Застрявшие вагоны

Ж/Д транспорт
Застрявшие вагоны

Этой зимой, впрочем, как и в прошлые, сообщения ДВЖД напоминали сводки с фронта. На момент написания статьи на подходах к портам Дальнего Востока стояло 50 поездов, всего на Дальневосточной железной дороге было брошено 150 составов…

Коллапс пришелся на январь – в отдельные дни от движения были отставлены до 200 поездов. Ближе к марту случился новый коллапс – нефтяной. На этот раз «застряли» цистерны, следовавшие в порт Находку. Основные причины – плохие метеоусловия, не позволяющие вовремя подходить судам к перегрузочным терминалам, слишком медленная разгрузка поездов в портах, недостаток инфраструктурных мощностей железной дороги и упавший уровень управления железнодорожными перевозками.

Татьяна Лозовая

 

Пришли холода, встали поезда

Каждый год наступление зимних холодов парализует железнодорожное движение на подъездах к портам Дальнего Востока, и нынешний год не стал исключением. Так, 13 декабря на Ванинском направлении от движения было отставлено 42 поезда с углем. Это 2,5 тыс. вагонов — практически каждый четвертый, следовавший в эту сторону.

Застопорилось, конечно, не только данное направление. Например, к концу декабря прямо в черте города Владивосток простаивало 265 вагонов с нефтепродуктами, из них 225 с мазутом находилось на станции Гайдамак больше месяца. Уже тогда начальник Владивостокского центра организации работы железнодорожных станций Максим Черемисин назвал сложившуюся ситуацию «близкой к критической».

На самом деле критическая ситуация была впереди. 7 января на железных дорогах Дальнего Востока оказались брошенными уже 50 поездов. И это продолжалось весь январь. По словам заместителя начальника Дальневосточной дирекции управления движением Дмитрия Бородинского, в сутки, в среднем, простаивало 133 поезда. А в отдельные дни их количество превышало 200, и составы занимали почти все боковые пути вдоль магистралей.

Каковы же основные причины «пробок»? Это отсутствие «размораживателей» для вагонов с углем и, как следствие, повреждение вагонов, поломки погрузчиков, неритмичный подход судов под погрузку, отсутствие свободных складских площадей и емкостей для наливных грузов. А кроме того, несоблюдение нормативов подвоза грузов в порты.

Например, в адрес ЗАО «Дальтранс-уголь» (порт Ванино) в январе было направлено 6646 вагонов с экспортным углем при норме 2800, то есть превышение составило более 200%. Одновременно среднесуточная выгрузка из-за поломки техники равнялась 420 вагонов против нормы 630. Схожая ситуация была с углем в адрес ОАО «Восточный порт». К порту подъехало 3649 вагонов при норме 2100. А разгружался в сутки 681 из 750 вагонов по норме. Суда в порт прибывали с опозданием, а свободных складских площадок для хранения угля не было.

Опаздывали суда и в порт Находку. У ООО «РН-Находканефтепродукт» тоже периодически отсутствовали свободные мощности для хранения нефтепродуктов, правда, ситуация была не такой уж тяжелой. Выгрузка составляла 323 из нормативных 325 вагонов в сутки. А «пробка» образовалась из-за переизбытка составов на станции Крабовая: 2293 вагона вместо положенных 1700.

Хуже всего все-таки дела шли там, где не было «размораживателей» для угля. Так, ООО «СК Малый порт» фактически выгружало только 71 вагон при норме 130.

«Выгрузка в портах осуществляется медленно и неритмично. Причины — в несоблюдении технологических норм выгрузки из-за высокой вязкости нефтепродуктов и большой повреждаемости вагонов при грейферной выгрузке, — резюмировал начальник Логистического центра Дальневосточной дирекции управления движением Фарид Зайнулин. – Выполнению  показателей мешают неблагоприятные погодные условия и сложная навигационная обстановка, при которой танкерный и сухогрузный флот не может подойти к тихоокеанским портам».  

 

Нефтяной коллапс

В середине февраля на ДВЖД появился оперативный штаб для ликвидации заторов. Правда, ситуация к тому времени немного улучшилась. По состоянию на 20 февраля в «пробках» стояло только 42 поезда, половина из них — на подъездах к станции Крабовая, то есть опять в адрес ООО «РН-Находканефтепродукт».

Впрочем, число заторов в феврале, очевидно, уменьшилось по экономическим причинам — снизились общие объемы перевозок. «Среднесуточная выгрузка на припортовых станциях ДВЖД в феврале составила 3086 вагонов и уменьшилась относительно аналогичного периода прошлого года на 13%. Одной из причин такого падения является значительное снижение перевозок нефти, – поясняет заместитель начальника ДВЖД Алексей Гладилин. – Однако в марте объемы выгрузки возросли до 3362 вагонов». А следом снова выросло и число брошенных поездов.

По состоянию на 12 марта оно уже равнялось 80. Хуже всех опять сработало ООО «РН-Находканефтепродукт» — 24 состава направлялось именно на Крабовую; еще 16 — в адрес ООО «Трансбункер-Ванино». Сложная ситуация сложилась на станции Дземги – там в адрес Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (КНЗ), «дочки» «Роснефти», скопилось 25 составов или 1,5 тыс. вагонов с нефтью. На комсомольском железнодорожном транспортном узле простаивало еще 600 вагонов, также предназначенных для этого завода. На однопутном участке Комсомольск – Волочаевка-2 занятыми оказались почти все боковые пути промежуточных станций.

Причина коллапса была связана с ООО «Трансбункер-Ванино». У него не подошел вовремя флот, соответственно, не был отгружен выработанный на КНЗ мазут. Из-за отсутствия свободных емкостей пошло снижение переработки нефти, и завод просто не мог принять всю привезенную на станцию Дземги нефть. В то же время руководство завода и «Роснефти» не стало сокращать перевозки в направлении Дземги. Поэтому представители ДВЖД обратились в РЖД с просьбой ввести конвенционный запрет погрузки в адрес данной станции.

Грузополучатели видят происходящее иначе, чем в РЖД. Так, в ООО «РН-Находканефтеропдукт» заявили, что ничего не знают о скопившихся вагонах. «Если составы брошены по нашей вине – они должны нас уведомить, однако, никаких уведомлений нам не поступало», – цитирует агентство РИА Новости представителя ООО «РН-Находканефтепродукт». А представитель КНЗ полагает – причина простоя в том, что РЖД не справляется с возросшим грузооборотом: «Составы простаивают из-за того, что железнодорожники не справляются с увеличивающимися объемами грузооборота. Экономика развивается, а рельсы и шпалы, в отличие от нее, остаются прежними».

 

Не калечьте наши вагоны

Грейферная выгрузка – старый раздражитель для РЖД. На Дальневосточной дороге утверждают, будто только за февраль в портах испортили 8,4 тыс. вагонов. С большим отрывом «отличилось» ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» – его обвиняют в повреждении буквально 8 из 10 приехавших в порт вагонов. В ОАО «Торговый порт Посьет» поломки скромнее – 4 из 10 вагонов и, наконец, в ОАО «Ванинский морской торговый порт» – 3 из 10.

Масштабы «покалеченного» парка растут год от года. В 2003 году РЖД говорила о 2,2 тыс. поврежденных вагонов, в 2004 – 2,6 тыс., в 2005 – 17,5 тыс.. В 2010 году портовики испортили почти 58 тыс. полувагонов. Дальше – еще больше. По итогам 2011-го эта цифра достигла 77 тыс., по итогам 2012-го - почти 100 тыс. полувагонов.

Как это соотносится с общим объемом вагонного парка? В 2011 году он составлял примерно 1,05 млн вагонов. Значит, повреждено было примерно 7%. РЖД традиционно обвиняет во всем стивидоров – дескать, они используют устаревшие технологии и вредят подвижной состав при грейферной выгрузке. А главным «антигероем» долгое время оставался Мурманский морской торговый порт (ММТП).

Но тут важно прояснить один момент. Из 58 тыс. вагонов, поврежденных в 2010 году, 42 тыс. (более 70%) принадлежало ОАО «РЖД». А из этих 42 тыс. на ММТП пришлось 11,5 тыс. Правда, представители стивидорной компании утверждают, что к ним вагоны уже приехали в неудовлетворительном состоянии. «Железная дорога сама к нам направляет в основном старый подвижной состав. В отдельные месяцы это до 60% вагонов со сроком эксплуатации свыше 22 лет», – цитируют СМИ заместителя генерального директора по коммерческой работе ОАО «Мурманский морской торговый порт» Ирину Чеханюк.

Надо заметить, что в 2012 году ММТП утратил «пальму первенства». Больше всего повреждений пришлось на порт Посьет – более 14 тыс. вагонов, а в Мурманске повредили лишь 13,5 тыс. Наконец, третьим стал Находкинский морской торговый порт (НМТП) – около 12,4 тыс. С чем связано «лидерство» Посьета? По словам старшего инспектора по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» на ДВЖД Геннадия Айткулова, – с выходом из строя кранов и отсутствием бурорыхлительной техники. Из-за этого выгрузка составляла 132 вагона в сутки против нормы 230.

«Кранов стало меньше, время осталось то же, а норму надо выполнять. И ясно, что в таких условиях задача – не сохранить вагон, а быстрее произвести выгрузку, – говорит Г.Айткулов. – И хотя грейферная выгрузка как самый повреждающий вагоны фактор была разрешена в виде исключения на период перехода на другие виды выгрузки, некоторые предприятия этот период растянули на десятилетие. Порт Посьет – в их числе. Уже больше восьми лет там строится вагоноопрокидыватель, но сроки его ввода в эксплуатацию все время переносятся. Очередная дата ввода, насколько мне известно, – середина 2013 года».  

 

Ждем обратной загрузки

Еще одна причина «пробок» – скопление в портах порожних вагонов, чьи владельцы надеются получить обратную загрузку. Терминалы Дальнего Востока в основном ориентированы на экспорт груза. По итогам 2012 года соотношение экспорта и импорта составило 81% и около 6% соответственно.

По словам генерального секретаря Координационного совета по Транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, ввозят в Россию через дальневосточные порты главным образом грузы в контейнерах. В 2012 году их объем составил около 4,9 млн тонн – примерно 60% от общего объема импорта сухогрузов. В то же время от общего количества сухогрузов (экспорт-импорт) это менее 7%. Таким образом, дождаться импортного груза в попутном направлении нелегко, но некоторые хозяева вагонов надеются, что им повезет. По оценкам РЖД, на начало 2013 года в системе скопилось свыше тысячи порожних составов, ожидающих попутного груза.

Впрочем, в коллапсе, случившемся нынешней зимой, ожидание обратной загрузки не сыграло большой роли. Поезда отставляли от движения еще до приезда в порт, а не после.

Надо отметить, проблему брошенных поездов руководство РЖД пытается решить довольно давно. Например, путем взыскания денег с собственника вагонов за нахождение состава на путях общего пользования. Еще год назад в одном из интервью об этом рассказывал начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александр Соколенко. Он утверждал, что компаниям будет даже выгодно заключать договор на отстой порожняка, потому что платить тогда они будут меньше, чем по действующим тарифам.

«При наличии соответствующих условий в договоре на отстой на период, в течение которого количество вагонов одного владельца на одном пути будет не менее 50, может предоставляться фиксированная скидка в размере 15%», – говорил представитель госкомпании. Но, похоже, пока дальше слов дело не пошло. 

 

Морские порты №2 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...