Застрявшие вагоны

Ж/Д транспорт
Застрявшие вагоны

Этой зимой, впрочем, как и в прошлые, сообщения ДВЖД напоминали сводки с фронта. На момент написания статьи на подходах к портам Дальнего Востока стояло 50 поездов, всего на Дальневосточной железной дороге было брошено 150 составов…

Коллапс пришелся на январь – в отдельные дни от движения были отставлены до 200 поездов. Ближе к марту случился новый коллапс – нефтяной. На этот раз «застряли» цистерны, следовавшие в порт Находку. Основные причины – плохие метеоусловия, не позволяющие вовремя подходить судам к перегрузочным терминалам, слишком медленная разгрузка поездов в портах, недостаток инфраструктурных мощностей железной дороги и упавший уровень управления железнодорожными перевозками.

Татьяна Лозовая

 

Пришли холода, встали поезда

Каждый год наступление зимних холодов парализует железнодорожное движение на подъездах к портам Дальнего Востока, и нынешний год не стал исключением. Так, 13 декабря на Ванинском направлении от движения было отставлено 42 поезда с углем. Это 2,5 тыс. вагонов — практически каждый четвертый, следовавший в эту сторону.

Застопорилось, конечно, не только данное направление. Например, к концу декабря прямо в черте города Владивосток простаивало 265 вагонов с нефтепродуктами, из них 225 с мазутом находилось на станции Гайдамак больше месяца. Уже тогда начальник Владивостокского центра организации работы железнодорожных станций Максим Черемисин назвал сложившуюся ситуацию «близкой к критической».

На самом деле критическая ситуация была впереди. 7 января на железных дорогах Дальнего Востока оказались брошенными уже 50 поездов. И это продолжалось весь январь. По словам заместителя начальника Дальневосточной дирекции управления движением Дмитрия Бородинского, в сутки, в среднем, простаивало 133 поезда. А в отдельные дни их количество превышало 200, и составы занимали почти все боковые пути вдоль магистралей.

Каковы же основные причины «пробок»? Это отсутствие «размораживателей» для вагонов с углем и, как следствие, повреждение вагонов, поломки погрузчиков, неритмичный подход судов под погрузку, отсутствие свободных складских площадей и емкостей для наливных грузов. А кроме того, несоблюдение нормативов подвоза грузов в порты.

Например, в адрес ЗАО «Дальтранс-уголь» (порт Ванино) в январе было направлено 6646 вагонов с экспортным углем при норме 2800, то есть превышение составило более 200%. Одновременно среднесуточная выгрузка из-за поломки техники равнялась 420 вагонов против нормы 630. Схожая ситуация была с углем в адрес ОАО «Восточный порт». К порту подъехало 3649 вагонов при норме 2100. А разгружался в сутки 681 из 750 вагонов по норме. Суда в порт прибывали с опозданием, а свободных складских площадок для хранения угля не было.

Опаздывали суда и в порт Находку. У ООО «РН-Находканефтепродукт» тоже периодически отсутствовали свободные мощности для хранения нефтепродуктов, правда, ситуация была не такой уж тяжелой. Выгрузка составляла 323 из нормативных 325 вагонов в сутки. А «пробка» образовалась из-за переизбытка составов на станции Крабовая: 2293 вагона вместо положенных 1700.

Хуже всего все-таки дела шли там, где не было «размораживателей» для угля. Так, ООО «СК Малый порт» фактически выгружало только 71 вагон при норме 130.

«Выгрузка в портах осуществляется медленно и неритмично. Причины — в несоблюдении технологических норм выгрузки из-за высокой вязкости нефтепродуктов и большой повреждаемости вагонов при грейферной выгрузке, — резюмировал начальник Логистического центра Дальневосточной дирекции управления движением Фарид Зайнулин. – Выполнению  показателей мешают неблагоприятные погодные условия и сложная навигационная обстановка, при которой танкерный и сухогрузный флот не может подойти к тихоокеанским портам».  

 

Нефтяной коллапс

В середине февраля на ДВЖД появился оперативный штаб для ликвидации заторов. Правда, ситуация к тому времени немного улучшилась. По состоянию на 20 февраля в «пробках» стояло только 42 поезда, половина из них — на подъездах к станции Крабовая, то есть опять в адрес ООО «РН-Находканефтепродукт».

Впрочем, число заторов в феврале, очевидно, уменьшилось по экономическим причинам — снизились общие объемы перевозок. «Среднесуточная выгрузка на припортовых станциях ДВЖД в феврале составила 3086 вагонов и уменьшилась относительно аналогичного периода прошлого года на 13%. Одной из причин такого падения является значительное снижение перевозок нефти, – поясняет заместитель начальника ДВЖД Алексей Гладилин. – Однако в марте объемы выгрузки возросли до 3362 вагонов». А следом снова выросло и число брошенных поездов.

По состоянию на 12 марта оно уже равнялось 80. Хуже всех опять сработало ООО «РН-Находканефтепродукт» — 24 состава направлялось именно на Крабовую; еще 16 — в адрес ООО «Трансбункер-Ванино». Сложная ситуация сложилась на станции Дземги – там в адрес Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (КНЗ), «дочки» «Роснефти», скопилось 25 составов или 1,5 тыс. вагонов с нефтью. На комсомольском железнодорожном транспортном узле простаивало еще 600 вагонов, также предназначенных для этого завода. На однопутном участке Комсомольск – Волочаевка-2 занятыми оказались почти все боковые пути промежуточных станций.

Причина коллапса была связана с ООО «Трансбункер-Ванино». У него не подошел вовремя флот, соответственно, не был отгружен выработанный на КНЗ мазут. Из-за отсутствия свободных емкостей пошло снижение переработки нефти, и завод просто не мог принять всю привезенную на станцию Дземги нефть. В то же время руководство завода и «Роснефти» не стало сокращать перевозки в направлении Дземги. Поэтому представители ДВЖД обратились в РЖД с просьбой ввести конвенционный запрет погрузки в адрес данной станции.

Грузополучатели видят происходящее иначе, чем в РЖД. Так, в ООО «РН-Находканефтеропдукт» заявили, что ничего не знают о скопившихся вагонах. «Если составы брошены по нашей вине – они должны нас уведомить, однако, никаких уведомлений нам не поступало», – цитирует агентство РИА Новости представителя ООО «РН-Находканефтепродукт». А представитель КНЗ полагает – причина простоя в том, что РЖД не справляется с возросшим грузооборотом: «Составы простаивают из-за того, что железнодорожники не справляются с увеличивающимися объемами грузооборота. Экономика развивается, а рельсы и шпалы, в отличие от нее, остаются прежними».

 

Не калечьте наши вагоны

Грейферная выгрузка – старый раздражитель для РЖД. На Дальневосточной дороге утверждают, будто только за февраль в портах испортили 8,4 тыс. вагонов. С большим отрывом «отличилось» ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» – его обвиняют в повреждении буквально 8 из 10 приехавших в порт вагонов. В ОАО «Торговый порт Посьет» поломки скромнее – 4 из 10 вагонов и, наконец, в ОАО «Ванинский морской торговый порт» – 3 из 10.

Масштабы «покалеченного» парка растут год от года. В 2003 году РЖД говорила о 2,2 тыс. поврежденных вагонов, в 2004 – 2,6 тыс., в 2005 – 17,5 тыс.. В 2010 году портовики испортили почти 58 тыс. полувагонов. Дальше – еще больше. По итогам 2011-го эта цифра достигла 77 тыс., по итогам 2012-го - почти 100 тыс. полувагонов.

Как это соотносится с общим объемом вагонного парка? В 2011 году он составлял примерно 1,05 млн вагонов. Значит, повреждено было примерно 7%. РЖД традиционно обвиняет во всем стивидоров – дескать, они используют устаревшие технологии и вредят подвижной состав при грейферной выгрузке. А главным «антигероем» долгое время оставался Мурманский морской торговый порт (ММТП).

Но тут важно прояснить один момент. Из 58 тыс. вагонов, поврежденных в 2010 году, 42 тыс. (более 70%) принадлежало ОАО «РЖД». А из этих 42 тыс. на ММТП пришлось 11,5 тыс. Правда, представители стивидорной компании утверждают, что к ним вагоны уже приехали в неудовлетворительном состоянии. «Железная дорога сама к нам направляет в основном старый подвижной состав. В отдельные месяцы это до 60% вагонов со сроком эксплуатации свыше 22 лет», – цитируют СМИ заместителя генерального директора по коммерческой работе ОАО «Мурманский морской торговый порт» Ирину Чеханюк.

Надо заметить, что в 2012 году ММТП утратил «пальму первенства». Больше всего повреждений пришлось на порт Посьет – более 14 тыс. вагонов, а в Мурманске повредили лишь 13,5 тыс. Наконец, третьим стал Находкинский морской торговый порт (НМТП) – около 12,4 тыс. С чем связано «лидерство» Посьета? По словам старшего инспектора по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» на ДВЖД Геннадия Айткулова, – с выходом из строя кранов и отсутствием бурорыхлительной техники. Из-за этого выгрузка составляла 132 вагона в сутки против нормы 230.

«Кранов стало меньше, время осталось то же, а норму надо выполнять. И ясно, что в таких условиях задача – не сохранить вагон, а быстрее произвести выгрузку, – говорит Г.Айткулов. – И хотя грейферная выгрузка как самый повреждающий вагоны фактор была разрешена в виде исключения на период перехода на другие виды выгрузки, некоторые предприятия этот период растянули на десятилетие. Порт Посьет – в их числе. Уже больше восьми лет там строится вагоноопрокидыватель, но сроки его ввода в эксплуатацию все время переносятся. Очередная дата ввода, насколько мне известно, – середина 2013 года».  

 

Ждем обратной загрузки

Еще одна причина «пробок» – скопление в портах порожних вагонов, чьи владельцы надеются получить обратную загрузку. Терминалы Дальнего Востока в основном ориентированы на экспорт груза. По итогам 2012 года соотношение экспорта и импорта составило 81% и около 6% соответственно.

По словам генерального секретаря Координационного совета по Транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, ввозят в Россию через дальневосточные порты главным образом грузы в контейнерах. В 2012 году их объем составил около 4,9 млн тонн – примерно 60% от общего объема импорта сухогрузов. В то же время от общего количества сухогрузов (экспорт-импорт) это менее 7%. Таким образом, дождаться импортного груза в попутном направлении нелегко, но некоторые хозяева вагонов надеются, что им повезет. По оценкам РЖД, на начало 2013 года в системе скопилось свыше тысячи порожних составов, ожидающих попутного груза.

Впрочем, в коллапсе, случившемся нынешней зимой, ожидание обратной загрузки не сыграло большой роли. Поезда отставляли от движения еще до приезда в порт, а не после.

Надо отметить, проблему брошенных поездов руководство РЖД пытается решить довольно давно. Например, путем взыскания денег с собственника вагонов за нахождение состава на путях общего пользования. Еще год назад в одном из интервью об этом рассказывал начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александр Соколенко. Он утверждал, что компаниям будет даже выгодно заключать договор на отстой порожняка, потому что платить тогда они будут меньше, чем по действующим тарифам.

«При наличии соответствующих условий в договоре на отстой на период, в течение которого количество вагонов одного владельца на одном пути будет не менее 50, может предоставляться фиксированная скидка в размере 15%», – говорил представитель госкомпании. Но, похоже, пока дальше слов дело не пошло. 

 

Морские порты №2 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...