Застрявшие вагоны

Ж/Д транспорт
Застрявшие вагоны

Этой зимой, впрочем, как и в прошлые, сообщения ДВЖД напоминали сводки с фронта. На момент написания статьи на подходах к портам Дальнего Востока стояло 50 поездов, всего на Дальневосточной железной дороге было брошено 150 составов…

Коллапс пришелся на январь – в отдельные дни от движения были отставлены до 200 поездов. Ближе к марту случился новый коллапс – нефтяной. На этот раз «застряли» цистерны, следовавшие в порт Находку. Основные причины – плохие метеоусловия, не позволяющие вовремя подходить судам к перегрузочным терминалам, слишком медленная разгрузка поездов в портах, недостаток инфраструктурных мощностей железной дороги и упавший уровень управления железнодорожными перевозками.

Татьяна Лозовая

 

Пришли холода, встали поезда

Каждый год наступление зимних холодов парализует железнодорожное движение на подъездах к портам Дальнего Востока, и нынешний год не стал исключением. Так, 13 декабря на Ванинском направлении от движения было отставлено 42 поезда с углем. Это 2,5 тыс. вагонов — практически каждый четвертый, следовавший в эту сторону.

Застопорилось, конечно, не только данное направление. Например, к концу декабря прямо в черте города Владивосток простаивало 265 вагонов с нефтепродуктами, из них 225 с мазутом находилось на станции Гайдамак больше месяца. Уже тогда начальник Владивостокского центра организации работы железнодорожных станций Максим Черемисин назвал сложившуюся ситуацию «близкой к критической».

На самом деле критическая ситуация была впереди. 7 января на железных дорогах Дальнего Востока оказались брошенными уже 50 поездов. И это продолжалось весь январь. По словам заместителя начальника Дальневосточной дирекции управления движением Дмитрия Бородинского, в сутки, в среднем, простаивало 133 поезда. А в отдельные дни их количество превышало 200, и составы занимали почти все боковые пути вдоль магистралей.

Каковы же основные причины «пробок»? Это отсутствие «размораживателей» для вагонов с углем и, как следствие, повреждение вагонов, поломки погрузчиков, неритмичный подход судов под погрузку, отсутствие свободных складских площадей и емкостей для наливных грузов. А кроме того, несоблюдение нормативов подвоза грузов в порты.

Например, в адрес ЗАО «Дальтранс-уголь» (порт Ванино) в январе было направлено 6646 вагонов с экспортным углем при норме 2800, то есть превышение составило более 200%. Одновременно среднесуточная выгрузка из-за поломки техники равнялась 420 вагонов против нормы 630. Схожая ситуация была с углем в адрес ОАО «Восточный порт». К порту подъехало 3649 вагонов при норме 2100. А разгружался в сутки 681 из 750 вагонов по норме. Суда в порт прибывали с опозданием, а свободных складских площадок для хранения угля не было.

Опаздывали суда и в порт Находку. У ООО «РН-Находканефтепродукт» тоже периодически отсутствовали свободные мощности для хранения нефтепродуктов, правда, ситуация была не такой уж тяжелой. Выгрузка составляла 323 из нормативных 325 вагонов в сутки. А «пробка» образовалась из-за переизбытка составов на станции Крабовая: 2293 вагона вместо положенных 1700.

Хуже всего все-таки дела шли там, где не было «размораживателей» для угля. Так, ООО «СК Малый порт» фактически выгружало только 71 вагон при норме 130.

«Выгрузка в портах осуществляется медленно и неритмично. Причины — в несоблюдении технологических норм выгрузки из-за высокой вязкости нефтепродуктов и большой повреждаемости вагонов при грейферной выгрузке, — резюмировал начальник Логистического центра Дальневосточной дирекции управления движением Фарид Зайнулин. – Выполнению  показателей мешают неблагоприятные погодные условия и сложная навигационная обстановка, при которой танкерный и сухогрузный флот не может подойти к тихоокеанским портам».  

 

Нефтяной коллапс

В середине февраля на ДВЖД появился оперативный штаб для ликвидации заторов. Правда, ситуация к тому времени немного улучшилась. По состоянию на 20 февраля в «пробках» стояло только 42 поезда, половина из них — на подъездах к станции Крабовая, то есть опять в адрес ООО «РН-Находканефтепродукт».

Впрочем, число заторов в феврале, очевидно, уменьшилось по экономическим причинам — снизились общие объемы перевозок. «Среднесуточная выгрузка на припортовых станциях ДВЖД в феврале составила 3086 вагонов и уменьшилась относительно аналогичного периода прошлого года на 13%. Одной из причин такого падения является значительное снижение перевозок нефти, – поясняет заместитель начальника ДВЖД Алексей Гладилин. – Однако в марте объемы выгрузки возросли до 3362 вагонов». А следом снова выросло и число брошенных поездов.

По состоянию на 12 марта оно уже равнялось 80. Хуже всех опять сработало ООО «РН-Находканефтепродукт» — 24 состава направлялось именно на Крабовую; еще 16 — в адрес ООО «Трансбункер-Ванино». Сложная ситуация сложилась на станции Дземги – там в адрес Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (КНЗ), «дочки» «Роснефти», скопилось 25 составов или 1,5 тыс. вагонов с нефтью. На комсомольском железнодорожном транспортном узле простаивало еще 600 вагонов, также предназначенных для этого завода. На однопутном участке Комсомольск – Волочаевка-2 занятыми оказались почти все боковые пути промежуточных станций.

Причина коллапса была связана с ООО «Трансбункер-Ванино». У него не подошел вовремя флот, соответственно, не был отгружен выработанный на КНЗ мазут. Из-за отсутствия свободных емкостей пошло снижение переработки нефти, и завод просто не мог принять всю привезенную на станцию Дземги нефть. В то же время руководство завода и «Роснефти» не стало сокращать перевозки в направлении Дземги. Поэтому представители ДВЖД обратились в РЖД с просьбой ввести конвенционный запрет погрузки в адрес данной станции.

Грузополучатели видят происходящее иначе, чем в РЖД. Так, в ООО «РН-Находканефтеропдукт» заявили, что ничего не знают о скопившихся вагонах. «Если составы брошены по нашей вине – они должны нас уведомить, однако, никаких уведомлений нам не поступало», – цитирует агентство РИА Новости представителя ООО «РН-Находканефтепродукт». А представитель КНЗ полагает – причина простоя в том, что РЖД не справляется с возросшим грузооборотом: «Составы простаивают из-за того, что железнодорожники не справляются с увеличивающимися объемами грузооборота. Экономика развивается, а рельсы и шпалы, в отличие от нее, остаются прежними».

 

Не калечьте наши вагоны

Грейферная выгрузка – старый раздражитель для РЖД. На Дальневосточной дороге утверждают, будто только за февраль в портах испортили 8,4 тыс. вагонов. С большим отрывом «отличилось» ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» – его обвиняют в повреждении буквально 8 из 10 приехавших в порт вагонов. В ОАО «Торговый порт Посьет» поломки скромнее – 4 из 10 вагонов и, наконец, в ОАО «Ванинский морской торговый порт» – 3 из 10.

Масштабы «покалеченного» парка растут год от года. В 2003 году РЖД говорила о 2,2 тыс. поврежденных вагонов, в 2004 – 2,6 тыс., в 2005 – 17,5 тыс.. В 2010 году портовики испортили почти 58 тыс. полувагонов. Дальше – еще больше. По итогам 2011-го эта цифра достигла 77 тыс., по итогам 2012-го - почти 100 тыс. полувагонов.

Как это соотносится с общим объемом вагонного парка? В 2011 году он составлял примерно 1,05 млн вагонов. Значит, повреждено было примерно 7%. РЖД традиционно обвиняет во всем стивидоров – дескать, они используют устаревшие технологии и вредят подвижной состав при грейферной выгрузке. А главным «антигероем» долгое время оставался Мурманский морской торговый порт (ММТП).

Но тут важно прояснить один момент. Из 58 тыс. вагонов, поврежденных в 2010 году, 42 тыс. (более 70%) принадлежало ОАО «РЖД». А из этих 42 тыс. на ММТП пришлось 11,5 тыс. Правда, представители стивидорной компании утверждают, что к ним вагоны уже приехали в неудовлетворительном состоянии. «Железная дорога сама к нам направляет в основном старый подвижной состав. В отдельные месяцы это до 60% вагонов со сроком эксплуатации свыше 22 лет», – цитируют СМИ заместителя генерального директора по коммерческой работе ОАО «Мурманский морской торговый порт» Ирину Чеханюк.

Надо заметить, что в 2012 году ММТП утратил «пальму первенства». Больше всего повреждений пришлось на порт Посьет – более 14 тыс. вагонов, а в Мурманске повредили лишь 13,5 тыс. Наконец, третьим стал Находкинский морской торговый порт (НМТП) – около 12,4 тыс. С чем связано «лидерство» Посьета? По словам старшего инспектора по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» на ДВЖД Геннадия Айткулова, – с выходом из строя кранов и отсутствием бурорыхлительной техники. Из-за этого выгрузка составляла 132 вагона в сутки против нормы 230.

«Кранов стало меньше, время осталось то же, а норму надо выполнять. И ясно, что в таких условиях задача – не сохранить вагон, а быстрее произвести выгрузку, – говорит Г.Айткулов. – И хотя грейферная выгрузка как самый повреждающий вагоны фактор была разрешена в виде исключения на период перехода на другие виды выгрузки, некоторые предприятия этот период растянули на десятилетие. Порт Посьет – в их числе. Уже больше восьми лет там строится вагоноопрокидыватель, но сроки его ввода в эксплуатацию все время переносятся. Очередная дата ввода, насколько мне известно, – середина 2013 года».  

 

Ждем обратной загрузки

Еще одна причина «пробок» – скопление в портах порожних вагонов, чьи владельцы надеются получить обратную загрузку. Терминалы Дальнего Востока в основном ориентированы на экспорт груза. По итогам 2012 года соотношение экспорта и импорта составило 81% и около 6% соответственно.

По словам генерального секретаря Координационного совета по Транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, ввозят в Россию через дальневосточные порты главным образом грузы в контейнерах. В 2012 году их объем составил около 4,9 млн тонн – примерно 60% от общего объема импорта сухогрузов. В то же время от общего количества сухогрузов (экспорт-импорт) это менее 7%. Таким образом, дождаться импортного груза в попутном направлении нелегко, но некоторые хозяева вагонов надеются, что им повезет. По оценкам РЖД, на начало 2013 года в системе скопилось свыше тысячи порожних составов, ожидающих попутного груза.

Впрочем, в коллапсе, случившемся нынешней зимой, ожидание обратной загрузки не сыграло большой роли. Поезда отставляли от движения еще до приезда в порт, а не после.

Надо отметить, проблему брошенных поездов руководство РЖД пытается решить довольно давно. Например, путем взыскания денег с собственника вагонов за нахождение состава на путях общего пользования. Еще год назад в одном из интервью об этом рассказывал начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александр Соколенко. Он утверждал, что компаниям будет даже выгодно заключать договор на отстой порожняка, потому что платить тогда они будут меньше, чем по действующим тарифам.

«При наличии соответствующих условий в договоре на отстой на период, в течение которого количество вагонов одного владельца на одном пути будет не менее 50, может предоставляться фиксированная скидка в размере 15%», – говорил представитель госкомпании. Но, похоже, пока дальше слов дело не пошло. 

 

Морские порты №2 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

На Камчатке рассказали об ущербе от деятельности браконьеров

На Камчатке рассказали об ущербе от деятельности браконьеров С начала года действиями браконьеров на Камчатке государству нанесён ущерб в размере 22 миллионов ру...

В Приморье спустили на воду головной катер проекта 23370 для Тихоокеанского флота

В Приморье спустили на воду головной катер проекта 23370 для Тихоокеанского флота Первый многофункциональный модульный катер проекта 23370 для Тихоокеанского флота спущен на воду на ...

Российская экономика

Северо-Западный Сбербанк предоставил ЗАО «СММ» банковскую гарантию на 500 млн рублей

Северо-Западный Сбербанк предоставил ЗАО «СММ» банковскую гарантию на 500 млн рублей Северо-Западный банк Сбербанка предоставил ЗАО «СММ» банковскую гарантию на 500 млн рублей.

КТК завершила проект расширения на территории Ставропольского края

КТК завершила проект расширения на территории Ставропольского края Каспийский трубопроводный консорциум-Р завершил строительство второй нефтеперекачивающей станции ...

Транспортная политика

Строительство Крымского моста не влияет на число судопроходов из портов Украины – эксперт

Строительство Крымского моста не влияет на число судопроходов из портов Украины – эксперт Строительство Крымского моста, который свяжет полуостров с материковой Россией, не оказывает влияния...

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии 22 августа состоялась встреча Министра транспорта РФ Максима Соколова со Специальным представителем ...

Морские порты

Грузооборот портов Азовского бассейна Украины за 7 месяцев сократился на 13,3%

Грузооборот портов Азовского бассейна Украины за 7 месяцев сократился на 13,3% Грузооборот портов Азовского бассейна Украины (порт Мариуполь, порт Бердянск) по итогам янва...

АО «Ростерминалуголь» подвело итоги экологического мониторинга за 7 месяцев 2017 года

АО «Ростерминалуголь» подвело итоги экологического мониторинга за 7 месяцев 2017 года АО «Ростерминалуголь», входящий в состав портового угольного холдинга ООО «Управляющая портовая комп...




Морской транспорт

Число погибших при крушении судна в Бразилии увеличилось до десяти человек

Число погибших при крушении судна в Бразилии увеличилось до десяти человек Число погибших в результате крушения пассажирского судна на Амазонке в северной части Бразилии увели...

CMA CGM закажет девять контейнеровозов вместимостью 22 тыс. TEU в Китае

CMA CGM закажет девять контейнеровозов вместимостью 22 тыс. TEU в Китае CMA CGM намерена разместить заказ на строительство девяти контейнеровозов вместимостью 22 тыс.TEU ка...

Речной транспорт

«Сила Сибири» столкнулась с проблемой – обмелением Лены

«Сила Сибири» столкнулась с проблемой – обмелением Лены Строительство газопровода «Сила Сибири» столкнулось с серьезной проблемой. Лето уже на исходе, север...

Власти Самары планируют доставлять болельщиков на стадион по Волге во время ЧМ-2018

Власти Самары планируют доставлять болельщиков на стадион по Волге во время ЧМ-2018 Водный транспорт будет использоваться в Самаре для доставки болельщиков в район стадиона во время че...

Ж/Д транспорт

ДВЖД вдвое увеличила перевозки морепродуктов в регионы РФ ускоренными поездами

ДВЖД вдвое увеличила перевозки морепродуктов в регионы РФ ускоренными поездами Дальневосточная железная дорога вдвое увеличила перевозки тихоокеанских морепродуктов и рыбы ускорен...

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии до конца года в случ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...