Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Застрявшие вагоны

Ж/Д транспорт
Застрявшие вагоны

Этой зимой, впрочем, как и в прошлые, сообщения ДВЖД напоминали сводки с фронта. На момент написания статьи на подходах к портам Дальнего Востока стояло 50 поездов, всего на Дальневосточной железной дороге было брошено 150 составов…

Коллапс пришелся на январь – в отдельные дни от движения были отставлены до 200 поездов. Ближе к марту случился новый коллапс – нефтяной. На этот раз «застряли» цистерны, следовавшие в порт Находку. Основные причины – плохие метеоусловия, не позволяющие вовремя подходить судам к перегрузочным терминалам, слишком медленная разгрузка поездов в портах, недостаток инфраструктурных мощностей железной дороги и упавший уровень управления железнодорожными перевозками.

Татьяна Лозовая

 

Пришли холода, встали поезда

Каждый год наступление зимних холодов парализует железнодорожное движение на подъездах к портам Дальнего Востока, и нынешний год не стал исключением. Так, 13 декабря на Ванинском направлении от движения было отставлено 42 поезда с углем. Это 2,5 тыс. вагонов — практически каждый четвертый, следовавший в эту сторону.

Застопорилось, конечно, не только данное направление. Например, к концу декабря прямо в черте города Владивосток простаивало 265 вагонов с нефтепродуктами, из них 225 с мазутом находилось на станции Гайдамак больше месяца. Уже тогда начальник Владивостокского центра организации работы железнодорожных станций Максим Черемисин назвал сложившуюся ситуацию «близкой к критической».

На самом деле критическая ситуация была впереди. 7 января на железных дорогах Дальнего Востока оказались брошенными уже 50 поездов. И это продолжалось весь январь. По словам заместителя начальника Дальневосточной дирекции управления движением Дмитрия Бородинского, в сутки, в среднем, простаивало 133 поезда. А в отдельные дни их количество превышало 200, и составы занимали почти все боковые пути вдоль магистралей.

Каковы же основные причины «пробок»? Это отсутствие «размораживателей» для вагонов с углем и, как следствие, повреждение вагонов, поломки погрузчиков, неритмичный подход судов под погрузку, отсутствие свободных складских площадей и емкостей для наливных грузов. А кроме того, несоблюдение нормативов подвоза грузов в порты.

Например, в адрес ЗАО «Дальтранс-уголь» (порт Ванино) в январе было направлено 6646 вагонов с экспортным углем при норме 2800, то есть превышение составило более 200%. Одновременно среднесуточная выгрузка из-за поломки техники равнялась 420 вагонов против нормы 630. Схожая ситуация была с углем в адрес ОАО «Восточный порт». К порту подъехало 3649 вагонов при норме 2100. А разгружался в сутки 681 из 750 вагонов по норме. Суда в порт прибывали с опозданием, а свободных складских площадок для хранения угля не было.

Опаздывали суда и в порт Находку. У ООО «РН-Находканефтепродукт» тоже периодически отсутствовали свободные мощности для хранения нефтепродуктов, правда, ситуация была не такой уж тяжелой. Выгрузка составляла 323 из нормативных 325 вагонов в сутки. А «пробка» образовалась из-за переизбытка составов на станции Крабовая: 2293 вагона вместо положенных 1700.

Хуже всего все-таки дела шли там, где не было «размораживателей» для угля. Так, ООО «СК Малый порт» фактически выгружало только 71 вагон при норме 130.

«Выгрузка в портах осуществляется медленно и неритмично. Причины — в несоблюдении технологических норм выгрузки из-за высокой вязкости нефтепродуктов и большой повреждаемости вагонов при грейферной выгрузке, — резюмировал начальник Логистического центра Дальневосточной дирекции управления движением Фарид Зайнулин. – Выполнению  показателей мешают неблагоприятные погодные условия и сложная навигационная обстановка, при которой танкерный и сухогрузный флот не может подойти к тихоокеанским портам».  

 

Нефтяной коллапс

В середине февраля на ДВЖД появился оперативный штаб для ликвидации заторов. Правда, ситуация к тому времени немного улучшилась. По состоянию на 20 февраля в «пробках» стояло только 42 поезда, половина из них — на подъездах к станции Крабовая, то есть опять в адрес ООО «РН-Находканефтепродукт».

Впрочем, число заторов в феврале, очевидно, уменьшилось по экономическим причинам — снизились общие объемы перевозок. «Среднесуточная выгрузка на припортовых станциях ДВЖД в феврале составила 3086 вагонов и уменьшилась относительно аналогичного периода прошлого года на 13%. Одной из причин такого падения является значительное снижение перевозок нефти, – поясняет заместитель начальника ДВЖД Алексей Гладилин. – Однако в марте объемы выгрузки возросли до 3362 вагонов». А следом снова выросло и число брошенных поездов.

По состоянию на 12 марта оно уже равнялось 80. Хуже всех опять сработало ООО «РН-Находканефтепродукт» — 24 состава направлялось именно на Крабовую; еще 16 — в адрес ООО «Трансбункер-Ванино». Сложная ситуация сложилась на станции Дземги – там в адрес Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (КНЗ), «дочки» «Роснефти», скопилось 25 составов или 1,5 тыс. вагонов с нефтью. На комсомольском железнодорожном транспортном узле простаивало еще 600 вагонов, также предназначенных для этого завода. На однопутном участке Комсомольск – Волочаевка-2 занятыми оказались почти все боковые пути промежуточных станций.

Причина коллапса была связана с ООО «Трансбункер-Ванино». У него не подошел вовремя флот, соответственно, не был отгружен выработанный на КНЗ мазут. Из-за отсутствия свободных емкостей пошло снижение переработки нефти, и завод просто не мог принять всю привезенную на станцию Дземги нефть. В то же время руководство завода и «Роснефти» не стало сокращать перевозки в направлении Дземги. Поэтому представители ДВЖД обратились в РЖД с просьбой ввести конвенционный запрет погрузки в адрес данной станции.

Грузополучатели видят происходящее иначе, чем в РЖД. Так, в ООО «РН-Находканефтеропдукт» заявили, что ничего не знают о скопившихся вагонах. «Если составы брошены по нашей вине – они должны нас уведомить, однако, никаких уведомлений нам не поступало», – цитирует агентство РИА Новости представителя ООО «РН-Находканефтепродукт». А представитель КНЗ полагает – причина простоя в том, что РЖД не справляется с возросшим грузооборотом: «Составы простаивают из-за того, что железнодорожники не справляются с увеличивающимися объемами грузооборота. Экономика развивается, а рельсы и шпалы, в отличие от нее, остаются прежними».

 

Не калечьте наши вагоны

Грейферная выгрузка – старый раздражитель для РЖД. На Дальневосточной дороге утверждают, будто только за февраль в портах испортили 8,4 тыс. вагонов. С большим отрывом «отличилось» ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» – его обвиняют в повреждении буквально 8 из 10 приехавших в порт вагонов. В ОАО «Торговый порт Посьет» поломки скромнее – 4 из 10 вагонов и, наконец, в ОАО «Ванинский морской торговый порт» – 3 из 10.

Масштабы «покалеченного» парка растут год от года. В 2003 году РЖД говорила о 2,2 тыс. поврежденных вагонов, в 2004 – 2,6 тыс., в 2005 – 17,5 тыс.. В 2010 году портовики испортили почти 58 тыс. полувагонов. Дальше – еще больше. По итогам 2011-го эта цифра достигла 77 тыс., по итогам 2012-го - почти 100 тыс. полувагонов.

Как это соотносится с общим объемом вагонного парка? В 2011 году он составлял примерно 1,05 млн вагонов. Значит, повреждено было примерно 7%. РЖД традиционно обвиняет во всем стивидоров – дескать, они используют устаревшие технологии и вредят подвижной состав при грейферной выгрузке. А главным «антигероем» долгое время оставался Мурманский морской торговый порт (ММТП).

Но тут важно прояснить один момент. Из 58 тыс. вагонов, поврежденных в 2010 году, 42 тыс. (более 70%) принадлежало ОАО «РЖД». А из этих 42 тыс. на ММТП пришлось 11,5 тыс. Правда, представители стивидорной компании утверждают, что к ним вагоны уже приехали в неудовлетворительном состоянии. «Железная дорога сама к нам направляет в основном старый подвижной состав. В отдельные месяцы это до 60% вагонов со сроком эксплуатации свыше 22 лет», – цитируют СМИ заместителя генерального директора по коммерческой работе ОАО «Мурманский морской торговый порт» Ирину Чеханюк.

Надо заметить, что в 2012 году ММТП утратил «пальму первенства». Больше всего повреждений пришлось на порт Посьет – более 14 тыс. вагонов, а в Мурманске повредили лишь 13,5 тыс. Наконец, третьим стал Находкинский морской торговый порт (НМТП) – около 12,4 тыс. С чем связано «лидерство» Посьета? По словам старшего инспектора по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» на ДВЖД Геннадия Айткулова, – с выходом из строя кранов и отсутствием бурорыхлительной техники. Из-за этого выгрузка составляла 132 вагона в сутки против нормы 230.

«Кранов стало меньше, время осталось то же, а норму надо выполнять. И ясно, что в таких условиях задача – не сохранить вагон, а быстрее произвести выгрузку, – говорит Г.Айткулов. – И хотя грейферная выгрузка как самый повреждающий вагоны фактор была разрешена в виде исключения на период перехода на другие виды выгрузки, некоторые предприятия этот период растянули на десятилетие. Порт Посьет – в их числе. Уже больше восьми лет там строится вагоноопрокидыватель, но сроки его ввода в эксплуатацию все время переносятся. Очередная дата ввода, насколько мне известно, – середина 2013 года».  

 

Ждем обратной загрузки

Еще одна причина «пробок» – скопление в портах порожних вагонов, чьи владельцы надеются получить обратную загрузку. Терминалы Дальнего Востока в основном ориентированы на экспорт груза. По итогам 2012 года соотношение экспорта и импорта составило 81% и около 6% соответственно.

По словам генерального секретаря Координационного совета по Транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, ввозят в Россию через дальневосточные порты главным образом грузы в контейнерах. В 2012 году их объем составил около 4,9 млн тонн – примерно 60% от общего объема импорта сухогрузов. В то же время от общего количества сухогрузов (экспорт-импорт) это менее 7%. Таким образом, дождаться импортного груза в попутном направлении нелегко, но некоторые хозяева вагонов надеются, что им повезет. По оценкам РЖД, на начало 2013 года в системе скопилось свыше тысячи порожних составов, ожидающих попутного груза.

Впрочем, в коллапсе, случившемся нынешней зимой, ожидание обратной загрузки не сыграло большой роли. Поезда отставляли от движения еще до приезда в порт, а не после.

Надо отметить, проблему брошенных поездов руководство РЖД пытается решить довольно давно. Например, путем взыскания денег с собственника вагонов за нахождение состава на путях общего пользования. Еще год назад в одном из интервью об этом рассказывал начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александр Соколенко. Он утверждал, что компаниям будет даже выгодно заключать договор на отстой порожняка, потому что платить тогда они будут меньше, чем по действующим тарифам.

«При наличии соответствующих условий в договоре на отстой на период, в течение которого количество вагонов одного владельца на одном пути будет не менее 50, может предоставляться фиксированная скидка в размере 15%», – говорил представитель госкомпании. Но, похоже, пока дальше слов дело не пошло. 

 

Морские порты №2 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...