокодоходные грузы, например, контейнерные, – говорит в интервью газете «Деловой Петербург» начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. – При этом прейскурант составлен так, что некоторые грузы мы возим себе в убыток». Железнодорожный начальник объясняет, что прибыль от перевозки высокомаржинальных грузов (например, автомобилей или компьютеров) как раз призвана компенсировать убытки от низкодоходных угля или щебня. Но сейчас именно третий тарифный класс и уходит на автомобильные дороги.

Впрочем, решать эту проблему собираются в лучших традициях РЖД: не путем повышения конкурентоспособности, а с помощью бюрократических процедур – постановкой вопроса о корректировке тарифов перед Правительством РФ, другими словами, о повышении стоимости всех перево-зок, особенно низкодоходных.

Таким образом, если речь будет идти, например, об экспортном угле, то пострадают главным образом компании-экспортеры – повышение тарифов на перевозку угля снизит их прибыли. А если говорить о внутренних грузах, то увеличение транспортной составляющей повлияет на конечную цену большинства товаров, то есть на экономику страны в целом.

 

Морские порты №6 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль 23 марта заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного...

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера «...

Российская экономика

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики Минтранс РФ планирует на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного компле...

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

Транспортная политика

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во...

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Морские порты

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн «Транснефть» в 2017 году ожидает снижения отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн, за...

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей ГУП «Крымские морские порты» (КМП) отозвало поданный в Арбитражный суд Крыма иск к ООО «Морс...




Морской транспорт

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов Непростым оказался недавний рейс теплохода «Семен Дежнёв» на Итуруп. Для того, чтобы доставить на ос...

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода Госкорпорация «Росатом» может заказать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) еще ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продаст компании «Т-Индустрия» 25% акций ОАО «Бет...

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4% Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%, экспортное сообщение увеличилось на 10,3%...

Авто транспорт

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) создадут рабочую гр...

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона»

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона» В Ульяновске в понедельник прошел митинг водителей большегрузных грузовиков, протестующих против сис...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...